Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Педагогические основы социальной работы.





Педагогика является наукой о воспитании человека, она раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развития личности, процесс образования и обучения.

Педагогика в социальной работе выступает в роли стержня деятельностного компонента социальной работы, потому что информационные задачи, опросы по поводу формирования знаний об обществе, отношениях в группе, воспитания защищенности, развитие готовности личности к самопомощи решаются в основном педагогическими методами. В связи с этим педагогические основы социальной работы должны включать элементы педагогической теории о принципах, содержании, методах, путях и средствах социальной работы.

Педагогика наряду с психологией в структуре социальной работы выполняет объяснительные функции. Решение социальных задач во многом определяется воспитанностью людей, поэтому педагогика выполняет прогностические функции. Педагогике принадлежит ведущая роль в развитии личности субъектов и объектов социальной работы.

Содержание деятельности специалиста по социальной работе охватывает широкий круг вопросов - от адресной помощи клиенту в преодолении трудных ситуаций, восстановлении и сохранении физических и душевных сил до обучения социальным навыкам, формирования умений самостоятельно решать проблемы, ставить и достигать цели, оказывать поддержку не только взрослым, но и детям. Все это требует от социального работника владения комплексом педагогических методов.

Педагогический метод - это средство, способ, прием или ряд действий, выстроенных в определенной последовательности.

Многие авторы, в том числе Н.Ф.Басов, выделяют три группы методов:

1. Методы формирования сознания личности помогают клиенту приобрести знания требуемых норм и правил поведения, сформировать у него понятия и суждения, обеспечивающие уверенность в общественной необходимости и личной полезности определенного типа поведения (лекции, разъяснения, убеждения, внушения).

2. Методы организации деятельности помогают, во-первых, формировать требуемый тип формы поведения клиента и, во-вторых, обеспечивать перевод знаний, социального опыта в личный опыт (требование, воспитывающие ситуации).

3. Методы стимулирования ориентированы на ускорение или торможение определенных действий у клиента (поощрение, наказание, соревнование).

Рассмотрим более подробно некоторые методы:

Беседа. Назначение - расширение знаний клиентов, привлечение их к оценке последствий определенных событий, поступков, формирование у них соответствующего отношения к окружающей действительности, своим обязанностям

Собрание. Собрание при правильной организации обладает большим воспитательным потенциалом прежде всего как орган коллективного управления или самоуправления, выражает волю большинства участников, мобилизует их на активную реализацию принятых решений и т.д. Высока воспитательная роль такой формы собрания, как диспут, на котором формируются и закрепляются умение привлечь и удержать сторонников. Диспут может обнажить разные стороны истины, что в социальной работе случается нередко, и способствовать более глубокому пониманию сути социальных проблем.

Дискуссия представляет собой столкновение различных точек зрения. Социальному работнику приходится регулярно вступать в дискуссии с клиентами. В дискуссии должна быть логическая обоснованность и убежденность участников, что позволит им влиять на своих оппонентов.

Педагогические методы в социальной работе независимо от того, какой классификации специалист отдает предпочтение, направлены на решение проблем целостной личности, стимулирование собственной активности клиента, мобилизацию его жизненных ресурсов.

Педагогика располагает целым комплексом методов, которые позволяют социальному работнику создать условия для положительного саморазвития клиента, его социальной адаптации и защиты, т.е. достичь целей и задач социальной работы.

В социальной работе объективно применяется множество педагогических принципов. Они могут быть разделены на дидактические и воспитательные.

Социальная работа может быть представлена как учебный процесс, в ходе которого люди изучают культуру, овладевают навыками социального поведения, включаются в материальные и общественные отношения, в процесс социального научения. В процессе социального научения социальные работники соблюдают принцип систематичности и последовательности в формировании знаний, умений и навыков. Социальное научение эффективно только в условиях дифференциации и индивидуализации учебно-трудовой деятельности. Если следовать таким дидактическим принципам, как наглядность и практическая направленность просвещения, агитации, организации труда и общественной жизни, социальное научение становится более доступным и действенным.

Приведенные дидактические принципы имеют большое воспитательное значение. Однако можно указать и на специфические воспитательные принципы. Доверие к людям в единстве с проверкой и контролем, осуществляемыми с педагогическим тактом, являются выражением принципа гуманизма социальной работы. Специалисты всегда стремятся опираться на положительное, следовать в воспитании оптимистической гипотезе. Крупные социальные задачи решаются на основе коллективной деятельности.

Социальная работа использует факторы развития личности, содержащиеся в учебно-трудовой деятельности и свободном времяпровождении. В конечном счете у людей формируется социальный идеал, соответствующий условиям семейной, общественной жизни, труда, обучения.

Важным педагогическим элементом социальной работы является формирование гуманистических ценностей, определяющих мировоззрение человека, готового к сотрудничеству, умеющего использовать и оказывать помощь.

Необходимым педагогическим элементом социальной работы является формирование социальных действий, умений и навыков, человек при этом овладевает приемами самопомощи. Личностно-деятельностный подход в социально-педагогической работе предполагает формирование социальных чувств, благоприятствующих учебе, труду, общению.

Социальная работа в конечном счете должна подвести личность к самовоспитанию, дать ей возможность реального целеполагания, средства, с помощью которых можно достичь более продуктивного социального поведения, включиться в систему непрерывного образования.

Педагогическое содержание социальной работы определяется коррекцией поведения и перевоспитанием людей. Коррекция - это необходимый элемент любой деятельности, потому что невозможно ни в учебе, ни в труде, ни в общении в один прием достигнуть социально значимого результата.

Педагогические методики прежде всего выявляют потенциал, объективно присущий личности.

Педагогическая задача - воспитание уверенности в себе, правильной самооценки в новых условиях, рационального отношения к обстоятельствам, которые можно не одобрять, но невозможно изменить, - очень часто возникает именно перед социальными работниками, которые оказывают помощь безработным, малоимущим, беженцам и др.

Функцией педагогики работы с семьями является содействие семьям в преодолении школьных трудностей их детей — с использованием диагностики и анализа обучения, инновационных авторских обучающих методик, позволяющих преодолеть затруднения. Кроме того, ведется работа с учителями, педагогическая некомпетентность которых являются причиной школьных трудностей их учеников.

Другая важнейшая часть работы - взаимодействие с семьей «трудного» ребенка, выявление причин его проблем, оказание помощи его близким. Возможно, взрослые члены семьи не обладают нужной компетентностью, чтобы заметить и оценить негативную ситуацию, в которой оказался их ребенок, не знают чем помочь ребенку. Иногда причиной кризиса семейных отношений является малообеспеченность или бедность. Такие семьи нуждаются в помощи. Члены семьи могут быть асоциальными личностями и в ряде случаев, если воспитательная работа с ними не дает результатов необходимо возбуждать вопрос об удалении ребенка из семьи и о дальнейшем устройстве его судьбы.

Наряду с общей социальной педагогикой имеются ее разделы, отличающиеся своеобразием подходов к воспитанию или направленностью на определенную категорию клиентов. Например, кондуктивная педагогика - одно из специфических направлений педагог. Деятельности, предусматривающая работу с детьми-инвалидами и другими детьми, имеющими ограниченные возможности. Специалисты добиваются высоких результатов, используя отдельные положения кондуктивной педагогики: благожелательное отношение к воспитаннику, систему поощрений и наград и т.д.

Успех деятельности социального работника зависит от педагогического мастерства.

Важнейший элемент мастерства соц. работника - определение актуального поля социальной деятельности. В современной обстановке особую значимость имеют выявление контингента нуждающихся в социальной помощи, профилактика алкоголизма и наркомании, укрепление семьи, предупреждение безработицы и т.д. Педагогический аспект этой работы выражается в мобилизации собственной активности людей, нуждающихся в помощи.

Мастерство соц. работника зависит от его культуры, от полученного им общего и профессионального образования. Особую значимость имеет теоретическая и практическая педагогическая подготовка.

 

Медико-социальная работа.

Медико-социальная работа определяется как вид комплексной профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленной на восстановление, сохранение и укрепление здоровья.

Ее главная цель - достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а также социальным неблагополучием.

Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Основу медико-социальной работы должны составлять:

- возрастно-половые данные пациентов;

- учет профессиональной деятельности, адаптационных ресурсов;

- состояние медико-социальной среды;

В ряде случаев соц.работа может сыграть решающую роль в предупреждении заболеваний, обеспечении эффективности лечения и реабилитации больных, их социальной адаптации, возращении к трудовой деятельности.

При заболеваниях, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь.

Медико-социальная помощь представляет собой комплекс проводимых на государственном и муниципальном уровнях мероприятий. В соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан (1993 г.) медико-социальная помощь - это профилактическая, лечебно-диагностическая, реабилитационная, протезно-ортопедическая и зубопротезная помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами Медико-социальная помощь рассматривается как вид профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленной не только на восстановление, но и на сохранение и укрепление здоровья различных групп населения.

Необходимо четкое разграничение функций медицинских и социальных работников. Обобщенные специальные функции можно разделить на три группы: медико-ориентированные, социально-ориентированные и интегративные

Медико-ориентированные функции:

- организация медицинской помощи и ухода за больными;

- оказание медико-социальной помощи семье;

- медико-социальный патронаж различных групп;

- оказание медико-социальной помощи хроническим больным;

- организация паллиативной помощи хроническим больным и др.

Социально-ориентированные функции:

-обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и оказания медико-социальной помощи;

-представление в органах власти интересов лиц, нуждающихся в медико-социальной помощи;

-содействие в предупреждении общественно опасных действий;

-оформление опеки и попечительства;

-содействие клиентам в решении социально-бытовых и жилищных проблем, получении пенсий, пособий и выплат и др.

Интегративные функции:

- комплексная оценка социального статуса клиента,

- формирование установок клиента, группы, населения на здоровый образ жизни;

- планирование семьи;

- проведение медико-социальной экспертизы;

- социально-правовое консультирование.

Типы медико-социальной работы:

- профилактическая;

- патогенетическая;

Профилактическая медико-социальная работа подразумевает проведение мероприятий по предупреждению социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья; формированию здорового образа жизни; обеспечению социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и др. Подразделяется на профилактику первичную и вторичную.

Задача первичной профилактики - предупреждение развития у человека патологических состояний, т.е. проведение социально-экономического анализа, формирование у населения представлений о здоровом образе жизни, активной жизненной позиции по отношению к своему здоровью.

Вторичная профилактика направлена на предупреждение дальнейшего прогрессирования болезни и предусматривает комплекс лечебных и профилактических мероприятий, а также решение целого ряда социальных задач

Важное направление профилактической медико-социальной работы - повышение уровня медицинского образования населения, формирование у него представления о здоровом образе жизни и его значении в предупреждении заболеваний.

Активным направлением профилактической медико-социальной работы является совместная с клиентами работа по предупреждению вредных привычек (курение, злоупотребление алкоголем и т.п.)

Патогенетическая медико-социальная работа включает в себя мероприятия по организации медико-социальной помощи, медико-социальной экспертизы, социальной работы в отдельных областях медицины и здравоохранения.

Приоритетным направлением патогенетической медико-социальной работы является реабилитация больных — комплекс медицинских, социально-экономических, педагогических мероприятий.

Важными направлениями медико-социальной работы становятся:

- наркология;

- планирование семьи, охрана материнства и детства;

- онкология;

Медико-социальная работа в наркологии.

В настоящее время в нашей стране резко обострились проблемы связанные со злоупотреблением алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами.

Алкоголизм, наркомания и токсикомания - наиболее значимые социальные болезни. Указанные заболевания относятся к социальной патологии, т.е. обусловлены преимущественным влиянием социальных факторов на организм человека. Для решения этих проблем необходимо осуществление комплекса правовых, педагогических, психологических, медицинских и иных мероприятий в отношении конкретного индивидуума. Эта работа должна быть направлена не на изоляцию больного, а на оказание ему всесторонней помощи со стороны общества с целью более быстрого избавления от недуга.

Опасность людей, страдающих наркоманией, для общества состоит в том, что они составляют «группу риска» по ВИЧ-инфекции, приобретшей в силу распространенности эпидемии. Тяжесть течения развернутой клинической стадии заболевания (СПИД), высокий процент летальных исходов, сложное психологическое состояние больных, требуют своеобразного подхода к проведению социальной работы с ними. Медико-социальная работа с наркологическими больными предусматривают профилактические, лечебные и специализированные программы.

Профилактические программы направлены на предупреждение потребления алкоголя и наркотиков, злоупотребления ими, а также предупреждение любых форм отклоняющегося поведения. Объекты целенаправленного воздействия — в основном дети и подростки в целом и те группы, в которых риск приобщения к приему психотропных веществ особенно велик. Работа с такими группами риска ведется в учебных заведениях, специализированных учреждениях и др.

Лечебные программы предусматривают ранее выявление и направление на лечение больных с той или иной наркологической проблематикой. Центральное место занимают собственно терапевтические программы, цель которых - оказание больным лечебной помощи, удержание их в режиме трезвости или отказа от приема наркотиков, проведение мер вторичной и третичной профилактики.

Специализированные программы, неразрывно связанные с терапевтическими, предусматривают реабилитацию, реадаптацию, ресоциализацию наркологических больных. В рамках этих программ преодолеваются разрывы и противоречия между личностью и обществом. Бывший больной вновь интегрируются в макро- и микросоциум с максимальным учетом его индивидуальных особенностей, склонностей, возможностей.

Медико-социальная работа в онкологии.

В настоящее время в России заболеваемость злокачественными опухолями имеет тенденцию к росту. Онкологический больной находится в состоянии постоянного стресса. Длительное тяжелое заболевание, госпитализация, отрыв от привычного окружения, инвалидность разрушают привычные стереотипы поведения больного, изменяют систему ценностей, перестраивают его личность и заставляют его адаптироваться к новым условиям жизни.

Важнейшее место в медико-социальной работе с онкологическими больными занимает работа с членами семьи пациента и его ближайшим окружением. Первоочередные меры в этой группе - решение психологических проблем. Социальная работа с данными группами больных подразумевает организацию специализированной медицинской помощи и ухода за больными, находящимися на разных стадиях онкологического заболевания, оказание им социальной поддержки и психологической помощи (открытие центров).

Медико-социальная работа в планировании семьи.

Подавляющее большинство семей в России, как и во всех развитых странах, регулирует число детей и сроки их появления на свет. В России до сих пор одним из методов планирования семьи остается прерывание беременности с помощью искусственного аборта

Необходимо отметить, что около 300 тыс. абортов приходится на молодых женщин в возрасте до 19 лет Уровень контрацепции женщинами детородного возраста весьма низок. Одна из наиболее опасных тенденций в настоящее время - рост заболеваний, передаваемых половым путем, среди молодежи в возрасте от 15 до 19 лет. Основу нормативной правовой базы формирования службы планирования семьи составляют приказы Минздрава России «О мерах по дальнейшему развитию гинекологической помощи населению Российской Федерации» от 15 ноября 1991 г. № 186, «О проведении анкетирования пациентов центров планирования семьи и репродукции в 1997 -1998 гг.» от 26 ноября 1997 г. № 392. Эти документы определили основные направления деятельности службы планирования семьи.

Центры планирования семьи и репродукции организуются преимущественно на базе областных больниц. В ряде случаев они являются самостоятельными учреждениями, а иногда - структурными подразделениями больниц, перинатальных центров, родильных домов, диагностических центров.

Основные направления деятельности таких центров:

-целенаправленная информационная работа с различными категориями населения и специалистами для изменения отношения к планированию семьи;

- оказание медико-социальной и психологической помощи по следующим направлениям: планирование семьи, индивидуальный подбор контрацепции, лечение и профилактика ВИЧ-инфекции, включая экспресс-диагностику, решение психосоциальных проблем, правовая помощь

- обеспечение подростков и молодежи доступными средствами контрацепции и популярной литературой по планированию семьи;

- индивидуальная работа с «трудными» подростками, неблагополучными семьями и инвалидами с целью оказания помощи в вопросах планирования семьи и социально-психологической адаптации в семье и обществе;

- привлечение средств массовой информации для распространения и пропаганды идей планирования семьи в регионе и др.

 








Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.