Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Компетенция и организация работы Совета Республики





Являясь второй палатой Национального собрания Республики Беларусь, Совет Республики осуществляет иные функции, чем Палата Представителей. Если основной функцией Палаты представителей является законопроектная деятельность, то Совет Республики осуществляет своеобразную экспертизу законопроектов, принятых Палатой представителей. Такая экспертиза выражается в форме одобрения или отклонения законопроектов. Для Совета Республики характерна также контрольная функция за соответствием законодательству решений местных Советов депутатов (отмена таких решений, не соответствующих законодательству и даже роспуск местного Совета депутатов в случае грубого или систематического нарушения им законодательства). В определенной мере контрольная функция Совета Республики связана и с контролем в отношении указов Президента о введении военного или чрезвычайного положения. Достаточно Существенной является и кадровая функция Совета Республики, которая заключается не только в участии в формировании Конституционного Суда и Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, но и в даче согласия Президенту на назначение ряда должностных лиц.

Итак, в соответствии со статьей 98 Конституции Совет Республики:

1) одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию; о толковании Конституции; проекты иных законов;

2) дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;

3) избирает шесть судей Конституционного Суда;

4) избирает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;

5) отменяет решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству;

6) принимает решение о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом;

7) рассматривает выдвинутое Палатой представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления, принимает решение о его расследовании. При наличии оснований большинством не менее двух третей голосов от полного состава принимает решение о смещении Президента с должности;

8) рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного положения, военного положения, полной или частичной мобилизации и не позднее чем в трехдневный срок после их внесения принимает соответствующее решение.

К компетенции Совета Республики относятся также и другие вопросы. Как и Палата представителей, Совет Республики наделен правом вносить предложения о проверке конституционности нормативных актов в Конституционный Суд Республики Беларусь (ст.116 Конституции). Совместно с Палатой представителей Совет Республики также наделен правом по предложению Президента делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона и отменять временные декреты Президента (ст.101 Конституции). Совет Республики обладает правом законодательной инициативы в Палате представителей (ст.99 Конституции). Для организации своей работы Совет Республики имеет право принимать регламент (ст.105 Конституции), избирать Председателя Совета Республики и его заместителя, избирать постоянные комиссии и иные органы для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к его ведению (ст.96 Конституции).

Компетенция Совета Республики также, как и у Палаты представителей, является закрытой, то есть он может принимать решения по тем вопросам, которые предусмотрены Конституцией.

Органы Совета Республики

Органами Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь являются Председатель Совета Республики, его заместитель, Президиум Совета Республики и постоянные комиссии. Регламентом Совета Республики предусмотрено создание совещательных, консультативных и иных органов.

Совет Республики избирает из своего состава Председателя Совета Республики и его заместителя тайным голосованием.

Вначале избирается Председатель Совета Республики, а затем – Заместитель Председателя Совета Республики.

Кандидатуры на должности Председателя Совета Республики и его заместителя выдвигаются членами Совета Республики. Каждый член Совета Республики вправе предложить по одной кандидатуре на должности Председателя Совета Республики и его заместителя.

Член Совета Республики вправе выдвигать собственную кандидатуру на должности Председателя Совета Республики, его заместителя.

Член Совета Республики, выдвинутый для избрания на должности Председателя Совета Республики, его заместителя, имеет право заявить о самоотводе.

Процедура обсуждения кандидатур на должности Председателя Совета Республики и его заместителя такая же, как и для Председателя Палаты представителей и его заместителя.

По результатам обсуждения Совет Республики утверждает списки кандидатур для избрания на должности Председателя Совета Республики и его заместителя.

Кандидат на должности Председателя Совета Республики или Заместителя Председателя Совета Республики считается избранным, если в результате голосования он получил большинство голосов от полного состава Совета Республики.

В случае, когда на должности Председателя Совета Республики или Заместителя Председателя Совета Республики было выдвинуто более двух кандидатов, и ни один из них не набрал необходимого для избрания числа голосов, проводится повторное голосование по двум кандидатурам, получившим наибольшее число голосов.

К полномочиям Председателя Совета Республики относится: общее руководство Советом Республики, ведение заседаний Совета Республики, руководство Президиумом Совета Республики, представление Совета Республики в отношениях с другими государственными органами, дача поручений постоянным комиссиям и другие. Заместитель исполняет обязанности в отсутствие Председателя или по его поручению, организует формирование планов мероприятий, проводимых Советом Республики, организует подготовку заседаний Совета Республики и Президиума Совета Республики, обеспечивает освещение деятельности Совета Республики в средствах массовой информации, осуществляет иные полномочия.

Совет Республики вправе отменить любое распоряжение или поручение Председателя Совета Республики и Заместителя Председателя Совета Республики.

Председатель Совета Республики и Заместитель Председателя Совета Республики могут быть досрочно освобождены от занимаемых должностей.

Вопрос о досрочном освобождении от занимаемых должностей Председателя Совета Республики или Заместителя Председателя Совета Республики рассматривается Советом Республики при поступлении их личных заявлений либо по мотивированному предложению членов Совета Республики или постоянных комиссий Совета Республики в случае ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей или нарушения требований законодательства и настоящего Регламента.

Голосование по вопросам о досрочном освобождении от занимаемых должностей Председателя Совета Республики или его заместителя проводится в порядке, предусмотренном Регламентом для избрания кандидатов на эти должности.

Постоянные комиссии являются основными органами Совета Республики. Они создаются для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Совета Республики, и осуществления контрольных полномочий Совета Республики. В отличие от Палаты представителей, Совет Республики создает только пять постоянных комиссий: по законодательству и государственному строительству, по экономике, бюджету и финансам; по социальным вопросам, по региональной политике, по международным делам и национальной безопасности.

Численный состав постоянной комиссии определяется Советом Республики, однако в состав комиссии должно входить не менее восьми членов. Порядок формирования постоянных комиссий Совета Республики практически не отличается от формирования постоянных комиссий Палаты представителей. В состав постоянной комиссии входят ее председатель, заместитель (заместители) и члены.

Все члены Совета Республики должны входить в состав постоянных комиссий, за исключением Председателя Совета Республики и его заместителя, причем член Совета Республики может входить в состав только одной постоянной комиссии.

Основной формой работы постоянных комиссий являются их заседания, которые правомочны при участии в них более половины членов постоянной комиссии. Решения постоянных комиссий Совета Республики принимаются большинством голосов от числа присутствующих.

Постоянные комиссии Совета Республики имеют два основных отличия от постоянных комиссий Палаты представителей. Первое из них заключается в основных функциях постоянных комиссий. Если для постоянных комиссий Палаты представителей более характерна деятельность по подготовке законопроектов, то для постоянных комиссий Совета Республики – экспертиза законопроектов, принятых Палатой представителей.

Второе различие заключается в степени регламентации компетенции постоянных комиссий. В Регламенте Палаты представителей указываются только основные вопросы компетенции постоянных комиссий. Регламент Совета Республики детально определяет компетенцию каждой из пяти постоянных комиссий.

Например, постоянная комиссия по региональной политике:

· готовит заключения по принятым Палатой представителей проектам законов об определении порядка решения вопросов административно-территориального устройства государства, о местном самоуправлении, по вопросам аграрной политики, экологии, природопользования, промышленности, транспорта, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, торговли, связи, а также по проблемам чернобыльской катастрофы;

· готовит заключения для рассмотрения на заседании Совета Республики вопроса об отмене решений местных Советов депутатов, не соответствующих законодательству;

· готовит заключение для рассмотрения Советом Республики вопроса о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом;

· готовит заключения по соответствующим разделам проекта республиканского бюджета и по другим законопроектам, затрагивающим вопросы региональной политики.

Такие же конкретные вопросы ведения закреплены в Регламенте для каждой постоянной комиссии. Вместе с тем, постоянные комиссии Совета Республики вправе:

· вносить предложения по повестке дня сессии Совета Республики Председателю Совета Республики, в Президиум Совета Республики либо непосредственно в Совет Республики;

· создавать рабочие группы из числа членов данной комиссии, членов других постоянных комиссий, представителей и специалистов министерств и иных государственных органов, общественных объединений, научных учреждений для подготовки отдельных вопросов, парламентских слушаний;

· запрашивать материалы и документы, необходимые для их деятельности, у государственных органов, предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, общественных объединений, должностных лиц;

· привлекать к своей работе экспертов, назначать независимую экспертизу законопроектов, создавать на общественных началах научно-консультативные советы по вопросам, входящим в компетенцию постоянных комиссий;

· вносить предложения о награждении Почетной грамотой Национального собрания Республики Беларусь граждан и организаций Республики Беларусь, а также граждан других государств и по подготовке иных вопросов, относящихся к ведению Совета Республики.

Постоянные комиссии самостоятельно определяют порядок организации своей деятельности.

Президиум Совета Республики

Он создается для организации работы Совета Республики. Президиум Совета Республики является постоянно действующим органом, подотчетным Совету Республики. В состав Президиума Совета Республики входят Председатель Совета Республики, его заместитель и председатели постоянных комиссий Совета Республики. Президиум Совета Республики возглавляет Председатель Совета Республики.

Президиум Совета Республики осуществляет три функции. К первой из них относится организационные полномочия Президиума в связи с созывом и проведением сессии Совета Республики. Так, Президиум организует работу по подготовке сессии Совета Республики, принимает решения о внесении проекта повестки дня и проектов о дополнении повестки дня сессии Совета Республики на рассмотрение Совета Республики, определяет дату проведения очередного заседания Совета Республики, информирует членов Совета Республики о вопросах, которые предполагается рассмотреть на очередном заседании Совета Республики, а также решает и иные вопросы.

Вторая функция Президиума Совета Республики связана с координацией деятельности постоянных и временных комиссий, других органов Совета Республики. Президиум заслушивает сообщения по вопросам работы постоянных комиссий и других органов Совета Республики, дает поручения постоянным комиссиям и иным органам Совета Республики, осуществляет другие функции.

Еще одна функция Президиума Совета Республики направлена на оказание содействия членам Совета Республики в осуществлении ими своих полномочий. Это касается контроля за своевременным рассмотрением запросов членов Совета Республики, высказанных на сессиях Совета Республики, к Премьер-министру, членам Правительства Республики Беларусь, руководителям государственных органов, образуемых или избираемых Парламентом; принятия решений о направлении членов Совета Республики, работников Секретариата Совета Республики в зарубежные командировки и утверждение отчетов о них.

Президиум Совета Республики осуществляет свою деятельность в форме заседаний. Заседания Президиума Совета Республики созываются по мере необходимости и ведутся Председателем Совета Республики, а в его отсутствие – Заместителем Председателя Совета Республики. Заседание Президиума Совета Республики может быть созвано по требованию не менее одной трети членов Президиума Совета Республики. Заседание Президиума Совета Республики правомочно при условии, что на нем присутствует не менее двух третей от полного состава Президиума Совета Республики. Решения Президиума Совета Республики принимаются большинством голосов от полного состава Президиума Совета Республики и оформляются постановлениями.

Сессии Совета Республики

Основной формой работы Совета Республики, как и для Палаты представителей, является сессия. В соответствии со ст.95 Конституции Республики Беларусь Совет Республики собирается на две очередные сессии в год. Сессии Совета Республики и Палаты представителей совпадают по срокам открытия и продолжительности времени, установленными Конституцией, однако, различаются по количеству заседаний. Это объясняется тем, что в отличие от депутатов Палаты представителей, которые осуществляют полномочия на профессиональной основе, члены Совета Республики (за исключением Председателя Совета Республики, его заместителя и председателей постоянных комиссий) осуществляют свои полномочия без отрыва от производственной или служебной деятельности (ст.6 Закона «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь»). Поэтому и заседания Совета Республики проводятся реже и продолжительность заседаний меньше.

Этапы подготовки и проведения сессии в палатах совпадают. Можно отметить, что повестка дня сессии Совета Республики тесно связана с рассмотрением тех законопроектов, которые уже были приняты Палатой представителей. В повестке дня сессии указывается, какие вопросы подлежат рассмотрению, кем вносятся соответствующие проекты постановлений Совета Республики, кто является докладчиком и содокладчиком по вопросам, подлежащим рассмотрению Советом Республики.

Предложения по включению вопросов в повестку дня сессии вместе с письменным обоснованием и проектом решения по данному вопросу направляются Председателю Совета Республики либо вносятся непосредственно в Совет Республики Президиумом Совета Республики, постоянными комиссиями Совета Республики, членами Совета Республики. Предложения Президиума Совета Республики, постоянной комиссии Совета Республики, члена Совета Республики по включению вопроса в повестку дня сессии ставятся председательствующим на голосование в порядке очередности их поступления. Если по одному и тому же вопросу проекта повестки дня сессии внесено несколько предложений, то по решению Совета Республики вначале может проводиться голосование по тем из них, принятие или отклонение которых позволит исключить другие предложения. Перед голосованием инициатору предложения предоставляется возможность выступить с его обоснованием.

Проект повестки дня сессии после принятия решений о внесении в него изменений и дополнений ставится председательствующим на голосование для принятия повестки дня сессии в целом.

Решение о принятии повестки дня сессии в целом принимается большинством голосов от полного состава членов Совета Республики и оформляется постановлением Совета Республики.

Повестка дня сессии может изменяться и дополняться. Изменения и дополнения в повестку дня сессии могут быть внесены по решению Совета Республики большинством голосов от полного состава Совета Республики. По данному вопросу принимается постановление Совета Республики.

Вопросы, включенные в повестку дня сессии, рассматриваются в установленной Советом Республики последовательности. Как правило, в первую очередь рассматриваются вопросы повестки дня сессии, для обсуждения которых прибыли приглашенные.

Время для докладов на заседаниях Совета Республики предоставляется, как правило, в пределах 30 минут, для содокладов – 15 минут. Выступающим в обсуждении предоставляется до
10 минут; для повторных выступлений в обсуждении, для выступлений по обсуждению кандидатур, порядку ведения заседания, мотивам голосования, для заявлений, запросов, предложений, вопросов, сообщений и справок – до 3 минут.

Процедуры рассмотрения вопросов на заседаниях, проведения голосования и принятия решений в обеих палатах Парламента сходны. Решения Совета республики оформляются постановлениями.








Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.