|
Требования к процедуре проведения методики1. Перед испытуемым на столе выкладываю гея образные картинки в слу 2. Произносится инструкция. 3. Перед проведением методики экспериментатор должен подготовить про 4. После каждого выбора карточки экспериментатор задает вопрос: «Как эта 5. После окончания называния слов, завершения процедуры выбора и по 6. Картинки для воспроизведения слов могут быть предъявлены двумя спо 7. Ответы и пояснения испытуемого записываются в протоколе. 8. Можно, и желательно, в беседе после проведения методики уточнить с испытуемым характеристики процесса его выбора картинок, по каким критериям он его делал. Сделать запись в протокол о беседе. Инструкция испытуемому при контрольном воспроизведении слов: при опросе необходимо дополнительно подчеркнуть испытуемому порядок воспроизведения слов, которые он запоминал: «Вспомните, пожалуйста, слова, которые вы запомнили, для этого посмотрите на картинки с выбранными вами изображениями. Уточните, как картинка помогла вам запомнить слово». Требования к ведению протокола исследования 1. Протоколом исследования является лист формата А-4 с заранее расчер 2. В протоколе фиксируется предъявляемое для запоминания слово, вы 3. В процессе выполнения методики экспериментатору с целью получения 4. Время выбора картинок не ограничивается. 5. Все ответы и пояснения, данные испытуемым при воспроизведении слов, 6. Для здоровых взрослых испытуемых не представляет трудностей процесс 7. При отсроченном воспроизведении в протоколе следует повторить колон Таблица 1 Протокол исследования
Обработка и анализ данных 1. Следует подсчитать процент правильных ответов при непосредственном опросе и в отсроченном воспроизведении, для формальной оценки качества воспроизведения.
2. Основное внимание при анализе результатов выполнения методики сле 3. Часто у студентов-практикантов возникают вопросы, связанные с оценкой 4. Следует отдельно рассмотреть такие ответы, оценив их также с точки 5. Следует отдельно проанализировать каждый неправильный, отклоняю 6. Особенно следует обратить внимание на ответы, воспроизводящие не 7. Анализу должны быть подвергнуты и правильные ответы с точки зрения 8. В анализе стратегий следует учитывать не только количественные показа 9. Необходимо сопоставить особенности мнестического процесса при вы 10. В выводах должна прозвучать обоснованная оценка характера и особен КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. В чем суть процесса опосредования при запоминании? 2. Какие способы опосредования могут быть использованы испытуемым при 3. Какую роль в процессе опосредования выполняет образ? 4. Какие стратегии выстраивания связи образ - слово может использовать
5. Чем данная модификация методики с опосредованным заучиванием отли 6. Для оценки каких параметров мнестического процесса можно использо 7. Какова принципиальная логика построения эксперимента с использовани 8. Какую служебную роль может играть данная методика в эксперименталь Работа № 4. Исследование памяти при «жестком» опосредованном запоминании 15 слов Методической схемой проведения исследования памяти в данной случае является оригинальная методика Л.В. Занкоеа «Двойная стимуляция без выбора». В совокупной последовательности все предлагаемые для работы методики запоминания 15 слов ориентированы на выстраивание плана анализа возможных типов опосредования в речевом запоминании. Они градуируются по степени жесткости процесса выбора материала опосредования. В данном случае выбор опосредующего внешнего образа жестко задается экспериментатором и позволяет проверить любое его гипотетическое предположение об особенностях таковой связи. Выбор обоих рядов в данной методике так же, как и в «Двойной стимуляции со свободным выбором», является основной проблемой не только для учебной задачи, но и при построении исследовании. Проблема сосгоит в том, что экспериментатор должен задать уровень и характер связи между парными элементами рядов, а для методики двойной стимуляции со свободным выбором необходимо рассчитать меру и логику расширения наглядно-образного ряда для расчета и прогноза логики возможного выбора испытуемого. Данные задачи могут быть решены только при проведении дополнительной серии исследования семантико-ассоциативной организации долговременной памяти данного испытуемого, либо получения некоторых усредненных данных из серии исследований или ассоциативных словарей. Мы полагаем, что в строгом варианте для выбора второго стимульного ряда в данной методике необходимым является знание частотности ассоциативных связей слова, предлагаемого для запоминания в первом стимульном ряду, со словом, обозначающим предмет, изображенный на картинке второго стимульного ряда, предлагаемой в качестве внешнего опосредующего стимула-средства. Вряд ли разумно полагаться в этом случае только на свой личный опыт. Следует учесть также тот факт, что с возрастом частотно-ассоциативные связи имеют тенденцию к естественному видоизменению, они различны по регионам, в зависимости от профессиональных склонностей, национальной самоидентификации и др. Поэтому выбор второго стимульного ряда и для данной (может быть, особенно для данной методики) является специальной исследовательской задачей, которая требует психолингвистических знаний, грамотного обращения со словом и образом, а также понимания и формулирования собственной исследовательской задачи даже в учебной работе. Цель работы: исследование возможностей внешнего образного опосредования при запоминании речевого материала (методика проводится только индивидуально). Стимульный материал: набор из пятнадцати слов, набор из пятнадцати образных картинок. В оригинальной методике Л.В. Занкова каждому слову первого ряда, предъявляемому для запоминания, соответствует второй элемент пары, предлагаемый в наглядно-образном виде: молоко - стакан, стул - стол, лошадь - телега, лес - лукошко, обед - тарелка, работа - молоток, мышь - кошка, помидор - яблоко, учебник - книга, вокзал - поезд, зеркало - расческа, вода - мыло, город -многоэтажный дом, вилка - нож, игра - плюшевый мишка. Данный парный стимульный ряд составлен был в 30-х годах для решения определенных экспериментальных и теоретических задач. Для учебной работы необходимо составить новые стимульные ряды с уточнением характера связи в парах. Требования к стимульному материалу (построение экспериментального ряда является отдельной задачей лабораторной работы). 1. Слова для первого стимульного ряда (15 слов) могут содержать различное 2. При выборе второго стимульного ряда необходимо ориентироваться на 3. Для составления стимульных рядов к данной методике не следует брать 4. Так же, как и в предыдущей методике, нет необходимости производить 5. При выборе изображений для второго стимульного ряда следует исходить самого рисунка. Изображаться должны частотные предметы, относящихся к следующим категориям: животные, растения, птицы, мебель, бытовые предметы, простейшие орудия труда, транспорт. Конкретный предмет для изображения должен выбираться по одному из обозначенных в п. 2 типов отношений со словом первого стимульного ряда. Само изображение должно быть цветным и четко опознаваемым, чтобы испытуемый не гадал о смысле и значении изображенного предмета: лошадь это или корова, а может быть, еще какое-то домашнее животное. При выборе картинок можно воспользоваться детским логопедическим лото или другими настольными играми, можно сделать изображения самостоятельно, если есть гарантия, что рисунки будут качественными и точно опознаваемыми. Важно также, чтобы картинки были выполнены в едином изобразительном стиле и манере, были одного размера, наклеены на картон или ватман. 6. Материал, созданный в ходе данного цикла лабораторных работ, остается у студента-практиканта и всегда может пригодиться в дальнейшей профессиональной работе. Инструкция испытуемому: «Ваша задача - запомнить слова, которые я буду называть. Для облегчения этого процесса вам будут предложены картинки. На каждое слово - своя картинка с изображением другого предмета, однако, возможно, он поможет вам запомнить то слово, которое будет при этом названо. Для этого нужно посмотреть на картинку и установить связь между ею и словом - так, чтобы потом, глядя на картинку, можно было бы вспомнить заданное слово». Требования к процедуре проведения методики 1. Перед проведением методики экспериментатор должен подготовить про 2. Экспериментатор называет слово и одновременно выкладывает перед ис 3. Экспериментатор дает испытуемому возможность подумать 3-5 секунд, 4. Все сказанное испытуемым дословно заносится в протокол эксперимента7 5. Процедура продолжается 15 раз, после чего с испытуемым проводят бе 6. Сразу после беседы перед испытуемым по одной выкладывают карточки
7. После называния слова следует уточнить процесс вспоминания: «Поясни 8. Так же, как и в предыдущих методиках, необходимо провести отсрочен 9. Результаты отсроченного воспроизведения фиксируются в протоколе, для 10. В беседе после всего исследования необходимо уточнить с испытуемым Инструкция испытуемому при контрольном воспроизведении слов. При опросе необходимо дополнительно подчеркнуть испытуемому порядок воспроизведения слов, которые он запоминал: «Вспомните, пожалуйста, слова, которые вы запомнили, для этого посмотрите на картинку, которая предъявлялась вместе со словом. Она должна помочь вам вспомнить слово. Уточните, как картинка помогла вам вспомнить слово». Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|