Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Дизайн в журналистике. Особенности оформления различных типов СМИ.





Точная дата возникновения индустрии дизайна - в Германии - 1907 год, в США - 1929-й и т.д.

На первом этапе своего развития дизайн был привязан к конкретным объектам: промышленным изделиям, книжно-журнальной продукции и т.п. - их созданию или изменению. Классическое определение дизайна принято в 1964 году на международном семинаре по дизайнерскому образованию в Брюгге: " Дизайн - это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие единое целое, как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя".

Разговор о дизайнерской деятельности в периодической печати, мы должны начинать с понимания формулы "содержание + форма = концепция".

В периодической печати термин "дизайн" и "дизайнер " часто используются вместо слов "оформление" и "оформитель".

Впервые верстка на основе предварительно разработанных схем, ставшая традиционной практикой в большинстве зарубежных изданий, упоминается в книге Керженцева П.М. "Газета. Организация и техника газетного дела" (М., 1924 г.) Логическим развитием идеи макетирования стали макеты-стандарты. Выбирая издание, читатель обращает внимание на его оформление, специфику графической подачи иллюстративного и текстового материала, а потому в последние годы более пристальное внимание стали уделять эстетической стороне дизайна средств массовой информации.

Дизайн газеты - своеобразная визитная карточка издания. Именно с внешнего вида начинается знакомство читателя с газетой. Содержание и форма находятся в органической взаимосвязи, взаимозависимости, представляют собой неразрывное единство. Закрепить внутреннюю и внешнюю форму газеты на определенный период времени призвана композиционно-графическая модель.

Искусство оформления газеты необходимо предполагает: уяснение идеи полосы, номера; подбор определенных текстовых материалов для выражения этой идеи; подбор определенных композиционных и графических средств для ее эмоционального воплощения. Дизайнер воспринимает идею не только рассудочно, но и эмоционально.

Формообразование газеты имеет несколько ступеней: размерную, графическую и полиграфическую. На первых двух происходит планирование вида газеты - здесь ведущую роль играет дизайнер, создающий макет будущего номера в соответствии с заданным размером газетного листа; затем план воспроизводится в оригинал-макете или файле верстки - здесь важна квалификация верстальщика; на третьей - полиграфической ступени - происходит тиражирование номера (печать). Заключительный этап происходит в типографии, и окончательный результат напрямую зависит уже от квалификации полиграфистов

Изобразительный материал/

Технологии ввода изображений. Ввод изображений в ПЭВМ осуще­ствляется на основе сканирования оригиналов иллюстративных мате­риалов, использования цифровых фотокамер или путем создания ри­сунков и других элементов графического оформления публикаций с по­мощью инструментария графических пакетов.

Виды изобразительных материалов. Графические изображения имеют две формы представления: растровую (точечную) и векторную. Растр — это сетка из пересекающихся линий, разбивающая полутоновое изображение на микроштриховые элементы.

Растровая графика. Это рисование «по клеточкам» — продуктивный способ переноса изображения с подготовительного картона на стену, предназначенную для фрески. Это и такие направления монументального и прикладного искусства, как мозаика, витраж, вышивка: в любой из этих техник изображение строится из дискретных элементов.

Все точечные изображения представляют собой не совокупность отдельных объектов, а мозаику из очень мелких элементов — пикселей, характеризующихся положением в так называемой битовой карте (таблице, матрице) и цветовыми характеристиками. Каждый пиксель, как стеклышко в витраже, независим друг от друга. Если задать больший физический размер ячеек, то и изображение будет отображаться с увеличением, и наоборот.

Основная программа для работы с растровой графикой — пакет Adobe Photoshop.

Векторная графика. В векторной графике все изображения описываются в виде математических объектов — контуров (path). Каждый контур представляет собой независимый объект, который можно перемещать, масштабировать и изменять. В основе этих контуров лежат т. н. кривые Безье. Векторную графику часто называют также объектно-ориентированной графикой.

Важным преимуществом программ векторной графики является развитые средства интеграции изображений и текста, единый подход к ним, и как следствие — возможность создания конечного продукта, который может быть без дополнительных операций отправлен на цветоделение и растрирование. Поэтому программы векторной графики нашли широчайшее применение в области графического и полиграфического дизайна, технического рисования, для чертежно-графических и оформительских работ.

Очень популярны такие программы, как CorelDRAW, Adobe Illustrator, Macromedia FreeHand.

 

Кроме графических изображений приходится иметь дело с различными графиками и диаграммами. Этот вид изображений обычно получают при помощи программ типа Microsoft Excel.

Способы получения и обработки. Способов получения изобразительных материалов много. Это фотографии и рисунки, которые вводятся в компьютер при помощи сканера; с цифровых видеокамер и фотоаппаратов снятые кадры можно вводить в компьютер, используя встроенные интерфейсы непосредственно, минуя сканирование. Графики и диаграммы, как было отмечено, получаются при помощи некоторых программ и могут быть импортированы в рабочую среду при верстке. Наконец, существует огромное количество библиотек растровых и векторных изображений, распространяемых на дисках или посредством Интернета.

 

Макетирование и верстка

С появлением компьютерных технологий, как уже было отмечено, процесс верстки переместился из типографии в редакцию и по времени совместился с процессом макетирования.

Как устроена полоса. Полоса — это страница издания. Она имеет следующие атрибуты:– поля — верхнее, нижнее, внутреннее и внешнее;– колонки и межколонники.

Две смежные страницы образуют разворот. В этом случае внутренние поля обеих страниц составляют средник. В некоторых случаях при подготовки газеты применяют сплошной разворот без средников.

Виды верстки. Графический план верстки (макет) создается в редакции либо непосредственно в процессе компьютерной верстки, либо заранее.

В практике известны несколько видов верстки, различающихся в зависи­мости от конфигурации материалов, их расположения по горизонтали и вер­тикали и относительно центра полосы. Мы называем верстку прямой (брус­ковой), если каждый материал имеет четырехугольную форму, и ломаной (ступенчатой), когда колонки различной высоты образуют формы «флаж­ков», «сапожков» и т. п. Очень распространенная в 50-х и 60-х годах, сегодня ломаная верстка — редкая гостья на страницах газет. Вытеснившая ее прямая верстка стала общей нормой в наших газетах. Ее преимущест­во — в геометрической простоте, а, следовательно, и в большей доступнос­ти, удобочитаемости.

При построении полос в виде трех–четырех этажей, образуемых гори­зонтально расположенными материалами, мы говорим о горизонтальной верстке; при постановке материалов по вертикали получаем вертикальную верстку. В чистом виде такие построения встречаются редко, так как они статичны в своих повторах и зрительно или растягивают, или сужают полосы, нарушая их пропорции. Они пред­почитают так строить полосы, чтобы широким, многоколонным конфигу­рациям противопоставить узкие и получить горизонтальную верстку с верти­кальными пересечениями или, если преобладают узкие конфигурации, вертикальную с горизонтальными пересечениями. Контрастные противо­поставления такого рода создают на полосе живые, динамичные компо­зиции.

Симметричную верстку образует такое рас­положение текстов, заголовков, иллюстраций и других оформительских пятен, при котором они взаимно уравновешивают друг друга. При делении симметрично сверстанной полосы пополам вертикальной линией правая часть полосы композиционно совпадает с ее левой половиной. Симметрично обычно верстаются крупные официальные и отчетные материалы, занимающие полосу и разворот.

И все-таки в газете мы чаще имеем дело с асимметричной версткой. Элемент контрастно­го оживления вносят даже небольшие отклонения от строгой симметрии. Яркая, выразительная верстка — это, как правило, верстка, построенная на контрастах.

Графические контрасты в газете. Одни контрасты — это контрасты широкого и узкого, или горизонтального и вертикального, ле­жащие в основе верстки с пересечениями.

Содержание газеты обычно составляют аналитические материалы боль­ших и средних размеров и мелкая информация. Эта разномасштабность публикаций, контраст большого и малого, дает возможность оживить и раз­нообразить верстку.

В основе графики, как известно, лежит контраст черного и белого. В газе­те мы фактически имеем дело еще и с серым цветом, а при многокрасочной печати — с красным, синим, зеленым и др. Черное образуют на полосе «пят­на» заголовков и иллюстраций, белое — поля, межколонные и межстроч­ные просветы, серое — тексты, набранные шрифтами светлого начертания. Они создают основной цветовой фон газетной страницы, на котором контра­стно выделяются заголовки, изобразительные элементы, украшения, линей­ки.

 

Программный пакет верстки PageMaker является одним из наибо­лее распространенных интегрированных программных пакетов верст­ки, обеспечивающих компьютерную обработку текстовой и изобрази­тельной информации от ввода данных до подготовки их для типограф­ской печати.

 

Предпечатная подготовка того или иного издания во многом зависит от технологии печати. Оригинал-макет может передаваться на печать в различных видах. Кроме того, иногда приходится делать спуск полос. Программы типа Adobe PageMaker позволяют делать это в своей среде. Спуск полос обозначает перетасовку страниц таким образом, что первая соседствует с последней, вторая — с предпоследней и т. д.

Предпечатная подготовка является очень важным этапом в процессе изготовления полиграфической продукции. Она требует повышенного внимания. Зачастую обнаруженные при печати ошибки уже невозможно исправить.

Моделирование

Главенствующую роль в серьезном типе изданий играет содер­жание. Без рассмотрения предварительной подготов­ки (систематизации) содержательной части просто нельзя присту­пать к работе над формой издания — к верстке и оформлению.

Для этой цели и существует такой методологический продукт, как тематическая модель издания.

Тематическая модель — это система подачи содержатель­ной части периодического издания, которая определяет его ко­личественную (объем и число материалов), пространственную (размещение материалов в целом по номеру и по конкретным по­лосам), качественную (жанровую) и временную (периодичность) составляющие текстового и иллюстративного массивов.

Основой тематической модели является рубрикатор (полный список используемых рубрик и система их подачи).

Поскольку модель подразумевает относительное постоянство расположения рубрик, то представляется целесообразным раз и навсегда закрепить за определенными полосами определенные рубрики.

Графическая модель — воплощение тематической модели из­дания графическими, шрифтовыми и изобразительными средствами. Основой графического моделирования является:

а) конструкция номера в целом и всех его полос по отдельности;

б) шрифтовая политика;

в) подача видеоряда;

г) использование изобразительных средств второго плана (как-то — подложек, рамок, линеек и др.).

Конструкция номера — дело сугубо индивидуальное для каж­дого издания. Базируется она на выборе определенной системы вер­стки: вертикальной и горизонтальной, плоской и объемной.

Дизайн газеты

Логотип газеты и первая полоса. Специфика первой полосы заключается в том, что на ней изна­чально остается меньше пространства: логотип съедает значитель­ную часть полосы. Поэтому его оформители прибегают к необычным или даже экзотическим шрифтам, в изобилии имеющим­ся в современных компьютерных программах.

Характерной особенностью лучших логотипов является ори­гинальность и четкое соответствие формы духу слова или слово­сочетания, составляющего заглавие. Многие оформители вклю­чают в логотип фотографии, рисунки, графические символы — и это, в конечном итоге, придает особое достоинство и индивиду­альность логотипу.

Постоянство элементов. Традиционно важным компонентом оформления и акценти­ровки являются рубрики. Они могут появляться в виде надзаголовков или подзаголовков и даже соединяться с подписью автора, которая все чаще выносится к началу первой колонки текста, — любая их трансформация и модификация не отменяет главного предназначения рубрики: создание композиционно-содержатель­ного единства полосы.

А постоянство элементов — чрезвычайно важный фактор внешнего вида первой полосы.

Композиционные приемы и графические элементы призваны создать у читателя определен­ное настроение, вызвать у него спланированные эмоции. Поэто­му одной из задач оформителя становится умение сделать пер­вую полосу эмоционально насыщенной. Этому и способствуют главный материал полосы, его иллюстрация и заголовок, развер­стываемый как шапка — крупно, нестандартно.

Шрифты и заголовки. Правильная шрифтовая политика определяет 3/4 успеха оформления газеты. Различают 4 функциональные группы шрифтов:

1. Рабочий, или основной (мелкий шрифт основного набора).

2. Заголовочный, подзаголовочный и шрифт для рубрик.

3. Выделительный (врубки-врезки, вопросы к интервью).

4. Рекламная группа.

Рабочий шрифт рекомендуется применять один (и обяза­тельно — единого кегля!) для всего текстового массива газеты.

Дополнительный шрифт должен резко отличаться от основ­ного — если основной шрифт является засечным, то дополнитель­ный должен быть рубленым; и наоборот.

Заголовочные шрифты подчиняются примерно тем же за­конам, что и рабочие, и выбирать их следует по той же методике, которая предлагалась к рабочим шрифтам.

Выделительные шрифты (врезки, врубки, вопросы интер­вью) в наибольшей степени зависят от вкуса конкретного оформи­теля, и поэтому ограничимся повторением прописных истин: как пра­вило, эти шрифты бывают полужирные или жирные (Bold, Black); как правило врубки и врезки бывают не менее 10–12 кегля; как правило, вопросы интервью повторяют кегль основного шрифта и выделяются не только толщиной, но еще и курсивным начертанием (Italic). Выделительные шрифты тоже следует применять не более одного–двух начертаний, заложенных в основные автоматические стили компьютера.

Рекламные шрифты —тема настолько объемная и отдель­ная, что относится уже не совсем к газетному делу; и скорее — не к полиграфическому, а к художественному дизайну. Изобразительный ряд газеты — это, в основном, фотографии. А также рисунки, коллажи, заставки, другие графические материалы.

Определение размеров фотографий зависит от качества самих фотографий, верстки полосы в каждом конкретном случае, а также количества публикуемых фотографий.

Подложки стоит использовать только при хорошей полигра­фии (или, по крайней мере, отказаться от подложек под рабочим текстом). Это сильное выделительное средство носит характер деко­ративности, нарочитой нарядности; поэтому применять его надо в соответствующих случаях — при оформлении специфического и не слишком серьезного материала, а лучше просто отдать подложку на откуп рекламе и развлекательным полосам.

Способы автономизации текста. Под автономизацией понимается обособление текстов отдельных материалов, чтобы они визуально не сливались с соседним (особенно крупным) материалом.

Плоская и объемная верстка. Все, что было сказано выше, в основном касается так называемых общественно-политических или серьезных газет. Их задача — информирование общества. Но есть целый диапазон периодических изданий, цель которых — информируя, развлекать или просто развлекать, занимать досуг.

Рассмотрим, с точки зрения дизайна, этот тип изданий. Чаще всего такие издания используют плоскую верстку. Это тип верстки, когда все элементы полосы визуально лежат в одной плоскости. Используются плашки, линейки, другие графические элементы, оживляющие страницу. Часто активно используется цвет и полноцвет.

Объемная верстка характеризуется активным использование средств, придающих странице газеты объемный вид. При таком виде верстки смело используется поворот текстов, используются различные подложки, активно используются нарисованные рукой художника графические элементы.

 

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.