Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Мировая цивилизация и журналистика: проблемы и перспективы. СМИ и информационное общество.





Функции журналистики в современном обществе. Проблемы эффективности функционирования СМИ.

Функции журналистики характеризуют совокупность ее обязанностей и выполняемых ею задач, способ жизнедеятельности в обществе.

В советской теории и практике журналистики долгое время господствовало ленинское представление о роли прессы в жизни общества: «Газета – не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор».

В последней трети двадцатого века в оборот был введен иной набор:

Информационная. Обя зательным условием информационного взаимодействия в сфере журналистики является установление контакта с «контрагентом», т.е. налаживание, связи с массовой аудиторией и социальными институтами. Общеизвестно, что исходной функцией журналис­тики является коммуникативная функция - функция общения, налаживания контакта. Не случайно журналистику часто называют «средством массовой коммуни­кации», или mass media. Кажущаяся чисто «технической», коммуникатив­ная функция, однако, эффективно реализуется лишь при ясном содержа­тельном наполнении. Оно заключается в том, что не только устанавливается контакт Ж – МА и (или) Ж - СИ, но и происходит знаком­ство МА и СИ с Ж как носителем информации, занимающим определен­ную позицию и стремящимся проводить устраивающую (или не устраива­ющую) «потребителя» информационную политику:"»

просветительская, воспитательная, регулятивная, гедонистическая.

Классификация Е. П. Прохорова предполагает:

Социальные. Социальное предназначение журналистики как ее объективная независимая от позиций СМИ и взглядов журналистов, роль СМИ в обществе основывается на потребностях СИ и МА в максимально полной информированности.

Идеологические. Для взаимоотношений с МА первостепенное значение имеет

информационное обслуживание массового сознания и, прежде всего, общест­венного мнения. А диапазон взаимоотношений простирается от простого сообщения фактов до стремления оказать глубокое влияние на мировоз­зренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов, словом на характер и меру информированности по общественным проблемам.

Культурно-рекреативные. Располагаются рядом с идеологическими функциями. Притом если такие задачи, как формирование политической культуры, экономическое образование, эти­ческое и эстетическое воспитание и т.п., непосредственно связаны с иде­ологической деятельностью СМИ и едва ли не являются ее частью, то формирование культуры поведения (в том числе и этикета), пропаганда медицинских знаний, физической культуры, культуры досуга и т.д. значительно слабее связаны с идеологической деятельностью.

Наконец следует назвать такую всепроникающую функцию, как рекреативная. Эта функция всепроникающая, так как эффективного выполнения всех других функций можно добиться только в том случае, если реализующие их материалы читаются, смотрятся, слушаются с удовольствием, приносят интеллектуальное наслаждение, радость познания нового интересного. Но есть материалы в СМи, которые выполняют исключительно эту функцию. Обычно их называют развлекательными.

Непосредственно-организаторские функции. Второй и объективно наиболее важный слой функций СМИ определяется ролью журналистики в выполнении жизненно важных потребностей ее контрагентов – СИ и МА. Для взаимоотношений с СИ- это выдвижение суждений и оценок, вырабатываемых данным органом журналистики относительно характера и уровня выполнения СИ и его должностными лицами их обязанностей перед обществом. В этом проявляется контрольная и связанная с нею регу­лятивная деятельность СМИ по отношению к СИ. Здесь наиболее нагляд­но видна роль журналистики как «четвертой власти» в обществе. И хотя ее «властные полномочия» пока еще недостаточно обеспечены законодатель­ством, а публикации не обязательны для рассмотрения в СИ, тем не менее, в зависимости от общественной влиятельности конкретного издания или программы соответствующие материалы оказывают воздействие той или иной направленности и силы на деятельность СИ. Публикации высокоавторитетных CMИ способны оказывать мощное влияние на СИ, добиваться коренных перемен в их деятельности и серьезных перемещений должностных лиц.

С. Г. Корконосенко в качестве системообразующего признака предложил использовать субъектный подход к группировке функций журналистики.

С позиции генерального субъекта – общества журналистика выполняет функции: интеграции, познания (самопознания).

С точки зрения отдельных социальных институтов и групп: пропаганда, агитация (результатом исполнения становится специфическое содержание общественного мнения), организация, функции ориентации (социализации индивида), психологической разрядки, психогигиены.

Для самих работников печати, радио и телевидения журналистика выполняет служебно-профессиональную ф. (исполнение профессионального и общественного долга, заработок) и творческую (личностная самореализация и саморазвитие).

С точки зрения В. Т. Третьякова журналистика выполняет четыре основные функции: информационную, воздействия на власть, социализации личности, управления сознанием и поведением людей.

 

Различные концепции свободы печати

1)Американская: СМИ ни от кого не зависят, согласно 1-й поправке, ни Правительство, ни Конгресс не имеют права влиять на СМИ

2)Английская концепция: близка к американской, но в The Bill of Rights говорится, что Парламент имеет право влиять на СМИ, и СМИ должны подчиняться решению Парламента. Кроме того, Парламент назначает комиссии, которые контролируют деятельность СМИ. 4 комиссии (их деятельность рассматривает Heritage Department - по культурному наследию):

· по жалобам на радио (Radio Complaints Commission);

· по жалобам на прессу (Press Complaints Commission);

· по жалобам на рекламу (Advertising Complaints Commission);

· независимая комиссия по ТВ (Independent TV Commission) - рассматривает очень большое количество ТВ-программ, имеет право штрафовать каналы-нарушители на 500 тыс. $

3)Французская концепция: СМИ подчиняются Конституции (принята в 1881); и Правительство, и Парламент имеют право воздействовать на СМИ

4)Немецкая концепция: СМИ подчиняются федеральным законам

 

Сетевые СМИ: функции, структура и тенденции развития.

Государственная информационная политика и практика ее осуществления.

Концепция государственной информационной политики Российской Федерации

Одобрена на заседании Комитета Государственной Думы по информационной политике и связи 15 октября 1998 г.Одобрена на заседании Постоянной палаты по государственной информационной политике Политического консультативного совета при Президенте Российской Федерации 21 декабря 1998 г.Государственная информационная политика представляет собой совокупность целей, отражающих национальные интересы России в информационной сфере, стратегических направлений их достижения (задач) и систему мер их реализующих.

Государственная информационная политика является важной составной частью внешней и внутренней политики государства и охватывает все сферы жизнедеятельности общества.

Долгосрочной стратегической целью информационной политики является обеспечение перехода к новому этапу развития России - построению демократического информационного общества и вхождению страны в мировое информационное сообщество.

Основой этого перехода является создание единого информационно - телекоммуникационного пространства страны как базы решения задач социально-экономического, политического и культурного развития страны и обеспечения ее безопасности.

Основными задачами ГИП являются:

· модернизация информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;

· развитиеинформационных, телекоммуникационных технологий;

· эффективное формирование и использование национальных информационных ресурсов (ИР)и обеспечение широкого, свободного доступа к ним;

· обеспечение граждан общественно значимой информацией и развитие независимых средств массовой информации;

· подготовка человека к жизни и работе в грядущем информационном веке;

· создание необходимой нормативной правовой базы построения информационного общества.

Основным средством, обеспечивающим функционирование инфраструктуры и взаимодействие субъектов единого информационно-телекоммуникационного пространства являются информационные и телекоммуникационные технологии, обеспечивающие создание информации, ее распространение и использование.

Достижение целей ГИП требует развития и совершенствования системы всеобщего образования и профессиональной подготовки кадров, обеспечивающей полноценную жизнь и эффективную деятельность человека в информационном обществе XXI века.

Государственная информационная политика будет эффективной лишь в случае, если она носит комплексный, системный характер и, безусловно, открыта, направлена на согласование интересов граждан, общества и государства.

Система массового информирования является основным средством формирования массового сознания, каналом информирования общества о деятельности государственных учреждений, распространения политических, экономических и культурных идей. Система массового информирования призвана способствовать построению демократического информационного общества, обеспечению защиты конституционных прав и свобод граждан.

Основные положения ГИП фиксируются в нормативных правовых актах, прежде всего в законах, гармонизированных с законодательством развитых стран, и это является важнейшим основанием для реализации ГИП. Исходя из этого, решение основных задач ГИП должно осуществляться посредством различных форм воздействия на следующие объекты информационной сферы:

· система формирования и использования информационных ресурсов;

· информационно-телекоммуникационная инфраструктура;

· научно-технический и производственный потенциал, необходимый для формирования информационно-телекоммуникационного пространства;

· рынок информационных и телекоммуникационных средств, информационных продуктов и услуг;

· домашняя компьютеризация;

· международное сотрудничество;

· системы обеспечения информационной безопасности;

· правовая база информационных отношений.

Содержание задач государственной информационной политики вытекает из новых политических и социально-экономических условий развития страны и накопленного опыта реализации отдельных мероприятий государственной политики в области создания, распространения и использования информации и мирового опыта проведения информационной политики в развитых государствах.

Переход России к новому типу экономического развития, гражданскому обществу и правовому государству, политический плюрализм, порождают огромную общественную потребность в информации. Необходимость удовлетворения этой потребности и обуславливает особую роль СМИ в жизни общества. При этом в полной мере проявляются такие свойства СМИ как массовость, тиражируемость, периодичность, использование постоянно пополняемых информационных ресурсов, выполнение СМИ функций первичных источников информации, применение современных информационных технологий и средств телекоммуникаций.. СМИ есть действенный канал информирования общества о деятельности власти и информировании власти и общества о жизни общества и его реакции на действие власти. Эти особенности делают СМИ важнейшим социальным институтом и необходимым объектом государственной информационной политики. Современные СМИ не только оперативно отражают мировые события, но в значительной степени занимаются анализом информации, ее предварительной фильтрацией и целенаправленным отбором. Благодаря этому СМИ являются мощным средством воздействия на сознание людей.

В настоящее время не решены еще многие проблемы, связанные со свободой доступа к информации журналистов, с правовой охраной личной тайны в СМИ, защитой гражданина и общества от ложной и недобросовестной информации, распространяемой СМИ. СМИ не выполняют в полном объеме образовательных задач и задач сохранения и развития национальных культур.

Решение этих проблем может быть найдено только в рамках ГИП, прямо ориентированной на открытое демократической развитие российского общества и государства.

Основной задачей ГИП по отношению к СМИ является выработка правовых, экономических и организационных мер, обеспечивающих в деятельности СМИ баланс интересов личности, общества и государства. Для этого необходимо решить комплекс вопросов государственной поддержки государственных СМИ и выработать позицию по отношению к негосударственным СМИ.

В этом случае СМИ реально смогут служить механизмом организации отношений между населением и социальными институтами общества, выражающими интересы власти, бизнеса, культурного развития, быть инструментом диалога между ними. При этом может быть преодолено жестко установочное отношение значительной части населения к массовой информации, недоверие к сообщениям, которые не соответствуют личным или социальным ожиданиям.

Должны быть созданы такие организационные, правовые, экономические и технологические условия, при которых СМИ будут эффективно выполнять функцию объективного информирования населения, социальных институтов и государства. Под этим углом зрения следует рассматривать все уже существующее и перспективное законодательство, другие нормативные акты и отдельные правовые нормы, касающиеся СМИ. Особое внимание должно быть уделено правовым положениям, устанавливающим ответственность за правонарушения в информационной сфере, обеспечивающим государственную поддержку СМИ и книгоиздания и недопустимость введения политической цензуры.

Важной является также проблема информирования населения о деятельности органов власти и управления. Необходимо обеспечение доступности для широких слоев населения объективной информации о ходе экономических реформ, решении социальных задач, правовых актах и нормах, регулирующих общественную и частную жизнь граждан. Ситуация осложняется процессом коммерциализации сферы социально-информационных услуг. Следует решить вопрос о специальных информационных центрах, выступающих посредниками между властными структурами и населением.

Нельзя забывать, что СМИ есть не только объект информационной политики, но и активный субъект ее. Это инструмент не только государственного, а еще в большей степени общественного воздействия на массовое сознание, инструмент формирования общественного мнения. Идеи тонкого правового регулирования всей системы электронных и печатных СМИ должны быть тщательно согласованы с действующим и вновь принимаемым законодательством в этой области. Весьма важным является поиск баланса между государственным и общественным регулированием деятельности СМИ. При этом необходимо более четко проводить линию на обеспечение подлинно демократического развития нашего общества и государства в направлении открытого информационного общества.

Макетирование и верстка

С появлением компьютерных технологий, как уже было отмечено, процесс верстки переместился из типографии в редакцию и по времени совместился с процессом макетирования.

Как устроена полоса. Полоса — это страница издания. Она имеет следующие атрибуты:– поля — верхнее, нижнее, внутреннее и внешнее;– колонки и межколонники.

Две смежные страницы образуют разворот. В этом случае внутренние поля обеих страниц составляют средник. В некоторых случаях при подготовки газеты применяют сплошной разворот без средников.

Виды верстки. Графический план верстки (макет) создается в редакции либо непосредственно в процессе компьютерной верстки, либо заранее.

В практике известны несколько видов верстки, различающихся в зависи­мости от конфигурации материалов, их расположения по горизонтали и вер­тикали и относительно центра полосы. Мы называем верстку прямой (брус­ковой), если каждый материал имеет четырехугольную форму, и ломаной (ступенчатой), когда колонки различной высоты образуют формы «флаж­ков», «сапожков» и т. п. Очень распространенная в 50-х и 60-х годах, сегодня ломаная верстка — редкая гостья на страницах газет. Вытеснившая ее прямая верстка стала общей нормой в наших газетах. Ее преимущест­во — в геометрической простоте, а, следовательно, и в большей доступнос­ти, удобочитаемости.

При построении полос в виде трех–четырех этажей, образуемых гори­зонтально расположенными материалами, мы говорим о горизонтальной верстке; при постановке материалов по вертикали получаем вертикальную верстку. В чистом виде такие построения встречаются редко, так как они статичны в своих повторах и зрительно или растягивают, или сужают полосы, нарушая их пропорции. Они пред­почитают так строить полосы, чтобы широким, многоколонным конфигу­рациям противопоставить узкие и получить горизонтальную верстку с верти­кальными пересечениями или, если преобладают узкие конфигурации, вертикальную с горизонтальными пересечениями. Контрастные противо­поставления такого рода создают на полосе живые, динамичные компо­зиции.

Симметричную верстку образует такое рас­положение текстов, заголовков, иллюстраций и других оформительских пятен, при котором они взаимно уравновешивают друг друга. При делении симметрично сверстанной полосы пополам вертикальной линией правая часть полосы композиционно совпадает с ее левой половиной. Симметрично обычно верстаются крупные официальные и отчетные материалы, занимающие полосу и разворот.

И все-таки в газете мы чаще имеем дело с асимметричной версткой. Элемент контрастно­го оживления вносят даже небольшие отклонения от строгой симметрии. Яркая, выразительная верстка — это, как правило, верстка, построенная на контрастах.

Графические контрасты в газете. Одни контрасты — это контрасты широкого и узкого, или горизонтального и вертикального, ле­жащие в основе верстки с пересечениями.

Содержание газеты обычно составляют аналитические материалы боль­ших и средних размеров и мелкая информация. Эта разномасштабность публикаций, контраст большого и малого, дает возможность оживить и раз­нообразить верстку.

В основе графики, как известно, лежит контраст черного и белого. В газе­те мы фактически имеем дело еще и с серым цветом, а при многокрасочной печати — с красным, синим, зеленым и др. Черное образуют на полосе «пят­на» заголовков и иллюстраций, белое — поля, межколонные и межстроч­ные просветы, серое — тексты, набранные шрифтами светлого начертания. Они создают основной цветовой фон газетной страницы, на котором контра­стно выделяются заголовки, изобразительные элементы, украшения, линей­ки.

 

Программный пакет верстки PageMaker является одним из наибо­лее распространенных интегрированных программных пакетов верст­ки, обеспечивающих компьютерную обработку текстовой и изобрази­тельной информации от ввода данных до подготовки их для типограф­ской печати.

 

Предпечатная подготовка того или иного издания во многом зависит от технологии печати. Оригинал-макет может передаваться на печать в различных видах. Кроме того, иногда приходится делать спуск полос. Программы типа Adobe PageMaker позволяют делать это в своей среде. Спуск полос обозначает перетасовку страниц таким образом, что первая соседствует с последней, вторая — с предпоследней и т. д.

Предпечатная подготовка является очень важным этапом в процессе изготовления полиграфической продукции. Она требует повышенного внимания. Зачастую обнаруженные при печати ошибки уже невозможно исправить.

Моделирование

Главенствующую роль в серьезном типе изданий играет содер­жание. Без рассмотрения предварительной подготов­ки (систематизации) содержательной части просто нельзя присту­пать к работе над формой издания — к верстке и оформлению.

Для этой цели и существует такой методологический продукт, как тематическая модель издания.

Тематическая модель — это система подачи содержатель­ной части периодического издания, которая определяет его ко­личественную (объем и число материалов), пространственную (размещение материалов в целом по номеру и по конкретным по­лосам), качественную (жанровую) и временную (периодичность) составляющие текстового и иллюстративного массивов.

Основой тематической модели является рубрикатор (полный список используемых рубрик и система их подачи).

Поскольку модель подразумевает относительное постоянство расположения рубрик, то представляется целесообразным раз и навсегда закрепить за определенными полосами определенные рубрики.

Графическая модель — воплощение тематической модели из­дания графическими, шрифтовыми и изобразительными средствами. Основой графического моделирования является:

а) конструкция номера в целом и всех его полос по отдельности;

б) шрифтовая политика;

в) подача видеоряда;

г) использование изобразительных средств второго плана (как-то — подложек, рамок, линеек и др.).

Конструкция номера — дело сугубо индивидуальное для каж­дого издания. Базируется она на выборе определенной системы вер­стки: вертикальной и горизонтальной, плоской и объемной.

Дизайн газеты

Логотип газеты и первая полоса. Специфика первой полосы заключается в том, что на ней изна­чально остается меньше пространства: логотип съедает значитель­ную часть полосы. Поэтому его оформители прибегают к необычным или даже экзотическим шрифтам, в изобилии имеющим­ся в современных компьютерных программах.

Характерной особенностью лучших логотипов является ори­гинальность и четкое соответствие формы духу слова или слово­сочетания, составляющего заглавие. Многие оформители вклю­чают в логотип фотографии, рисунки, графические символы — и это, в конечном итоге, придает особое достоинство и индивиду­альность логотипу.

Постоянство элементов. Традиционно важным компонентом оформления и акценти­ровки являются рубрики. Они могут появляться в виде надзаголовков или подзаголовков и даже соединяться с подписью автора, которая все чаще выносится к началу первой колонки текста, — любая их трансформация и модификация не отменяет главного предназначения рубрики: создание композиционно-содержатель­ного единства полосы.

А постоянство элементов — чрезвычайно важный фактор внешнего вида первой полосы.

Композиционные приемы и графические элементы призваны создать у читателя определен­ное настроение, вызвать у него спланированные эмоции. Поэто­му одной из задач оформителя становится умение сделать пер­вую полосу эмоционально насыщенной. Этому и способствуют главный материал полосы, его иллюстрация и заголовок, развер­стываемый как шапка — крупно, нестандартно.

Шрифты и заголовки. Правильная шрифтовая политика определяет 3/4 успеха оформления газеты. Различают 4 функциональные группы шрифтов:

1. Рабочий, или основной (мелкий шрифт основного набора).

2. Заголовочный, подзаголовочный и шрифт для рубрик.

3. Выделительный (врубки-врезки, вопросы к интервью).

4. Рекламная группа.

Рабочий шрифт рекомендуется применять один (и обяза­тельно — единого кегля!) для всего текстового массива газеты.

Дополнительный шрифт должен резко отличаться от основ­ного — если основной шрифт является засечным, то дополнитель­ный должен быть рубленым; и наоборот.

Заголовочные шрифты подчиняются примерно тем же за­конам, что и рабочие, и выбирать их следует по той же методике, которая предлагалась к рабочим шрифтам.

Выделительные шрифты (врезки, врубки, вопросы интер­вью) в наибольшей степени зависят от вкуса конкретного оформи­теля, и поэтому ограничимся повторением прописных истин: как пра­вило, эти шрифты бывают полужирные или жирные (Bold, Black); как правило врубки и врезки бывают не менее 10–12 кегля; как правило, вопросы интервью повторяют кегль основного шрифта и выделяются не только толщиной, но еще и курсивным начертанием (Italic). Выделительные шрифты тоже следует применять не более одного–двух начертаний, заложенных в основные автоматические стили компьютера.

Рекламные шрифты —тема настолько объемная и отдель­ная, что относится уже не совсем к газетному делу; и скорее — не к полиграфическому, а к художественному дизайну. Изобразительный ряд газеты — это, в основном, фотографии. А также рисунки, коллажи, заставки, другие графические материалы.

Определение размеров фотографий зависит от качества самих фотографий, верстки полосы в каждом конкретном случае, а также количества публикуемых фотографий.

Подложки стоит использовать только при хорошей полигра­фии (или, по крайней мере, отказаться от подложек под рабочим текстом). Это сильное выделительное средство носит характер деко­ративности, нарочитой нарядности; поэтому применять его надо в соответствующих случаях — при оформлении специфического и не слишком серьезного материала, а лучше просто отдать подложку на откуп рекламе и развлекательным полосам.

Способы автономизации текста. Под автономизацией понимается обособление текстов отдельных материалов, чтобы они визуально не сливались с соседним (особенно крупным) материалом.

Плоская и объемная верстка. Все, что было сказано выше, в основном касается так называемых общественно-политических или серьезных газет. Их задача — информирование общества. Но есть целый диапазон периодических изданий, цель которых — информируя, развлекать или просто развлекать, занимать досуг.

Рассмотрим, с точки зрения дизайна, этот тип изданий. Чаще всего такие издания используют плоскую верстку. Это тип верстки, когда все элементы полосы визуально лежат в одной плоскости. Используются плашки, линейки, другие графические элементы, оживляющие страницу. Часто активно используется цвет и полноцвет.

Объемная верстка характеризуется активным использование средств, придающих странице газеты объемный вид. При таком виде верстки смело используется поворот текстов, используются различные подложки, активно используются нарисованные рукой художника графические элементы.

 

 

Методы управления редакцией

Основой правовых методов управления редакцией являются Конституция РФ, ее Гражданский, Трудовой и Уголовный кодексы, а также все законы и подзаконные акты, относящиеся к СМИ, в первую очередь Закон о средствах массовой информации, принятый 27 октября 1991 г. Эти нормы являются правовым основанием и трудовых, производственных отношений внутри редакционного коллектива. При нарушении этих норм главный редактор имеет право использовать по отношению к виновному все предусмотренные законом меры взыскания вплоть до его увольнения.

Правовые методы управления органично связаны с политическими методами. На редакционном уровне это активно влияет на формирование информационной политики газеты и использование главным редактором политических методов управления коллективом – утверждением планов его работы, изданием приказов, распоряжений, обращением к иным формам решений, обязательным для всех работников редакции.

С вхождением наших средств массовой информации в информационный рынок все большее значение в управлении редакцией периодического издания получают экономические методы. Они дают главному редактору широкие возможности финансового воздействия на сотрудника редакции, например, путем перевода журналиста на вышеоплачиваемую должность, повышения зарплаты в рамках «вилки» должностного оклада. В соответствии с работой журналиста – его инициативностью, мастерством, эффективностью выступлений и т.д. – можно изменять частоту его публикаций, тем самым регулируя размеры его гонорара и стимулируя лучшую организацию его труда

Эффективность руководства редакцией в немалой степени зависит и от использования психологических методов управления. Это предполагает необходимость учета руководителем особенностей характера и психологии его подчиненного. Обычно для редакции характерна разносоставность ее коллектива. Общим для людей является стремление к творческому труду и к поддержанию известности и авторитета издания, в редакции которого они работают. Каждый из них стремится найти в ее коллективе свое место – и помочь ему найти это место есть одна из целей руководителя редакции.

Психологические аспекты управления редакц. Коллективом:

1. социальные (путевки, подарки детям, стимулирование)

2. соц.пакт(отпуск, труд неделя, гонорары, декретн., время на обед)

3. оснащенность рабочего места

4. система санкций

5. проведение тренингов, курсов повышения квалификации

6. возмещение командировочных, оплата ГСМ

7. правовая защищенность

 

Важнейшее значение для обеспечения оптимальной организации труда в редакции имеют организационные (административные) методы управления. К ним относятся: моделирование периодического издания и работы его редакции, планирование ее деятельности, координирование, нормирование труда работников и учет его результатов, стимулирование, контроль и проверка исполнения.

 

Направления функционирования редакции. Системность, ритмичность и цикличность определяют характер функционирования редакционного коллектива. Сама же его деятельность развертывается на нескольких важнейших направлениях – от сбора информации до выпуска периодического издания, содержащего переработанную информацию, и ее представления на рынке.

Перед руководителями редакции встает задача обеспечения непрерывного притока информации из всех возможных ее источников. Характер этой информации зависит от типа издания и особенностей его целевой аудитории.

Моделирование и планирование работы редакции. Разработка модели – структуры редакции, ее работы, самого периодического издания – газеты, программы, информационного бюллетеня – и процесса его выпуска – одна из предпосылок успеха в конкурентной борьбе после его выхода на рынок. Моделирование требует времени, сил, высокого профессионализма специалистов, которые этим занимаются, и определенных расходов – оплаты их труда. Но без модели издания и работы его редакции она не имеет шансов удержаться в избранной ею информационной нише.

Разработав модель издания, учитывающую его тип, особенности целевой аудитории, регион распространения и другие характеристики, руководители редакции могут в соответствии с нею организовать работу коллектива. Модель позволит им сократить время, силы и расходы, связанные с подготовкой и выпуском издания. Первая и важнейшая ее часть – содержательно-тематическая модель – определит главные тематические направления публикаций издания, структуру и особенности его содержания. Она поможет установить системы жанров и рубрик его материалов. Вторая часть – композиционная модель издания – облегчит распределение его материалов во времени: по номерам недели или по дням и часам выхода программы в эфир, и в пространстве – по страницам номера газеты или журнала. Наконец, третья часть – графическая модель – даст основу для формирования постоянного внешнего «лица» издания. Хорошо разработанная модель издания и работы редакции облегчает планирование ее деятельности.

 

В редакционном планировании в нынешнее время произошли серьезные изменения. Если раньше можно было планировать на пятилетку в связи с долгосрочными планами партии и правительства, то сегодня на первое место вышла срочная, оперативная информация.

Журналисты становятся более мобильными, много работают за компьютером. Однако имеются тенденции уменьшения серьезных аналитических материалов...Изменился проблемный материал. Уменьшилась разносторонность публикаций. В редакциях больше всего используется план очередного номера и недельный план номеров. Господство на полосах заметок, интервью, отчетов, корреспонденций - жанров оперативной информации - неблагоприятно сказалось на масштабности и глубине анализа событий и ситуаций, о которых сообщают газеты.

Однако применение сетевого графика послужило прочной основой для выпуска газет на несколько недель вперед.

Сетевой график - это старая форма планирования самых разных газет, это график, который представляет собой сетку, на верху которой указывают даты и дни выхода номеров газеты, сбоку - полосы номера и тематические рубрики. В квадратах, образуемых сеткой, условными знаками обозначают отделы редакции, журналистов, объем материалов, жанры и пр. Оперативная информация занимает все большую площадь газетного номера; планируя, необходимо учесть, что сетевой график дает оптимальные результаты, если покрывает не более 50-60% площади газетного номера, остальная ее часть используется для незапланированной оперативной информации и аналитико-проблемных публикаций, отобранных в результате творческого "конкурса" материалов, представленных отделами или журналистами редакции.

 

Первый этап «до выхода»

Формирование фирменного стиля издания; названия, несущего смысловую нагрузку слогана; распространение информации о стадиях готовности проекта и датах выхода в свет.

Второй этап «после выхода»

Важнейшую роль в дальнейшей жизни издания играет его контент, дизайн: первое впечатление бывает основополагающим в развитии.

Сразу после выхода первого номера начинается активная работа по пяти направлениям: СМИ, выставки, знаменитости, конкурсы, собственные акции.

Кризисное состояние: закрытие региональных отделений, на плаву остаются крупные, широко известные СМИ, бренд которых раскручен, которые имеют поддержку государства, которые входят в состав холдингов, у которых развита система доставки и распространения.

Уменьшение рекламы и рекламных материалов, сокращение штата сотрудников, уменьшение зарплаты, высокая цена на полиграфические услуги, сокращение числа подписчиков (ежегодное), упадок популярности печатных СМИ, ТВ – лидер по популярности, появление большого кол-ва сетевых СМИ, но среди них есть и однодневки, самое перспективное – Интернет, предлагает широкие технические возможности, реструктуризация ВГТРК, коммерциализация (кто платит, тот и заказывает музыку)/

Оптимизация: нужно развивать маркетинг (изучение рынка) и все направления редакционного менеджмента. Маркетинг - особый вид деятельности, целью которой является изучение и обеспечение продвижения товаров и услуг к их потребителям - на рынок, его исследование и получение информации, определяющей изменение процесса производства. Редакционно-издательский маркетинг - особый вид профессиональной деятельности, связанный с продвижением периодического издания на рынок, направленный на обеспечение его существования и на удовлетворение информационных потребностей его читателей. У редакционно-издательского маркетинга три основные цели. Первая – удовлетворение информационных потребностей и запросов аудитории периодического издания. Вторая – создание условий для его продвижения на рынок. И третья – обеспечение таким образом существования периодического издания и его редакции.

Эти цели определяют конкретные задачи маркетинга и направления связанных с их решением практических мероприятий. К ним относятся: изучение рынка периодических изданий, на который должна выйти или вышла газета или телепрогра







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.