|
Дизайн в журналистике. Особенности оформления различных типов СМИ.Точная дата возникновения индустрии дизайна - в Германии - 1907 год, в США - 1929-й и т.д. На первом этапе своего развития дизайн был привязан к конкретным объектам: промышленным изделиям, книжно-журнальной продукции и т.п. - их созданию или изменению. Классическое определение дизайна принято в 1964 году на международном семинаре по дизайнерскому образованию в Брюгге: " Дизайн - это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие единое целое, как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя". Разговор о дизайнерской деятельности в периодической печати, мы должны начинать с понимания формулы "содержание + форма = концепция". В периодической печати термин "дизайн" и "дизайнер " часто используются вместо слов "оформление" и "оформитель". Впервые верстка на основе предварительно разработанных схем, ставшая традиционной практикой в большинстве зарубежных изданий, упоминается в книге Керженцева П.М. "Газета. Организация и техника газетного дела" (М., 1924 г.) Логическим развитием идеи макетирования стали макеты-стандарты. Выбирая издание, читатель обращает внимание на его оформление, специфику графической подачи иллюстративного и текстового материала, а потому в последние годы более пристальное внимание стали уделять эстетической стороне дизайна средств массовой информации. Дизайн газеты - своеобразная визитная карточка издания. Именно с внешнего вида начинается знакомство читателя с газетой. Содержание и форма находятся в органической взаимосвязи, взаимозависимости, представляют собой неразрывное единство. Закрепить внутреннюю и внешнюю форму газеты на определенный период времени призвана композиционно-графическая модель. Искусство оформления газеты необходимо предполагает: уяснение идеи полосы, номера; подбор определенных текстовых материалов для выражения этой идеи; подбор определенных композиционных и графических средств для ее эмоционального воплощения. Дизайнер воспринимает идею не только рассудочно, но и эмоционально. Формообразование газеты имеет несколько ступеней: размерную, графическую и полиграфическую. На первых двух происходит планирование вида газеты - здесь ведущую роль играет дизайнер, создающий макет будущего номера в соответствии с заданным размером газетного листа; затем план воспроизводится в оригинал-макете или файле верстки - здесь важна квалификация верстальщика; на третьей - полиграфической ступени - происходит тиражирование номера (печать). Заключительный этап происходит в типографии, и окончательный результат напрямую зависит уже от квалификации полиграфистов Изобразительный материал/ Технологии ввода изображений. Ввод изображений в ПЭВМ осуществляется на основе сканирования оригиналов иллюстративных материалов, использования цифровых фотокамер или путем создания рисунков и других элементов графического оформления публикаций с помощью инструментария графических пакетов. Виды изобразительных материалов. Графические изображения имеют две формы представления: растровую (точечную) и векторную. Растр — это сетка из пересекающихся линий, разбивающая полутоновое изображение на микроштриховые элементы. Растровая графика. Это рисование «по клеточкам» — продуктивный способ переноса изображения с подготовительного картона на стену, предназначенную для фрески. Это и такие направления монументального и прикладного искусства, как мозаика, витраж, вышивка: в любой из этих техник изображение строится из дискретных элементов. Все точечные изображения представляют собой не совокупность отдельных объектов, а мозаику из очень мелких элементов — пикселей, характеризующихся положением в так называемой битовой карте (таблице, матрице) и цветовыми характеристиками. Каждый пиксель, как стеклышко в витраже, независим друг от друга. Если задать больший физический размер ячеек, то и изображение будет отображаться с увеличением, и наоборот. Основная программа для работы с растровой графикой — пакет Adobe Photoshop. Векторная графика. В векторной графике все изображения описываются в виде математических объектов — контуров (path). Каждый контур представляет собой независимый объект, который можно перемещать, масштабировать и изменять. В основе этих контуров лежат т. н. кривые Безье. Векторную графику часто называют также объектно-ориентированной графикой. Важным преимуществом программ векторной графики является развитые средства интеграции изображений и текста, единый подход к ним, и как следствие — возможность создания конечного продукта, который может быть без дополнительных операций отправлен на цветоделение и растрирование. Поэтому программы векторной графики нашли широчайшее применение в области графического и полиграфического дизайна, технического рисования, для чертежно-графических и оформительских работ. Очень популярны такие программы, как CorelDRAW, Adobe Illustrator, Macromedia FreeHand.
Кроме графических изображений приходится иметь дело с различными графиками и диаграммами. Этот вид изображений обычно получают при помощи программ типа Microsoft Excel. Способы получения и обработки. Способов получения изобразительных материалов много. Это фотографии и рисунки, которые вводятся в компьютер при помощи сканера; с цифровых видеокамер и фотоаппаратов снятые кадры можно вводить в компьютер, используя встроенные интерфейсы непосредственно, минуя сканирование. Графики и диаграммы, как было отмечено, получаются при помощи некоторых программ и могут быть импортированы в рабочую среду при верстке. Наконец, существует огромное количество библиотек растровых и векторных изображений, распространяемых на дисках или посредством Интернета.
Макетирование и верстка С появлением компьютерных технологий, как уже было отмечено, процесс верстки переместился из типографии в редакцию и по времени совместился с процессом макетирования. Как устроена полоса. Полоса — это страница издания. Она имеет следующие атрибуты:– поля — верхнее, нижнее, внутреннее и внешнее;– колонки и межколонники. Две смежные страницы образуют разворот. В этом случае внутренние поля обеих страниц составляют средник. В некоторых случаях при подготовки газеты применяют сплошной разворот без средников. Виды верстки. Графический план верстки (макет) создается в редакции либо непосредственно в процессе компьютерной верстки, либо заранее. В практике известны несколько видов верстки, различающихся в зависимости от конфигурации материалов, их расположения по горизонтали и вертикали и относительно центра полосы. Мы называем верстку прямой (брусковой), если каждый материал имеет четырехугольную форму, и ломаной (ступенчатой), когда колонки различной высоты образуют формы «флажков», «сапожков» и т. п. Очень распространенная в 50-х и 60-х годах, сегодня ломаная верстка — редкая гостья на страницах газет. Вытеснившая ее прямая верстка стала общей нормой в наших газетах. Ее преимущество — в геометрической простоте, а, следовательно, и в большей доступности, удобочитаемости. При построении полос в виде трех–четырех этажей, образуемых горизонтально расположенными материалами, мы говорим о горизонтальной верстке; при постановке материалов по вертикали получаем вертикальную верстку. В чистом виде такие построения встречаются редко, так как они статичны в своих повторах и зрительно или растягивают, или сужают полосы, нарушая их пропорции. Они предпочитают так строить полосы, чтобы широким, многоколонным конфигурациям противопоставить узкие и получить горизонтальную верстку с вертикальными пересечениями или, если преобладают узкие конфигурации, вертикальную с горизонтальными пересечениями. Контрастные противопоставления такого рода создают на полосе живые, динамичные композиции. Симметричную верстку образует такое расположение текстов, заголовков, иллюстраций и других оформительских пятен, при котором они взаимно уравновешивают друг друга. При делении симметрично сверстанной полосы пополам вертикальной линией правая часть полосы композиционно совпадает с ее левой половиной. Симметрично обычно верстаются крупные официальные и отчетные материалы, занимающие полосу и разворот. И все-таки в газете мы чаще имеем дело с асимметричной версткой. Элемент контрастного оживления вносят даже небольшие отклонения от строгой симметрии. Яркая, выразительная верстка — это, как правило, верстка, построенная на контрастах. Графические контрасты в газете. Одни контрасты — это контрасты широкого и узкого, или горизонтального и вертикального, лежащие в основе верстки с пересечениями. Содержание газеты обычно составляют аналитические материалы больших и средних размеров и мелкая информация. Эта разномасштабность публикаций, контраст большого и малого, дает возможность оживить и разнообразить верстку. В основе графики, как известно, лежит контраст черного и белого. В газете мы фактически имеем дело еще и с серым цветом, а при многокрасочной печати — с красным, синим, зеленым и др. Черное образуют на полосе «пятна» заголовков и иллюстраций, белое — поля, межколонные и межстрочные просветы, серое — тексты, набранные шрифтами светлого начертания. Они создают основной цветовой фон газетной страницы, на котором контрастно выделяются заголовки, изобразительные элементы, украшения, линейки.
Программный пакет верстки PageMaker является одним из наиболее распространенных интегрированных программных пакетов верстки, обеспечивающих компьютерную обработку текстовой и изобразительной информации от ввода данных до подготовки их для типографской печати.
Предпечатная подготовка того или иного издания во многом зависит от технологии печати. Оригинал-макет может передаваться на печать в различных видах. Кроме того, иногда приходится делать спуск полос. Программы типа Adobe PageMaker позволяют делать это в своей среде. Спуск полос обозначает перетасовку страниц таким образом, что первая соседствует с последней, вторая — с предпоследней и т. д. Предпечатная подготовка является очень важным этапом в процессе изготовления полиграфической продукции. Она требует повышенного внимания. Зачастую обнаруженные при печати ошибки уже невозможно исправить. Моделирование Главенствующую роль в серьезном типе изданий играет содержание. Без рассмотрения предварительной подготовки (систематизации) содержательной части просто нельзя приступать к работе над формой издания — к верстке и оформлению. Для этой цели и существует такой методологический продукт, как тематическая модель издания. Тематическая модель — это система подачи содержательной части периодического издания, которая определяет его количественную (объем и число материалов), пространственную (размещение материалов в целом по номеру и по конкретным полосам), качественную (жанровую) и временную (периодичность) составляющие текстового и иллюстративного массивов. Основой тематической модели является рубрикатор (полный список используемых рубрик и система их подачи). Поскольку модель подразумевает относительное постоянство расположения рубрик, то представляется целесообразным раз и навсегда закрепить за определенными полосами определенные рубрики. Графическая модель — воплощение тематической модели издания графическими, шрифтовыми и изобразительными средствами. Основой графического моделирования является: а) конструкция номера в целом и всех его полос по отдельности; б) шрифтовая политика; в) подача видеоряда; г) использование изобразительных средств второго плана (как-то — подложек, рамок, линеек и др.). Конструкция номера — дело сугубо индивидуальное для каждого издания. Базируется она на выборе определенной системы верстки: вертикальной и горизонтальной, плоской и объемной. Дизайн газеты Логотип газеты и первая полоса. Специфика первой полосы заключается в том, что на ней изначально остается меньше пространства: логотип съедает значительную часть полосы. Поэтому его оформители прибегают к необычным или даже экзотическим шрифтам, в изобилии имеющимся в современных компьютерных программах. Характерной особенностью лучших логотипов является оригинальность и четкое соответствие формы духу слова или словосочетания, составляющего заглавие. Многие оформители включают в логотип фотографии, рисунки, графические символы — и это, в конечном итоге, придает особое достоинство и индивидуальность логотипу. Постоянство элементов. Традиционно важным компонентом оформления и акцентировки являются рубрики. Они могут появляться в виде надзаголовков или подзаголовков и даже соединяться с подписью автора, которая все чаще выносится к началу первой колонки текста, — любая их трансформация и модификация не отменяет главного предназначения рубрики: создание композиционно-содержательного единства полосы. А постоянство элементов — чрезвычайно важный фактор внешнего вида первой полосы. Композиционные приемы и графические элементы призваны создать у читателя определенное настроение, вызвать у него спланированные эмоции. Поэтому одной из задач оформителя становится умение сделать первую полосу эмоционально насыщенной. Этому и способствуют главный материал полосы, его иллюстрация и заголовок, разверстываемый как шапка — крупно, нестандартно. Шрифты и заголовки. Правильная шрифтовая политика определяет 3/4 успеха оформления газеты. Различают 4 функциональные группы шрифтов: 1. Рабочий, или основной (мелкий шрифт основного набора). 2. Заголовочный, подзаголовочный и шрифт для рубрик. 3. Выделительный (врубки-врезки, вопросы к интервью). 4. Рекламная группа. Рабочий шрифт рекомендуется применять один (и обязательно — единого кегля!) для всего текстового массива газеты. Дополнительный шрифт должен резко отличаться от основного — если основной шрифт является засечным, то дополнительный должен быть рубленым; и наоборот. Заголовочные шрифты подчиняются примерно тем же законам, что и рабочие, и выбирать их следует по той же методике, которая предлагалась к рабочим шрифтам. Выделительные шрифты (врезки, врубки, вопросы интервью) в наибольшей степени зависят от вкуса конкретного оформителя, и поэтому ограничимся повторением прописных истин: как правило, эти шрифты бывают полужирные или жирные (Bold, Black); как правило врубки и врезки бывают не менее 10–12 кегля; как правило, вопросы интервью повторяют кегль основного шрифта и выделяются не только толщиной, но еще и курсивным начертанием (Italic). Выделительные шрифты тоже следует применять не более одного–двух начертаний, заложенных в основные автоматические стили компьютера. Рекламные шрифты —тема настолько объемная и отдельная, что относится уже не совсем к газетному делу; и скорее — не к полиграфическому, а к художественному дизайну. Изобразительный ряд газеты — это, в основном, фотографии. А также рисунки, коллажи, заставки, другие графические материалы. Определение размеров фотографий зависит от качества самих фотографий, верстки полосы в каждом конкретном случае, а также количества публикуемых фотографий. Подложки стоит использовать только при хорошей полиграфии (или, по крайней мере, отказаться от подложек под рабочим текстом). Это сильное выделительное средство носит характер декоративности, нарочитой нарядности; поэтому применять его надо в соответствующих случаях — при оформлении специфического и не слишком серьезного материала, а лучше просто отдать подложку на откуп рекламе и развлекательным полосам. Способы автономизации текста. Под автономизацией понимается обособление текстов отдельных материалов, чтобы они визуально не сливались с соседним (особенно крупным) материалом. Плоская и объемная верстка. Все, что было сказано выше, в основном касается так называемых общественно-политических или серьезных газет. Их задача — информирование общества. Но есть целый диапазон периодических изданий, цель которых — информируя, развлекать или просто развлекать, занимать досуг. Рассмотрим, с точки зрения дизайна, этот тип изданий. Чаще всего такие издания используют плоскую верстку. Это тип верстки, когда все элементы полосы визуально лежат в одной плоскости. Используются плашки, линейки, другие графические элементы, оживляющие страницу. Часто активно используется цвет и полноцвет. Объемная верстка характеризуется активным использование средств, придающих странице газеты объемный вид. При таком виде верстки смело используется поворот текстов, используются различные подложки, активно используются нарисованные рукой художника графические элементы.
ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|