Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Требования к процедуре проведения методики





1. Перед испытуемым на столе выкладываю гея образные картинки в слу­
чайном порядке.

2. Произносится инструкция.

3. Перед проведением методики экспериментатор должен подготовить про­
токол по указанному образцу (табл. 1), где он должен фиксировать выбор кар­
тинок, реплики и пояснения испытуемого.

4. После каждого выбора карточки экспериментатор задает вопрос: «Как эта
картинка поможет вспомнить слово?» и записывает дословное пояснение в про­
токол.

5. После окончания называния слов, завершения процедуры выбора и по­
следней записи в протокол экспериментатор забирает карточки у испытуемого,
убирает лишние со стола, переходит к процедуре воспроизведения. Опрос про­
изводится дважды - непосредственно после завершения выбора картинок и от-
сроченно, через 20 - 30 минут, которые должны быть заполнены какой-либо ин­
терферирующей деятельностью по выбору экспериментатора, что и должно
быть отражено в протоколе, в анализе и оценено в выводах исследования.

6. Картинки для воспроизведения слов могут быть предъявлены двумя спо­
собами; можно, как в оригинальной методике, разложить их по порядку выбо­
ра, в таком точном порядке и опрашивать о словах; можно, для взрослого испы­
туемого, усложнить ситуацию (одновременно это же снимет эффект
возможного извлечения из кратковременной памяти и укажет на прочность свя­
зи образа картинки с искомым словом, косвенно - на уровень оперативной па­
мяти), предъявлять картинки в случайном порядке.

7. Ответы и пояснения испытуемого записываются в протоколе.


8. Можно, и желательно, в беседе после проведения методики уточнить с испытуемым характеристики процесса его выбора картинок, по каким критери­ям он его делал. Сделать запись в протокол о беседе.

Инструкция испытуемому при контрольном воспроизведении слов: при опросе необходимо дополнительно подчеркнуть испытуемому порядок воспро­изведения слов, которые он запоминал: «Вспомните, пожалуйста, слова, кото­рые вы запомнили, для этого посмотрите на картинки с выбранными вами изо­бражениями. Уточните, как картинка помогла вам запомнить слово».

Требования к ведению протокола исследования

1. Протоколом исследования является лист формата А-4 с заранее расчер­
ченной формой, предлагающейся на таблице 1.

2. В протоколе фиксируется предъявляемое для запоминания слово, вы­
бранная к нему картинка (можно придать картинкам номера, можно сделать ри­
сунок), пояснения, данные испытуемым в процессе выбора, ответ при опросе и
пояснения, при этом данные испытуемым.

3. В процессе выполнения методики экспериментатору с целью получения
свидетельства хода опосредования следует задавать вопрос: «Как эта картинка
поможет вам запомнить слово?». Ответ нужно дословно записать в протоколе.

4. Время выбора картинок не ограничивается.

5. Все ответы и пояснения, данные испытуемым при воспроизведении слов,
также строго дословно записываются в протокол.

6. Для здоровых взрослых испытуемых не представляет трудностей процесс
выбора опосредующего образа и формулирование в речи связи слова и изобра­
жения, равно и последующее восстановление слова по картинке, объем запоми­
нания равен или близок 100%. Интерес для анализа представляет именно уста­
новленная связь, ее характер, преобладание в ней опоры на образ или словесное
выражение, особенности воспроизведения слова, его искажения, поиск его, по­
этому и требуется строгая фиксация всей речевой продукции испытуемого как в
момент выбора картинки, так и при ответе.

7. При отсроченном воспроизведении в протоколе следует повторить колон­
ки «воспроизведение» и «пояснения испытуемого при воспроизведении», либо
оставить для этого место в основном протоколе, обозначив отсроченное вос­
произведение каким-либо дополнительным значком.

Таблица 1 Протокол исследования

 

№ п/п Запоминае­мое слово Выбранная картинка Пояснения при выборе Воспроизве­дение слова Пояснения при воспроизведении
           

Обработка и анализ данных

1. Следует подсчитать процент правильных ответов при непосредственном опросе и в отсроченном воспроизведении, для формальной оценки качества воспроизведения.


 


 


 


2. Основное внимание при анализе результатов выполнения методики сле­
дует обратить на характер пояснений выбора с точки зрения их грамматической
развернутости, образной насыщенности, лексических особенностей, логической
последовательности.

3. Часто у студентов-практикантов возникают вопросы, связанные с оценкой
правильности ответа. Если в стимульном ряду прозвучало для запоминания
слово «снег», а в воспроизведении возникло слово «мороз» или «зима», или на
это же слово «снеге в ответе воспроизводится слово «снежный», «снега», то как
можно объяснить появление изменений? В данной ситуации мы предлагаем
считать все ответы отклоняющимися от заданного по характеру и особенностям
их близости - отдаленности в общем семантическом поле.

4. Следует отдельно рассмотреть такие ответы, оценив их также с точки
зрения ассоциативной связи или включенности в синтагматический или пара­
дигматический строй речи.

5. Следует отдельно проанализировать каждый неправильный, отклоняю­
щийся ответ.

6. Особенно следует обратить внимание на ответы, воспроизводящие не
стимульное исходное слово, а звено или элемент опосредующей связи, выстро­
енной испытуемым при выборе картинки. Такой ответ также следует оценить
на степень близости - отдаленности в семантическом поле от стимульного сло­
ва, а также предмета, изображенного на картинке.

7. Анализу должны быть подвергнуты и правильные ответы с точки зрения
типичной стратегии выстраивания опосредующей связи, которая может быть
преимущественно речевой или преимущественно образной. Для речевой стра­
тегии характерна развернутость, высокая грамматичность и последовательность
пояснения. Для образной - обратная тенденция, либо скупая номинация элемен­
тов, входящих в опосредующую связь.

8. В анализе стратегий следует учитывать не только количественные показа­
тели, но также уровень эффективности опосредующих связей, выстроенных в
той или иной стратегии.

9. Необходимо сопоставить особенности мнестического процесса при вы­
полнении этой методики с его особенностями, выявленными в методике непо­
средственного заучивания 15 слов.

10. В выводах должна прозвучать обоснованная оценка характера и особен­
ностей процесса выстраивания опосредования при запоминании стимульных
слов конкретным испытуемым.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В чем суть процесса опосредования при запоминании?

2. Какие способы опосредования могут быть использованы испытуемым при
запоминании речевого материала (словесного, фразового, текстового)?

3. Какую роль в процессе опосредования выполняет образ?

4. Какие стратегии выстраивания связи образ - слово может использовать
испытуемый? В чем они выражаются?


 

5. Чем данная модификация методики с опосредованным заучиванием отли­
чается от оригинальной методики, описанной в исследовании А.Н. Леонтьевым
(Проблемы развития психики. 3-е изд. М., 1972)?

6. Для оценки каких параметров мнестического процесса можно использо­
вать данную методику?

7. Какова принципиальная логика построения эксперимента с использовани­
ем обозначенной методики?

8. Какую служебную роль может играть данная методика в эксперименталь­
ном исследовании других психических функций?

Работа № 4. Исследование памяти

при «жестком» опосредованном

запоминании 15 слов

Методической схемой проведения исследования памяти в данной случае яв­ляется оригинальная методика Л.В. Занкоеа «Двойная стимуляция без выбора». В совокупной последовательности все предлагаемые для работы методики за­поминания 15 слов ориентированы на выстраивание плана анализа возможных типов опосредования в речевом запоминании. Они градуируются по степени жесткости процесса выбора материала опосредования. В данном случае выбор опосредующего внешнего образа жестко задается экспериментатором и позво­ляет проверить любое его гипотетическое предположение об особенностях та­ковой связи.

Выбор обоих рядов в данной методике так же, как и в «Двойной стимуляции со свободным выбором», является основной проблемой не только для учебной задачи, но и при построении исследовании. Проблема сосгоит в том, что экспе­риментатор должен задать уровень и характер связи между парными элемента­ми рядов, а для методики двойной стимуляции со свободным выбором необхо­димо рассчитать меру и логику расширения наглядно-образного ряда для расчета и прогноза логики возможного выбора испытуемого. Данные задачи могут быть решены только при проведении дополнительной серии исследова­ния семантико-ассоциативной организации долговременной памяти данного испытуемого, либо получения некоторых усредненных данных из серии иссле­дований или ассоциативных словарей. Мы полагаем, что в строгом варианте для выбора второго стимульного ряда в данной методике необходимым являет­ся знание частотности ассоциативных связей слова, предлагаемого для запоми­нания в первом стимульном ряду, со словом, обозначающим предмет, изобра­женный на картинке второго стимульного ряда, предлагаемой в качестве внешнего опосредующего стимула-средства. Вряд ли разумно полагаться в этом случае только на свой личный опыт. Следует учесть также тот факт, что с возрастом частотно-ассоциативные связи имеют тенденцию к естественному видоизменению, они различны по регионам, в зависимости от профессиональ­ных склонностей, национальной самоидентификации и др.


Поэтому выбор второго стимульного ряда и для данной (может быть, осо­бенно для данной методики) является специальной исследовательской задачей, которая требует психолингвистических знаний, грамотного обращения со сло­вом и образом, а также понимания и формулирования собственной исследова­тельской задачи даже в учебной работе.

Цель работы: исследование возможностей внешнего образного опосредо­вания при запоминании речевого материала (методика проводится только ин­дивидуально).

Стимульный материал: набор из пятнадцати слов, набор из пятнадцати образных картинок.

В оригинальной методике Л.В. Занкова каждому слову первого ряда, предъ­являемому для запоминания, соответствует второй элемент пары, предлагае­мый в наглядно-образном виде: молоко - стакан, стул - стол, лошадь - телега, лес - лукошко, обед - тарелка, работа - молоток, мышь - кошка, помидор - яб­локо, учебник - книга, вокзал - поезд, зеркало - расческа, вода - мыло, город -многоэтажный дом, вилка - нож, игра - плюшевый мишка. Данный парный стимульный ряд составлен был в 30-х годах для решения определенных экспе­риментальных и теоретических задач. Для учебной работы необходимо соста­вить новые стимульные ряды с уточнением характера связи в парах.

Требования к стимульному материалу (построение экспериментального ряда является отдельной задачей лабораторной работы).

1. Слова для первого стимульного ряда (15 слов) могут содержать различное
количество слогов и быть разного уровня частотности. Слова могут относиться
к различным категориям, но быть достаточно знакомыми предполагаемому ис­
пытуемому и семантически простыми. При выборе слов первого стимульного
ряда необходимо ориентироваться на «Частотный словарь русского языка», а
также на «Словарь ассоциативных норм русского языка». Желательно, чтобы
слова относились в основном к ядерным речевым понятиям.

2. При выборе второго стимульного ряда необходимо ориентироваться на
ассоциативные нормы. В зависимости от собственной экспериментальной зада­
чи, можно предложить, чтобы пары были составлены из различных типов от­
ношений, взятых в различных равных пропорциях (дабы можно было проана­
лизировать легкость или трудность выстраивания опосредования при одном из
них): род - вид, часть - целое, антонимические и синонимические отношения,
ассоциации по месту, времени и т.д.

3. Для составления стимульных рядов к данной методике не следует брать
сложных абстрактных слов, так как сложно выбрать пару для наглядного ряда и
проблемно определить круг ассоциаций.

4. Так же, как и в предыдущей методике, нет необходимости производить
контроль за возможной рифмованностью первого стимульного ряда, так как ак­
цент направлен на выявление связи стимульного слова с внешним средством
опосредования, а не на анализ его связи с другими словами ряда.

5. При выборе изображений для второго стимульного ряда следует исходить
из принципа семантической простоты предмета изображения и узнаваемости


самого рисунка. Изображаться должны частотные предметы, относящихся к следующим категориям: животные, растения, птицы, мебель, бытовые пред­меты, простейшие орудия труда, транспорт. Конкретный предмет для изобра­жения должен выбираться по одному из обозначенных в п. 2 типов отношений со словом первого стимульного ряда. Само изображение должно быть цветным и четко опознаваемым, чтобы испытуемый не гадал о смысле и значении изо­браженного предмета: лошадь это или корова, а может быть, еще какое-то до­машнее животное. При выборе картинок можно воспользоваться детским лого­педическим лото или другими настольными играми, можно сделать изображения самостоятельно, если есть гарантия, что рисунки будут качествен­ными и точно опознаваемыми. Важно также, чтобы картинки были выполнены в едином изобразительном стиле и манере, были одного размера, наклеены на картон или ватман.

6. Материал, созданный в ходе данного цикла лабораторных работ, остается у студента-практиканта и всегда может пригодиться в дальнейшей профессио­нальной работе.

Инструкция испытуемому: «Ваша задача - запомнить слова, которые я бу­ду называть. Для облегчения этого процесса вам будут предложены кар­тинки. На каждое слово - своя картинка с изображением другого предмета, од­нако, возможно, он поможет вам запомнить то слово, которое будет при этом названо. Для этого нужно посмотреть на картинку и установить связь между ею и словом - так, чтобы потом, глядя на картинку, можно было бы вспомнить за­данное слово».

Требования к процедуре проведения методики

1. Перед проведением методики экспериментатор должен подготовить про­
токол по указанному образцу (табл. 2), который он должен заполнять при про­
ведении эксперимента.

2. Экспериментатор называет слово и одновременно выкладывает перед ис­
пытуемым картинку с изображением выбранного к слову предмета.

3. Экспериментатор дает испытуемому возможность подумать 3-5 секунд,
после чего спрашивает: «Может ли данное изображение помочь в запоминании
названного слова? Как оно может помочь запомнить слово?»

4. Все сказанное испытуемым дословно заносится в протокол эксперимента7
в соответствующую колонку.

5. Процедура продолжается 15 раз, после чего с испытуемым проводят бе­
седу, в которой выясняют особенности его процесса установления опосредую­
щей связи, что также фиксируют в протоколе.

6. Сразу после беседы перед испытуемым по одной выкладывают карточки
с изображениями (в оригинальной методике сохраняется последовательность
предъявления, мы предлагаем установить случайный порядок) и просят вспом­
нить называвшиеся к ним слова: «Посмотрите на картинку и постарайтесь
вспомнить слово, которое вы запоминали с ее помощью».


 


7. После называния слова следует уточнить процесс вспоминания: «Поясни­
те, пожалуйста, как эта картинка помогла вам вспомнить названное слово?»
Весь ответ дословно фиксируется в протоколе, в соответствующей колонке.

8. Так же, как и в предыдущих методиках, необходимо провести отсрочен­
ную проверку запоминания слов через 20 — 30 минут. Для этого выдерживается
пауза, занятая какой-либо интерферирующей деятельностью по выбору экспе­
риментатора, что также должно найти отражение в протокольной записи (в ана­
лизе и в выводе работы), после чего проводят еще один опрос воспроизведения
стимульных слов с предъявлением картинок.

9. Результаты отсроченного воспроизведения фиксируются в протоколе, для
этого можно повторить колонки «воспроизведение слов» и «пояснения при
воспроизведении» либо оставить место ниже записи результатов непосредст­
венного воспроизведения, отметив их соответствующим значком.

10. В беседе после всего исследования необходимо уточнить с испытуемым
характеристики процесса установления связи между картинками и словами.
Сделать записи в протоколе о результатах беседы.

Инструкция испытуемому при контрольном воспроизведении слов. При опросе необходимо дополнительно подчеркнуть испытуемому порядок воспро­изведения слов, которые он запоминал: «Вспомните, пожалуйста, слова, кото­рые вы запомнили, для этого посмотрите на картинку, которая предъявлялась вместе со словом. Она должна помочь вам вспомнить слово. Уточните, как кар­тинка помогла вам вспомнить слово».







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.