Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 2. Закономерности психического развития





Исторические и социальные предпосылки становления возрастной психологии как самостоятельной научной дисциплины.

Научные основы возрастной психологии. Идеи Дж. Локка и Ж. Руссо как начало дебатов относительно влияния природы и воспитания на ход развития. Эволюционная теория Ч. Дарвина как основа научного подхода к развитию человека. Э. Геккель и С. Холл: вопрос о соотношении филогенеза и онтогенеза.

В. Прайер и А. Бине: использование научных методов для эмпирических исследований развития детей. Д. Болдуин: ассимиляция и аккомодация как основные механизмы развития ребенка.

Психоаналитические теории. Детерминизм внутренних биологических влечений как основа развития человека: теории З. Фрейда, Э. Эриксона, Дж. Боулби.

Основные проблемы и тенденции современной возрастной психологии и психологии развития. Спорные вопросы теорий развития: о факторах (природа или воспитание), характере (непрерывность или скачкообразность) и природе объекта развития (организм или механизм). Проблема соотношения обучения, воспитания и развития: подходы Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, Э. Торндайка.

Тема 3. Методы возрастной психологии

Обучение, обученность и обучаемость. Психологические показатели обученности и обучаемости.

Психологические основы воспитания. Учет возрастных и индивидуальных психологических особенностей человека.

Соотношение обучения, воспитания и развития в онтогенезе. Когнитивный, поведенческий, культурно-исторический подходы.

Учет уровня «зоны актуального развития» и «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский).

Социально-исторический подход в психологии обучения (М. Коул). Использование принципов развития для оптимизации процессов обучения.

Тема 4. Проблема возраста и возрастной периодизации психиче­ского развития

Понятия «хронологический возраст» и «психологический возраст». Психический инфантилизм, акселерация. Ключевые характеристики категории «психологический возраст»: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования в сфере сознания и личности (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).

Проблема периодизации психического развития в различных теоретических концепциях. Моносимптомотический подход, полисимптомотический подход, комплексный подход к периодизации психического развития.

Критерии для выделения стадий развития (Д. Флейвелл). Сравнение основных стадий развития, выделяемых в разных теориях. З.Фрейд: психосексуальные стадии развития. Э. Эриксон: психосоциальные стадии развития. Ж. Пиаже: стадии когнитивного развития. Джерсилд: аффективные стадии развития. Л.С. Выготский: критические стадии развития. Д.Б. Эльконин: смена ведущего вида деятельности как основа возрастной периодизации.

Понятие «сенситивный период развития». Взаимосвязь развития психических процессов, поведения и личности человека.

Тема 5. Кризисы в развитии

Понятие «кризис возрастного развития». Границы кризиса. Виды кризисов. Кризисы личностного развития и саморегуляции.

Исследования критических возрастов в отечественной психологии. П.П. Блонский: введение понятия «критический возраст». Л.С. Выготский: критические и стабильные возраста. Развитие концепции о критических возрастах в работах А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, М.И. Лисиной, Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой, К.Н. Поливановой.

Исследование психологического перехода в онтогенезе в западных исследованиях. Концепции Э. Эриксона, Д. Левинсона, П. Хеманса.

Психологический смысл критических возрастов. Психологические особенности возрастных новообразований, содержание возрастных кризисов, структура возрастного кризиса.

Практическая психология возрастных кризисов. Причины возникновения трудностей. Направления и типы коррекционной работы.

4. Методическое оснащение учебной дисциплины

4.1. Задания для проведения текущего контроля знаний студентов по дисциплине «Возрастная психология».

1. Выберите правильный вариант ответа:

Возрастная психология изучает:

a) факты и закономерности развития психики человека;

b) общие законы развития и формирования психики;

c) проявления психики людей;

2. … - это метод, который предполагает изучение психических особенностей человека в специально созданных условиях для выяснения зависимости протекания психического процесса или проявления свойств личности от внешних и внутренних условий.

a) наблюдение;

b) опрос;

c) эксперимент.

3. В своей периодизации З.Фрейд прослеживает линию психосексуального развития.
Установите правильную последовательность стадий этой периодизации:

a) латентная стадия;

b) фаллическая стадия;

c) оральная стадия;

d) анальная стадия;

e) генитальная.

4. Укажите автора теории, основная идея которой: «Ребенок – целостная личность, активно познающая окружающий мир – мир предметов и человеческих отношений. Он включается при этом в две системы отношений: «ребенок - вещь» и «ребенок – взрослый. Деятельность ребенка внутри этих систем представляет единый процесс, в котором формируется его личность.»

5. Как называется теория К.Бюллера?

a) теория конвергенции двух факторов;

b) теория трех ступеней развития.

6. Какое направление в психологии считает, что движущей силой в развитии является окружающая его среда?

a) эндогенное;

b) экзогенное.

7. Процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности называется…

a) аккультурация;

b) воспитание;

c) социализация.

8. Кто из предложенных психологов относится к школе Выготского:

a) М.И.Лисина; К.Коффка;

b) А.Н. Леонтьев; А.В. Запорожец;

c) Ж.Пиаже.

 

9. Автор эпигенетической теории развитии:

a) Ж. Пиаже

b) Л. С. Выготский

c) Э. Эриксон

10. Направление, психологи которого исследуют познавательную деятельность человека:

a) психоаналитическое

b) социогенетическое

c) когнитивное

11. Развитие интеллекта по Ж.Пиаже проходит:

a) 2 стадии

b) 4 стадии

c) 3 стадии

12. Кто из предложенных психологов не являлся сторонником Л. С. Выготского:

a) С. Л. Рубенштейн

b) Ж. Пиаже

c) А. Н. Леонтьев

 

13. Зона ближайшего развития – это:

a) то, что ребенок может делать и понимать при помощи взрослого

b) то, что ребенок может делать и понимать сам

c) то, что ребенок делать не умеет

14. Какие критерии возрастной периодизации рассматриваются в психологии:

a) новообразования

b) кризис

c) тип ведущей деятельности

d) социальная ситуация развития;

e) все ответы верны.

15. Кто из психологов ввел понятия «Психологические новообразования» и «социальная ситуация развития»:

a) Ж.Пиаже

b) В. С. Мухина

c) Л. С. Выготский

16. Какую стадию не выделял в развитии интеллекта Ж. Пиаже:

a) дооперационная стадия

b) стадия формальных операций

c) латентная стадия

17. По мнению Л. С. Выготского … движет развитие и ведет его за собой:

a) обучение

b) научение

c) подражание

18. Соотнесите:

a) культурно-историческая теория 1. Ж. Пиаже

b) теории деятельности 2. Д. Б. Эльконин

c) когнитивная теория 3. Л. С. Выготский

d) концепция учебной деятельности 4. А. Н. Леонтьев

19. Приспособиться к новым условиям жизни новорожденному помогают:
а) условные рефлексы;
b) безусловные рефлексы;
c) слуховые анализаторы.

 

20. Вставьте правильный ответ:
… - простейшая первичная форма самосознания.
а) узнавание себя;
b) самооценка;
c) автономная речь.

 

Ответы и критерии оценивания

Ключ:

1-1;   11-b;  
2-3;   12-b;  
3-в,г,б,а,д;   13-a;  
4- Л.С. Выготский;   14-e;  
5-1;   15-с;  
6-2;   16-c;  
7-1;   17-a;  
8-1;   18-а-3; b-4; с-1; d-2;  
9- с;   19-b;  
10-с;   20-a.  

 

 

4.2. Методические рекомендации для студентов
по дисциплине «Возрастная психология»

Актуальность данного курса обусловлена общими тенденциями в развитии современной психологической науки, необходимостью анализа всех факторов возрастного развития личности и жизнедеятельности человека.

Предметом курса является рассмотрение развития человека в перспективе жизненного пути с учетом культурно-исторических условий. Такой подход основывается на идеях, сформулированных Л.С. Выготским, Б.Г. Ананьевым, А.Г. Асмоловым, К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Анциферовой, Г. Крайг. Развитие человека при этом понимается как динамическая система, образованная взаимодействием созревания и научения, переплетением процессов физического, психического и социального развития. Обозначенный подход позволяет обеспечить комплексное рассмотрение проблематики развития человека в процессе онтогенеза.

Формы и методы работы

Реализация программы предусматривает использование форм, основанных на активном обучении, проблемности, совместной деятельности преподавателя и студентов, а также дидактически управляемой самостоятельной работы студентов.

На лекционных занятиях, построенных преимущественно в форме проблемного изложения, раскрываются основные теоретические положения курса. На практических занятиях акцент делается на самостоятельной работе студентов по овладению современными психологическими методиками диагностики личностных особенностей.

В процессе изучения «Возрастной психологии» предполагается создание у студента целостного представления о предмете, цели, задачах, структуре курса. В результате студент должен овладеть системой знаний:
• об основных закономерностях функционирования психики;
• о развитии психики в онтогенезе, изменении ее структуры и функций;
• об основных методах исследования развития психики человека;
• о психологических новообразованиях возрастных периодов;
• о содержании основных возрастных кризисов;
• о движущих силах развития на каждом возрастном этапе;
• об условиях психического развития людей разного возраста.

В результате изучения данного курса студенты должны овладеть умениями:
• использовать психологические термины;
• планировать и проводить психологическое экспериментальное исследование;
• определять и изучать возрастные особенности психики человека на всех этапах его жизненного пути;
• организовывать и проводить возрастно-психологическое консультирование.

 

 

План воспитательного мероприятия

В рамках практики, воспитательным мероприятием будет являться олимпиада по психологии для непрофильных факультетов и институтов УрГПУ. Олимпиаду планируется провести в марте-апреле 2012 года.

Олимпиада является комплексом творческих и познавательных заданий, направленных на развитие личностно - профессиональной позиции участников, выявление их профессиональных умений и навыков, а так же знаний по дисциплине «Психология».

Цель олимпиады - повышение психологической культуры как составляющей профессиональной компетентности педагога.

Олимпиада по психологии как форма организации учебно-исследовательской работы студентов направлена на повышение значимости психологических дисциплин в профессиональной подготовке будущего педагога, на выявление студентов, мотивированных на научно-исследовательскую деятельность. Олимпиада позволяет участникам проверить и критически оценить свои возможности, определиться в выборе дальнейших путей образования, самообразования и саморазвития личности.

Задачи олимпиады:

· стимулирование мотивации студентов к изучению психологических дисциплин;

· совершенствование качества подготовки студентов;

· создание условий для раскрытия и реализации профессиональных и творческих способностей студентов в учебном процессе;

· развитие креативного психолого-педагогического мышления студентов;

· выявление уровня психологической компетентности студентов;

· обеспечение творческого взаимодействия студентов разных факультетов.

Положение об олимпиаде и информационное письмо вы можете посмотреть в приложениях 6 (стр.90) и 7 (стр.93).

 

Задания к олимпиаде

Блок 1

1. Свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности – это ___________.

2. Совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости. Речь идет о ________________.

3. Простейший психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие им органы чувств – это _______________.

4. Установите соответствие между названием возрастного периода в развитии ребенка (колонка А) и его границами (колонка В).

А Впишите ответ (цифру из колонки В) В
Подростковый возраст   1. До 1 года
Дошкольный возраст   2. 1-3 года
Старший школьный возраст   3. 3-7 лет
Младенчество   4. 7-11 лет
Младший школьный возраст   5. 11-15 лет
Ранний детский возраст   6. 15-17 лет

 

5. Специфический, присущий только человеку вид деятельности, заключающейся в осуществлении воздействий на природу с целью обеспечения условий своего существования – это ___________.

6. Периодически возникающее состояние напряжения в организме живых существ, вызванное нехваткой какого-либо вещества или отсутствием необходимого для индивида предмета. ________________.

7. Мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции – это _______________________ память.

8. Найдите соответствие между словами (понятиями, явлениями, содержанием) соседних столбцов в предложенной таблице.

Тип общения Впишите ответ (цифру из колонки справа) Описание общения
Диалогическое общение   1. Авторитарное, директивное взаимодействие
Императивное общение   2. Воздействие на партнеров с целью достижения своих намерений (настоящие цели скрываются)
Манипулятивное общение   3. Равноправное, продуктивное, субъект-субъектное общение

 

9. Активность индивида, направленная на условное моделирование той или иной развернутой деятельности – это _________.

10. Опосредованная нервной системой ответная реакция живого организма на воздействие какого-либо фактора внешней или внутренней среды – это _________.

11. Психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта. __________________.

12. Целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств - это _________________.

13. Запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. _____________________.

14. Базовый объяснительный принцип научного познания, который выражается в общенаучном положении о том, что явления действительности необходимо исследовать в их зависимости от внутренне связанного и динамичного целого, которое они образуют, приобретая присущие этому целому новые свойства.

Принцип _________________.

15. Сензитивный период развития – это:

1) период, характеризующийся плавными, последовательными психическими измерениями;

2) наиболее чувствительный благоприятный период для формирования определенных качеств и свойств психики;

3) период, представляющий собой переходный момент от одного возрастного этапа к другому.

16. Процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений – это _________________________.

17. Мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предмета - это _________.

18. Вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации. ________________________ память.

19. Установите соответствие.

Продукт деятельности Впишите ответ (цифру из колонки справа) Деятель
Автор метода «классических условных рефлексов»   1. Гиппократ
Организатор первой психологической лаборатории   2. Ч. Дарвин
Автор теории эволюции   3. И.П. Павлов
Отец психоанализа   4. В. Вундт
Автор классно-урочной системы   5. З. Фрейд
Создатель учения о темпераментах   6. Я.А. Каменский

 

20. Сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Это _______.

21. Конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих - это ___________.

22. Стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который возникает в критических (экстремальных) условиях и сопряжен с выраженными двигательными и органическими проявлениями - это __________.

23. Установите соответствие между возрастным периодом (колонка А) и ведущим (наиболее важным для развития)типом деятельности в этом возрасте (колонка В)

А Впишите ответ (цифру из колонки В) В
Ранний детский возраст   1. Общение со сверстниками
Дошкольный возраст   2. Учебная деятельность
Младший школьный возраст   3. Предметно-манипулятивная деятельность
Подростковый возраст   4. Учебно-профессиональная деятельность
Старший школьный возраст   5. Сюжетно-ролевая игра

 

24. Психический познавательный процесс, который обеспечивает человеку приобретение информации, сохранение и использование ее – это ___________.

25. Термин, используемый для обозначения процесса приспособления организма к условиям окружающей среды - это ________________.

26. Направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида – это _______________.

27. Процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, прежде всего системы социальных ролей – это_____________________.

28. Установите соответствие между основными понятиями (колонка А) и их видами, свойствами (колонка В).

А Впишите ответ (цифру из колонки В) В
Восприятие   1. Кратковременная
Внимание   2. Наглядно-образное
Память   3. Непроизвольное
Мышление   4. Целостное

 

29. Отрицательные эмоциональные переживания, обусловленные ожиданием чего - то опасного, имеющие диффузный характер, не связанные с конкретными событиями – это ____________.

30. Высшая психическая функция, опосредованная особой системой знаков и имеющая коммуникативную направленность, т.е. ориентированная на общение, взаимопонимание между людьми и их взаимовлияние друг на друга – это ________.

31. Базовый объяснительный конструкт психологии личности, позволяющий выявить и описать те аспекты человеческой психики, которые связаны с побуждением субъекта к определенным формам активности, называется ___________________.

32. Психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека - это _____________.

33. Найдите соответствие между словами (понятиями, явлениями, содержанием) соседних столбцов в предложенной таблице.

Функции педагогической деятельности Впишите ответ (цифру из колонки справа) Описание
Воспитывающие   1. Развивают и формируют познавательные психические процессы и свойства личности; логические приемы, суждения, операции, умозаключения; познавательную активность, интересы, способности.
Развивающие     2. Формируют систему ценностных ориентаций и отношений в процессе воспитания и обучения
Социализирующие   3. Реализуются через передачу ЗУНов и системы культурных ценностей
Образовательные   4. Проявляются в приобретении опыта совместной деятельности, овладении системой общественных отношений и социально приемлемого поведения

 

34. Индивидуально-психологические особенности человека, выражающиеся в готовности к овладению определенным видом деятельности и являющиеся условием успешности ее осуществления. Речь идет о _______________.

35. Интегральное психическое свойство личности, системное единство ее характеристик, определяемых индивидуальным темпом, ритмом, интенсивностью и скоростью протекания психических процессов – это ______________________.

36. Высшая форма психической деятельности, наиболее сложный познавательный процесс, представляющий собой целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение субъектом существенных связей и отношений предметов, явлений и ситуаций. _____________.

37. Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении и обуславливающих типичные способы поведения - это ______________.

38. Взаимодействие двух или более субъектов, состоящее в обмене между ними сообщениями, имеющими предметный и эмоциональный аспекты; основано на реализации особой потребности - в контакте с другими субъектами - это ____________.

39. Поведение, ориентированное на нанесение вреда объектам, в качестве которых могут выступать живые существа или неодушевленные предметы, а так же сам субъект – это _________________.

40. Проранжируйте и отметьте цифрой от 1 до 4 периоды когнитивного развития (по концепции Ж.Пиаже) начиная с самого раннего:

Период развития Впишите ответ (ранг)
а) стадия формальных операций  
б) сенсомоторная стадия  
в) дооперациональная стадия  
г) стадия конкретных операций  

 

41. Социальная психология - это раздел психологии, изучающий

1) Закономерности формирования и проявления психической деятельности человека в процессе труда;

2) Вопросы развития психики в онтогенезе, закономерности перехода от одного периода психического развития к другому;

3) Закономерности поведения, общения и деятельности отдельных людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологическая характеристика этих групп.


Ключ к теоретическому туру

Вопрос № Правильный ответ
1. Психика
2. Индивидуальность
3. Ощущение
4.
Подростковый возраст  
Дошкольный возраст  
Старший школьный возраст  
Младенчество  
Младший школьный возраст  
Ранний детский возраст  

 

5. Труд
6. Потребность
7. Оперативная
8.
Диалогическое общение    
Императивное общение  
Манипулятивное общение  

 

9. Игра
10. Рефлекс
11. Представление
12. Восприятие
13. Механическое
14. Системности
15. 2)
16. Воображение
17. Анализ
18. Кратковременная
19.
Автор метода «классических условных рефлексов»  
Организатор первой психологической лаборатории  
Автор теории эволюции  
Отец психоанализа  
Автор классно-урочной системы  
Создатель учения о темпераментах  

 

20. Воля
21. Личность
22. Аффект
23.
Ранний детский возраст  
Дошкольный возраст  
Младший школьный возраст  
Подростковый возраст  
Старший школьный возраст  

 

24. Память
25. Адаптация
26. Внимание
27. Социализация
28.
Восприятие  
Внимание  
Память  
Мышление  

 

29. Тревога
30. Речь
31. Мотивация
32. Эмоции
33.
Воспитывающие  
Развивающие  
Социализирующие  
Образовательные  

 

34. Способности
35. Темперамент
36. Мышление
37. Характер
38. Общение
39. Агрессия
40.
стадия формальных операций    
сенсомоторная стадия    
дооперациональная стадия    
стадия конкретных операций    

 

41. 3)

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.