Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Работа № 6-А. Проведение и обработка





Материалов свободного ассоциативного эксперимента

В свободном ассоциативном эксперименте интерес представляет массив данных, получаемых на группе испытуемых, обладающих какими-либо сход­ными условиями или качествами, которые могли бы детерминировать форми­рование единообразных ассоциативно-семантических характеристик опыта (долговременной памяти), поэтому обработке должны быть подвергнуты ре­зультаты, полученные в группе студентов в целом. В связи с этим проведение эксперимента (лабораторной работы) должно в целом отвечать следующим


требованиям: группа студентов-практикантов, при условии, что каждый сту­дент опрашивает одного испытуемого, должна договориться о выборке. Будут ли это школьники, или студенты, люди одной профессии, одного пола или воз­раста. Иначе говоря, речь идет о решении вопроса определения детерминанты формирования семантический и ассоциативных характеристик опыта, по отно­шению к которой он будет оцениваться при обработке результатов. Этот же па­раметр может повлиять и на формирование стимульного материала.

Цель работы: изучение особенностей ассоциативно-семантической органи­зации долговременной памяти у... (студентов начальных курсов обучения на факультете психологии).

Стимульный материал. В качестве стимульного набора слов можно пред­ложить частотные слова, которые наиболее часто выступают в качестве тако­вых в психолингвистических исследованиях: существительные - кошка, игра, девочка, вода, картина, автобус, лес, зима, книга, дом, человек, мальчик, ребе­нок, школа, друг; глаголы - работать, лениться, любить, сломать, кричать, помогать, шуметь, учиться, бежать, говорить, ехать, рисовать; прилага­тельные - плохой, добрый, интересный, маленький, взрослый, хороший, веселый. Можно добавить также одно-два слова, обусловленные интересующим качест­вом исследуемой группы.

Требования к стимульыому материалу

1. Выбор слов-стимулов определяется целью и гипотезой исследования, ко­
торые формулируется отдельно при выборе объекта исследования в непосред­
ственном учебном процессе.

2. В стимулыюм ряду слова по частям речи стоят в случайном порядке.

3. Эксперимент можно проводить на скорость, замеряя время ответа с по­
мощью секундомера, а можно не ставить испытуемого в эти условия, так как
целью учебного эксперимента является изучение качественных особенностей
семантической памяти, а не скорости реакции или выбора. В последнем случае,
как это предлагается в задании № 51 (Практические занятия по психологии
/ Сост. Н.Б. Берхин, С.Ф. Спичак / Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвеще­
ние, 1972), требование секундомера было бы обязательным.

4. Испытуемого можно ориентировать давать несколько ответов на сти-
мульное слово, однако следует помнить, что уже, как минимум, с третьего сло­
ва реакции ассоциации могут возникать не на стимульное слово, а на предшест­
вующую реакцию, т.е. возникает цепочка ассоциаций, ценность которых
снижается по мере удаления от исходного слова.

5. Поэтому для обработки желательно использовать первую реакцию на
слово, как это было сделано Кентом и Розановым.

Инструкция испытуемому: «Сейчас я буду называть слова, а вы постарай­тесь отвечать первым пришедшим в голову словом». Можно попросить испы­туемого закрыть глаза, сесть удобно, расслабиться.

Требования к процедуре проведения методики

1. Экспериментатор заранее готовит бланк для регистрации ответов, при­мерный вид которого приведен в таблице 4.


 


2. Эксперимент должен проходить в максимально ровном, спокойном тем­
пе.

3. Исследователь называет слово и записывает реакцию испытуемого, затем
называет следующее слово.

4. Если испытуемый добавляет к первому ответу что-либо дополнительное,
все заносится в протокол в колонку «дополнительные реакции» и потом анали­
зируется отдельно от первого ответа.

Требования к ведению протокола исследования

Таблица 4 Протокол исследования

Слово-стимул Первый ответ испытуемого Дополнительные реакции Тип ассоциативной связи
       

Обработка и анализ данных

1. Обработке подвергаются результаты, полученные всей учебной группой
студентов на совместном занятии.

2. Подсчитывается количество одинаковых ответов на каждое стимульное
слово.

3. Подсчитанные ответы, данные на одно стимульное слово, ранжируются
по частоте встречаемости. В результате получаем вариант нормы реакции (или
статью) на данное стимульное слово, характерный для испытуемых - носителей
некоторого качества.

4. В каждом варианте нормы реакции на отдельное слово-стимул необходи­
мо оценить ассоциации по преобладающему типу связи, варианты которых
приведены выше, во введении к лабораторной работе № 6.

5. Можно предложить еще один (упрощенный) вариант классификации ти­
пов ассоциативной связи: 1) вид - род; 2) часть - целое; 3) общая категория (оба
слова относятся, например, к фруктам, мебели); 4) предикативная связь (весна -
ранняя); 5) по контрасту; 6) элементарное определение качества слова-стимула
(здоровье - плохое); 7) определение функции предмета (дом - строить);
8) отрицание (щедрый - нещедрый); 9) по адекватности (пещера - убежище);
10)речедвигателъные, ответы- штампы (обман- зрения, ухо- горло, нос);
11) по созвучию (топор - мотор); 12) по установлению причинной зависимости
(боль - слезы, резать - больно) (задание № 51 приведенного ранее практикума
под общей редакцией А.В. Петровского, 1972).

6. Каждый студент-практикант, заполняя свой протокол, должен определить
тип ассоциативной связи в каждой реакции испытуемого и выделить домини­
рующий, характерный для данного испытуемого.

7. Результатом проведения лабораторной работы следует считать получение
словаря ассоциативных норм реакции, характерных для данной группы испы­
туемых, и прояснение зависимости вариативности этой нормы от некоторого
детерминирующего качества или условия присущего данной группе испытуе­
мых.


Работа № 6-Б. Проведение и обработка

материалов направленного ассоциативного эксперимента

В направленном ассоциативном эксперименте основной интерес заключает­ся в получении материала определенного качества и содержания, т.е. задача для испытуемого в инструкции должна быть сформулирована так, чтобы испытуе­мый выбирал из общего ассоциативного поля, присущего у него задаваемому слову-стимулу, только некоторую его часть. В этом случае правомерным явля­ется выдвижение условия скорости извлечения необходимой информации и за­мер времени реакции секундомером, анализ качества и доступности извлекае­мой информации разными испытуемыми и изменение качества и степени доступности в зависимости от слова-стимула, особенностей организации се­мантической памяти испытуемого, и т.д. Методом направленного ассоциатив­ного эксперимента в психолингвистике изучались, например, динамика и осо­бенности становления различных грамматических категорий в онтогенезе, в процессе речевого развития ребенка.

Цель работы: исследование скорости нахождения ответа в условиях раз­личной задачи в ассоциативном эксперименте (работа проводится в три серии на одном испытуемом, индивидуально).

Стимульный материал и оборудование. В качестве стимулыюго набора слов необходимо из предложенного ряда в работе № 6-А выбрать 15 слов, отно­сящихся к разным частям речи, по 5 слов каждой. В полученный ряд можно до­бавить несколько слов, обусловленных личным исследовательским интересом, или слов, особо выделившихся в других методиках по специфике опосредова­ния. В качестве оборудования выступает секундомер.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.