Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Группы по полу: мужчины и женщины





Мужчин интересует в СМИ политика, международная жизнь, экономика, производство, деловая жизнь, наука, спорт, криминал. Вообще мужчины активнее потребляют СМИ, особенно общественно-политические, деловые и спортивные издания. Внимательно читают аналитические статьи, расследования.

По телевидению мужчины предпочитают смотреть новости, спортивные, общественно-публицистические, аналитические, познавательные, исторические, криминальные и деловые передачи. Мужчины чаще, чем женщины, смотрят эротические передачи.

Мужчины более избирательны, чем женщины, в своих интересах. Особенно это относится к радиопередачам.

Женщины чаще, чем мужчины интересуются в прессе просвещением, здравоохранением, бытовыми и семейными проблемами, культурой, литературой, искусством и публикациями об отдыхе. Менее активно читают прессу. Наравне с мужчинами женщины читают только местные газеты.

Женское же «телечтиво» – многосерийные фильмы, которые они смотрят почти в два раза чаще, чем мужчины, а также культурные, театральные, музыкальные программы, эстрадные концерты, юмор, передачи о людях. Кроме того, по сравнению с мужчинами, женщин больше интересует утилитарная информация о здоровье, приусадебном хозяйстве, религиозные передачи.

В потреблении радио женщины более всеядны и практически слушают все, что передают.

Возрастные группы

Прежде чем проанализировать информационное поведение различных возрастных групп, полезно познакомиться с их социальными и общепсихологическими особенностями.

Американские психологи Р. Гаулд, Д. Левинсон и Дж. Вейланд провели исследование на 1000 человек об изменении личности с возрастом. Дж. Вейланд 38 лет наблюдал за изменением структуры личности 268 выпускников Гарвардского университета. Его результаты и результаты исследований российских ученых в целом совпадают.

Возраст 16–22 года. Стремятся доказать, что они уже готовы к самостоятельной жизни Трудность возраста – в его неопределенности: с одной стороны самостоятельный человек, с другой – ребенок, нуждающийся в заботе и помощи. Характерно частое обращение к письмам как средству общения, юношеский максимализм в оценках и суждениях, просьбы помочь, посоветовать, иногда разочарованность «Мне всего 22 года. Я ни о чем не мечтаю, ни во что не верю и ни на что не надеюсь. Впереди пустота».

Возраст 23–28 лет. Поиски самого себя, выработка индивидуальности, осознание себя как взрослого человека с определенными правами и обязанностями по отношению к другим. Большую роль здесь играет представление о месте, которое надо занять в жизни. Взрослые могут стабилизировать это развитие. Если наставника нет, могут сказаться черты предыдущей возрастной группы.

Возраст 29–32 года. Переходный период. Оказывается, что сформированные ранее представления – не совсем верные, жизнь перестает вдруг казаться легкой. Возникают болезненные вопросы о жизни. Иногда человек разрушает основы своего прошлого образа жизни.

Возраст 33–39 лет. Интенсивная влюбчивость в работу, когда человек стремится достичь вершин профессии.

Возраст 40–42 года. Критический период. Достигнутое кажется недостаточным, незначительным. Возникает ощущение, что жизнь проходит зря. Добавляется ухудшение здоровья, признаки утраты молодости.

Возраст 43–49 лет. Новое равновесие, стабильность психики. Поднимается продуктивность труда. У творческих людей – своеобразие подъема.

После 50 лет человек приходит к примирению с самим собой. Но это не самодовольство, критическое начало не утрачено. Просто человек уже хорошо познал самого себя. Но его снова одолевают вопросы о смысле жизни и ценностях. Характерно стремление к контактам с людьми, к поддержанию старых знакомств и завязыванию новых. Стремление избегать всего, что вызывает эмоциональную напряженность.

Естественно, что эти возрастные различия сильно сказываются на информационном поведении людей.

Группы по уровню образования

Давно известно по социологическим исследованиям, что чем выше уровень образования, тем активнее потребление СМИ, причем чаще читаются качественные издания. Аналитика – тоже чтение высокообразованной аудитории, которая чаще читает общественно-политические журналы и специальные, отраслевые.

В потреблении ТВ тоже отличия существенны. Чем выше уровень образования, тем больше интерес к новостям, познавательным передачам, интервью и общественно-публицистическим передачам.

И наоборот, чем ниже этот уровень, тем охотнее смотрятся сериалы и практические передачи.

Группы по месту жительства

Городские жители регулярнее читают газеты, и их отличия от сельских жителей состоят в том, что они чаще листают московские, областные и городские газеты, тогда как селяне предпочитают районные.

Горожане, в отличие от сельчан, чаще смотрят познавательные передачи, а также интервью в прямом эфире и криминал. Зато сериалы чуть чаще смотрят селяне.

Понятие «аудитория» происходит от латинского слова auditorium, которое в прямом переводе означает «место для слушания». В социологии журналистики аудитория определяется как совокупность людей – адресатов журналистских произведений, возникающая на основе общности их информационных интересов и потребностей, а также форм, способов и каналов их удовлетворения. Аудиория – устойчивая совокупность людей, возникающая на основе общности их интересов и потребностей (вытекающих из социальной принадлежности), а также форм, способов, каналов удовлетворения этих потребностей. Чем глубже и шире сми отвечает на запросы людей, тем шире и устойчивее его аудитория.

СМИ ориентируется на целевую аудиторию, обладающую набором общих социальных характеристик и состоящую из людей с едиными информационными интересами, которые, в свою очередь, обусловлены единством социальных статусов (в частности, профессиональных). Так, деловая пресса ориентируется на предпринимателей как целевую аудиторию, которые представляют собой социальную группу.

Потенциальная аудит ория – аудитория, на которую рассчитана информация (потенциальной аудиторией телеканала называется все население, проживающее в тех населенных пунктах, где существует техническая возможность приема того или иного телеканала. Размеры потенциальной аудитории меняются в зависимости от количества и типа телеприемников, а также от диапазона вещания телеканалов).

Реальная аудитория – которая реально потребляет информацию (тираж)

Понятие целевой аудитории как определенного набора социальных характеристик («социального портрета») применяется и при определении аудитории отдельного или обобщенного типа СМИ («целевая аудитория общественно-политических изданий»). Происходящие в обществе изменения неизбежно деформируют сложившуюся структуру информационного обеспечения, что сказывается, в частности, на специализации и дифференциации СМИ. Отдельные группы периодических изданий переживают кризис, тиражи других растут, многие претерпевают глубокие качественные изменения. Специализация СМИ – яркое тому подтверждение, а кризис тех или иных групп периодических изданий является показателем изменений в социальной структуре общества.

В современных исследованиях аудитории СМИ в качестве отдельной группы нередко выделяются потребительские характеристики: уровень дохода, потребления отдельных товаров и услуг. Знание подобных характеристик важно для успешной деятельности рекламодателя и повышения рекламно-информационной эффективности СМИ.

Особая группа характеристик аудитории – психологических. К ним относятся: мотивы выбора СМИ и отдельных материалов, особенности восприятия, понимания, использования информации. Для выявления подобных характеристик мало пригодны массовые количественные методы исследования. Эффективное изучение психологии мотивации и восприятия предполагает использование качественных методов: эксперимента, фокус-групп, биографического интервью и т.п.

К психологическим характеристикам следует отнести главный мотив обращения аудитории к СМИ – информационный интерес, не имеющий социальной детерминации. Основанием для рассмотрения его природы служит положение, что главным условием возникновения такого интереса является принятие читателем (слушателем, зрителем) определенной роли. Это выражается понятием идентификации (самоидентификации). Оно означает, что читатель (слушатель, зритель) становится активным, полноправным участником информационной игры – одного из видов игры социальной.

 

55.Методы изучения текстов печати, телевидения и радио.+

Медиаметрия – изменение количественных и качественных характеристик медиаканала и аудитории СМИ. Медиаметрические исследования – это изучение количественного размера аудитории конкретного издания, программы, передачи.

Контент-анализ
Данный метод оптимален прежде всего для анализа уже готового текста, когда необходимо сделать выводы исключительно по данному тексту, без возможности привлечения дополнительных источников информации.
Естественным образом, контент-анализ подразумевает работу с оригинальными источниками, т.к. работа с переводными текстами требует дополнительного анализа на предмет точности перевода (иначе есть вероятность, что вместо анализа автора будет произведен анализ переводчика).
Контент-анализ априорно ориентирован на объективизм, т.е. подразумевается, что два независимых эксперта, основываясь на одном и том же теоретическом базисе, в результате анализа одних и тех же текстов получат крайне схожие (в идеале – одинаковые) результаты. Поэтому данный метод требует высокой степени формализированности теории и подбора подходящих (обладающих достаточной информативностью) текстов.
Контент-анализ лучше не применять, если есть сомнения в достоверности источника.
Дискурс-анализ

Данный метод оптимален прежде всего в тех случаях, когда эксперт имеет возможность влиять на ситуацию и контекст дискурса респондента, т.е. в случае активного включения эксперта в восприятие дискурса, конструируемого респондентом (интервью, эксперимент).
Дискурс-анализ подразумевает, что эксперт имеет возможность работать с дискурсами, которые создавались респондентом в разных ситуациях и контекстах
Дискурс-анализ является более субъективным в том смысле, что кроме количественного анализа существенное значение имеет интерпретация тех или иных элементов дискурса экспертом, которая создает дополнительный простор для ошибочных толкований. Таким образом, важным условием проведения качественного анализа является уровень профессионализма эксперта и уровень его стремления к объективному результату.
Дискурс-анализ лучше не применять, когда эксперт не уверен в своей способности к эмпатическому проникновению в другие миры человеческих ТИМ, т.к. есть большая опасность привнести слишком много субъективности и трактовать всё из своего собственного восприятия.
Использование стандартизированных методик позволит избежать неаргументированности в соционических дискуссиях, сделать их более предметными и результативными, уменьшить спорность утверждений с помощью прояснения теоретической базы и открытого пошагового озвучивания хода мысли исследователя в процессе нахождения эмпирических доказательств либо восхождения от эмпирики к теории

АНАЛИЗ ДИСКУРСА (дискурс-анализ) - совокупность методик и техник интерпретации различного рода текстов или высказываний как продуктов речевой деятельности, осуществляемой в конкретных общественно-политических обстоятельствах и культурно-исторических условиях.

Контент-анализ (от англ. contens содержание) — метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах. Особенность контент-анализа состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте. Может использоваться как основной метод исследования (например, контент-анализ текста при исследовании политической направленности газеты), параллельный, т.е. в сочетании с другими методами (напр., в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации), вспомогательный или контрольный (напр., при классификации ответов на открытые вопросы анкет).

Медиапланирование для электронных СМИ - телевидения и радио, в принципе, сходно. Разница между ними состоит в том, что для радио невозможно рассчитать «персональный» рейтинг каждой радиопередачи. Как известно, «радиослушание» в отличие от «телесмотрения» носит «фоновый характер» и слушатель часто «блуждает» по эфиру от одной радиостанции к другой. Поэтому для радио рассчитывается «средняя 15-ти минутная аудитория»(average quarter-hour) - cреднее количество радиослушателей данной радиостанции на протяжении как минимум 15-ти минут в течение одного дня. Отличаются радио и телевидение также прайм-таймами (т.е. теми временными интервалами, когда у радиоприемника или экрана собирается максимальная аудитория радиослушателей/телезрителей).

Для электронных СМИ (в особенности для телевидения) применяются такие основные методы исследований:

Дневниковые панели. Отобранные респонденты ежедневно в течение месяца с интервалом в 15 минут отмечают в специальном дневнике, какую именно телепередачу, какого телеканала они смотрят в данное время. Собранные таким образом материалы после соответствующей обработки дают в результате рейтинги по временным интервалам, по передачам, по целевым аудиториям и т. п. Достоинства метода — относительная дешевизна. Главный недостаток метода — трудность контроля достоверности заполнения дневников и длительность процесса обработки данных;

Аудиметрия. Основой метода являются специальные приборы, подключенные к теле- или радиоприемнику респондента и фиксирующие, какой канал включен в данное время. Эта информация запоминается и периодически передается на центральный узел, где суммируется и обрабатывается. Достоинства метода — высокая точность и объективность. Недостаток метода — дороговизна, часть работы (фиксация, кто именно смотрел) выполняется вручную;

Пиплметрия. С помощью дополнительного пульта прибор фиксирует не только, какой канал включен, но и кто именно из членов семьи смотрит (слушает) его в данный момент. Наиболее объективный из известных методов медиа-исследований, но и самый дорогой. При оперативном съеме данных с приборов позволяет получить рейтинговые данные минута в минуту.

В настоящее время при исследованиях с помощью people-meter'ов используются два концептуально различных подхода к определению понятия «просмотр»:

Локальное определение - участники должны регистрировать свое присутствие в комнате с включенным телевизором.

Когнитивное определение - участников просят регистрироваться лишь в том случае, когда они рассматривают себя как смотрящих телевизор.

Статистика посещений сайтов в интеренете получается с помощью регистрационных программ. Обычно фиксируются хиты и хосты. Хиты – общее число визитов на сайт за определенное время, например, за неделю, месяц и т. д. Хосты – число уникальных посетителей. Хосты определяются по IP-адресу машины, а также по IP-адресу прокси-сервера (если посетитель им пользуется

 

56.Редакция и журналисты как объекты социологических исследований.+

57.Социология в авторской журналистской работе.+

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.