Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Прикладные исследования мышления (воображение и творчество)





Прикладные исследования мышления связаны с различными отраслями психологии - инженерной, медицинской, возрастной, педагогической и др., а также с конкретными сферами общественной практики. Однако здесь мы рассмотрим только одно из направлений, имеющее общепсихологическое значение. Целью данного направления является управление процессом решения творческих задач: конкретные разработки посвящены созданию методов повышения эффективности, стимуляции творческого процесса, предназначенных как для ситуативного применения, так и для общего развития творческих способностей.

При создании методов стимуляции творчества процессы творческого мышления выступают как процессы воображения, т.е. представления, предвосхищения возможных результатов будущего действия путем преобразования условий проблемной ситуации. Это отражено в названиях соответствующих практических руководств: например, фундаментальная монография о методике " мозгового штурма " названа ее создателем Н. Осборном "Прикладное воображение". Поэтому соотношение между воображением и творчеством требует здесь специального рассмотрения.

Виды воображения и их соотношение с творчеством. Воображение (в широком смысле) - это процесс мысленного (или действенного) преобразования объективной реальности для решения познавательных, исполнительных, личностных задач. Связь воображения с творчеством определяется, во-первых, тем, что оно разворачивается в неопределенных, проблемных ситуациях, когда готовые средства решения отсутствуют и требуется создание новых. Во-вторых, создание новых для субъекта продуктов деятельности - материальных предметов, умственных образов, знаний, способов поведения и, наконец, нового понимания окружающей действительности является результатом ее творческого преобразования.

 

Традиционно выделяются два вида воображения: воссоздающее и творческое. Критерий их различения - новизна получаемого продукта. Если второй вид воображения означает создание новых продуктов, то первый - воссоздание уже существующих по их условному изображению - схеме, описанию, чертежу и т.п. Вместе с тем различение репродуктивных (шаблонных) и творческих процессов может и не совпадать с указанным критерием: новый продукт может быть создан по алгоритму, а воссоздание по изображению может требовать творческих усилий.

Поэтому вида воображения (в узком смысле) с точки зрения их отношения к творческому мышлению можно различить иначе. Для этого следует обратиться к двузначности понятия образа. Первое его значение относится к психологии восприятия. Образ (pattern) есть целостное отражение субъектом предметов и ситуаций объективной реальности, и как таковое оно представляет собой психическую реальность определенной чувственной модальности. Таковы сенсорные послеобразы, эйдетические образы, образы-представления, наконец, галлюцинаторные, сновидные и другие образы. В этом смысле воображение есть процесс оперирования образами, которые рассматриваются здесь как материал и продукт умственной трансформации соответствующих объектов. Данный вид воображения, которое можно назвать перцептивным, иногда выделяют и как особый вид наглядного (пространственного) мышления.

В своем втором значении образ (image) выступает не как психическая реальность сама по себе, но как функционально включенная в процесс решения субъектом определенной задачи - познавательной, исполнительной, личностной. Модальная определенность образов, сохраняясь как таковая, утрачивает свое значение, они становятся только материалом, возможными средствами анализа и организации неопределенной проблемной ситуации, выделения ее основного конфликта, поиска решения. Отсюда, воображение - это процесс творческого мышления образами. Преобразование наличных и создание новых образов не составляет конечной цели этого процесса, решающий задачу субъект мыслит образами - не о них самих. Тем самым найденный образ, продукт творческого воображения ценен субъекту именно как средство понимания (инсайта) проблемной ситуации, раскрытия и выражения принципа решения. В истории научных открытий существует немало примеров, когда ведущий принцип, еще не сформулированный вербально (или в других специфических средствах), но внутренне уже ясный и очевидный, раскрывался ученым в конкретности чувственных образов - зрительных (в том числе - сновидных), слуховых, кинестетических и т.п. Аналогичную роль играет необычные или настойчиво "повторяемые" в произведениях того или иного автора образы природных явлений, предметов, человеческих лиц, фигур, способов поведения - в художественном творчестве (литературе, живописи, кино). Художник, как и ученый, посредством преобразованных реальных предметов и ситуаций (например, образов падающих с деревьев яблок, колышимой ветром высокой травы, нарочито удлиненного женского лица и шеи, мерного потока глубокой вода или шума тяжелых дождевых капель) находят и создают способы адекватного представления проблемных ситуаций и путей их преодоления[18]. Творческое воображение продуцирует особое (но также чувственное, психически зримое) "пространство", в котором ставятся и разрешаются значимые человеческие проблемы.

Мышление, восприятие, воображение объединены в современной психологии понятием " визуальное мышление ". Предложенное Р. Арнхеймом, оно включает оба названные вида воображения. Арнхейм различает, в частности, две функции образа: он может быть изображением объективной реальности и символическим выражением отвлеченного существенного содержания. В той и другой функции образы отличны радикально: образ-изображение по отношению к оригиналу более абстрактен, схематичен (например, треугольник - изображение горы), образ-символ в сравнении со своим содержанием конкретен и вещественен (тот же треугольник - символ упорядоченной иерархии, развития, прогресса). Таким образом, в первом случае воображение - это оперирование изображениями объектов, во втором - мышление символами, порождение способов понимания реальности и своего места в ней. Образ-символ называется также "визуальным понятием"; наглядный по материалу, он выполняет в решении задачи функции понятия.

Тренировка и исследование перцептивного воображения. Перцептивное воображение (или пространственное мышление) выступает в психологии как предмет исследования, диагностики и практического упражнения соответствующих способностей. Показательно, что основой для создания диагностических и экспериментальных методов изучения наглядного воображения являются приемы его практической тренировки. Как правило, она связана с профессиональной.деятельностью и подготовкой конструкторов, инженеров, дизайнеров и других специалистов, овладевающих простыми и сложными навыками в решении наглядных задач. Обычно это задачи на построение различных проекций заданного объекта или воссоздание объекта по проекциям, требующее его отчетливой визуализации. Оперирование наглядно-пространственным представлением объекта осуществляется, например, при подсчете осей и точек симметрии геометрических тел и фигур, при мысленном расчленении объектов на части, их возможном сочетании (соположении) с другими объектами и т.п. Особое место занимают манипуляции с объектами необычней или неопределенной формы: например, с "лентой Мебиуса" (полоской бумаги, склеенной в кольцо с переворотом одного из краев полоски), которую предлагается мысленно разрезать по длине на 2 или 3 части и предсказать результат, куском спутанной медной проволоки, который нужно представить и зарисовать повернутым под определенным углом и др. Формирование таких навыков нередко сочетается с освоением других, в частности, приемов логического мышления, умения выделять в объекте "скрытые" признаки и связи, однако по основному содержанию они всегда остаются перцептивными, наглядно-пространственными.

В ходе формирования пространственного воображения используются и создаются сходные по материалу методы его диагностики. Учебные и тренировочные задачи, компактные по процедуре проведения, становятся тестами умения их решать,' степени развития навыков пространственного, конструктивного, "технического" мышления. Так, проверкой его сохранности является классическая клиническая проба - "куб Линка", который нужно собрать из кубиков с разноцветными гранями в соответствии с заданными образцами. Умение мысленно разделять и совмещать геометрические объекты проверяется в тестах на нахождение простых фигур внутри сложных конфигурации (типичных для изучения когнитивного стиля).

Общие предположения о природе и механизмах наглядного воображения, обоснованные практикой его тренировки, можно проверить в точном, лабораторном эксперименте. Покажем это на примере демонстрации факта мысленного вращения, или поворота объекта (Р. Шепард). Если оперирование образами объектов в уме есть их мысленное вращение, то соответствующую экспериментальную гипотезу следует формулировать так: увеличение угла поворота сравниваемого объекта по отношению к образцу увеличивает время, необходимое для его опознания. Испытуемому предъявлялся эталонный объект - изображение пространственной геометрической фигуры (составленной из кубиков) и несколько объектов для сравнения, среди которых ему было нужно как можно быстрее найти эталон. Последний был представлен на одном из сравниваемых объектов повернутым на определенный угол. Использовалось несколько значений утла поворота, которые менялись от пробы к пробе. Результаты эксперимента полностью подтвердили проверяемую гипотезу: время реакции опознания эталона среди сравниваемых объектов оказалось функцией угла поворота. Психологический механизм мысленного вращения получил экспериментальное обоснование, ставшее методической основой изучения его конкретных свойств.

Методы стимуляции творческого воображения и организация процесса решения задач. Методы управления творческим процессом с целью повышения его эффективности имеют разные исторические варианты - от архаичных магических ритуалов до современных руководств по обучению изобретателей. Для определения статуса и специфики этих методов необходимо различать основные цели теоретико-экспериментального исследования творчества и практического управления им. Если первые направлены на адекватное описание, объяснение творческих процессов, то вторые связаны с выделением конкретных предписани й для их полноценного осуществления.

Несовпадение этих целей и способов их достижения характерно именно для проблемных ситуаций. Если процесс решения задачи доступен алгоритмизации, то результаты его теоретического анализа становятся основой приемов формирования соответствующих умственных навыков. Результаты же исследования творческого процесса, т.е. знания о внутренних механизмах и внешних факторах, влияющих на его успешность, не могут быть прямо использованы как методы управления им. Указания типа "Выделите основной конфликт", "Анализируйте условия задачи через соотнесение с ее требованиями" или "Постарайтесь отвлечься от несущественных деталей", как и прямая провокация условий, способствующих инсайту (например, измененных состояний сознания или повышения интереса к задаче), обычно не гарантируют нахождения принципа решения, поскольку их эффективность зависит от уже наличной готовности субъекта к его открытию. Показательно, что в фундаментальных практических руководствах по решению задач открытие принципа признается именно качественным скачком, который не является прямым следствием используемых эвристических правил и именуется "даром небес", "исчезновением хаоса" и т.п. Все это связано с основной трудностью решения творческих задач - отсутствием у субъекта адекватной организации, понимания условий и требований, которое и определяет специфику управления мыслительным процессом. Отсюда, методы стимуляции творчества, при создании которых учитываются как внутренние, так и внешние детерминанты успешного решения задач, являются приемами косвенного воздействия, подготовки субъекта к творческому решению с принципиальным допущением, но без фактической гарантии, что это решение произойдет.

Методы стимуляции творчества можно рассматривать в узком и широком смысле. В узком смысле - это конкретные тактики поиска и порождения любых возможных путей решения творческой задачи, в широком - общие стратегии организации этого процесса.

Методы порождения новых, оригинальных идей связаны с механизмами творческого, продуктивного воображения. Интересно, что большинство приемов его диагностики и управления им при решении мыслительных задач восходят к методам исследования личности. При этом если диагностические приемы подобны собственно исследовательским методам (прежде всего, прожективным), то метода управления - приемам психотерапии, системам средств продуктивного личностного развития. В частности, ряд этих конкретных методов сходен по содержанию с теми механизмами творческого воображения, которые были выделены при изучении сновидных образов и их роли в терапевтической практике психоанализа. Классическим примером служит свободное ассоциирование, привлекаемое фактически во всех техниках стимуляции творческого процесса. Это позволяет представить методы управления творчеством (не перечисляя всего их многообразия) как образцы основных механизмов продуктивного воображения, используемых на практике.

Первый из них - механизм концентрации, или сгущения в порождаемом образе всего содержания проблемы, ее основного конфликта или принципа его разрешения. Яркий пример такого образа (ставший почти нормативным) - часы без стрелок или деформированные часы как символ близкой к завершению, но неверно прожитой жизни. Механизм концентрации резко отличен от "обобщения" внешне подобных предметов с отсечением несовпадающих деталей и скорее сравним с известным в художественной литературе приемом типизации, символическим осмыслением реального, из жизни взятого объекта со всеми индивидуальными особенностями. Другим вариантом сгущения является слипание (иди агглютинация) деталей различных объектов в "кентаврических" образах, например, в изображениях мифологических, сказочных персонажей, аутистических, галлюцинаторных представлениях. Именно в этом варианте механизм концентрации дает начало ряду практических приемов стимуляции воображения, объединенных под названием " синектика " (Дж. Гордон), или " совмещение разнородных элементов ". Данный метод включает приемы направленного построения продуктивных аналогий к условиям и требованиям заданной проблемной ситуации. Эти условия, разделенные (так же, как при анализе сновидений) на элементы должны быть прямо перенесены в любые другие предметные области науки, техники, искусства для совмещения с "нетипичным" для них, "инородным" содержанием и создания качественно новых образов, которые могут стать средствами решения проблемы. Помимо данного, прямого пути, аналогии могут быть также символическими и личными. В одном случае нужно попытаться выразить сущность входящих в задачу понятий посредством художественных образов и метафор, в другом - представить себя исследуемым объектом (или значимой его частью), как бы "вжиться" в него ради понимания основного конфликта проблемы, возможных путей его устранения.

Феномен агглютинации отражает связь механизма сгущения со вторым механизмом продуктивного воображения - перемещением, или сдвигом. Так, в сновидных образах символические изображения объектов оказываются существенно измененными, как бы "смещенными" относительно оригиналов. Например, важные по своим функциям детали объекта (в том числе - лица и фигуры людей) могут быть изобразительно подчеркнуты, увеличены или уменьшены по размеру. К соответствующим методам стимуляции творчества относятся мысленные перемещения объектов в пространстве и во времени (благодаря чему объекты получают новые, "чужие" свойства), комбинаторная игра с их изображениями, названиями для порождения нешаблонного представления объектов или парадоксальных речевых конструкций. Особое значение имеет прием " бисоциации " (А. Кестлер), когда с помощью свободного ассоциирования привычный контекст исследуемого элемента изменяется, как минимум, дважды, что всегда дает оригинальный продукт. Понятно, что путем перемещения, особенно в последнем варианте, могут порождаться шутки, остроты, и чувство юмора также помогает увидеть привычное творчески.

Наконец, третьим механизмом творческого воображения является воплощение любого абстрактного содержания в конкретном образе-символе. Метафорический, иносказательный характер сновидных образов допускает, о одной стороны, широкие возможности для интерпретации, а с другой - позволяет выделять устойчивые образы-символы, способы понимания и разрешения личностных проблем. Этот механизм используется в приемах порождения метафор, подобных символической и личной аналогиям. При этом метафорический смысл может получать не только наглядный облик понятия, но и его "звук", "запах", "вкус" и т.д. Показательно, что здесь на смену порождению разнонаправленных ассоциаций приходит техника "всматривания", "вживания" в исследуемый объект, содержание которого как бы укрупняется и расширяется, обретая новые черты[19].

Методы организации творческого процесса в широком смысле не ограничены целью преодоления привычных связей прошлого опыта или создания новых идей. Они направлены на обеспечение адекватных условий для продуктивной работы творческого воображения и использования ее результатов. При выработке стратегий организации процесса решения обычно используются его обобщенные теоретические представления (например, классическая "схема Уоллеса"), приобретая, однако, статус практических предписаний (алгоритмов) для функционального разделения основных этапов процесса и его участников.

Так, собраниям "мозгового штурма" или "синектики" необходимо предшествует проработка материала проблемной ситуации, сбор необходимых знаний. В ходе этого первого, подготовительного этапа организации решения изучается объективная структура задачи, выявляются ее конкретные подпроблемы, требования к результату, наличные способы и препятствия к его достижению. Тщательное исследование "морфологии" задачи может выступать и как самостоятельный метод ее решения.

После обеспечения условий для поиска новых возможных решений задачи наступает второй, собственно творческий этап, связанный с применением методов стимуляции в узком смысле. Важно подчеркнуть, что в ходе предварительной подготовки выявляются традиционные подходы к проблеме, шаблонные, "тупиковые" пути решения, и ситуация становится для "творцов" психологически неструктурированной, непонятной. Эту особенность решения творческих задач, затрудняющую его в обычных условиях, следует назвать здесь " продуктивным непониманием ", которое и создает возможность для свободного ассоциирования, порождения аналогий, метафор.

Третий необходимый этап организации процесса решения связан с сортировкой большого числа оригинальных идей, порожденных на втором этапе, их критическим отбором, проверкой адекватности поставленным требованиям, экономичности, целесообразности реализации

Психологические механизмы воздействия методов стимуляции творчества, как роль тренировки воображения для решения мыслительных задач, еще не вполне изучены экспериментально. Между тем богатый эмпирический материал, который дает практика управления творчеством, относится к наиболее интересным областям изучения мышления, к решению таких проблемных ситуаций, понимание которых изначально отсутствует у субъекта, обладающего (или нет) необходимыми средствами. При характеристике экспериментальных исследований эти ситуации были обозначены как 3 и 4. Действительно, в ситуации 4 адекватны тактики ненаправленного ассоциирования с расчетом на случайное нахождение результата, а продуктивное развитие решения связано с освоением специальных знаний и методов эффективного поиска с широким спектром исследуемых возможностей. В ситуации 3 особую роль обретают приемы тренировки творческого воображения: они служат своего рода сверхзадачами, в ходе выполнения которых субъект как бы готовит себя к инсайту (пониманию), достигая его в итоге непрямым, косвенным путем ("ищешь одно, а находишь другое" - таково меткое определение творческого открытия). Закономерно, что эта подготовка, как отмечают создатели методов стимуляции и обучения творчеству, охватывает не только познавательную, но все сферы деятельности человека[20].

 

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.