Форма государственного устройства
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Форма государственного устройства





Форма государственного устройства «это территориальная организация государства, выражающая взаимоотношения государства в целом с его составными частями. Существуют две основные формы государственного устройства:

1.Унитарная.

2.Федеративная.

Проф. Петров В.С. предложил подразделить формы государственного устройства на следующие: 1) простые(государства-города,государстваполисы, унитарные государства); 2) сложные (империи и федерации; иногда конфедерации). Данная классификация носит универсальный характер, т.к. её можно применять ко всем странам.

Унитарная форма государственного устройства относится к простым, т.к. не включает в свой состав какие-либочасти, обладающие государственностью (государственные образования). Унитарные государства имеют толькоадминистративно-территориальноеделение. Однако, в настоящее время в мире существуют унитарные государства с автономиями (например, Грузия, являющаяся по сути унитарным государством, включает в свой состав две автономии – Абхазию и Аджарию). Поэтому можно выделить унитарное централизованное и унитарное децентрализованное государство.

Федеративные государства – сложные государства, т.к. включают в свой состав государственные образования, именуемые субъектами федерации. Федерация в свой состав включает как бы другие государства, но суверенитет таких государств ограничен. Федерации носят самый разнообразный характер (в мире приблизительно 21 государство является федеративным).

Выделяются следующие виды федераций:

1.а) основанные на союзе (СССР); б) основанные на автономии (РСФСР).

2.а) договорные (например, в настоящее время между субъектами РФ заключен Федеративный договор);



б) конституционные (таковой являлась Чехословакия после принятия

в1968 г. новой Конституции и др.).

3.а) симметричные состоят из однопорядковых (принцип деления и правовой статус единый) составных частей, имеющих одинаковый правовой статус, например, таковой была в своё время Чехословакия);

б) асимметричные (имеет три разновидности первой модели):

1)наряду с субъектами федерации в состав федерации входят иные территориальные образования (федеральные территории, федеральные округа, федеральные владения, ассоцииро-ванные государства, например, в США – федеральный округ Колумбия);

2)федерация включает в свой состав различные (неоднопорядковые) субъекты (например, Россия в настоящее время). Фактически в такой федерации субъекты не равны, т.к., например, республики в РФ, в отличие от других субъектов, имеют свои Конституции и считаются государствами;

3)«скрытая» асимметричная федерация (такая федерация состоит из однопорядковых субъектов, но они не являются равноправными, т.к., например, они имеют разное представительство в высшем законодательном органе – Германия, Австрия).

4.а) территориальные (таковыми в настоящее время является большинство современных федераций; в такой федерации все национальности равны);

б) национально-территориальные(в её основе лежат два принципа: национальные республики, автономные области и администра-тивно-территориальныекрая, области, г. Москва, г. СанктПетербург);

в) национальные (достаточно широко они были распространены в прошлом, но время показало их нежизнеспособность (СССР, РСФСР, Югославия, Чехословакия).

Наряду с федеративной и унитарной формами государственного устройства некоторые ученые выделяют ещё и конфедерацию (вообще, этот вопрос является дискуссионным).

Конфедерация – это временный союз двух или нескольких государств, созданный для достижения определенных целей (экономических, военных, политических и т.д.). Она представляет собой непрочное государственное образование, промежуточную ступень между союзом государств и собственно государством. В конце концов, конфедерации либо распадаются, либо преобразуются в федерации (например, Швейцария). В отличие от федерации в конфедерации отсутствуют: 1) единые выборные органы государственной власти; 2) единое законодательство; 3) единое гражданство; 4) единая налоговая система; 5) единая территория. В отличие от субъектов федерации субъекты конфедерации не утрачивают своего суверенитета и могут выйти из неё в любое время.

Общегосударственные (конфедеративные) законы на территории субъектов начинают действовать только после их ратификации (процедуры придания им юридической силы).

Политический режим

Политический режим – это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего, отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.

Одни авторы считают, что понятия «политический режим» и «государственный режим» тождественные, другие утверждают, что понятие «политический режим» более широкое, чем понятие «государственный режим», т.к. включает в себя не только методы и приемы осуществления политической власти со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т.п.

Современная теория государства различает два основных типа политических режимов: демократический и недемократический.

Политический режим демократического типа имеет своей социальноэкономической предпосылкой существование индивидуальных суверенных субъектов, являющихся собственниками экономических условий своей жизни и строящих отношения друг с другом на основе обмена и договора.

Политическими предпосылками этого режима являются:

•отсутствие единой, обязательной для всех государственной официальной идеологии, которая однозначно определяет цель обществен- но-историческогоразвития, а иногда и политические средства ее достижения;

•наличие свободно формируемых внегосударственных политических партий, отражающих социальную дифференциацию гражданского общества;

•ограничение политической роли партий участием в выборах, на которых они выступают с разработанной избирательной программой, отражающей интересы представляемой партией социальной группы гражданского общества;

•функционирование политической системы, предполагающей борьбу, конкуренцию политических партий, соглашение между ними, образование коалиций политических сил, которые стремятся к парламентскому большинству и получению решающей роли в государственном управлении; предполагается, что возникающая таким образом политическая борьба есть отражениесоциально-экономи-ческой конкуренции внутри гражданского общества;

•существование не определяющего государственную политику и потому не несущего за нее ответственность меньшинства, в функцию которого входит оппозиционная политическая деятельность, разработка альтернативных программ общественного развития, позитивная критика государственного руководства, идеологическая и кадровая подготовка его смены;

•наличие политических свобод (гласность, свобода слова, печати, уличных шествий, демонстраций, митингов, протестов и т.д. и т.п.),

при помощи которых суверенные объекты гражданского общества осуществляют свою самодеятельность в сфере политической жизни.

Реализация этих предпосылок делает политический режим демократическим.

Главное в политическом режиме – порядок и условия формирования и реализация государственной власти. Условия демократии обеспечивают в этом процессе решающую роль народа. Демократический режим делает возможной последовательно определяющую связь населения с партиями, партий через периодически проводящиеся выборы с представительной властью, представительной власти с властью исполнительной. Такой порядок считается главным достоинством демократического политического режима, т.к. обеспечивает систематическую сменуправителеймирным, ненасильственным путем.

Политический режим недемократического типа таким преимуществом не обладает. Основными разновидностями его, как сегодня считают, являются тоталитарный и авторитарный режимы. Для него характерно насильственное навязывание населению общественных порядков, чьи модели разработаны на основе единой идеологии. Господство этих порядков достигается посредством монопольного тоталитарного контроля над политикой, экономикой, культурой и бытом. Идеологическое и организационное единство обеспечивается политическим господством Партии, возглавляемой Вождем. Она подчиняет себе государство. В ее руках находятся средства массовой информации, печать. В методах управления преобладает политическое и физическое насилие, полицейский и жандармский террор.

Политический режим авторитарного типа является промежуточным между тоталитарным и демократическим режимами, переходным от одного к другому. При этом переход может осуществляться как в сторону демократии, так и в сторону тоталитаризма.

Переходный, промежуточный характер авторитарного режима определяет «размытость», нечеткость многих его свойств. В нем можно наблюдать черты и тоталитаризма, и демократии. Главная его особенность состоит в том, что государственная власть не имеет тоталитарного характера и не достигает полного контроля над всеми сферами экономической, политической и культурной жизни. В нем нет единой государственной обязательной для всех идеологии, которая заменяется идеологическими конструкциями типа теории национального интереса, идеями патриотизма и т.п. Управление осуществляется не столь жесткими, как при тоталитарном режиме, средствами. Массовый террор отсутствует.

Следует иметь в виду, что классификация политических режимов в теории государства рассматривает именно их типы, которых в чистом виде в реальной истории не существует.

Политический режим как элемент формы государства обусловливает и остальные характеристики государственного устройства, в первую очередь, влияя на форму правления.

Таким образом, понятие «политический режим» включает в себя следующие параметры(признаки):

1)степень участия народа в механизмах формирования политической власти, атакжесамиспособытакогоформирования;

2)соотношениеправисвободчеловекаигражданинасправамигосударства;

3)гарантированностьправисвободличности;

4)характеристикареальныхмеханизмовосуществлениявластивобществе;

5)степеньреализацииполитическойвластинепосредственнонародом;

6)положение средств массовой информации, степень гласности в обществе

ипрозрачностигосударственногоаппарата;

7)место и роль негосударственных структур в политической системе общества;

8)соотношениемеждузаконодательнойиисполнительнойветвямивласти;

9)характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) вотношениигражданидолжностныхлиц;

10)типполитическогоповедения;

11)характерполитическоголидерства;

12)учет интересов меньшинства при принятии политических решений;

13)доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) приосуществленииполитическойвласти;

14)степеньверховенствазаконавовсехсферахобщественной жизни;

15)принципывзаимоотношенияобществаивласти;

16)политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасностиит.д.);

17)мераполитическогоплюрализма, втомчислемногопартийности;

18)существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

Таковы элементы, в совокупности составляющие содержание категории «политическийрежим».









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.