Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Русская правда» как исторический источник





Русская Правда представляет собой законодательный источник, который состоит из трёх редакций:

1. Краткая Правда (или Древнейшая Правда или Правда Ярослава – 1024 год и Устав Ярославичей – 1072 год)

2. Пространная Правда12 век (Устав Владимира Мономаха – 1113 год)

3. Сокращённая Правда14 – 15 века.

Динамика общественных отношений заключалась в частности, в ограничении круга родственников, которые могут мстить, вводится альтернативный штраф. В Пространной редакции происходит более глубокая дифференциация штрафов, что ведёт к усилению дифференциации в обществе. Утверждаются феодальные отношения, сохраняется община. Земля, находясь в общей собственности, была поделена на участки межой. Появляется ростовщичество.

По Русской Правде если умирает глава семейства, то его жена и дети становятся свободными, однако наследства не получают. Община и государство осуществляют надзор за сиротами.

Примерно в 30-е годы XI века появился и первый свод законов русского государства – «Русская правда», который неоднократно дополнялся впоследствии потомками Ярослава. В первой статье правды Ярослава говорится о праве кровной мести за убийство свободного мужа, но вводился также альтернативный штраф за убийство в 40 гривен. Само появление «Русской правды» отражало сложные процессы, протекавшие в Древней Руси. Перерастание родовой общины в земледельческую, происходившее повсеместно, приводило к потере многими людьми своего социального статуса и социальной защиты со стороны родовых коллективов. Они вынуждены были искать покровительство у князя и его дружинного окружения, попадая при этом в ту или иную степень зависимости, укреплявшую власть князя, что, и нашло отражение в «Русской правде». Первый русский писанный закон касался прежде всего вопросов общественного порядка, защищал людей от насилий, бесчинств, драк, которые карались вирами – штрафами.

После смерти в 1054 году Ярослава Мудрого, великим князем киевским стал его старший сын – Изяслав Ярославич. Во время правления Ярославичей, была написана вторая часть «Русской правды», которая более отвечала духу времени. В ней была запрещена кровная месть, кроме того, была зафиксирована и более сложная структура обществе, в которой появились социально неравноправные группы людей. В различных частях правды упоминаются челядь и холопы (рабы), а также смерды. Их жизнь, в отличие от свободных защищается штрафом (вирой) в 5 гривен. Княжеские люди – тиуны, огнищане стоили 80 гривен. Также в правде Ярославичей есть статьи, стоящие на страже княжеской собственности и его земельных владений. Это дало основание некоторым советским историкам сделать вывод о зарождении феодальной собственности и феодальных отношений в Древней Руси. Одни историки, как Горемыкина считают, что в не сложились рабовладельческие отношения, другие, например Фроянов определяют общество как переходное и доклассовое, в котором существовало несколько социально-экономических укладов, но преобладал общинный.

Большинство же сходится в том, что в рамках Древней Руси шел процесс зарождения раннефеодального общества, значительно отличающегося еще от зрелого феодализма. Основным населением Руси являлись свободные общинники – люди. Земледельческая община – вервь составляла экономическую и социальную основу общества. Она отвечала за общественный порядок на своей территории перед государством, платила штраф – виру за своих членов, владела землей, которую периодически распределяла между семьями. За владение, а также за охрану от набегов кочевников общинники платили дань князю, который уже воспринимался как верховный собственник земли.

 

Динамика социальных отношений в IX – XIII веках, их оформление в «Русской правде»

Динамика общественных отношений заключалась в частности, в ограничении круга родственников, которые могут мстить, вводится альтернативный штраф. В Пространной редакции происходит более глубокая дифференциация штрафов, что ведёт к усилению дифференциации в обществе. Утверждаются феодальные отношения, сохраняется община. Земля, находясь в общей собственности, была поделена на участки межой. Появляется ростовщичество.

По Русской Правде если умирает глава семейства, то его жена и дети становятся свободными, однако наследства не получают. Община и государство осуществляют надзор за сиротами.

Примерно в 30-е годы XI века появился и первый свод законов русского государства – «Русская правда», который неоднократно дополнялся впоследствии потомками Ярослава. В первой статье правды Ярослава говорится о праве кровной мести за убийство свободного мужа, но вводился также альтернативный штраф за убийство в 40 гривен. Само появление «Русской правды» отражало сложные процессы, протекавшие в Древней Руси. Перерастание родовой общины в земледельческую, происходившее повсеместно, приводило к потере многими людьми своего социального статуса и социальной защиты со стороны родовых коллективов. Они вынуждены были искать покровительство у князя и его дружинного окружения, попадая при этом в ту или иную степень зависимости, укреплявшую власть князя, что, и нашло отражение в «Русской правде». Первый русский писанный закон касался прежде всего вопросов общественного порядка, защищал людей от насилий, бесчинств, драк, которые карались вирами – штрафами.

После смерти в 1054 году Ярослава Мудрого, великим князем киевским стал его старший сын – Изяслав Ярославич. Во время правления Ярославичей, была написана вторая часть «Русской правды», которая более отвечала духу времени. В ней была запрещена кровная месть, кроме того, была зафиксирована и более сложная структура обществе, в которой появились социально неравноправные группы людей. В различных частях правды упоминаются челядь и холопы (рабы), а также смерды. Их жизнь, в отличие от свободных защищается штрафом (вирой) в 5 гривен. Княжеские люди – тиуны, огнищане стоили 80 гривен. Также в правде Ярославичей есть статьи, стоящие на страже княжеской собственности и его земельных владений. Это дало основание некоторым советским историкам сделать вывод о зарождении феодальной собственности и феодальных отношений в Древней Руси. Одни историки, как Горемыкина считают, что в не сложились рабовладельческие отношения, другие, например Фроянов определяют общество как переходное и доклассовое, в котором существовало несколько социально-экономических укладов, но преобладал общинный.

Большинство же сходится в том, что в рамках Древней Руси шел процесс зарождения раннефеодального общества, значительно отличающегося еще от зрелого феодализма. Основным населением Руси являлись свободные общинники – люди. Земледельческая община – вервь составляла экономическую и социальную основу общества. Она отвечала за общественный порядок на своей территории перед государством, платила штраф – виру за своих членов, владела землей, которую периодически распределяла между семьями. За владение, а также за охрану от набегов кочевников общинники платили дань князю, который уже воспринимался как верховный собственник земли.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.