Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Теория социальной работы как область научного знания.





Закономерности социальной работы.

Важнейшим структурным элементом социальной работы как любой другой отрасли социального знания являются ее закономерности.

Закономерность - объективно существующая, повторяющаяся существенная связь явлений в любой сфере общественной жизни или этапов какого-либо явления.

Закономерность социальная - это объективно существующая, повторяющаяся связь социальных явлений в любой сфере общественной жизни или этапов какого либо явления.

Закономерность социальная – это объективно существующая повторяющаяся связь социальных явлений, выражающая возникновение функционирования и развития общества как целостной системы, либо его отдельной подсистемы.

Закономерности социальной работы наиболее полно выражают в интегрированном виде, характер и направленность совокупности социальных связей и явлений, имеющих отношения к социальной ситуации клиента.

В качестве основных закономерностей можно выделить взаимосвязь социальной политики государства и содержания социальной работы в обществе. Введение социальной работы в качестве специальной профессиональной деятельности способствовало переориентации социальной политики с больших групп населения на оказание помощи индивиду, семье, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Этим обусловлена также взаимосвязь между целями социального развития и уровнем развития социальной работы.

В социальной работе можно выделить управленческие отношения и взаимодействие специалиста и клиента. В связи с этим можно выделить два уровня социальной работы с присущими им закономерностями:

1. Организационно-управленческий уровень (чиновичный)

2. Непосредственно-контактный уровень

Рассмотрим каждый уровень более подробно:

1). Для управленческих элементов системы социальной защиты населения федерального, регионального и муниципального уровней, представляющих собой совокупность организационно-оформленных групп специалистов, наделенных определенными полномочиями, имеющих функционированные права и обязанности, деятельность определяется следующими закономерностями:

а. Зависимость эффективности социальной защиты от структуры и завершенности системы органов социального управления и учреждения социального обслуживания.

b. Зависимость результативности социальной защиты от социальной ориентации сознания и деятельности кадрового корпуса органов государственного управления.

с. Взаимосвязь и взаимозависимость между социальной работой и непротиворечивостью цели и социальной защиты населения.

2). На непосредственно-контактном уровне эффективность осуществления цели социальной работы будет зависеть от таких факторов как:

а. Совместная заинтересованность социального работника и клиента в конечных результатах их взаимодействия.

b. Целостность и комплексность воздействия специалиста социальной работы на клиента.

с. Соответствие полномочий и ответственности специалиста по социальной работе.

d. Соответствие уровней развития специалиста по социальной работе и клиента социальных служб.

Холостова Е.И. и Гуслякова Л.Г. в учебнике «Основы социальной работы» дают анализ материалов методологического семинара по категориальному аппарату социальной работы (В поисках истины (материалы методологического семинара по категориальному аппарату социальной работы)/ отв. Ред. - сост. В.Г. Попов, Т.Е. Демидова. - М., 1995. С. 7) в котором указаны следующие основные закономерности социальной работы:

• обусловленность содержания, форм и методов социальной работы обстоятельствами жизнедеятельности различных социальных групп, потребностей общностей, индивидов;

• решения социальных проблем через личностные потребности и интересы клиентов;

• зависимость результативности социальной работы от профессионализма и нравственных качеств специалистов, возможностей социальной системы государства и общества.

Там же дано общее определение закономерностей социальной работы как существенных, устойчивых и повторяющихся связей, которые проявляются при взаимодействии субъекта и объекта социальной работы и обуславливают характер и направленность ее влияния на развитие конкретных социальных явлений, процессов, отношений.

Таким образом, закономерности социальной работы носят объективный характер и проявляют себя независимо от воли и желания людей, знания или не знания их специалистами.

 


Медико-социальная работа.

Медико-социальная работа определяется как вид комплексной профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленной на восстановление, сохранение и укрепление здоровья.

Ее главная цель - достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а также социальным неблагополучием.

Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Основу медико-социальной работы должны составлять:

- возрастно-половые данные пациентов;

- учет профессиональной деятельности, адаптационных ресурсов;

- состояние медико-социальной среды;

В ряде случаев соц.работа может сыграть решающую роль в предупреждении заболеваний, обеспечении эффективности лечения и реабилитации больных, их социальной адаптации, возращении к трудовой деятельности.

При заболеваниях, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь.

Медико-социальная помощь представляет собой комплекс проводимых на государственном и муниципальном уровнях мероприятий. В соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан (1993 г.) медико-социальная помощь - это профилактическая, лечебно-диагностическая, реабилитационная, протезно-ортопедическая и зубопротезная помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами Медико-социальная помощь рассматривается как вид профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленной не только на восстановление, но и на сохранение и укрепление здоровья различных групп населения.

Необходимо четкое разграничение функций медицинских и социальных работников. Обобщенные специальные функции можно разделить на три группы: медико-ориентированные, социально-ориентированные и интегративные

Медико-ориентированные функции:

- организация медицинской помощи и ухода за больными;

- оказание медико-социальной помощи семье;

- медико-социальный патронаж различных групп;

- оказание медико-социальной помощи хроническим больным;

- организация паллиативной помощи хроническим больным и др.

Социально-ориентированные функции:

-обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и оказания медико-социальной помощи;

-представление в органах власти интересов лиц, нуждающихся в медико-социальной помощи;

-содействие в предупреждении общественно опасных действий;

-оформление опеки и попечительства;

-содействие клиентам в решении социально-бытовых и жилищных проблем, получении пенсий, пособий и выплат и др.

Интегративные функции:

- комплексная оценка социального статуса клиента,

- формирование установок клиента, группы, населения на здоровый образ жизни;

- планирование семьи;

- проведение медико-социальной экспертизы;

- социально-правовое консультирование.

Типы медико-социальной работы:

- профилактическая;

- патогенетическая;

Профилактическая медико-социальная работа подразумевает проведение мероприятий по предупреждению социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья; формированию здорового образа жизни; обеспечению социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и др. Подразделяется на профилактику первичную и вторичную.

Задача первичной профилактики - предупреждение развития у человека патологических состояний, т.е. проведение социально-экономического анализа, формирование у населения представлений о здоровом образе жизни, активной жизненной позиции по отношению к своему здоровью.

Вторичная профилактика направлена на предупреждение дальнейшего прогрессирования болезни и предусматривает комплекс лечебных и профилактических мероприятий, а также решение целого ряда социальных задач

Важное направление профилактической медико-социальной работы - повышение уровня медицинского образования населения, формирование у него представления о здоровом образе жизни и его значении в предупреждении заболеваний.

Активным направлением профилактической медико-социальной работы является совместная с клиентами работа по предупреждению вредных привычек (курение, злоупотребление алкоголем и т.п.)

Патогенетическая медико-социальная работа включает в себя мероприятия по организации медико-социальной помощи, медико-социальной экспертизы, социальной работы в отдельных областях медицины и здравоохранения.

Приоритетным направлением патогенетической медико-социальной работы является реабилитация больных — комплекс медицинских, социально-экономических, педагогических мероприятий.

Важными направлениями медико-социальной работы становятся:

- наркология;

- планирование семьи, охрана материнства и детства;

- онкология;

Медико-социальная работа в наркологии.

В настоящее время в нашей стране резко обострились проблемы связанные со злоупотреблением алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами.

Алкоголизм, наркомания и токсикомания - наиболее значимые социальные болезни. Указанные заболевания относятся к социальной патологии, т.е. обусловлены преимущественным влиянием социальных факторов на организм человека. Для решения этих проблем необходимо осуществление комплекса правовых, педагогических, психологических, медицинских и иных мероприятий в отношении конкретного индивидуума. Эта работа должна быть направлена не на изоляцию больного, а на оказание ему всесторонней помощи со стороны общества с целью более быстрого избавления от недуга.

Опасность людей, страдающих наркоманией, для общества состоит в том, что они составляют «группу риска» по ВИЧ-инфекции, приобретшей в силу распространенности эпидемии. Тяжесть течения развернутой клинической стадии заболевания (СПИД), высокий процент летальных исходов, сложное психологическое состояние больных, требуют своеобразного подхода к проведению социальной работы с ними. Медико-социальная работа с наркологическими больными предусматривают профилактические, лечебные и специализированные программы.

Профилактические программы направлены на предупреждение потребления алкоголя и наркотиков, злоупотребления ими, а также предупреждение любых форм отклоняющегося поведения. Объекты целенаправленного воздействия — в основном дети и подростки в целом и те группы, в которых риск приобщения к приему психотропных веществ особенно велик. Работа с такими группами риска ведется в учебных заведениях, специализированных учреждениях и др.

Лечебные программы предусматривают ранее выявление и направление на лечение больных с той или иной наркологической проблематикой. Центральное место занимают собственно терапевтические программы, цель которых - оказание больным лечебной помощи, удержание их в режиме трезвости или отказа от приема наркотиков, проведение мер вторичной и третичной профилактики.

Специализированные программы, неразрывно связанные с терапевтическими, предусматривают реабилитацию, реадаптацию, ресоциализацию наркологических больных. В рамках этих программ преодолеваются разрывы и противоречия между личностью и обществом. Бывший больной вновь интегрируются в макро- и микросоциум с максимальным учетом его индивидуальных особенностей, склонностей, возможностей.

Медико-социальная работа в онкологии.

В настоящее время в России заболеваемость злокачественными опухолями имеет тенденцию к росту. Онкологический больной находится в состоянии постоянного стресса. Длительное тяжелое заболевание, госпитализация, отрыв от привычного окружения, инвалидность разрушают привычные стереотипы поведения больного, изменяют систему ценностей, перестраивают его личность и заставляют его адаптироваться к новым условиям жизни.

Важнейшее место в медико-социальной работе с онкологическими больными занимает работа с членами семьи пациента и его ближайшим окружением. Первоочередные меры в этой группе - решение психологических проблем. Социальная работа с данными группами больных подразумевает организацию специализированной медицинской помощи и ухода за больными, находящимися на разных стадиях онкологического заболевания, оказание им социальной поддержки и психологической помощи (открытие центров).

Медико-социальная работа в планировании семьи.

Подавляющее большинство семей в России, как и во всех развитых странах, регулирует число детей и сроки их появления на свет. В России до сих пор одним из методов планирования семьи остается прерывание беременности с помощью искусственного аборта

Необходимо отметить, что около 300 тыс. абортов приходится на молодых женщин в возрасте до 19 лет Уровень контрацепции женщинами детородного возраста весьма низок. Одна из наиболее опасных тенденций в настоящее время - рост заболеваний, передаваемых половым путем, среди молодежи в возрасте от 15 до 19 лет. Основу нормативной правовой базы формирования службы планирования семьи составляют приказы Минздрава России «О мерах по дальнейшему развитию гинекологической помощи населению Российской Федерации» от 15 ноября 1991 г. № 186, «О проведении анкетирования пациентов центров планирования семьи и репродукции в 1997 -1998 гг.» от 26 ноября 1997 г. № 392. Эти документы определили основные направления деятельности службы планирования семьи.

Центры планирования семьи и репродукции организуются преимущественно на базе областных больниц. В ряде случаев они являются самостоятельными учреждениями, а иногда - структурными подразделениями больниц, перинатальных центров, родильных домов, диагностических центров.

Основные направления деятельности таких центров:

-целенаправленная информационная работа с различными категориями населения и специалистами для изменения отношения к планированию семьи;

- оказание медико-социальной и психологической помощи по следующим направлениям: планирование семьи, индивидуальный подбор контрацепции, лечение и профилактика ВИЧ-инфекции, включая экспресс-диагностику, решение психосоциальных проблем, правовая помощь

- обеспечение подростков и молодежи доступными средствами контрацепции и популярной литературой по планированию семьи;

- индивидуальная работа с «трудными» подростками, неблагополучными семьями и инвалидами с целью оказания помощи в вопросах планирования семьи и социально-психологической адаптации в семье и обществе;

- привлечение средств массовой информации для распространения и пропаганды идей планирования семьи в регионе и др.

 


Социальная реабилитация.

Она направлена на личностные, семейные и общественные изменения, возникшие в результате повреждения, и ее целью является социализация или возвращение человека, страдающего тем или иным дефектом, в социум и максимальное включение его в межличностные и общественные отношения. Установление правового статуса человека, оформление пенсии или пособий, закрепление за ним, положенного жилья и имущества.

Социально-бытовая реабилитация - обучение правилам гигиены, умению вести быт, развитию социальных навыков.

Психическая реабилитация лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями предполагает проведение комплекса психологических мероприятий, ориентированных на коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций и состояний. Возвращение к психическому здоровью в процессе психической реабилитации предусматривает устранение нежелательных установок, неуверенности в своих силах, чувства тревоги и страха. Процесс психической реабилитации требует создания специальных условий, содействующих сохранению положительного эффекта лечения (досуг, общение, диспансеризация).

Социально-бытовая реабилитация включает:

• Информирование и консультирование по вопросам социально-бытовой реабилитации пациента и членов его семьи.

• Обучение пациента самообслуживанию.

• Адаптационное обучение семьи пациента.

• Обучение больного и инвалида пользованию техническими средствами реабилитации.

• Организация жизни пациента в быту (адаптация жилого помещения к потребностям больного и инвалида).

Социальная реабилитация рассматривается также как система и процесс возврата людей к активной деятельности в обществе, в социальной среде, под которой подразумеваются окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, деятельности. В социальной реабилитации нуждаются люди, которые по тем или иным причинам выпали из социального контекста и находятся в состоянии дезадаптации. К ним могут относиться инвалиды, в особенности инвалиды с детства, дети, дети в трудной жизненной ситуации, лица без определенного места жительства и занятий, лица, освободившиеся из мест заключения, военнослужащие, беженцы, алкоголики, наркоманы и др.

Медико-социальная экспертиза (МСЭК) устанавливает причину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособности граждан, определяет виды, объем и сроки проведения их реабилитации и меры социальной защиты, дает рекомендации по трудовому устройству граждан. МСЭК производится учреждениями медико-социальной экспертизы системы социальной защиты населения. Рекомендации МСЭК по трудовому устройству граждан являются обязательными для администрации предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности.

Медико-социальная экспертиза (МСЭК) гражданина производится по месту его жительства либо по месту прикрепления к государственному или муниципальному лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения (далее именуется учреждением).

Если лицо не может явиться в учреждение по состоянию здоровья. МСЭК может проводиться на дому, в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно на основании представленных документов с его согласия либо с согласия его законного представителя.

Основаниями для признания гражданина инвалидом являются:

• нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

• ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

• необходимость осуществления мер социальной защиты гражданина.

Наличие одного из указанных признаков не является условием, достаточным для признания лица инвалидом. Решение о признании лица инвалидом либо об отказе в установлении инвалидности принимается полным составом специалистов, принимающих экспертное решение, простым большинством голосов. Решение объявляется гражданину, проходившему экспертизу, или его законному представителю руководителем учреждения в присутствии всех специалистов, принимающих это решение. Специалисты, принимающие экспертное решение, дают по нему разъяснения.

В случаях, требующих применения сложных видов экспертно-реабилитационной диагностики, специальных методов обследования, тестирования, а также получения дополнительных сведений, составляется программа дополнительного освидетельствования, которая утверждается руководителем учреждения и доводится до сведения заявителя в доступной для него форме.

Порядок медицинского переосвидетельствования, если он не соответствовал изложенному в Постановлении Правительства РФ N965, а также экспертное решение бюро МСЭК, гражданин или его законный представитель вправе обжаловать, подав письменное заявление в учреждение, проводившее освидетельствование, или в главное бюро МСЭК, или в соответствующий орган социальной защиты населения.

Главное бюро МСЭК не позднее месяца со дня поступления заявления проводит экспертизу лица и на основании полученных результатов выносит решение. Решение главного бюро МСЭК может быть обжаловано в месячный срок в орган социальной защиты населения субъекта РФ. В случае несогласия с решением главного бюро МСЭК орган социальной защиты населения может поручить проведение медико-социальной экспертизы любому составу специалистов необходимого профиля указанного учреждения.

Решение учреждения может быть также обжаловано в суд в порядке, установленном законодательством РФ.

Программа социальной реабилитации - это система мероприятий, развивающих социальные возможности объекта реабилитации и окружающих его людей. Она включает отдельные виды, формы, объёмы, сроки и порядок мероприятий, направленных на восстановление или приобретение социально-полезной активности, включение объекта в социальную среду как полезного её элемента.

Эта программа обязательна для исполнения соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления, организациями независимо от их форм и социальными службам. Для самого объекта реабилитации эта программа носит рекомендательный характер. Он вправе отказаться от того или иного вида, объёма или формы реабилитационных мероприятий, как и от всей программы в целом. Отказ освобождает органы власти и организации от ответственности за исполнение соответствующих частей или всей программы и не даёт объекту права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.

В социальных службах программа реабилитации разрабатывается комиссией, состоящей из специалистов по социальной работе, педагогов, психологов. При необходимости в её состав включают врача-невролога психиатра.

Программы реабилитации носят индивидуальный характер и разрабатываются для конкретного объекта. В соответствии с федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида, включающая мероприятия по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, разрабатывается и рекомендуется органами медико-социальной экспертизы. На практике программы социальной реабилитации инвалидов и других нуждающихся в реабилитации категории населения разрабатываются службами социальной реабилитации.

Понятие о психологической и социальной реабилитации химически зависимых (алкоголизм, наркомания, токсикомания):

Выделяют следующие виды побуждающей мотивации:

1. Формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие. Формируется позитивное отношение к окружающему миру, желание вести здоровый образ жизни.

2. Формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение. У каждого человека должна быть возможность поделиться своими бедами, печалями или радостями, ощутить поддержку «значимого другого». Она есть не у всех. Поэтому важно научить людей социально-поддерживающему поведению, мотивировать их на оказание помощи родным и близким, активизировать их ресурсы для поиска поддержки в случае необходимости. Люди, у которых есть сеть социальной поддержки (семья, друзья, «значимые другие»), легче справляются с проблемами, более эффективно преодолевают стрессы.

3. Развитие протективных факторов здорового и социально-эффективного поведения, личностно-средовых ресурсов и поведенческих стратегий. Человек, эффективно использующий поведенческие стратегии, копинг-ресурсы, имеющий социально поддерживающее окружение, оказывается более защищенным от стрессовых факторов.

4. Формирование знаний и навыков противодействия употреблению наркотических веществ. Информирование детей, подростков, родителей и учителей в организованных и неорганизованных группах населения о действии и последствиях злоупотребления психоактивными веществами в сочетании с развитием стратегий и навыков адаптивных форм поведения помогает сформировать образ жизни, способствующий здоровью.

5. Формирование мотивации на изменение дезадаптивных форм поведения у представителей «групп риска» и членов их семей. Для того чтобы эти люди захотели изменить свое поведение, необходимо сформировать у них желание, мотивацию на изменение. Решать эту задачу помогают краткосрочные и длительные профилактические мотивационные программы.

6. Изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные. Осознание человеком своих подлинных чувств, преодоление психологических защит, осмысление деструктивное™ своего поведения ведут к желанию изменить дезадаптивные формы поведения на более адаптивные. Человек должен понять, что мешает ему нормально жить, разрушает и уничтожает его.

7. Формирование и развитие социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых. Каждый человек должен иметь возможность получить помощь социально-поддерживающего окружения. Поэтому, если у него нет естественных социально поддерживающих сетей, необходимо искусственно создать структуры, которые могут оказывать поддержку. Следует расширять обучение сверстников и взрослых, формировать у них навыки социально-поддерживающего и стресс-преодолевающего поведения.

8. Поощрение стремления подростков к прекращению употребления психоактивных веществ и минимизация вреда от такого употребления. Это работа с теми, кто уже употребляет наркотики. Усилия направляются на формирование у человека желания уменьшить и прекратить их употребление.

9. Формирование мотивации на изменение поведения у труднодоступных к контакту подростков и взрослых. Для решения этой задачи применяются технологии «уличной» работы.

В задачи реабилитации входят:

-профилактика рецидивов и психосоциальная адаптация;

- постоянное формирование мотивации на стресс-совладающее поведение;

- развитие преодолевающего проблемы поведения, ведущего к формированию здорового образа жизни. Человеку требуется по­мощь психотерапевта, тогда он сможет осознать свои эмоциональные личностные проблемы, сформировать желание избавиться от зависимых способов поведения, развить умение управлять своим поведением;

- осознание личностных духовных ценностей. После курса реабилитации вновь приходится сталкиваться с окружающим миром, со стрессами, с новыми требованиями социальной среды. Это кризисное состояние — один из основных проблемных моментов, приводящих к срыву. На данном этапе человеку необходимо осознание личностных духовных ценностей, в этом ему может помочь экзистенциальная и личностно ориентированная психотерапия;

- изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные. В процессе реабилитации необходима регулярная отработка навыков проблемно-преодолевающего и социально-поддерживающего поведения, потому что эти навыки никогда не бывают абсолютны;

- развитие социально-поддерживающего поведения, ведущего к формированию здорового жизненного стиля. Эту задачу условно можно отнести к социальным технологиям третичной профилактики.

Цель социальных технологий — формирование социально-поддерживающей и развивающей среды. Данные технологии позволяют обеспечивать социальную поддержку ребенка, подростка или семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации. Без такой поддержки им трудно справляться с жизненными проблемами, они могут снова «уйти в девиантность».

В настоящее время в России в той или иной степени развиты следующие социальные технологии:

- терапевтические сообщества;

- школьные программы педагогической реабилитации;

- территориальные локальные социальные программы;

- реабилитационные программы на рабочих местах.

Технология социальной реабилитации инвалидов (ПРИМЕР):

Данные методические рекомендации раскрывают основные понятия социальной реабилитации инвалидов, в том числе и детей-инвалидов, включают в себя описание и технологию работы в реабилитационных учреждениях:

• центрах комплексной реабилитации;

• больницах восстановительного лечения;

• учебных заведениях для инвалидов;

• домах-интернатах;

• центрах социального обслуживания;

• центрах (отделениях) социальной реабилитации;

• иных реабилитационных учреждениях медицинского, профессионального, социального профиля (далее именуется Учреждение).

Реабилитация инвалидов является стратегической основой социальной политики в отношении инвалидов в Российской Федерации. Она рассматривается как система и процесс восстановления нарушенных связей индивидуума и общества, способов взаимодействия инвалида и социума.

Принятый в 1995 г. Закон Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" впервые продекларировал необходимость создания и развития государственной службы медико-социальной экспертизы и государственной службы реабилитации инвалидов. В последующие годы во исполнение указанного федерального закона Минтрудом России был подготовлен ряд нормативных и методических документов, регламентирующих организацию и деятельность государственной службы реабилитации инвалидов. В настоящее время по данным Министерства труда и социального развития РФ за 1999 г. в России насчитывается 598 учреждений и отделений реабилитации для взрослых и детей различного профиля.

Реабилитационные Учреждения являются основным звеном службы реабилитации инвалидов, они осуществляют процесс реабилитации инвалидов в соответствии с индивидуальными реабилитационными программами. Одним из важнейших этапов программы является социальная реабилитация, направленная на восстановление способностей к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности.

Реабилитационное Учреждение, предоставляющее услуги по социальной реабилитации инвалидов, должно обеспечивать их высокое качество, удовлетворяющее потребности клиента Учреждения и соответствующее реабилитационным стандартам.

Реабилитация инвалидов - это система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации является восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

Социальная реабилитация представлена различными технологиями, которые направлены на восстановление утраченных социальных функций, на приобретение навыков самообслуживания, самостоятельного передвижения, на возвращение инвалида в общество.

 

 


Социальная терапия.

Социальная терапиятерапия» от (греч.) «забота, уход, лечение») - это систематические, целенаправленные меры по оказанию помощи лицу или группе лиц в вопросах урегулирования чувств, импульсов, мыслей, отношений (по И.Г. Зайнышеву).

Терапия выполняет функции:

- лечебную (оказание помощи клиенту в решении его проблем совместно с медиками);

- социального развития (включение клиента в активную групповую деятельность, организация процесса «совместного развития», положительно влияющего на социальное здоровье клиента);

- отстаивания интересов (разъяснение нужды притесняемых или социально уязвимых людей обществу, организациям).

Социальная терапия, таким образом, может рассматриваться как:

- метод «социального лечения»;

- метод влияния, связанный с обучением и профессиональной ориентацией;

- как инструмент социального контроля;

- как средство коммуникации.

Задачи социальной терапии:

- исправление, корректировка поведения;

- предупреждение дисфункций;

- обеспечение нормального развития;

- самоутверждение личности.

Социальная терапия как процесс исправления установок и возврата объектов работы к социально-полезной активности начинается с составления плана действий. Планируются собственные действия, в том числе с использованием различных организаций и служб, и действия других людей из социального окружения объекта, которыми манипулирует специалист.

Типовая программа действия:

1. Выбор терапевтической тактики.

2. Привлечение пособников, создающих благоприятный социальный фон, и посредников, действующих в интересах специалиста.

3. Поэтапное вовлечение объекта в социально полезные взаимодействия.

4. Стабилизация нового стереотипа (новых привычек, нового образа действия).

На каждом под этапе из перечисленных производится анализ результатов и коррекция плана действий.

Вмешательство представляет собой реализацию плана действий - прямые открытые мероприятия, при которых специалист взаимодействует с объектом. обращаясь вместе с ним в различные инстанции и производя другие совместные действия, и непрямые мероприятия организацию социального окружения, действующего согласно намерениям специалиста.

Основные методологические подходы при вмешательстве:

1). Бихевиористский подход. Бихевиоризм - наука о поведении человека, т.к. оно включает в себя все психологические и физиологические аспекты жизни человека. Задача бихевиоризма уметь правильно предугадать поведение человека, ориентируясь на стимулы внешней среды: зная характер стимула, можно предсказать реакцию, или поведение.

Теоретическим базисом бихевиористского подхода является признание того, что поведенческие реакции в вопросах диагностики и вмешательства имеют приоритет над психическими процессами, и что первоочередное внимание надо уделить определению ресурсов объекта и его окружения, которые могут обеспечить достижение результатов. При диагностике анализируются конкретные виды поведения в реальной обстановке, при этом факторы окружения, связанные с особенностями поведения. Идентифицируются статистически по тем изменениям, которые наблюдаются до и после действий объекта. Диагноз ставится на основе выявленных связей. Методы вмешательства основаны на разрыве этих связей и замене их другими связями.

Например, уменьшения детского плача в больницах добились, выявив, что это реакция на появление человека в белом халате. Плач уменьшался в присутствии иначе одетых людей, не участвующих в медицинской процедуре и действующих успокоительно. Поведенческая избыточность - вспышки гнева, ложь, злоупотребление алкоголем, воровство - может регулярно проявляться в силу того, что такое поведение имеет скрытое позитивное подкрепление извне или дает объекту те или иные социально-психологические выигрыши.

2). Гештальт-терапия. «Гештальт» в переводе с немецкого - «целое» или «форма». Подход основан на трех принципах:

1. Самое ценное - это непосредственный чувственный опыт.

2. Более всего действует настоящий, конкретный момент (здесь и сейчас).

3. Для адекватных действий человек должен осознать настоящий момент. Причиной проблем является недостаточное его осознание, и с людьми работа







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.