Экономические, социальные и культурные права
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Экономические, социальные и культурные права





Уровень материального и духовного благосостояния народа во многом определяется наличием у граждан экономических, социальных и культурных прав, которые позволяют им активно проявлять свои творческие способности и обеспечивать надлежащие условия для жизни и деятельности. Указанные права тесно связаны между собой и органически дополняют друг друга. Например, право на труд образует предпосылки для реализации права на вознаграждение за выполненную работу, на охрану здоровья, на социальное обеспечение в старости, в какой-то степени право собственности и в то же время является основой свободы художественного, научного, технического творчества.

Право на труд

В соответствии со статьей 41 Конституции гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд, как наиболее достойный способ самоутверждения человека, т.е. право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на безопасные и здоровые условия труда.

В целях наиболее полной реализации данного права, государство создает условия для полной занятости населения. В случае не занятости лица по независящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом.

Кроме того, согласно части третьей комментируемой статьи Конституции Республики Беларусь, граждане имеют право на защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров (соглашений) и право на забастовку.



Принудительный труд в нашей республике запрещается, кроме работы или службы, определяемой приговором суда или в соответствии с законом о чрезвычайном и военном положении.

Трудовое законодательство, и в частности, Трудовой Кодекс Республики Беларусь, принятый в 1999г. закрепляет ряд способов защиты гражданами своих экономических и социальных интересов. Среди них: обращение в комиссию по трудовым спорам, объединение в профсоюзы, заключение коллективных договоров (соглашений), прекращение работы (забастовка).

В современных условиях содержание права на труд приобрело иной аспект, в сравнении с периодом существования СССР. По советским Конституциям оно трактовалось как обязанность и для государства (предоставить человеку работу) и для граждан (обязательно трудиться). В отношении неработающих трудоспособных лиц предусматривалась административная и даже уголовная ответственность за т.н. «тунеядство».

Сегодня право на труд понимается, прежде всего, как право личности реализовать свои умения, способности и таланты.

Право на справедливую долю вознаграждения в экономических результатах труда

В соответствии со статьей 42 Конституции лицам, работающим по найму, гарантируется справедливая доля вознаграждения в экономических результатах труда в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего им и их семьям свободное и достойное существование. При этом часть вторая указанной статьи гарантирует женщинам и мужчинам, взрослым и несовершеннолетним равное вознаграждение за труд равной ценности.

Трудовой кодекс в развитии конституционных положений предусматривает систему государственных гарантий по оплате труда работников, которая включает в себя: величину минимальной заработной платы, величину размера тарифной ставки первого разряда Единой тарифной сетки для работников бюджетной сферы; размеры увеличения оплаты труда за работу в условиях, отличающихся от нормальных; ограничение размеров удержаний из заработной платы; ответственность нанимателей за нарушение условий коллективного договора, соглашения по оплате труда и др. (ст.56).

Трудовой кодекс определяет формы, системы и размеры оплаты труда (ст.63). Заработная плата выплачивается в денежных единицах Республики Беларусь. Замена денежной оплаты натуральной формой допускается только с согласия работника.

Выплата заработной платы работникам производится, как привило, по месту выполнения ими работы. Если работник в день выплаты выполняет поручение нанимателя вне места работы
(в организации заказчика, служебной командировке, на курсах повышения квалификации и т.д.), то по просьбе работника наниматель должен за свой счет выделить ему причитающуюся заработную плату. По желанию работника заработная плата полностью или частично перечисляется на счет в банке.

В случае невыплаты по вине нанимателя причитающихся при увольнении сумм работник имеет право взыскать с нанимателя средний заработок за каждый день просрочки.

Для обеспечения выплат причитающейся работникам заработной платы, а также предусмотренных законодательством, коллективным и трудовым договорами гарантийных и компенсационных выплат в случае экономической несостоятельности (банкротства) нанимателя, ликвидации организации, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя и в других предусмотренных законодательством случаях наниматели обязаны создавать резервный фонд заработной платы. Его размер, основания, порядок создания и использования определяются Правительством Республики Беларусь.

Право на отдых

Данное право также имеет конституционную основу. Для работающих по найму это право обеспечивается установлением рабочей недели, не превышающей 40 часов, сокращенной продолжительностью работы в ночное время, предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха (ст.43).

Понятие отпуска, а также основания и порядок его предоставления определяется Трудовым кодексом. Под отпуском понимается освобождение от работы по трудовому договору на определенный период для отдыха и иных социальных целей с сохранением прежней работы и заработной платы в случаях, предусмотренных Кодексом (ст.150). Все отпуска делятся на трудовые и социальные. В свою очередь, первые из них подразделяются на основной минимальный отпуск, основной удлиненный отпуск, дополнительные отпуска; ко вторым относятся отпуска по беременности и родам, по уходу за детьми, в связи с обучением без отрыва от производства, в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС, творческие, по уважительным причинам личного и семейного характера.

Продолжительность отпусков работников по общему правилу исчисляется в календарных днях. Государственные праздники и праздничные дни, приходящиеся на период отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются и не оплачиваются. Продолжительность основного минимального отпуска не может быть менее 21 календарного дня. Продолжительность основного удлиненного отпуска для различных категорий работников определяется статьей 156 Трудового кодекса.

Работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью от 7 до 41 календарного дня. Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск, а также порядок предоставления этого отпуска утверждается Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

Трудовые отпуска (основной и дополнительный) за первый рабочий год предоставляются не ранее чем через шесть месяцев работы у нанимателя. Но статьей 166 Трудового кодекса определен перечень категорий работников, по желанию которых наниматель обязан предоставить им трудовые отпуска до истечения шести месяцев работы.

Право собственности

Государство на конституционном уровне гарантирует каждому право собственности и содействует ее приобретению. Собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами. Неприкосновенность собственности, право ее пользования определяются законом. Собственность, приобретенная законным способом, защищается государством.

Государство поощряет и охраняет сбережения граждан, создает гарантии возврата вкладов.

Принудительное отчуждение имущества допускается лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества, а также согласно постановлению суда.

Осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вред окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц (ст.44 Конституции Республики Беларусь).

Основными актами, регулирующими отношения по поводу собственности, являются Конституция и Гражданский кодекс Республики Беларусь, принятый 7 декабря 19998г.

Собственность может быть государственной и частной. Субъектами права первой из них являются Республика Беларусь и административно-территориальные единицы, а субъектами права второй – физические и негосударственный юридические лица.

В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может находиться в собственности граждан или юридических лиц.

Имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. При этом данное имущество может находиться у них с определением доли каждого из собственников.

Гражданский кодекс и принятые в соответствии с ним законодательные акты регулируют порядок наследования собственности. Наследование осуществляется по закону и по завещанию. Наследование по закону имеет место при отсутствии завещания, либо если последнее определяет судьбу не всего наследства, а также в иных случаях, установленных Гражданским кодексом.

Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства. По заявлению наследника, пропустившего срок для принятия наследства, суд может признать его принявшим наследство, если найдет причины пропуска срока уважительными, в частности, если установит, что этот срок был пропущен потому, что наследник не знал, а должен был знать об открытии наследства, и, при условии, что наследник, пропустивший срок для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.

Право на охрану здоровья

Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения. Государство создает условия доступного для всех граждан медицинского обслуживания (ст.45 Конституции Республики Беларусь). В соответствии с частью третьей указанной статьи, это право обеспечивается кроме бесплатного лечения в государственных учреждениях здравоохранения также развитием физической культуры и спорта, мерами по оздоровлению окружающей среды, возможностью пользования оздоровительными учреждениями и совершенствованием охраны труда.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, вступивший в силу 3 января 1976г., и к которому присоединилась Республика Беларусь, определяет перечень мероприятий, которые должны включать меры, направленные на обеспечение наивысшего достижимого уровня физического и психического здоровья:

· обеспечение сокращения мертворождаемости и детской смертности и здорового развития ребенка;

· улучшение всех аспектов гигиены внешней среды и гигиены труда в промышленности;

· предупреждение и лечение эпидемических, эндемических, профессиональных и иных болезней и борьбы с ними;

· создание условий, которые бы обеспечивали медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни.

Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» от
18 июня 1993г. (в ред. от 11.01.2002г.) в полной мере воспринял и развил указанные положения международного документа. В соот-
ветствии с ним, право граждан на охрану здоровья обеспе-
чивается бесплатной медицинской помощью в государственных учреждениях здравоохранения; укреплением материально-техни-
ческой базы учреждений здравоохранения; подготовкой меди-
цинских и фармацевтических кадров; созданием для человека благоприятной среды обитания; возможностью пользоваться медицинскими, лечебно-профилактическими и оздоровительны-
ми учреждениями; созданием условий для занятий физической культурой и спортом.

Любой гражданин вправе пройти медицинкое обследование и получить медико-санитарную помощь в любом учреждении здравоохранения с учетом его профиля и мощности.

В завершение вопроса обеспесения охраны здоровья следует отметить, что данная проблема является не только чисто медицинской. Она включает широкий комплекс мероприятий, в том числе в области охраны окружающей природной среды, создании здоровых безопасных условий труда, развития системы социального обеспечения граждан и т.д.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.