Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Работа № 2. Исследование памяти





При непосредственном заучивании

Ряда из 15 слов

Данная методика предлагается с целью исследования внутренней организа­ции прошлого языкового опыта испытуемого. Методика позволяет отследить не только динамику мнестического процесса конкретного испытуемого, но обна­ружить связь, существующую между речевой кратковременной и долговремен­ной памятью, а также роль семантической и ассоциативной организации опыта в эффективности мнестических процессов. Она представляет собой модифика­цию методики «10 слов» по организации стимульного материала, но сохраняет схему процедуры ее проведения, что позволяет проанализировать тенденции, возникающие в процессе запоминания различно организованного материала. Эта же методика позволяет перейти к исследованию опосредованного характе­ра мнестических процессов.

В оригинальных методиках Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Л.В. Занкова, А.Р. Лурия, направленных на исследование эффективности использования внешних стимулов - средств для запоминания речевого ряда, непосредственное запоминание 15 слов, предъявляемых однократно (что позволяет выявить толь­ко первичный объем памяти), является первой серией методики и служит для последующего сравнения с результатами второй серии методики - запоминания других 15 слов при введении опосредования наглядным рядом предметных кар­тинок. Для всех методик, направленных на изучение речевой памяти, самым


важным является составление ряда и выбор для него речевого материала, ЧТО требует психолингвистических знаний.

Данная методика в цикле лабораторных работ включается для сраннспин получаемых результатов в пару ко всем остальным методикам, направленным на изучение речевой памяти. Однако используются при этом различные дан­ные: 1) с методикой «10 слов» сравнивается динамика заучивания, тенденции, действующие в ряду слов при заучивании, первичный и отсроченный объемы воспроизведения, т.е. практически все параметры выполнения методики для этого и необходимо провести заучивание 15 слов, а не однократное воспроиз­ведение; 2) с методиками на опосредованное запоминание для сравнения следу­ет использовать только результаты первого непосредственного запоминания слов, поскольку в последних слова предъявляются однократно, и необходимо уравнять условия предъявления.

Цель работы: исследование особенностей внутренней орШШМШМ про­шлого речевого опыта испытуемого (методика проводится только индивиду­ально).

Стимульный материал: набор из пятнадцати слов.

Требования к стимульному материалу (построение экспериментального ряда является отдельной задачей лабораторной работы).

1. Слова могут содержать различное количество слогов (от одного до трех-
четырех).

2. Слова могут быть различными по уровню частотности, но перепад час­
тотности не должен быть очень большим.

3. Организация ряда из 15 слов может быть любой и диктуется целью экспе­
римента. Среди 15 слов должны быть слова, имеющие различную эмоциональ­
ную окраску (отрицательную, положительную, нейтральную), слова с конкрет­
ным предметным содержанием, абстрактные слова, слова, ассоциативно
связанные или входящие в единое семантическое поле, противоположные или
близкие по смыслу.

4. Слова могут образовывать рифмованные пары, но нежелательно в ряду
ставить их рядом.

5. Слова, рядом стоящие, не должны склеиваться друг с другом при проич-
несении и образовывать как осмысленные, так и просто слитно звучащие соче­
тания.

6. Так же, как и в методике «10 слов», нежелательно, чтобы в эксперимен­
тальном ряду стоящие рядом слова легко могли бы быть объединены в нагляд­
ную или смысловую последовательность без дополнительных усилий испытуе­
мого. При таком варианте построения ряда смысл исследования исчезает.

Инструкция испытуемому: «Сейчас мы будем запоминать пятнадцать слов. Слова вам все знакомы. Порядок слов запоминать не надо. Порядок рабо­ты будет следующий: сначала я называю слова, вы слушаете молча и стараетесь запомнить слова. После того как я заканчиваю называть слова, вы называете те слова, которые запомнили, в любом порядке. Я буду называть слова до тех пор, пока вы не запомните все. Всякий раз, когда вы называете слова, нужно назы-


вать все слова, которые вы помните, и те, которые раньше уже называли, так чтобы в конце вы назвали все слова вместе».

Требования к процедуре проведения методики

1, Темп, в котором произносятся слова, не должен быть быстрым или слиш­ком медленным, он должен примерно соответствовать темпу «andante», т.е. в темпе среднего шага.

2 Нельзя акцентировать голосом те или иные слова ряда, делать перед ними паузы.

Требования к ведению протокола исследования

1. Слова, называемые испытуемым, должны записываться на бумагу в том
же порядке, как их воспроизводит испытуемый.

2. Мы не рекомендуем ставить крестики в заранее заготовленный прото­
кольный лист, так как при этом утрачивается важная информация, указываю­
щая на особенности объединения слов в смысловые или ассоциативные группы.

3. При записи важно фиксировать все ответы испытуемого - лишние слова,
повторы, -контрольные реплики.

4. В протоколе должно быть зафиксировано время проведения исследова­
ния, данные испытуемого - фамилия (или зашифрованные данные), возраст. В
зависимости от целей эксперимента время проведения исследования может
варьироваться, но следует отметить, что оптимальным временем исследования
для получения достаточно чистого материала является такой период дня, когда
испытуемый еще не слишком утомлен, т.е. утренние (до 12 - 13) часы дня, и пе­
риод от15 до 17 часов, после обеденного отдыха. Позднее проводить работу
крайне нежелательно, так как результаты буду! искажены утомлением и впе­
чатлениями дня.

5. Предъявят!, ряд необходимо до тех пор, пока испытуемый определенно
не шпоиет пес МОИ и любом порядке, после чего требуется провести пробу
еще раз для контроля, убедиться, что испытуемый действительно помнит эти
слова и не ухудшил эффективность при повторении.

Так же, как и в случае с «10 словами», необходимо проверить отсроченное воспроизведение с целью изучения особенностей сохранения материала, проч­ности процесса следообразования, реминисценции и др.

Приемы организации этого процесса те же, что и при проведении методики «10 слов».

Обработка и анализ данных

1. Подсчитывается число неповторяющихся слов при каждом воспроизведе­
нии ряда испытуемым, лишние слова, контрольные повторы слов ряда учиты­
вать не надо.

2. По этим данным строится график «зависимости объема воспроизведения
от количества предъявлений». Для этого на оси абсцисс откладываются номера
предъявления ряда от 1 до п, а на оси ординат откладывается соответствующее
номеру предъявления количество воспроизведенных слов. Таким образом, гра­
фик будет иметь вид кривой, стремящейся к плато на значении «15 слов».


3. Полученный график следует сопоставить с аналогичным графиком, полу­
ченным при обработке результатов методики 10 слов.

4. Так же, как и в методике 10 слов, следует отдельно осмыслить механизм
появления лишних слов, однако следует помнить, что в данном эксперимен­
тальном ряду, в принципе его организации содержится «провокация», способ­
ствующая появлению ассоциатов и слов из общего семантического поля, сино­
нимов и др. И в данном случае поспешных строгих выводов о нарушении
избирательности следа делать не стоит.

5. Как правило, ряд слов, позволяющий его реорганизовать по принципам
свойственной испытуемому семантики долговременной речевой памяти, запо­
минается быстро и сохраняет высокий уровень отсроченного воспроизведения.
При этом наличие контрольных повторов слов, мысли вслух могут указать на
особенности семантической организации долговременной речевой памяти, на
них следует обратить особое внимание и зафиксировать в протоколе и при ана­
лизе.

6. При анализе графика «зависимости объема воспроизведения от количест­
ва предъявлений» следует обратить внимание на следующие его показатели:
а) объем первого воспроизведения исходного ряда; б) количество необходимых
предъявлений для запоминания всего ряда; в) особенности конфигурации само­
го графика, свидетельствующие о протекании процесса фиксации следа.

7. Вторым компонентом обработки материала является построение гисто­
граммы «уровня воспроизведения каждого слова ряда». Принцип построения и
анализа смотри в методике 10 слов.

8. В выводах необходимо отметить конкретные характеристики семантиче­
ской организации памяти конкретного испытуемого, кроме того, необходимо
указать первичный объем памяти, необходимое количество предъявлений для
запоминания ряда из 15 случайных слов, оценить особенности кривой запоми­
нания, вид торможения, стратегию.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В чем суть метода заучивания слов н плане оценки семантической органи­
зации прошлого речевого опыта?

2. В чем суть конкретной модификации меюдики заучивания десяти слов?

3. Для оценки каких параметров мнестического процесса можно использо­
вать данную методику?

4. Какова принципиальная логика построения эксперимента с использовани­
ем обозначенной методики?

5. Какую служебную роль может играть данная методика в эксперименталь­
ном исследовании других психических функций?


Работа № 3. Исследование памяти при опосредованном запоминании 15 слов

В основу данной лабораторной работы положена «методика двойной стиму­ляции со свободным выбором» (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия). Методика направлена на изучение закономерностей использования испытуе­мым дополнительных внешних средств для запоминания слов-стимулов. По­скольку в учебном процессе студент-практикант второго курса не имеет воз­можности найти себе испытуемых разного возраста и уделить им достаточное внимание и время, практически работа может ограничиться одним испытуе­мым, однако возможно существенно расширить возможности исследования, введя требование к испытуемому в процессе выбора картинок пояснять свой выбор вслух. В таком случае экспериментатор получает интересный материал, позволяющий оценить как речевую, так и образную семантическую организа­цию долговременной памяти испытуемого, проследить процесс перевода слова в образ, а при опросе - обратный ход от образа к слову. В случаях ошибок ис­пытуемого при воспроизведении слов студент имеет возможность выйти на анализ парадигматического или синтагматического строя языка.

Основную структуру методики составляют два ряда элементов-стимулов: первый - стимульный ряд из 15 слов, подлежащих запоминанию и последую­щему воспроизведению; второй- ряд вспомогательных средств- картинок, внешних опор, помогающих запоминанию и воспроизведению первого сти-мульного ряда.

Цель работы: исследование ночможностей внешнего образного опосредо­вания мри шиомшшним речевого материала (методика проводится только ин­дивидуально)

Стимульный материал: набор П 15 ело», набор КЗ 30 образных картинок.

Требовнния к стимулмюму материалу (построение экспериментального ряда является отдельной задачей лабораторной работы).

1. Слова для первого стимульного ряда (15 слов) могут содержать различное
количество слогов и быть разного уровня частотности. Слова могут быть лю­
быми, но достаточно знакомыми предполагаемому испытуемому. В оригиналь­
ной методике предлагаются следующие слова: снег, обед, лес, ученье, молоток,
одежда, поле, игра, птица, лошадь, урок, ночь, мышь, молоко, стул.
Это, одна­
ко, не говорит о том, что студент-практикант не должен сам подумать над со­
ставлением стимульного ряда.

2. В организацию ряда можно ввести и эмоционально насыщенные слова и
слова разного уровня абстрактности - конкретности предметного содержания.
В данной методике не имеет значения контроль за рифмованностью или ассо­
циативно-семантической связью слов, поскольку акцент методики перенесен с
взаимодействия слов в ряду на их связь с внешними стимулами - средствами.

3. Можно при выборе слов для организации стимульного ряда (если испы­
туемый вполне взрослый) воспользоваться наборами слов, реорганизовав их в


соответствии со своими задачами, из практикума под редакцией Ю.К. Корнилова и В.Д. Шадрикова (с. 68-69).

4. При подборе картинок для второго стимульного ряда следует исходить из принципа их семантической простоты, т.е. это должны быть изображения час­тотных предметов, относящихся к следующим категориям: животные, расте­ния, птицы, мебель, бытовые предметы, простейшие орудия труда, транспорт. В оригинальной методике предлагаются картинки: диван, гриб, корова, умываль­ник, стол, ветка, земляника, ручка, самолет, географическая карта, щетка, лопата, грабли, автомобиль, дерево, лейка, домик, цветок, тетради, теле­графный столб, ключ, хлеб, трамвай, окно, стакан, постель, телега с оглобля­ми, настольная лампа, картина в раме, цветы на лугу, кошка. Можно так же, как и при подборе слов в стимульный ряд, ориентироваться на перечень пред­метов для картинок, предлагающийся в том же практикуме на с. 66.

Инструкция испытуемому: «Ваша задача - запомнить слова, для этого можно пользоваться этими картинками. Когда я назову слово, посмотрите на карточки, выберите и отложите такую, которая поможет потом припомнить за­данное слово».







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.