Юридические презумпции и фикции
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Юридические презумпции и фикции





Презумпция – это предположение о наличии или отсутствии определенных фактов, имеющих силу юридических фактов (основано на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтвержденное предшествующим опытом). В основе презумпций лежит социальный опыт, многократно проверенное практикой знание о том, что презюмируемое – типичный, вероятный при данных условиях факт.

Правовая презумпция имеет следующие характерные черты: а) прямо или косвенно закрепляется в праве;

б) в любом случае имеет значение для правового регулирования; в) вызывает правовые последствия, если она является неопровержимой

в силу закона или не опровергнута в процессе разрешения дела.

Самой древней юридической презумпцией является презумпция знания права и закона, предполагается, что все должны знать писаный закон. Эта презумпция была сформулирована и применялась еще в римском праве («незнание закона никого не извиняет»). Без такого юридического предположения было бы вообще невозможно применить правовую норму, решить то или иное юридическое дело.

А самой важной и, пожалуй, самой знаменитой юридической презумпцией является презумпция невиновности обвиняемого в уголовном процессе: каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным,

пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. При этом обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность: его вину должен доказать обвинитель. Презумпция невиновности обвиняемого в уголовном процессе закреплена в ст. 49 Конституции Российской Федерации.

В гражданском процессе действует обратная презумпция: презумпция виновности неисправного должника (должник, не исполнивший свое обязательство, считается виновным в неисполнении, пока не докажет обратное). Презумпции, таким образом, тесно связаны с процессом доказывания и с распределением бремени доказывания.



Юридические презумпции можно подразделить:

1)по сфере действия – на общеправовые и отраслевые. Общеправовой является презумпция знания опубликованных законов (действует во всех отраслях права). Примером отраслевой презумпции может служить презумпция вины владельца источника повышенной опасности в случае причинения им вреда (действует в гражданском праве);

2)по юридической силе – опровергаемые (положения, которые допустимо оспаривать – например, презумпция отцовства) и неопровергаемые (положения, которые являются принципами права – например, презумпция невиновности);

3)по форме существования – легальные (предположения, которые закреплены нормами права. Например, отцом ребенка признается лицо, состоящее в браке с матерью ребенка) и фактические (предположения, основанные на разумных началах и житейском опыте. Например, положение, согласно которому при отсутствии доказательств необычные факты признаются несуществующими).

К таким же феноменам правовой действительности, которые, не будучи юридическими фактами, тем не менее, могут порождать юридические последствия, относятся и правовые фикции. В точном переводе с латыни – это выдумка, вымысел. Видный германский правовед Рудольф фон Йеринг(1818–1892гг.) образно характеризовал правовые фикции как «юридическую ложь, освященную необходимостью», как «технический обман».

Под правовой фикцией понимается положение, которое в действительности не существует, но которому право придало значение факта (в установленных юридических процедурах). Так, в римском праве была фикция о признании «по вымыслу» иностранца римским гражданином, если он выступал истцом или ответчиком в гражданских сделках. Во французском праве существует фикция, которая гласит: если жена и муж погибли одновременно, первым погибшим считается муж. Эта фикция необходима для того, чтобы установить четкий порядок наследования. По российскому гражданскому праву днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим.

Теория права относит юридические фикции к особым средствам, которые используются для обеспечения формальной определенности права. Они упрощают правовые отношения и способствуют установлению справедливости.

Различают легальные и фактические фикции. Легальные фикции закреплены в законе. Например, в уголовном праве гражданин считается несудимым, если судимость в установленном законом порядке снята или погашена. Фактические фикции - например, положение о том, что незнание закона не освобождает от ответственности. Однако знание огромного массива законов является фикцией даже для юристов.

Таким образом, правовые фикции, как и правовые презумпции, устраняют неопределенность в правовых отношениях, вносят четкость и стабильность в правовое регулирование.

Право и экономика

В данном случае под экономикой следует понимать определенную социальную сферу, а именно – диалектическое сочетание социальных отношений и социальной деятельности, связанных с производством, обменом и распределением материальных благ. Определяющую роль в сфере экономики играют отношения собственности.

В марксистской теории соотношение права и экономики трактуется исходя из общих закономерностей связи базиса – экономической структуры общества («экономического строя»), которая складывается независимо от воли и сознания людей, и надстройки – идеологических отношений и институтов, которые не могут возникнуть без опосредования общественным сознанием. Экономика как явление базисного порядка имеет определяющее значение по отношению к праву как к части надстройки. Базис общества,во-первых, обусловливает необходимость правового регулирования в целом, то есть существование права как такового,во-вторых, определяет тот или иной тип права,в-третьих,определяет конкретные черты права той или иной страны в данный исторический период. Маркс отмечал, что «право никогда не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества».

В то же время К. Маркс и Ф. Энгельс не рассматривали определяющее значение экономики по отношению к праву прямолинейно, не упрощали его: учитывалось влияние на право других факторов, других частей надстройки («культурного развития общества») и подчеркивалось, что базис оказывает влияние на право только в конечном счете.

В теории марксизма указывается на относительную самостоятельность права по отношению к базису, которая проявляется, прежде всего, в возможности обратного воздействия права на экономику. Так, Энгельс писал о том, что право может, как способствовать экономическому развитию, так и тормозить его.

Разработанные К. Марксом и Ф. Энгельсом теоретические положения о закономерностях связи экономики и права, в принципе, достоверны. Однако в дальнейшем обратное влияние права на экономику было сильно преувеличено в теории и практике «социалистического строительства». Это было обусловлено тем, что главным собственником в социалистическом обществе было государство, которое планы своей экономической деятельности объявляло юридическим законом, а необходимость достижения тех или иных результатов в экономике формулировало как юридические требования.

Оценку связей права и экономики следует проводить как с учетом необходимости государственно-правового регулирования экономических процессов, так и с учетом необходимости соблюдения прав и свобод человека в экономической сфере. Теоретические модели соотношения права и экономики исторически формировались в поисках оптимального соотношения между экономической свободой и экономическим равенством людей. Экономическую и личную свободу индивида считали главным Адам Смит, Джон Стюарт Милль, Бенжамен Констан, Джон Локк, хотя и понимали, что она, в конечном счете, порождает неравенство. Приоритет же равенства перед индивидуальной свободой отстаивал Жан-Жак Руссо.

В современный период концепцию невмешательства государства и права в экономику обосновывают сторонники либеральной школы (Ф. Хайек и др.). Вместе с тем и они отмечают, что государство не должно бездействовать: власть должна создавать условия для инициативной деятельности граждан и развития их индивидуальных способностей.

В современном мире через идею социального государства находится баланс в соотношении между экономикой и правом, государственно-правовым регулированием экономики (особенно в сфере распределительных отношений).

В условиях рыночной экономики и перехода к рынку отмечают следующие направления использования правовой формы (проф. В.В. Лазарев):

а) определение целей экономического развития; б) закрепление равноправия всех форм собственности;

в) определение круга субъектов рыночных отношений; г) вытеснение порочных средств ведения хозяйства и коммерции; д) продуманная налоговая политика;

е) формирование правовых механизмов и процедур разрешения конфликтов в сфере экономики;

ж) установление юридических санкций за экономические правонарушения.

Таким образом, соотношение и взаимосвязи права и экономики определяются необходимостью:

а) создания правовыми средствами условий для нормального развития рыночной экономики;

б) обеспечения справедливого распределения (перераспределения) доходов между различными слоями общества через систему налогов, государственный бюджет, специальные социальные программы.

И сегодня это, по крайней мере, признаются многими современными государствами. Например, согласно Конституции Российской Федерации (ст. 8) в России гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, а также признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные форма собственности.

Право и политика

Термин «политика» впервые появился в Древней Греции и происходит от греческого слова «polis» – город-государство.«Именно в античных государствах, – пишет проф. А.В. Мицкевич, – зародилось и понятие политики как общественного (светского) института, выражавшего общие дела (интересы) полиса,города-государства,типичного для государственности Древней Греции и Рима».

В современном значении политику в самом общем виде можно определить как социальную сферу, в которой сталкиваются, борются, реализуются интересы (прежде всего экономические, материальные) больших социальных групп: классов, народов, национальных, религиозных, профессиональных сообществ и других социальных общностей. Политика и возникает как явление вместе с социальной дифференциацией общества, расслоением его на большие социальные группы, обладающие своими особыми (а порой и антагонистическими, то есть прямо противоположными) интересами. Нерегулируемая политическая борьба могла бы взорвать общество, уничтожить его как форму социального бытия человека, и именно поэтому возникает потребность в особой форме организации общественной власти (государство) и в особой нормативной системе социальной регуляции (право), которые призваны сохранить целостность общества в его развитии и новом состоянии.

Все это определяет политическую природу государства и права, делает их явлениями политики, политической жизни общества. Более того, государство – «главный политик», центральный субъект политической жизни и политической организации любого общества: если все другие субъекты политики (политические партии, профсоюзы, отдельные политики и др.) выражают интересы только своей социальной группы, то государство призвано направлять, координировать политическую деятельность, политическую борьбу всех других участников политики.

Государство представляет собой наиболее мощный, наиболее совершенный инструмент реализации политических интересов, поэтому среди субъектов политики идет постоянная борьба за обладание рычагами государственной власти, за приближение к ней. В результате такой борьбы государство может стать «достоянием» какой-либо одной партии, социальной группы, и тогда в обществе последуют негативные последствия: тоталитарные режимы являются следствием именно такого поворота событий. Государство – «собственность» общества, оно должно принадлежать только обществу в целом (демократия) и выражать общие интересы всех социальных групп и слоев.

Политика может быть и антигосударственной (деятельность нелегальных партий, террористических организаций и т.п.). Однако в любом случае она касается государства, затрагивает его интересы. И сегодня поведение субъектов политики определяют, прежде всего, экономические интересы, а потом уже все остальные.

Право имеет политическую природу, ибо по своей сути является нормативной формой согласования воль и интересов больших социальных групп. Маркс отмечал, что «все юридическое в основе своей имеет политическую природу». Однако взаимоотношения права и политики далеко не однозначны.

В отечественной литературе советского периода существовал такой подход: в праве опосредствуется только государственная политика, причем не вся, а лишь та ее часть, которая для своего осуществления нуждается в общеобязательной форме и государственной охране, то есть возведении в закон (проф. С.С. Алексеев).

Однако право может служить формой выражения и осуществления политики лишь до тех пор, пока сама эта политика строится на исходных началах права и справедливости, то есть до тех пор, пока право используется государством в соответствии с его природой. Как только государство начнет использовать законодательную власть в интересах какого-тоодного социального слоя или проводить антинародную политику, правовое содержание из официальных источников исчезнет и в руках государства останется бессодержательная юридическая форма («неправовой закон»), использование которой в интересах политической конъюнктуры имеет свои пределы и может привести к разрушению всей политико-правовойсистемы.

Поэтому говорить о служебной роли права по отношению к политике, а тем более о верховенстве политики над правом, достаточных оснований нет. А в правовом государстве политика вообще должна быть правовой, как и вся деятельность такого государства.

Можно было бы сказать, что орудием политики является не право, а закон. Исходя из этих позиций, проф. Мушинский пишет: «Закон есть симбиоз права и политики. В нем сочетаются право и справедливость, с одной стороны, и политическая сила и целесообразность – с другой. Если взглянуть на современные законодательные органы – парламенты, то легко обнаруживается, что в них постоянно меняется соотношение политических сил. Интересы, которые представляет парламентское большинство, и будут, прежде всего, защищены в законе, хотя нередко за счет попрания права».

Здесь только нужно учитывать, что права не существует вне форм его выражения. Поэтому точнее говорить не о праве и законе, а о законах с правовым содержанием (что и есть право) или о законах, не имеющих правового содержания и представляющих собой бессодержательную юридическую форму («неправовые законы» или «неправовое законодательство»).

Социальная ценность права

В отечественной науке ТГП это сравнительно новый вопрос. Разработка началась в конце 60-хгодов. Первым, кто стал заниматься изучением вопроса ценности права, был проф. Алексеев С.С. (в 1968 году он написал статью о ценности права). В60-егоды получила развитие аксеология – наука о ценностях. Юристы осторожничали, т.к. с20-хгг. в нашей стране утвердился правовой нигилизм; право считалось временным явлением. В30-егоды право выступало как карательный элемент, в нем видели репрессию. Негативное отношение к праву было и в60-х,и в70-хгодах; можно сказать, что оно существует и в настоящее время.

По мнению проф. Тугаринова, ценности – суть, предметы, явления и их свойства, которые нужны (необходимы, полезны, приятны и пр.) людям определенного общества или класса и отдельной личности в качестве средства удовлетворения их потребностей и интересов, а также идеи и побуждения в качестве нормы, цели, идеала. Ценность – то, что составляет благо для человека. В этом плане право рассматривается как ценность для общества в целом, для государства, для отдельной личности. Социальная ценность права имеет две стороны:

1.Инструментальная ценность права, выражается в том, что право полезно для общества, государства и отдельных индивидов, как регулятор общественных отношений (инструмент воздействия на общественные отношения), т.е. как инструмент социального регулирования, право это ведущий основной регулятор общественных отношений. Право полезно, прежде всего, для государства, т.к. оно является государственным регулятором общественных отношений. С помощью позитивного права государство создает в обществе необходимый для себя порядок. Однако право как инструмент социального регулирования может быть полезным не только для государства, но и для общества в целом, для каждого отдельного индивида.

2.Социальная ценность права выражается в том, что право изначально, по своей природе, как мера и гарант свободы для каждого отдельного индивида. Социальная ценность проявляет себя там, где позитивное право основано на естественном праве. В этом случае позитивное право призвано не только определять границы поведения индивида, но и защищать, обеспечивать его свободу, права и интересы. Право призвано быть мерой справедливости.

Ценность предметов и явлений проявляется по отношению к человеку. Ценность не внутренне присуща праву, а выражается в отношении к человеку. Поэтому собственной ценности право не имеет, сама по себе ценность права не существует. Всякому предмету имманентны определенные свойства (например, металл ценен благодаря своим свойствам). Точно так же и право. Иногда свойства права отождествляют с признаками, что не совсем правильно, хотя свойства могут быть отражены через признаки. Свойства, которые выражают социальную ценность права, оказывается присущи не только праву, но и многим другим социальным нормам, хотя в праве они выражены более ярко. Другими словами свойства права через признаки выражены вовне. Можно назвать следующие свойства права:

1.Право – это средство организации управления обществом, оно придает действиям людей согласованность.

2.Право – это действенное средство защиты существующего общественного строя.

3.Право – это средство обновления общества, фактор прогресса – развивает те общественные отношения, в которых общество заинтересовано.

4.Право – это выразитель справедливости.

5.Право определяет меру свободы личности в обществе.

Источники (формы) права

В данном случае речь пойдёт о формах права. Необходимо сразу заметить, что понятие «источник права» и понятие «форма права» имеют различное значение.

Вообще, понятие «источник права» в юридической науке не имеет ка-кого-либоединого смысла и значения, тем не менее, обычно оно рассматривается, как минимум, в трёх смыслах (материальном, идеологическом иформально-юридическом):

1.В материальном смысле под источником права понимают сами общественные отношения, порождающие право. Право коренится в материальных условиях жизни общества (формы собственности, интересы и потребности людей и т.д.), т.е. право, правовые нормы всегда отражают своим содержанием те отношения, на урегулирование которых они направлены.

2.В идеологическом смысле под источником права принято понимать государственную волю, выраженную в праве. В праве всегда, так или иначе, выражена воля государства, которая может быть либо волей народа, либо волей каких-либоклассов, социальных групп, индивида, но прежде чем нормы права появятся, они должны пройти через государственный механизм, т.е. должна сформироваться воля государства. Кроме того, в праве выражаются различные правовые учения, доктрины, правосознание и правовая культура в целом, мировоззрение и мироощущение индивида, общества.

3.В формально-юридическом смысле источник права – это форма установления и внешнего выражения правовых норм, т.е. в этом смысле понятие «источник права» говорит о том, каким образом устанавливаются нормы права и как они выражены во вне (его объективизация, материализация).

Согласно мнению большинства ученых-юристов,сложившемуся в науке ТГП, понятие «форма права» имеет два основных значения:

1) внутренняя форма права – это строение права, его внутренняя организация, структура права (иначе – система права). Она открывается при анализе права;

2) внешняя форма права – это внешняя оболочка права. Она характеризует то, как право, выражено во вне (в связи с этим, понятие «форма права»

вэтом значении отождествляется с понятием «источник права» в формаль-но-юридическом смысле).

После длительных дискуссий по данному вопросуучёные-юристыдоговорились под источником права понимать внешнюю форму права, а под формой права понимать источник права. В настоящее время понятия «источник права» и «форма права» рассматриваются как тождественные.

В юридической науке источник права чаще всего понимается в формально-юридическом смысле, поэтому в науке ТГП источник права (форма права) – это форма установления и внешнего выражения действующих правовых норм. Нередко под источником права понимается также способ возведения в закон воли господствующего класса.

Источники права в формально-юридическом смысле можно подразделить на две группы: традиционные (основные, типичные) и нетрадиционные (неосновные, нетипичные, нехарактерные для права). Последние встречаются в правовых системах того или иного государства как исключение, особенность.

К традиционным источникам права относят:

1)правовой (санкционированный) обычай;

2)правовой (судебный или административный) прецедент;

3)нормативный (нормативно-правовой) акт.

Эти источники права существуют с древнейших времен и распространены повсеместно (они встречаются как источники права в правовых системах многих государств).

К нетрадиционным источникам права относят:

1)юридическую науку (или юридическую доктрину) – она являлась источникам права в Древнем мире и представляла собой деятельность, труды римских ученые – юристов, например, высказывания Гая, Павла, Ульпиана и др.;

2)правосознание – это определенные идеи, взгляды, чувства, эмоции людей, их представление о праве и праве желаемом; обычно правосознание является источником права в тех государствах, где утвердилась традиционно – религиозная правовая система; в нашей стране этот источник права был особенно актуален в первые годы советской власти, когда основу правового регулирования составляло революционное правосознание;

3)нормативный договор – этот источник права имеет двойственную природу: является традиционным (основным) источником в международном праве, в то же время в национальном праве в качестве традиционного (основного) не рассматривается. Однако, в России ему все же придается определенное значение. Так, Федеративный договор регулирует отношения между субъектами Российской Федерации наряду с Конституцией РФ, также трудовому праву известно понятие «коллективный договор», который к тому же является источником данной отрасли права;

4)принципы права – они часто применяются, например, судьей при пробелах в законодательстве;

5)права человека;

6)религиозные нормы и некоторые другие правовые явления. Остановимся на двух традиционных источниках. Правовой (санкцио-

нированный) обычай – это исторически сложившееся правило поведения, которому государство придало общеобязательное значение. Простой обычай еще не является правовой нормой, т.е. источником права является не любой обычай, а только тот, который санкционирован государством (придана им общеобязательная схема). Иногда некоторые обычаи превращаются в право (когда их признают в качестве норм права). Совокупность правовых обычаев образует обычное право. Данный источник наиболее широко был распространен в государствах Древнего мира и Средневековья, но и в современных государствах обычай также встречается. В РФ правовой обычай распространен незначительно (например, ст. 5 Гражданского кодекса РФ – признает существование обычаев делового оборота, некоторые правовые обычаи также содержит Кодекс торгового мореплавания и т.д.).

Правовой прецедент – это решения судебного или административного органа по конкретному делу, которому государство придало общеобязательное значение, (оно служит образцом при разрешении аналогичных дел). С латинского языка слово «прецедент» переводится как «пример». Сами по себе решения органов (судебных или административных) по конкретным делам нормами права не являются, т.к. содержат индивидуально – конкретные правовые предписания. Эти решения содержат предписания, адресованные конкретным лицам и рассчитанные на конкретную ситуацию. Однако, в ряде случаев государство придает решениям судебных или административных органов по конкретным делам общеобязательное значение, и они становятся источниками права. После придания таким решениям общеобязательного значения они становятся образцами при разрешении в дальнейшем аналогичных дел. Совокупность правовых прецедентов именуется прецедентным правом (или юридической практикой). Правовой прецедент возник и был достаточно широко распространен в государствах Древнего мира и Средневековья, но наибольшее распространение данный источник права получил в эпоху Нового и Новейшего времени. В настоящее время он широко распространен в Англии, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и некоторых других странах. В Российской Федерации этот источник права развития не получил, и, вообще, отрицается официальной доктриной как источник права.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.