Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Библиографический аппарат издания





 

 

Такой аппарат представляют библиографические сведения о литературных источниках произведения и (или) цитируемой, рассматриваемой, а также дополнительной литературе для углубленного изучения темы произведения, приводимые в издании и связанные с его основным текстом.

В состав библиографического аппарата входят: 1) библиографические ссылки; 2) прикнижные (пристатейные) библиографические списки или указатели.

Библиографические ссылки – это тематически не отобранные библиографические сведения об источниках цитат, фактов, об анализируемой, упоминаемой или рекомендуемой литературе, связанные условными обозначениями (цифровыми порядковыми номерами, под которыми источник значится в списке, или звездочками, или посредством фамилии автора и года издания) с конкретными местами основного текста, к которым относятся, или расположенные непосредственно за ними.

Прикнижный (пристатейный) библиографический список (указатель) – это тематически отобранный систематизированный перечень библиографических сведений об используемой, цитируемой или рекомендуемой литературе, связанных с основным текстом цифровыми порядковыми номерами.

Общие правила составления библиографического описания. Библиографическое описание в Российской Федерации регламентируется государственными стандартами:

1. ГОСТ 7.1. – 84 «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления» - включает методические основы составления библиографического описания любых текстовых видов, опубликованных и неопубликованных документов.

2. ГОСТ 7.12. – 93 «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила» устанавливает правила сокращения слов.

Сокращение отдельных слов и словосочетаний в библиографическом описании обязательно для всех элементов, кроме заглавия и фамилий. В аналитическом описании (описании составной части издания) сокращение касается и заглавий периодических и продолжающихся изданий.

В библиографическом описании помимо пунктуационных знаков, которые применяются с современными нормами языка описания, перед элементами описания и их группами ставят условные разделительные знаки (УРЗ), которые служат своеобразным определителем следующего за ним элемента или сигнализируют о начале новой области описания. Это точка и тире (.-), точка (.), запятая (,), двоеточие (:), точка с запятой (;), косая черта (/), две косые черты (//), круглые скобки(), квадратные скобки [ ], плюс (+), знак равенства(=).

УРЗ не применяют только в том случае, если элементы разных областей грамматически связаны в одно предложение.

Предпочтительно при переносе на знаках =, +, /, // начинать ими следующую строку, однако допустим и набор с этими знаками в конце строки.

Все остальные условные разделительные знаки в связи с одинаковостью их формы со знаками препинания оставляют в конце строки.

Оформление библиографических ссылок. Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию или иному документу, то ссылку следует начинать словами Цит. по: либо Цит. по кн.: (при ссылке на книгу), Цит. по ст.: (при ссылке на статью). Например:

 

Цит. по кн.: Чехов и его среда. - Л., 1930. С.420.

 

Начальные слова См.; См., например; См.также; См. об этом; Ср.и т.п. и им подобные нужны главным образом для установления или уточнения связи ссылки с текстом.

Ссылку рекомендуется начинать этими словами в следующих случаях:

1. Когда от текста, к которому относится ссылка, читатель не может совершить плавный логический переход к ссылке, поскольку из текста неясна логическая связь между ним и ссылкой. Чтобы установить такую связь, пользуются начальными словами См., См. об этом (в частности, когда ссылка относится к незакавыченной цитате).

2. Когда надо подчеркнуть, что произведение, на которое ссылаются, - лишь одно из многих, где подтверждается, или высказывается, или иллюстрируется положение основного текста. В таких случаях используются начальные слова См., например; См., в частности, и т.п.

3. Когда нужно предупредить читателя о том, что ссылка представляет дополнительную литературу (См. также:), или что ссылка приводится для сравнения (Ср.:), или что описанная в ссылке работа более подробно освещает затронутый в тексте предмет (Об этом подробнее см.:).

4. Когда требуется отослать к произведению, так или иначе проинструктировав читателя (типа См. замечания в кн.:).

Знаки препинания и УРЗ в библиографических ссылках. Расстановка этих знаков должна подчиняться тем же правилам, что и расстановка их в библиографическом описании. Поэтому, вопреки традиционной запятой между годом издания книги и ссылочными страницами (М., 1984, с.5-6) или между годом и номером, номером и ссылочными страницами сериального издания (1984, вып. 5, с.95), ради единообразия следует ставить точку и начинать следующий за точкой текст с прописной буквы (М., 1984. С. 5-6; 1984. Вып. 5. С. 95), поскольку такое оформление утверждено ГОСТ 7.1-84.

Виды библиографических ссылок. По месту расположения относительно основного или дополнительного текста различают библиографические ссылки:

1. Внутритекстовые, то есть являющиеся неразрывной частью основного или вспомогательного текста (например, ссылка внутри текста подстрочного или затекстового примечания является внутритекстовой, хотя она и расположена под строкой или за текстом, так как она составляет часть текста примечания и подчиняется всем особенностям оформления внутритекстовых ссылок. Например:

 

§ При выполнении задания в качестве информационного обеспечения необходимо использовать таблицы, приведенные в справочнике технолога – машиностроителя (Т.2. – М: Машиностроение, 1986).

§ Этот эпизод он красочно воспроизвел в своих мемуарах (Аненков П.В. Литературные воспоминая. – М., 1961. – с.87).

§ О работе редактора над определением можно прочитать в кн.: Свинцов В.И. Смысловой анализ и обработка текста. – М., 1979. – с.156-187.

§ Форма приведения названий отечественных изданий – в библиографическом описании указана на с.110-134 выпущенного украинским изд-вом «Наукова думка» в Киеве в 1983 г. справочника Ю.В.Альберта «Библиографическая ссылка».

§ Выясняется, что это действительно статья в сборнике «Проблемы, происхождения эволюция и породообразование домашних животных» (М., 1940. – Т.1. – С.7-52).

§ Характерно, что даже в ценной, глубоко продуманной книге Н.И.Болдырева «Роль школы и семьи в воспитании детей» (М., 1954), где художественному воспитанию отведена целая глава (с.54-58), говорится и о музыке, и о танцах, и о театральных кружках, и о кино, и о живописи, а о стихах–ни полслова.

§ Об этом, в частности, пишет Н.Бас (Бас М. Иван Федоров, М., 1940. – С.118).

§ …как об этом писал Н.В.Гоголь (Собр.соч.: В 7 т. – М., 1978. – Т6. С.28).

§ Это прекрасно выразил Б.Полевой в своем рассказе «Горсть земли» (Полевой Б.Мы – советские люди.–М.,1950.–С.26-36).

 

2. Подстрочные, то есть вынесенные из текста вниз полосы. Например:

 

§ В последствие Томашевский сам вспоминал: «Издание началось с тонких брошюр «Народной библиотеки»1.

________________

§ 1Томашевский Б.В. Издание стихотворных текстов: обзор // Лит.наследство, 1934. – Т16/18. – с.1060.

§ Обращение к автографам… - говорит Томашевский в обзоре пушкинских изданий, - дает возможность ввести поправки и найти случайные, механические или нецензурные искажения печатного текста».1

________________

§ 1Томашевский Б.В. Указ.соч. – с.1064 – 1064.

 

3. Затекстовые, то есть вынесенные за текст всего произведения. Строятся по ходу текста или в систематизированном порядке – алфавитном или тематическом. Например:

 

§ В тексте:

Lycos [26,33] относятся к системам среднего объема (более 50 миллионов документов).

 

За текстом:

26. Применение Интернет в информационной деятельности. http:/dic/openweb/ru. Центр дистанционного обучения. – 1999.

33. Храмцов П. Поиск и навигация в INTERHET. Часть 2. Информационно-поисковые языки. http://www.osp.ru/cw/1996/20/31. him. - 1996.

 

§ В тексте:

Текст [51,с.45]

 

§ За текстом:

51. Сухов В.И. Составление и редактирование географических карт. – М., 1997.

 

§ В тексте:

Текст [3, с.12; 5, с.20]

 

За текстом:

3. Овсянников М.К., Петухов В.А. Эффективность теплоиспользования в судовых дизельных установках. – Л.: Судостроение, 1984.

5. Фомин Ю.А., Никонов Г.В., Ивановский В.Г. Топливная аппаратура дизелей: Справ.: - М. Машиностроение, 1982.

Верстка

 

 

Верстка – это технологический и оформительский процесс, при котором весь помещаемый в издании материал (различные виды текста, иллюстрации) компонуются в виде полос (страниц) издания, которые идут одна за другой в последовательном порядке.

Верстка текста. При верстке необходимо соблюдать нижеприведенные ограничительные условия.

1. Полоса издания не должна начинаться неполной концевой строкой абзаца. Такая строка – «висячая» - нарушает упорядоченный вид прямоугольной полосы и несколько затрудняет чтение. То же относится и к начальной строке абзаца, если она заканчивает полосу.

Нежелательны переносы с нечетной полосы на четную. Такие переносы, совпадая с переворачиванием страницы, мешают чтению.

Нельзя заканчивать полосу заголовком. Он относится к последующему тексту, и за ним должны следовать хотя бы три строки текста.

2. Не следует увеличивать пробелы между абзацами и между строками в пределах какого-либо отрывка текста (как правило, ради соблюдения одинакового формата полосы издания и других ограничительных условий). Увеличение пробелов между абзацами воспринимается читателем как сигнал большей смысловой паузы между ними, а увеличение пробелов между строками в каком-нибудь отрыве текста – как сигнал большей значимости этого отрыва.

3. Не следует разрывать формулу переносом с одной страницы на другую, в особенности с нечетной стороны на четную. Кроме того, желательно не начинать полосу формулой, чтобы не отрывать ее от предыдущего текста (с которым она обычно тесно связана) и к тому же не нарушать прямоугольность полосы.

4. Таблицы (и выводы) располагают сразу же после ссылки на них в тексте. Если, однако, поле такой ссылки на полосе остается недостаточно места для таблицы, ее помещают вверху следующей страницы, а в тексте делают соответствующее указание (см. табл.1, с.4). Особенно нежелательно отдалять от ссылок таблицы и выводы, которые не имеют заголовков и таким образом являются продолжением предшествующей фразы. Однако даже в подобных случаях не надо делить таблицу (помещая ее начало на одной странице, а окончание на другой), если можно целиком уместить ее на следующей странице; при делении таблицы сравнивать между собой помещенные в ней данные трудно и неудобно.

Полосные таблицы помещают на следующей странице после ссылки на них в тексте. Подобным же образом располагают и таблицы с продолжением. Распашные таблицы всегда начинают на левой стороне разворота (разворот – две смежные страницы раскрытого издания, являющиеся единым композиционным целым).

Небольшие таблицы, если они значительно уже формата полосы, могут быть заверстаны в оборку.

Таблицы, выводы, иллюстрации отбиваются (отделяются) от предыдущего и последующего текста одинаковыми интервалами на протяжении всего издания.

5. Формула, таблица, иллюстрация не должны заканчивать части издания (раздел, главу, параграф). После них в качестве заключения необходимо не менее двух- трех предложений.

6. Число страниц в издании должно быть кратно четырем или на единицу меньше. Достигается это таким приемом, как выполнение оборота титульного листа и концевой полосы раздельно или совмещено.

Верстка текста с иллюстрациями. Расположение иллюстраций имеет большое значение для удобства пользования книгой и заметно влияет на весь ее художественный облик. Научно-познавательные иллюстрации обычно бывают особенно тесно связаны с определенным участком текста, без них текст часто бывает непонятен, и читатель непременно обращается к иллюстрации при чтении соответствующего отрывка. Поэтому для читателя важно, чтобы в изданиях такого пита иллюстрации находились в непосредственной близости с «своему» тексту, чтобы переход был возможно более легок.

Вместе с тем иллюстрации должны быть расположены так, чтобы все страницы и развороты издания воспринимались читателями как обоснованно и гармонично скомпонованные, чтобы на протяжении всего издания последовательно выдерживались установленные принципы композиции.

Существуют различные приемы расположения иллюстраций (рисунок).

 

Рис. Приемы расположения иллюстраций

 

Открыто – вверху или внизу полосы (а). Так расположенные иллюстрации выглядят несколько обособленными от текста и тем самым более заметны.

Закрыто, или вразрез полосы, - выше и ниже иллюстрации на полосе расположен текст (б). В этом случае можно поместить иллюстрацию в непосредственной близости к «своему» тексту.

В оборку – иллюстрация «обобрана» строками текста, более короткими, чем на остальной части полосы. При открытой оборке иллюстрация находится в одном из углов книжной полосы и прикрыта текстом только с двух сторон (в); при закрытой же оборке иллюстрация прикрыта текстом с трех сторон (г); при глухой оборке иллюстрация обрамлена текстом со всех четырех сторон (д). В оборку дают только такие иллюстрации, которые значительно уже формата полосы; в противном случае строки будут слишком коротки, что приведет к неправильным переносам слов и т.п.

Иллюстрации, близкие по размеру и формату полосы, помещают на отдельных страницах по возможности на том же развороте, что и текст, к которому они относятся. Расположенную «лежа» полосную иллюстрацию помещают так, что ее верх обращен к левому краю страницы, а низ – к правому. Такое размещение удобно для перехода от чтения к рассматриванию рисунка и наоборот.

Иллюстрации, как и таблицы, помещают сразу после ссылки на них в тексте.

Начальные и концевые полосы. Начальную полосу издания, а также его крупные разделы следует помещать на правой нечетной стороне разворота издания (разворот – две смежные страницы раскрытого издания).

В современном издании текст на начальной полосе располагают со спуском. Величина спуска должна составлять от 1/4 до 1/3 формата полосы издания.

Концевая полоса издания или его крупного раздела должна быть не полностью занята текстом. Однако не желательна и концевая полоса, на которой помещено всего несколько строк.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1

Пример оформления обложки

для учебно-методических изданий

____________________________________________

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Брянский государственный технический университет

____________________________________________________________

 

 

ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.