Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Журналистика как область массовой информационной деятельности. Сущность и специфика массовой информации.





Через характеристику дея­тельности журналистики по сбору, обработке, компоновке, распрост­ранению массовой информации проявляется сущность журналистики как особой сферы социальной деятельности. Журналистика не распо­лагает никакими другими средствами для выполнения своей социаль­ной роли, кроме информации. Становясь посредником между журна­листикой и аудиторией, информация является тем рабочим инструмен­том, с помощью которого решаются многообразные задачи, стоящие перед всей системой журналистики как специфическим социальным институтом.

При рассмотрении массово-информационной природы журналис­тики возникают трудности. Одна из них — сложность овладения со­держанием понятия «массовая информация» как начальной катего­рии всей системы знаний о журналистике. Например, кажется, что в боль­шом тексте информации больше, чем в маленьком. На самом деле часто бывает так, что в маленькой заметке информации для аудитории содержится гораздо больше, чем в большей по объему статье. Или чтобы передать мысль как можно точнее, кажется, нужно, как можно шире использовать лексические возможности языка. Но это зачастую приводит к затруднению понимания смысла сообщения какой-то час­тью аудитории (или потере информации).

Вторая трудность, непосредственно связанная с первой, — это мно­гозначность употребления в повседневной жизни слов «массовая» и «информация».

Определение «массовая» кроме основного значения («большая количественно, рассчитанная на многих, результат поточ­ного производства») иногда употребляется для обозначения низкого качества («массовая продукция») или, как в словосочетании «массо­вая культура», низкопробного, вульгарного, рассчитанного на нетре­бовательный вкус продукта духовного производства.

Употребляемое в словосочетании «средства массовой информации» прилагательное «массовый» теряет негативные оттенки, приобретая следующий смысл:

— направленность на массу (общество, народ, класс, слой, регион, профессию и т. д.) при отсутствии непосредственного контакта незави­симо от величины и пространственной рассредоточенности аудитории;

— соответствие нуждам этой массы в информации, ориентирую­щей в социально значимых явлениях и проблемах, затрагивающей ши­рокий круг экономических, социальных, духовных интересов массы, и обеспечения ее сведениями, которыми она может оперировать как своими в разных сферах жизни;

— стремление к созданию единой позиции массы по касающимся ее вопросам, интеграции ее в социальную общность и выработке еди­ной активной позиции по этому кругу вопросов с приближением к об­щечеловеческим нормам;

— доступность информации для массы (бесплатное поступление ин­формации или за небольшую плату, удобный режим потребления — дома, в дороге, на работе, рядом с местом постоянного пребывания и пр.), простота формы, способствующая легкому усвоению;

— возможность одновременного получения массовой аудиторией (при непрерывности, стабильности поступления, периодичности вы­пуска) информации; регулярность появления рубрик, циклов, посто­янных блоков материалов;

— открытая возможность для всех желающих участия в работе средств массовой информации в разных ее формах.

Слово «информация» в журналистике также используется неодноз­начно, традиционно употребляясь в трех тесно связанных между со­бой значениях: это совокупность кратких некомментированных сооб­щений об актуальных новостях внутренней и международной жизни; наименование группы жанров, предназначенных для сообщения но­востей (информационные жанры: заметка, отчет, репортаж, интервью); наконец, «информацией» иногда называют жанр заметки. Это узкие значения данного слова, и если использовать его именно в этих зна­чениях, то окажется, что далеко не все материалы номера газеты или программы телевидения являются информацией (как, например, ста­тья или памфлет, телеочерк или документальный фильм).

Роль информации играют лю­бые произведения: статьи и очерки, телефильмы и радиоспектакли, рекламные видеоклипы и музыкальные заставки. Более того, инфор­мационный смысл имеют и характер заголовка, и место произведения на полосе или в программе, и интонация ведущего или диктора, и шриф­товые выделения, линейки, отбивки и т.п. — они как бы дополняют текст самого произведения, подчеркивают его значение для аудито­рии или роль, которую придают ему журналисты..
Таким образом, термином «информация» в наше время следует пользоваться в широком смысле — это вся совокупность сведений (вербально (словесно) и невербально зафиксированных), которую несет журналистика aydumopuu то, что в журналистике традиционно при­нято называть «информацией», — это только часть информации в ши­роком смысле этого слова, а именно событийная информация, сведе­ния о новых фактах. Наряду с событийной в информационном потоке журналистики присутствует комментированная и фундаментальная, ху­дожественная и публицистическая информация. И это принципиально важно знать для понимания журналистики как массово-информационной
деятельности: СМИ ни в коем случае не могут ограничить свою деятельность только сообщением новостей — событийной информацией.

Однако и понимания информации в широком смысле еще недоста­точно. Необходимо углубиться в качественную спецификупонятия «информация». А для этого недостаточно употреблять этот термин только в качестве синонима понятий «совокупность произве­дений», «система сведений» и т. д. Специфичность содержания тер­мина «информация» легко почувствовать эмпирически, опираясь на повседневный опыт. Когда прочитана большая статья или прослушана длинная передача, из которых аудитория ничего существенного не вынесла, часто говорят: «произведение бедно информацией» или «в статье нет информации». Эти суждения кажутся парадоксальными. В самом деле, если в тексте были зафиксированы какие-то сведения, то почему же читатель или зритель не обнаружил информации?

Этот вопрос и ответ на него имеют важное значение для журналис­тской деятельности как деятельности информационной. Но найти пра­вильный ответ, обсуждая характер текста только как носителя инфор­мации, не удается — рассматривать текст (статьи, радиообозрения или телеинтервью) следует только в системе отношений «журналистаудитория». Текст (в теории информации принят термин «сообщение») лишь посредник в системе Д-+Ж-»Т-»А.

Журналист, собирая и осмысливая сведения о действительнос­ти, создает свое произведение и фиксирует его текст на каком-то материальном носителе (бумаге, кино- или магнитной пленке и т.д.). Затем этот текст, отредактированный и скомпонованный с другими в номер газеты или программу ТВ (РВ), передается в аудиторию. Текст.в системе Д—»Ж—>Т—»А может рассматриваться лишь в качестве носите­ля потенциальной информации, поскольку хотя он и рассчитан на ауди­торию, но до «встречи» с ней неизвестно, будет ли он «работать».

В самом деле, если текст произведения выступает материальным посредником в информационном процессе, то «неполучение» аудито­рией содержащихся в нем сведений (не подписался на газету, не вклю­чил телевизор, так как не счел передачу интересной, при чтении обна­ружил много непонятных слов, отвлекся от фильма и т.п.) нарушает или блокирует результативное функционирование всей системы Д—>Ж-+Т—»А. Если текст «не получен» аудиторией или дошел до нее сильно искаженным, то можно говорить о серьезных нарушениях в те­чении информационного процесса или о его прерывании. Следова­тельно, потенциальная информация сработает лишь в том случае, если «достигнет» аудитории. Поэтому собственно информацией в тексте оказывается лишь то, что и как принято и освоено аудиторией.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.