Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Кодексы профессиональной этики журналиста.





Журналист всегда обязан действовать, исходя из принципов профессиональной этики, зафиксированных в настоящем Кодексе, принятие, одобрение и соблюдение которого является непременным условием для его членства в Союзе журналистов России.

Журналист соблюдает законы своей страны, но в том, что касается выполнения профессионального долга, он признает юрисдикцию только своих коллег, отвергая любые попытки давления и вмешательства со стороны правительства или кого бы то ни было.

Журналист распространяет и комментирует только ту информацию, в достоверности которой он убежден и источник которой ему хорошо известен. Он прилагает все силы к тому, чтобы избежать нанесения ущерба кому бы то ни было ее неполнотой или неточностью, намеренным сокрытием общественно значимой информации или распространением заведомо ложных сведений.

Журналист обязан четко проводить в своих сообщениях различие между фактами, о которых рассказывает, и тем, что составляет мнения, версии или предположения, в то же время в своей профессиональной деятельности он не обязан быть нейтральным.

При выполнении своих профессиональных обязанностей журналист не прибегает к незаконным и недостойным способам получения информации. Журналист признает и уважает право физических и юридических лиц не предоставлять информацию и не отвечать на задаваемые им вопросы - за исключением случаев, когда обязанность предоставлять информацию оговорена законом.

Журналист рассматривает как тяжкие профессиональные преступления злонамеренное искажение фактов, клевету, получение при любых обстоятельствах платы за распространение ложной или сокрытие истинной информации; журналист вообще не должен принимать ни прямо, ни косвенно никаких вознаграждений или гонораров от третьих лиц за публикации материалов и мнений любого характера.

Убедившись в том, что он опубликовал ложный или искаженный материал, журналист обязан исправить свою ошибку, используя те же полиграфические и (или) аудиовизуальные средства, которые были применены при публикации материала. При необходимости он должен принести извинения через свой орган печати.

Журналист отвечает собственным именем и репутацией за достоверность всякого сообщения и справедливость всякого суждения, распространенных за его подписью, под его псевдонимом или анонимно, но с его ведома и согласия. Никто не вправе запретить ему снять свою подпись под сообщением или суждением, которое было хотя бы частично искажено против его воли.

Журналист сохраняет профессиональную тайну в отношении источника информации, полученной конфиденциальным путем. Никто не может принудить его к открытию этого источника. Право на анонимность может быть нарушено лишь в исключительных случаях, когда имеется подозрение, что источник сознательно исказил истину, а также когда упоминание имени источника представляет собой единственный способ избежать тяжкого и неминуемого ущерба для людей.

Журналист обязан уважать просьбу интервьюируемых им лиц не разглашать официально их высказывания.

Журналист полностью осознает опасность ограничений, преследования и насилия, которые могут быть спровоцированы его деятельностью. Выполняя свои профессиональные обязанности, он противодействует экстремизму и ограничению гражданских прав по любым признакам, включая признаки пола, расы, языка, религии, политических или иных взглядов, равно как социального и национального происхождения.

Журналист уважает честь и достоинство людей, которые становятся объектами его профессионального внимания. Он воздерживается от любых пренебрежительных намеков или комментариев в отношении расы, национальности, цвета кожи, религии, социального происхождения или пола, а также в отношении физического недостатка или болезни человека. Он воздерживается от публикации таких сведений, за исключением случаев, когда эти обстоятельства напрямую связаны с содержанием публикующегося сообщения. Журналист обязан безусловно избегать употребления оскорбительных выражений, могущих нанести вред моральному и физическому здоровью людей.

Журналист придерживается принципа, что любой человек является невиновным до тех пор, пока судом не будет доказано обратное. В своих сообщениях он воздерживается называть по именам родственников и друзей тех людей, которые были обвинены или осуждены за совершенные ими преступления, за исключением тех случаев, когда это необходимо для объективного изложения вопроса. Он также воздерживается называть по имени жертву преступления и публиковать материалы, ведущие к установлению личности этой жертвы. С особой строгостью данные нормы исполняются, когда журналистское сообщение может затронуть интересы несовершеннолетних.

Только защита интересов общества может оправдать журналистское расследование, предполагающее вмешательство в частную жизнь человека. Такие ограничения вмешательства неукоснительно выполняются, если речь идет о людях, помещенных в медицинские и подобные учреждения.

Журналист полагает свой профессиональный статус несовместимым с занятием должностей в органах государственного управления, законодательной или судебной власти, а также в руководящих органах политических партий и других организаций политической направленности.

Журналист сознает, что его профессиональная деятельность прекращается в тот момент, когда он берет в руки оружие.

Журналист считает недостойным использовать свою репутацию, свой авторитет, а также свои профессиональные права и возможности для распространения информации рекламного или коммерческого характера, особенно если о таком характере не свидетельствует явно и однозначно сама форма такого сообщения. Само сочетание журналистской и рекламной деятельности считается этически недопустимым.

Журналист не должен использовать в личных интересах или интересах близких ему людей конфиденциальную информацию, которой может обладать в силу своей профессии.

Журналист уважает и отстаивает профессиональные права своих коллег, соблюдает законы честной конкуренции. Журналист избегает ситуаций, когда он мог бы нанести ущерб личным или профессиональным интересам своего коллеги, соглашаясь выполнять его обязанности на условиях, заведомо менее благоприятных в социальном, материальном или моральном плане.

Журналист уважает и заставляет уважать авторские права, вытекающие из любой творческой деятельности. Плагиат недопустим. Используя каким-либо образом работу своего коллеги, журналист ссылается на имя автора.

Журналист отказывается от задания, если выполнение его связано с нарушением одного из упомянутых выше принципов.

Журналист пользуется и отстаивает свое право пользоваться всеми предусмотренными гражданским и уголовным законодательством гарантиями защиты в судебном и ином порядке от насилия или угрозы насилия, оскорбления, морального ущерба, диффамации.

Кодекс одобрен Конгрессом журналистов России 23 июня 1994 года, г. Москва

Приведенные ниже дебаты имели место при создании Российского кодекса проф. этики журналистов. То есть, в сравнительном анализе, прежде всего надо говорить о том, что Российский кодекс создавался на базе уже существующих: американского, немецкого, швецкого, датского и др.

Этические нормы в любом виде, что это такое - костюм на вырост или смирительная рубашка? Мы предлагаем пройтись по конкретным положениям этических кодексов, взяв любой из них, с тем чтобы каждую из норм оценить с точки зрения, пригодности для Российской журналистики.

во всех практически кодексах достаточно установившихся сообществ прессы, возьмем ли мы датский или финский, или американский, мы обязательно найдем некий набор норм, которые там существуют и которые при ближайшем рассмотрении представляются чрезвычайно важными и для российской прессы как нормы, которые позволяют сохранять доверие граждан, которые помогают консолидироваться самому профессиональному сообществу.

Эти нормы лишены идеологического начала, что очень важно. Эти нормы очень активно способны помочь выполнению правозащитной функции тем, кто занимается защитой прав и способны помочь самому обществу сохранить уважение к прессе. Пресса остается рукопожатной, если она выполняет эти требования.

немецкий кодекс. Более половины позиций, которые здесь обозначены, у нас регулируются законодательным образом. Смотрите, пункты 5, 6, 8, 9, 10 - это все есть в законе о средствах массовой информации.

важно начинать в российском подходе говорить о том, что зарабатывать деньги не стыдно? В западном обществе вопрос, что зарабатывать деньги стыдно, никогда не стоял. Американское радио и телевидение возникало с одной прагматической целью - зарабатывать деньги. Никаких других целей - идеологических, пропагандистских - оно никогда перед собой не ставило.

В американском кодексе, в первом разделе записано: "Право граждан на получение информации о событиях, представляющих интерес для общества, является важнейшим моментом в деятельности средств массовой информации". То есть во главе угла стоит все-таки право граждан на получение информации. И журналист приходит на работу, чтобы быть посредником между источниками информации и гражданами. В целом ряде случаев это некое общественное технологическое устройство, которое реализует права граждан.

Есть кодексы, мягко говоря, чуточку наивные, как например кодекс кубанского журналиста, но даже в нем есть очень примечательный пункт: "32. Журналист не должен собирать информацию, используя свое положение, для третьих лиц". То есть проблема ангажированности журналиста в любой форме несет в себе опасность для общества и потребителей результатов труда журналиста.

Первый долг журналиста - это предоставлять общественности точное, корректное и объективное освещение событий. Это должно быть отмечено в первом параграфе. Мы не можем сегодняшнее российское общество сравнивать непосредственно со шведским, датским или немецким обществом, потому что существует так много различий и у вас столько проблем в новом развивающемся обществе... Но если в отчете Судебной палаты за 1997 г. говорится, что одна из главных проблем состоит в том, что "некоторые средства массовой информации фактически перешли на службу к финансово-промышленным группам..." - то как справиться с этой проблемой, если указать в первом параграфе, что журналист имеет целью обеспечение себя заработком?

Нужно построить фундамент для независимых средств массовой информации. Для того, чтобы завоевать доверие со стороны общественности, журналист должен выглядеть настолько чистым и независимым, насколько это возможно.

Для шведского журналиста одно из главнейших правил состоит в том, что он не имеет права быть членом или как-либо быть связанным с организацией, партией, или группой, которую вам придется освещать в вашей работе.

Во второй части германского кодекса сказано: "Предназначенный к опубликованию материал... должен быть предварительно подвергнут проверке, с соблюдением тщательности, необходимой в соответствии с обстоятельствами". Акцент делается вот на что: "необходимой в соответствии с обстоятельствами", у нас говорят об обязательной проверке до точки, и всегда требуют этого от журналистики. Такой возможности часто нет. Но "в соответствии с обстоятельствами" - это наше гражданское пожелание.

"Неподтвержденные сообщения, слухи и предположения должны быть четко обозначены как таковые". Так говорится в германском кодексе, представляется, что для современной российской журналистики это существенное замечание.

В кодексе профессиональной этики Союза профессиональных журналистов Соединенных Штатов Америки есть третий раздел, в котором во главу угла поставлено то, что журналисты должны быть свободны от каких бы то ни было обязательств, кроме права общественности на получение достоверной информации. То есть американские составители этических норм ставят во главу угла опять же право граждан на получение информации. И это единственный вид зависимости, который допускают американские журналисты - зависимость от потребителей информации, от потребителей труда журналистов. Подношения, оплата транспортных услуг, специальные льготы и привилегии могут скомпрометировать и поставить под сомнение независимость журналиста, то есть независимость журналиста предполагается как нечто данное от Бога. Независимость от всех, кроме граждан, для которых работает журналист.

В преамбуле датского текста упоминаются не только ограничения деятельности журналистов, но также тот факт, что если журналист не информирует общество о том, что происходит, то это также является нарушением журналистской этики. То есть если журналист не будет хорошим журналистом, не будет выполнять свой долг, то это будет нарушением кодекса этики и теоретически он может быть подвергнут критике Совета по прессе, в рамках системы саморегулирования.

К тому же во всех западных кодексах остается принципиальным разведение PR и журналистики и маркировка информации (информации и комментария) - как основополагающие позиции.

Важной частью профессиональной этики журналиста в России сейчас является такая проблема: ошибки и нарушения со стороны СМИ отрицательно сказываются на их положении.

Однако "профилактика" таких нарушений пока еще не дает заметных результатов. Их количество остается весьма значительным. По своим юридическим последствиям для СМИ они носят характер "самострела", "самочленовредительства". Но за последний год в деятельности СМИ проявилась намного более опасная тенденция, которая представляется просто самоубийственной.

Многие редакции и журналисты, не сознавая пагубных последствий для свободы массовой информации, подхватили и активно включились в кампанию взаимных обвинений в прислужничестве, продажности, выполнении заказов на компроматы и фальсификаты, прикрываемых красивым эвфемизмом "ангажированность".

Но здесь речь идет еще и о другом: о межредакционных дрязгах и даже информационной войне, когда опоенные свободой журналисты поливают помоями и обличают как противников и конкурентов, так и друг друга в самых грязных побуждениях и поступках, играя на руку тем, кто мечтает вернуть прессу в тоталитарную клетку или хотя бы усмирить и приручить ее.

Это выплескивается на печатные полосы и в эфир. Таковы, например, многие публикации в центральной печати: "Заметка о заказных статьях в российской прессе сама оказалась заказной", Известия, 18.10.97; "Кремль посетила идея", Московские новости, 21.09.97, "Это не ошибка, не вранье. Это продуманная подлость"; Независимая газета, 27.09.97, "Коллективный Коржаков в действии", Новое время, № 3, 1997; "Ловушка для СМИ", Независимая газета, 27.02.97 и др.

СМИ убивают СМИ, журналисты - журналистику", - заявил недавно один уважаемый автор. В последний год коррозия журналистской этики, профессионализма и достоинства достигли нетерпимого уровня. Доверие населения к прессе и журналистам - этот главный капитал и сила СМИ - утрачивается.

По данным последнего всероссийского репрезентативного опроса населения, обобщенный образ журналиста положительно охарактеризовали немногим больше 60 % опрошенных, в представлении же остальных он носит явно отталкивающие черты.

Приведем распределение полученных суждений о российских журналистах. "Выразители общественных интересов" - 37 %, "наблюдатели жизни, информаторы общества" - 33 %, "воспитатели, наставники, просветители" - 11 %, "стражи демократии, поборники справедливости" - 11 %.

А вот весьма весомые и убийственные мнения россиян о журналистах: "ловцы сенсаций и жареных фактов" - 28 %, "прислужники властей, богатых и влиятельных людей" - 15 %, "манипуляторы общественным мнением" - 14 %, "продажные борзописцы, лжецы" - 7 % (Фонд "Общественное мнение" по заказу Фонда защиты гласности, декабрь 1997 г.).

Как изменился в общественном мнении столь привлекательный прежде имидж журналиста, авторитет звучащего в эфире и печатного слова! Вызывают тревогу эти симптомы превращения журналистики из независимой "четвертой власти" в презираемую "древнейшую профессию". Таковы угрозы свободе массовой информации, исходящие от самих средств массовой информации.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.