Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Занятие №5. Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор»





1. Положение дел в различных учреждениях города. Отношение к службе городских чиновников. (Почему молчит врач Гибнер?) è Привести примеры.

Положение граждан è Привести примеры.

2. Городничий: его характер, степень ума (как оценить, например, его распоряжения после известия о приезде ревизора?). Почему он дал себя одурачить? (ведь он «Трёх губернаторов провёл»). Проследить изменение его внутреннего состояния по ходу развития действия: известие о ревизоре à распоряжения à первая встреча с Хлестаковым в гостинице à первая взятка àпосле обеда (действие 3, явление 5) à во время сна Хлестакова (действие 3, явления 9-11) à Хлестаков просит руки дочери (4, 15-16) à в течение 5 действия и в финале.

3. Хлестаков: его социальное и материальное положение, характер, манера поведения: в гостинице – к Осипу и трактирному слуге à реакция на приход городничего à чем приводит в ужас чиновников его пьяная похвальба? à Его отношение к Анне Андреевне и Марье Антоновне à почему уезжает из города? à Можно ли назвать его мошенником или злым человеком?

Литература:

1. Войтоловская Э.Л. Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор»: Комментарий. – Л., 1971.

2. Вишневская И.Л. Гоголь и его комедии. – М. – 1976.

3. Машинский С. Художественный мир Гоголя. – М. - 1979

4. Николаев Д. Сатира Гоголя. – М. – 1984.

5. Турбин В.Н. Герои Гоголя. – М. – 1983.

6. Храпченко М.Б. Николай Гоголь. – М. – 1984.

 

Занятие № 6. «Гроза» А.Н.Островского как христианская пьеса.

1. Нравы города Калинова и общее состояние умов и душ современной Островскому России в изображении и оценке автора (особое внимание – Д.4, явл.1), персонажей пьесы (Кулигин ó Феклуша) и их соответствие нормам христианского вероучения. Как можно оценить форму религиозности Феклуши и Барыни (Д.1, явл.8)?

2. Дикой как человек обезбоженный и обуянный дьяволом: чем одержим, формы проявления одержимости (отношение к домашним, к высшим, равным и низшим, его поведение в бизнесе). Осознаёт ли Дикой свою тяжёлую болезнь, борется ли с ней?

3. Кабаниха как человек тяжёлых психологических комплексов: их сущность и проявление в отношении к ближним (дети, невестка), манера поведения и речевая характеристика.

4. Жертвы обезбоженного мира: а) Тихон: его положение в семье в отношении матери и жены, его душевное состояние (особо – Д.5, явл.1); б) Борис: история его семьи и положение в семье Дикого; почему он бросает Катерину (как можно точнее!)?

5. Катерина: в чём непохожесть её системы ценностей и поведения на мир, её окружающий? (Катерина в сценах с Кабанихой, Тихоном, Варварой). Характер её веры и значение веры для неё. Сравнить её в этом плане с Кабанихой: кто истинный христианин и почему? (особенно – Д.2, явл.7). Причины самоубийства. Можно ли оправдать этот шаг?

Литература:

1. Журавлёва А.И., Некрасов В.Н. Театр А.Н.Островского. – М. – 1986.

2. Лакшин В.Я. Александр Николаевич Островский. – М. – 1976.

3. Лакшин В.Я. Театр Островского. – М. – 1986.

4. Холодов Е.Г. Мастерство Островского. – М. – 1967.

 

Занятие № 7. Лирика А.А.Фета. Комплексный анализ стихотворений (тема, идея, эмоциональная палитра, система образов-деталей и художественные средства языка, с помощью которых выражены мысли и чувства, особенности ритмики и строфики): «Одним толчком согнать ладью живую…», «Нет, я не изменил. До старости глубокой…», Поэтам. Музе («Надолго ли опять мой угол посетила…»).

Литература:

1. Бухштаб А.А. Фет: Очерк жизни и творчества. – Л.- 1974.

 

Занятие № 8. Повесть И.С.Тургенева «Вешние воды»

Автор явно требует от читателя оценки измены главного героя Дмитрия Санина по отношению к любимой девушке. Для этого он заставляет сопоставить образ Санина с целым рядом образов других мужчин. ââââ

1. Дать характеристику образов Эмиля, Клюгера, Полозова, Санина.

2. Образ Марьи Николаевны Полозовой. ââ Как оценить поступок Санина?

Литература:

1. Пустовойт П.Г. И.С.Тургенев – художник слова.

2. Шаталов С.Е. Художественный мир Тургенева. – М. – 1979.

 

Занятие № 9. М.Е.Салтыков-Щедрин. Сказки для детей изрядного возраста.

«Дикий помещик». – сказка о порочной идеологи в управлении государством.

1. Причины исчезновения мужика и последствия этого для экономики и социальной сферы (перечислить!).

2. Почему все называют помещика глупым?

3. Что означает лозунг «не отступать от принципов!» для функционирования государства?

4. Растолковать смысл критики автором идей социалистов-утопистов (особенно – Н.Г.Чернышевского): мечты помещика о светлом будущем.

5. Последствия возвращения мужика. Общий урок сказки: как должно быть организовано управление государством, взаимодействие социальных слоёв, идеологии и экономики?

6. Растолковать смысл последнего абзаца сказки.

 

«Медведь на воеводстве» - сказка о различных типах политиков и способах управления государством.

1. Топтыгин 1-й: суть политической неудачи и уроки несостоявшегося правления.

2. Топтыгин 2-й: методы управления, личные стремления, уроки.

3. Топтыгин 3-й: его концепция управления государством (растолковать подробно!), результаты такого правления, смысл финала сказки.

Литература:

1. Бушмин А.С. «Сказки» М.Е.Салтыкова-Щедрина. – Л. – 1976.

2. Турков А.М. Салтыков-Щедрин. – М. – 1981.

3. Николаев Д.П. М.Е.Салтыков-Щедрин: Жизнь и творчество. – М. -1985.

4. Бушмин А.С. Художественный мир Салтыкова-Щедрина. – Л.- 1987.

5. Прозоров В.В. Салтыков-Щедрин. – М. – 1988.

6. Николаев Д. Смех Щедрина: Очерки сатирической поэтики. – М. – 1988.

 

 

Занятие № 10. Роман Ф.М.Достоевского «Игрок».

1.Художественное исследование человеческих страстей. Ваша оценка взаимоотношений героев романа и их поступков:

А) Отношения Алексея Ивановича и Полины / гл. 1, 3, 5,6, 15, 17/, показать их крайнюю противоречивость.

Б) Как развиваются взаимоотношения генерала, а затем и Алексея Ивановича с мадемуазель Бланш? Что их связывает с этой женщиной?

В) Бабушка (возраст – не помеха страстям): её характер, взаимоотношения с генералом и его окружением, неожиданная страсть к рулетке.

Г) Страсти и национальный менталитет (русские – немцы – французы) /гл. 4, 5, 7, 17/.

Литература:

1. Переверзев Ф.В. Творчество Достоевского. – М. – 1984.

2. Lib.RU/Классика: Достоевский Федор Михайлович: собр. соч. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m.

3. Русская виртуальная библиотека: Ф.М. Достоевский: собр. соч. в 15-ти т. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rvb.ru/dostoevski.

4. Библиотека Комарова: Федор Михайлович Достоевский: все произведения Достоевского: (в алфавит. порядке) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ilibrary.ru/author/dostoevski/index.html.

5. Библиотека (интернет-издательство): электрон. изд. произведений и биогр. материалов: Полн. собр. соч. Федора Михайловича Достоевского [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.magister.msk.ru/library/dostoevs/.

6. Библиотека «Вехи»: художественная литература: Федор Михайлович Достоевский [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vehi.net/dostoevsky/index.html

7. Фонд содействия изучению жизни и творчества Ф.М. Достоевского [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dostoevsky-fund.ru

8. Энциклопедия «Достоевский» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://niknas.by.ru/dost_enz/dost_enz.htm

 

Занятие № 11. Н.С.Лесков. Сказ о тульском косом Левше и стальной блохе.

1. Генерал Платов: его характер, проявляющийся в манере поведения (за границей и дома). Александр I как противоположность Платову: патриотизм и космополитизм.

2. Какой смысл в усовершенствовании английской блохи? Что конкретно сделали русские мастера? Действительно ли они превзошли англичан?

3. Образ Левши: его поведение перед Платовым и царём; Левша и англичане: обсуждение проблем образования и науки, религии и брака. Возвращение героя на родину: отношение к своему гражданину в России.

4. Особенности стиля: обилие искажённых слов (привести не менее 10 примеров); в каких эпизодах они употребляются; почему искажаются слова родного языка и какой эффект достигается искажением?

Литература:

1. Столярова И.В. В поисках идеала: Творчество Н.С.Лескова. – Л. – 1978.

2. Видуэцкая И.П. Николай Семёнович Лесков. – М. – 1979.

3. Лесков и русская лиература. – М. -1988.

4. Аннинский Л. А. Лесковское ожерелье. М., 1982; или: М., 1986.

5. Столярова И. В. Лесков и Россия // Лесков Н. С. Полн. собр. соч.: В 30 т. М., 1996. Т.1. С. 7-100.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.