Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Социально-культурный сервис и туризм





МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к практическим занятиям по дисциплине

«Речевая коммуникация»

для студентов специальности

Социально-культурный сервис и туризм

Автор: канд. пед. наук,

Доцент Попова Е. П.,

Кафедра ЛМК и Т

 

 

Практическое занятие № 1

Теоретические основы речевой коммуникации.

Разновидности национального языка.

Практическое занятие № 2

Упражнения для выработки смысловой догадки

Задание № 3. Прочитайте текст. В нем на обеих сторонах каждой строки пропущено по две буквы.

Первая и единственная страна на нашей п..

..те, уже однажды применившая страшное о..

..е, — США — продолжает насыщать им св..

..сеналы. Эта же страна с настойчивост..

..ньяка «оспаривает первенство» в размещен..

..ерного оружия на территории-западноев..

..йских стран, милитаризации космоса. Да..

..мая ухищренная пропаганда не может за..

..вать того факта, что этот опасный ку..

..авящей верхушки США и тех, кто ее подх…

..вает, нацелен против тех стран, котор..

..ердо и последовательно отстаивают м...

Задание № 4. Прочитайте текст, в котором пропущены окончания или последние буквы слов.

В окрестное... Токио действ... 71 станц... по прогнозиро... землетряс.... Их сооруже... начал... семь лет наз..., когда японс... парламе... издал соответству... закон. 20 таких станц... находят... на земн... поверх..., остальн... — в скважи..., глу­боко под зем.... Станц... имею... «верхчувствитель... элект­рон... оборудо...; вся информа..., получав... ими, поступа... в специаль... цент..., где обрабатыва... с помощ... компью.... За пять лет, с серед... 1979 г. до серед... 1984 г., аппараты стан... зарегистри... 28 тыс... подзем... толч... различ... сил....

Задание № 5. Прочитайте текст с пропущенными в словах двумя первыми буквами.

Впрочем,..следователи..нюдь не..едлагают заменять..лимерными..гнитами..адиционные —..таллические. У..ганических ферромагнетиков..йдутся свои..ласти..именения. Их..трудно..учить чутко..агировать на..менения..ешней..еды. Они будут..еличивать или..еньшать силу,..ажем, в..висимости от..вещенности или от..нцентрации того или..ого газа,..дкости...ачит,..обы..гистрировать..формацию, им не..жна..ектроэнергия...ойство..икальное. В..рвую..ередь им..интересовались экологи, „давно..рспективы..имесей..с-сматривались на..ждународном..мпозиуме «..мплексные..тоды..нтроля..чества природной среды»,..сходившем в Москве.

 

Задание № 6. Прочитайте текст с пропущенными словами. Старайтесь проделать это как можно быстрее.

Наибольшее... оказывают на природу... промышленнос­ти, обеспечивающие весь комплекс... человека. Среди них по величине наносимого... нужно... энергетику, целлюлозно-бумажную..., черную и цветную..., химическую и нефтехимическую... и некоторые другие.... За рубежом неоднократно... мнение, будто бы есть простой..., исключающий... цивилизации на... природную.... Он заключается в том, что... якобы должен потреблять только те..., которые дает естественная дикая..., то есть предлагает... к первобытно­му... жизни. В связи с этим.......сможет ли... человек довольствоваться таким... жизни и... ли природа обеспечить хотя бы минимальные потребности для... нормального су­ществования всего земного шара?

Проверьте правильность своих ответов: влияние, отрасли, потребностей, ущерба, отметить, промышленность, металлургию, промышленность, отрасли, высказывалось, выход, воздействие, окружающую, среду, человек, продукты, природа, возврат, образу, возникает вопрос, современный, образом, сможет, поддержания.

Упражнения для тренировки памяти:

Задание № 7. За 6 секунд прочитайте и запомните названия столиц 12 государств и одновременно сгруппируйте их по частям света:

Багдад, Париж, Вена, Каир, Гавана, Осло, Хошимин, Кабул, Бразилиа, Прага, Пекин, Тегеран.

 

Задание № 8. В течение 20 секунд изучите и запомните информацию текста «О чае».

Чай впервые упоминается в древнекитайских рукописях, относящихся к 2700 г. до н.э.

В мире ежегодно расходуется более 2 миллионов тонн чая.

В Россию чай впервые попал в 1638 г., на четверть века раньше, чем в Англию.

Лучшие индийские чаи – дарджилингский и ассамский.

Чай стареет, полгода – почти предельный срок.

Через 15-20 минут после заваривания чай начинает утрачивать некоторые свои качества.

Теперь попытайтесь без использования текста ответить на вопросы:

Когда и в каких источниках впервые упоминается о чае?

Когда чай был завезен в Англию?

Назовите лучшие сорта индийского чая.

Совершенствование навыков письменной речи

Задание № 13. Сравните два приведенных ниже текста заявлений об отпускеустный и письменный. Одинаково ли их содержание? Какие особенности служебно-деловых отношений нашли в них проявление?

1)

А. Слушай, а что если я сейчас поеду? Отпустишь?

Б. Пиши заявление.

А. Дней бы на десять, а?

Б. Неделя максимум.

2) Прошу разрешить мне отпуск без сохранения содержания на семь рабочих

 

Задание № 14. Составьте приказы по предприятию.

A. О назначении кого-либо на должность;

Б. Об отмене предыдущего приказа;

B. О соблюдении мер противопожарной безопасности и т.п.

Задание № 15. Напишите протоколы совещания:

А. Деканов факультетов на тему «Об учебной дисциплине студентов»;

Б. Начальников цехов (отделов) на тему «О трудовой дисциплине сотрудников».

 

Задание № 16. Вы поступаете после окончания высшего учебного заведения на работу. Заполните:

А. Анкету;

Б. Бланк трудового договора.

Вопросы:

1. Содержание процесса чтения. Скорость чтения.

2. Недостатки традиционного чтения.

3. Способы чтения.

1. Конспектирование прочитанного текста. Принципы составления конспекта.

2. Аннотация. Структура аннотации.

3. Способы фиксации прочитанной информации.

4. Реферат. Реферат-резюме. Структура реферата-резюме.

1. Письменная речь. Дайте определение.

2. Характеристики текста.

3. Что является характерной особенностью текста?

4. Что является специфической характеристикой речи?

5. Два вида целостности (характеристика каждого вида).

6. Типы внутренних текстовых структур.

7. Кто создает текст?

8. В каком случае создается текст?

9. Чем необходимо располагать автору при создании текста?

10. Для чего создается текст?

11. Цели создания текста.

12. Предмет текста.

13. Тема текста.

14. Жанр как модель текста.

15. Содержание текста. Характеристика.

16. Что понимается под официально-деловым тестом?

17. Протокол. Форма протокола.

18. Договор. Элементы договора.

19. Деловые письма. Языковая формула делового письма.

Практическое занятие № 3

Практическое занятие № 4

Диалог 1.

«П» – постоялец гостиницы; «А» – администратор гостиницы.

П – Осматривая номер, в который я заселился несколько минут назад, я обнаружил в ванной грязные полотенца.

А – Извините за неудобства. Горничная немедленно обслужит Ваш номер.

П – Не ожидал от этой гостиницы таких неприятных сюрпризов! По-моему, я заплатил достаточно для того, чтобы меня обслужили подобающе!

А – Ещё раз просим прощения за это недоразумение.

П – Ваши извинения уже не изменят моего впечатления о гостинице.

А – Я понимаю Ваше недовольство. Поверьте, мы заботимся о каждом клиенте и стремимся предоставить ему комфортные условия. В доказательство мы угостим Вас десертом, который будет доставлен в Ваш номер.

П – Вот это да! Спасибо! Думаю, мы оба друг друга поняли.

Диалог 2

Разговор менеджера турфирмы с клиентами.

Менеджер: Добрый день. Наша турфирма рада приветствовать вас! Куда бы вы хотели отправиться?

Клиент: Я бы хотел путевку на двоих в Таиланд.

Дочь клиента: Папа, ну о чём ты говоришь? Неужели ты новости совсем не смотришь? Там же цунами недавно было! Я никогда не поеду в такое опасное место!

Жена клиента: Хорошо, доченька, куда же ты хочешь?

Менеджер: Вы знаете, у нас прекрасный выбор путевок в теплые страны.

Дочь клиента: Я бы хотела отправиться в Египет.

Клиент: Милая, ты уверена? Говорят, там сейчас засуха... (состояние приспосабливающийся ребёнок, скрытый трансакт)

Дочь клиента: Папа, ну мы же не в пустыне ночевать будем!

Менеджер: На самом деле, это отличный выбор! У нас как раз имеется в наличии горящая путевка в прекрасный отель.

Жена клиента: Милый, это же просто замечательно! Ну давай поедем?

Клиент: Хорошо, мы Согласны купить эту путевку!

Менеджер: Прекрасно, обсудим условия.

Диалог 3

Б – глава организации; А – ведущий специалист; В – стажер в общем отделе; Г – главный специалист общего отдела.

 

А – Добрый день, Борис Иванович. Ну, как прошло заседание у руководства?

Б – Здравствуйте. Я к вам как раз по этому поводу. Хотелось бы узнать, за чью работу меня отчитали. Гарантийные письма об использовании туров туроператора «Тез-Тур» составлены неправильно. Такое впечатление, что человек, составлявший его не имеет ни малейшего представления о такого рода документах. Прошу вас разъяснить ситуацию.

В – Это я составляла письма. Я на этой работе всего месяц, Борис Иванович, я прошу прощения. Но, я заранее говорила, что мне, возможно, не удастся выполнить это задание.

А – Жанна, сколько раз я вам показывала образцы гарантийных писем! Вы где находились во время объяснения? Я уже не знаю, что с вами делать! Как вы собираетесь дальше работать в нашей организации? Вы ничего не можете сделать сами! Вам нельзя ничего поручить!

Г – Ольга Фёдоровна, успокойтесь. Мы обязательно займёмся этим вопросом с Жанночкой. Я всё сделаю и проконтролирую этот процесс лично.

Б – Не стоит делать ВСЁ. Я полагаю, что от вас требуется всего лишь объяснить новому работнику порядок составления деловых документов. Не стоит её грубо отчитывать или выполнять работу вместо неё. Естественно с таким положением дел в нашем отделе не может быть и речи о преемственности, обучении новых сотрудников.

В – Я не хотела. Я изучу необходимую литературу и образцы документов. Прошу вас, простите. Такого больше не повториться.

Г – Жанночка, хватит оправдываться, всё будет в порядке.

А – Надеюсь, Жанна, вы понимаете, насколько серьёзный проступок вы совершили. Мы можем потерять крупнейшего партнёра!

Б – Господа, опять вы за своё. Прекратите! Жанна, ситуация очень серьёзная. Вас ждёт дисциплинарное взыскание.

А – Борис Иванович, она не должна этого делать!

В - Я всё объясню!

Б – С объяснениями мы разберёмся позже. Главным вопросом остаются эти самые гарантийные письма. Убедительно прошу вас составить их в ближайшее время. Сроки поджимают. Я уверяю вас, что этим должна вновь заняться Жанна.

В – Боюсь мне это не под силу.

Б – Нет. Теперь вы отнесётесь к проблеме со всей серьёзностью. Я полагаю, на этот раз вы не повторите прошлых ошибок. Вера Евстигнеевна, вы проконтролируйте процесс составления документации, а вы, Ольга Фёдоровна, предоставите Жанне необходимые образцы документов. Так же, не забывайте о приказах о приёме на работу двух новых сотрудников, подготовке вопросов на квалификационный экзамен. Все эти документы должны быть у меня на столе сегодня вечером. С возникшими вопросами подходите ко мне в кабинет. Удачного дня. Я у себя.

 

Диалог 4

Разговор администратора отеля с потенциальными клиентами.

Администратор: Добрый день, мы рады Вас приветствовать в нашем отеле. Какой номер Вы бы хотели забронировать?

Клиент: Добрый день. Мы бы хотели номер на восьмом этаже с видом на бухту.

Жена клиента: Ты что, дорогой?! На восьмом этаже — это же так высоко! Я боюсь высоты! А вдруг какое-нибудь бедствие? Мы же не сможем выбраться оттуда!

К.: Ладно, хорошо. Успокойся, моя хорошая. На каком этаже и сколько комнат ты хочешь? А.: У нас в наличии достаточно свободных номеров разного плана, вы сможете выбрать.

Ж.: Да, мы бы хотели номер на третьем этаже, двухкомнатный. И с видом на море, пожалуйста.

К.: А ты уверена, солнышко, что нам нужны две комнаты?

Ж.: Конечно! Не забывай, к нам могут приехать гости.

А.: У нас есть для вас отличный вариант! Номер со всеми удобствами и комнаты не такие уж большие. Вам понравится. Будут ещё какие-нибудь пожелания?

К.: Спасибо, пока нет. Моя жена свяжется с вами по телефону, если будет необходимо ещё что-нибудь.

А.: Конечно. Приятного времяпрепровождения!

Диалог 5

Туристический агент: Я правильно сделал, что отправил его к вам?

Администратор: Ты должен был сначала попробовать решить эту проблему

самостоятельно.

Туристический агент: Ятолько хотел облегчить нашему клиенту выбор.

Администратор: Тебе следовало предложить ему и остальные туры.

Туристический агент: Я не уверен, что он согласился бы на более дорогой

Тур.

Администратор: Сколько раз тебе повторять, ты должен рассказывать обо всех наших предложениях покупателям!

Туристический агент: Я попробую.

Задание № 14. Выполните тест «Уровень владения невербальными компонентами в процессе делового общения». Проанализируйте результаты.

Инструкция: Ответьте на приведенные утверждения «да» или «нет».

1. Собеседники часто обращают мое внимание на то, что я говорю слишком громко или слишком тихо.

2. Во время разговора я порой не знаю, куда деть руки.

3. Я чувствую неловкость в первые минуты знакомства.

4. Почти всегда предстоящее общение с незнакомым человеком вызывает у меня тревогу.

5. Я часто бываю скован в движениях.

6. В течение 10-минутной беседы я не могу обойтись без того, чтобы к чему-либо не прислониться или на что-либо не облокотиться.

7. Я обычно не обращаю внимания на мимику и движения партнера, сосредотачиваясь на его речи.

8. Я стараюсь ограничить круг своего делового общения несколькими хорошо знакомыми мне людьми.

9. При разговоре я часто верчу что-либо в руках.

10. Мне трудно скрыть внезапно возникшие эмоции.

11. Во время деловых бесед я стараюсь полностью исключить мимику и жестикуляцию.

Обработка результатов

Чем меньше утвердительных ответов (ответов «да»), тем лучше человек владеет невербальными средствами общения.

Если даны 11 отрицательных ответов («нет»), это не означает, что можно пренебречь невербальными методами. Внимательно наблюдая за собой и собеседниками, можно обнаружить много интересных, информативных моментов, которые ранее ни о чем не говорили и которые теперь способны значительно облегчить вашу профессиональную деятельность.

Задание № 15. Выполните тест «Коммуникативные и организаторские способности (КОС)».

Инструкция: Вам предлагается ответить на 40 вопросов. Имейте в виду, что вопросы короткие и не могут содержать всех необходимых подробностей. Поэтому представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не следует тратить много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Возможно, на некоторые вопросы вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь дать тот ответ, который вы считаете предпочтительным. При ответе на любой из этих вопросов обращайте внимание на его первые слова. Ваш ответ должен быть точно согласован с ними. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление. Важен не конкретный ответ, а суммарный балл по серии вопросов. Итак, если ваш ответ на вопрос положителен (вы согласны), то около номера вопроса поставьте «да»; если ваш ответ отрицательный (вы не согласны) — поставьте «нет».

1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?

2. Часто ли удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего мнения?

3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненное вам кем-то из ваших товарищей?

4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

5. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?

6. Нравиться ли вам заниматься общественной работой?

7. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какими-либо другими занятиями, чем с людьми?

8. Если возникли какие-то помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вы отступаете от них?

9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?

10. Любите ли вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

11. Трудно ли вам включиться в новую для вас компанию?

12. Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно бы было выполнить сегодня?

13. Легко ли вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?

14. Стремитесь ли вы добиваться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?

15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?

16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязанностей, обязательств?

17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

18. Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?

19. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?

20. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?

21. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?

22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?

23. Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?

26. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?

27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых для вас людей?

28. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

29. Полагаете ли вы, что вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую для вас компанию?

30. Принимали ли вы участие в общественной работе в школе?

31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами?

33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую для вас компанию?

34. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

35. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

37. Верно ли, что у вас много друзей?

38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания у своих товарищей?

39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Обработка результатов

Для того чтобы узнать свои коммуникативные способности, воспользуйтесь «ключом»: поставьте себе по 1 баллу за каждый ответ «да» на 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37 вопросы и за каждый ответ «нет» на 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39 вопросы. Коэффициент коммуникативности (Кк) определяют по формуле: Кк = т/20, где т — количество совпавших с «ключом» ответов.

Если Кк соответствует:

от 0,10 до 0,45 — низкий уровень;

от 0,46 до 0,55— уровень ниже среднего;

от 0,56 до 0,65 — средний уровень;

от 0,66 до 0,75 — высокий уровень;

от 0,76 до 1,00 — очень высокий уровень.

Коммуникативные способности — это способности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и психологическую совместимость в совместной деятельности.

Низкие — человек малообщительный, испытывает трудности и определенные неудобства в установлении контактов с людьми.

Ниже среднего — человек не стремится к общению, чувствует себя скованно в незнакомом коллективе, круг своих знакомых ограничивает, не стремится отстаивать свое мнение и трудно переживает обиды.

Средние — человек общительный, разговорчивый (особенно в кругу знакомых людей), круг знакомств не ограничивает.

Высокие — человек общительный, не теряется в новой обстановке, быстро находит друзей, в общении проявляет инициативу, стремится расширить круг своих знакомых.

Очень высокие — человек очень общительный, испытывает потребность в общении, активно вовлекается в события, происходящие вокруг него. Вносит оживление в компании, легко заводит новые знакомства, стремясь к расширению круга своих друзей.

 

Для подсчета организаторских способностей воспользуйтесь следующим «ключом»: поставьте себе по 1 баллу за каждый ответ «да» на 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38 вопросы и за каждый ответ «нет» на 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40 вопросы. Коэффициент организаторских способностей (К0) определяют по формуле: К0 = т/20, где т — количество ответов, совпавших с «ключом».

Если К0 соответствует:

от 0,20 до 0,55— низкий уровень;

от 0,56 до 0,65 — уровень ниже среднего;

от 0,66 до 0,70 — средний уровень;

от 0,71 до 0,80 — высокий уровень;

от 0,81 до 1,00 — очень высокий уровень.

Организаторские способности — это способность человека организовывать себя и других.

Низкие — человек не умеет себя организовать, отсутствует внутренняя собранность. В общественной жизни инициативы не проявляет.

Ниже среднего — человек избегает принятия самостоятельного решения, проявление инициативы в общественной жизни занижено.

Средние — в экстремальных ситуациях человек может организовать себя и убедить коллег в принятии какого-либо решения.

Высокие — человек все делает согласно внутренним устремлениям. В трудной ситуации способен принимать самостоятельные решения.

Очень высокие — испытывает потребность в организаторской деятельности. Принимает самостоятельные решения, отстаивает свое мнение и добивается, чтобы оно было принято другими.

Методика КОС позволяет определить наличие уровня коммуникативных и организаторских способностей на данный период. При наличии целеустремленности и надлежащих условий деятельности данные склонности могут развиваться.

 

Задание № 16. Выполните тест «Эмоциональная чувствительность». Проанализируйте результаты.

Инструкция: Вам предлагается ответить на 10 вопросов. Каждый вопрос имеет три ответа: А, Б, В. Выберите тот, который больше всего подходит вам. Правильных или неправильных ответов нет. Отвечайте быстро, долго не раздумывайте.

1. За чем вы могли бы встать в очередь?

A. Ни за чем.

Б. Если нужно купить то, за чем стоит очередь, и другого выхода нет, то занимаете очередь.

B. Если есть возможность, вы лучше отправитесь в другой магазин, даже если он и не слишком близко.

 

2. Вздрагиваете ли вы, если зазвонит телефон?

A. Вы так привыкли к этому, что даже не замечаете звонков.

Б. Да.

B. Нет.

 

3. Если вы уезжаете в другой город, за сколько времени до отправления поезда вы приезжаете на вокзал?

A. За час до отправления поезда.

Б. За четверть часа.

B. За полчаса.

 

4. Если вы находитесь в обществе человека, который почему-либо напряжен и нервничает, передается ли вам его настроение?

А. Если это близкий человек, то безусловно.

Б. Если не можете помочь его беде, то хотя бы пытаетесь успокоить его.

В. Напряжение передается в любом случае.

 

5. Ухудшается ли ваше самочувствие (например, вас бросает в жар или в холод, болит голова, начинается головокружение), если вы переживаете из-за чего-либо?

A. Нет.

Б. Случается.

B. Из-за каждого переживания вы чувствуете себя больным целый день.

 

6. Насколько, по-вашему, справедливо изречение: «Рано или поздно все образуется само собой»?

A. Целиком и полностью.

Б. Хорошо, если бы так было, но вы в это не верите.

B. Сам человек должен приложить к этому усилия.

 

7. Если вы опоздали на урок, что вы чувствуете?

А. И с другими может такое случиться.

Б. В таком случае лучше не входить в класс.

В. Естественно, испытываете стеснение.

 

8. Если у вас множество разнообразных дел, лучше или хуже продвигается работа, чем в том случае, когда дел мало?

A. В таких случаях у вас как будто вырастают крылья, вы делаете одно дело за другим.

Б. Обилие дел вас подавляет, вы не знаете, за что хвататься, поэтому с трудом управляетесь с ними.

B. Вы всегда работаете в одном темпе.

 

9.

A. Иногда — да, иногда — нет.

Б. Не выносите, нервничаете из-за этого.

B. Вам это не мешает.

 

10. Можете ли вы спокойно спать на новом, чужом месте?

A. В том случае, если условия подходящие, спите хорошо.

Б. Едва ли.

B. В любом месте спите беспробудно.

 

Обработка результатов

Баллы, соответствующие ответам:

Вопрос Вариант ответа Вопрос Вариант ответа Вопрос Вариант ответа  
  А Б В   А Б В   А Б В  
                         
                         
                         
                         

 

 

Подсчитайте сумму баллов.

Если вы набрали:

менее 35 баллов — вы эмоционально чувствительный человек. Не всегда уверены в себе, часто теряетесь в сложной ситуации;

от 36 до 65 баллов — вы рассудительны, спокойны и осмотрительны, ваши настроения не достигают крайностей. Ваши поступки определяются не эмоциями, а намерениями. Вас, конечно, можно вывести из равновесия, но лишь в том случае, если к тому имеется действительная причина. Вы правильно оцениваете значение вещей, этому способствует ваша уравновешенность. Если что-то случается, вы в первую очередь занимаетесь решением этой проблемы;

свыше 65 баллов — у вас низкая эмоциональная чувствительность. Окружающих можете вывести из терпения своей рассудительностью. Возможно, в некоторых случаях вы не слишком следите за теми из происходящих с вами событий, которые вам не­приятны. Если это так, то вы очень везучий человек.

 

Задание № 17. Выполните тест «Оценка самоконтроля в общении» (по Мариону Снайдеру). Проанализируйте результаты.

Тест позволяет оценить ваш уровень самоконтроля при общении с другими людьми. В предложениях описаны реакции на некоторые ситуации. Каждое из них оцените как «верное», если вы сами так поступаете, или «неверное», если вам такая реакция не присуща. «Верные» ответы обозначьте буквой «В», «неверные» — буквой «Н».

1. Мне кажется трудным искусство подражания привычкам других людей.

2. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.

3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.

4. Людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.

5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.

7. Я могу отстаивать только то, в чем я совершенно убежден.

8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.

9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых не выношу.

10. Я не всегда такой, каким кажусь.

 

Оценка результатов: по 1 баллу начисляется за ответ «Н» на вопросы 1, 5, 7, и за ответ «В» — на все остальные.

0-3 балла показывают низкий уровень коммуникативного контроля. Ваше поведение устойчиво, и вы не желаете меняться в зависимости от ситуации. Вы способны к искреннему раскрытию в общении, поэтому некоторые люди считают вас «неудобным» по причине вашей прямолинейности.

4—6 баллов говорят о среднем коммуникативном контроле. Вы искренни. Не умея сдерживать эмоциональные проявления, вы все же способны корректировать свое поведение в соответствии с требованиями окружающих.

7—10 баллов указывают на высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствуете и можете предвидеть впечатление, которое производите на окружающих.

 

Задание № 18. Выполните тест «Умеете ли вы вести деловое обсуждение». Проанализируйте результаты.

Тест поможет вам проанализировать ваше возможное поведение во время делового общения (совещание, беседа), определить стиль поведения. Следует иметь в виду, что каждый из этих стилей зависит от конкретной ситуации. В одних случаях успех приносит авторитарное поведение, не допускающее возражений, в других — тактическое, гибкое поведение.

Ответьте на вопросы и запишите оценки в баллах (от 1 до 5): 1 — «Нет, так не бывает»; 2 — «Нет, как правило, так не бывает»; 3 — неопределённая оценка; 4 — «Да, как правило, так бывает»; 5 — «Да, так бывает всегда».

1. Я даю подчинённым нужные поручения даже в том случае, если есть опасность, что при их невыполнении критиковать будут меня.

2. У меня всегда много идей и планов.

3. Я прислушиваюсь к замечаниям других людей.

4. В основном мне удается приводить логически правильные аргументы при обсуждении,

5. Я настраиваю сотрудников на то, чтобы они решали свои задачи самостоятельно.

6. Если меня критикуют, то я защищаюсь, несмотря ни на что.

7. Когда другие приводят свои доводы, я всегда прислушиваюсь.

8. Для того, чтобы провести какое-то мероприятие, мне приходится строить планы заранее.

9. Свои ошибки я, как правило, признаю.

10. Я предлагаю альтернативы предложениям других людей.

11. Я защищаю тех, у кого есть трудности.

12. Я высказываю свои мысли с максимальной убедительностью.

13. Мой энтузиазм заразителен.

14. Я принимаю во внимание точки зрения других и стараюсь их включить в проект решения.

15. Обычно я настаиваю на своей точке зрения и гипотезах.

16. Я с пониманием выслушиваю и агрессивно высказываемые контраргументы.

17. Я ясно выражаю свои взгляды.

18. Я всегда признаюсь в том, что не всё знаю.

19. Я энергично защищаю свои взгляды.

20. Я стараюсь развивать чужие мысли так, как будто бы они были моими.

21. Я всегда продумываю то, что могли бы ответить другие, и ищу контраргументы.

22. Я помогаю другим советом, как организовать свой труд.

23. Я увлекаюсь своими проектами и обычно не беспокоюсь о чужих работах.

24. Я прислушиваюсь и к тем, кто имеет точку зрения, отличную от моей.

25. Если кто-то не согласен с моим проектом, то я не сдаюсь, а ищу новые пути, как переубедить другого человека.

26. 26. Я использую все средства, чтобы заставить согласиться со мной.

27. Я открыто говорю о своих надеждах, опасениях и личных трудностях.

28. Я всегда нахожу, как облегчить другим поддержку моих проектов.

29. Я понимаю чувства других людей.

30. Я больше говорю о собственных мыслях, чем выслушиваю чужие.

31. Прежде чем защищаться, я всегда выслушаю критику.

32. Я излагаю свои мысли системно.

33. Я помогаю другим получить слово.

34. Я внимательно слежу за противоречиями в чужих рассуждениях.

35. Я меняю точку зрения для того, чтобы показать другим, что слежу за ходом их мысли.

36. Я, как правило, никого не перебиваю.

37. Я не притворяюсь, что уверен в своей точке зрения, если это не так.

38. Я трачу много энергии на то, чтобы убедить других, как им нужно правильно поступать.

39. Я выступаю эмоционально, чтобы вдохновить людей на работу.

40. Я стремлюсь, чтобы при подведении итогов были активны и те, кто редко просит слова.

 

Суммируйте баллы, полученные при ответах на утверждения 1, 3, 5, 7, 9, 11, 14, 16, 18, 20, 22, 24, 27, 29, 31, 33, 35, 36, 37, 40, и обозначьте сумму через А (сумма должна составлять от 20 до 100 баллов). Затем сложите баллы, полученные при ответах на утверждения 2, 4, 6, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 25, 26, 28, 30, 32, 34, 38, 39, и обозначьте через В (сумма должна составлять от 20 до 100 баллов).

Если сумма А по крайней мере на 10 баллов превышает сумму В, то Вы хороший дипломат, стремитесь учесть мнения других и убедиться в том, что собственные ваши идеи согласуются с мыслями сотрудников. При этом неизбежны компромиссы, зато у участников делового общения появляется убеждение, что их мнение вам небезразлично. Если же сумма В как минимум на 10 баллов выше суммы А, то в деловом общении вы ведёте себя авторитарно, властно, не обращая внимания на окружающих. Вы не добиваетесь общего согласия и не стремитесь сделать решение общим делом. Если суммы различаются менее, чем на 10 баллов, ваше поведение может быть как дипломатичным, так и авторитарным в зависимости от обстоятельств.

Задание № 18. Какие формулы речевого этикета вы используете, если вам придется обратиться:

1) к пожилому человеку, чтобы узнать, который час; 2) к милиционеру, чтобы уточнить, как проехать на выставку; 3) к секретарю в приемной, чтобы узнать, когда начнется совещание у начальника; 4) к руководителю организации, чтобы узнать решение по вашему заявлению; 5) к приятелю, чтобы попросить у него учебник; 6) к преподавателю, чтобы попросить его принять у вас досрочно экзамен.

 

Вопросы:

1. Этика и речь.

2. Основные принципы делового этикета.

3. Этика и сфера общения.

4. Этика письменной речи.

5. Правила служебного речевого этикета.

6. Этика устной речи.

7. Правила этикета устной речи.

8. Этика слушания. Правила слушающего.

9. Каковы основные типы коммуникабельности людей?

10. Характеристика эго-состояний: состояние Родителя, Взрослого, Ребенка.

11. Транзактный анализ по Э. Берну

 

Практическое занятие № 5

Вопросы к экзамену

1. Характеристика общей теории коммуникации.

2. Функции теории коммуникации.

3. Характеристика понятия «коммуникация». Соотношение языка и речи.

4. Функции речи (языка).

5. Речь и мышление. Виды речи.

6. Речевая деятельность. Виды речевой деятельности.

7. Формы и типы речевой коммуникации. Модель речевой коммуникации.

8. Язык и общество. Общенародный (национальный) язык и его разновидности.

9. Литературный язык. Разговорная речь и книжный язык.

10. Территориальные диалекты как разновидность национального языка.

11. Просторечие как разн







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.