Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Национальные проекты Российской Федерации.





Приоритетные проекты явились конкретным выражением стратегических задач по модернизации здравоохранения и образования, АПК, формированию рынка жилья, которые ранее ставило перед собой правительства В. Путина. В национальных проектах поставлены задачи по наиболее острым проблемам образования, здравоохранения, жилищной сферы, сельского хозяйства.

Национальные проекты планируют меры, направленные на решение «точечных» проблем в четырех указанных сферах, и денежные средства выделяются не на абстрактное «развитие отрасли», а на конкретные цели. По предварительным оценкам, в 2007 году на реализацию национальных проектов выделено более 170 миллиардов рублей из федерального бюджета. Как сказал сам В. Путин, «Концентрация бюджетных и административных ресурсов на повышении качества жизни граждан России - это необходимое и логичное развитие нашего с вами экономического курса, который мы проводили в течение предыдущих пяти лет и будем проводить дальше. Это гарантия от инертного проедания средств без ощутимой отдачи. Это курс на инвестиции в человека, а значит - в будущее России».

По словам правительства, реализация национальных проектов стала возможной именно в 2006 году по нескольким причинам. Укрепление государственной власти, в частности, новая система избрания руководителей субъектов федерации, создали новые административные возможности: теперь легче обеспечивать согласованные действия всех ветвей и уровней государственной власти. Государство перешло к трехлетнему циклу бюджетного планирования. Основные параметры федерального бюджета теперь утверждаются не только на ближайший год, но одновременно - еще и на два последующих. Социально-экономические программы получают необходимые гарантии, масштабные задачи - большую четкость и детализацию.

Чтобы бюджет мог быть подчинен достижению установленных целей, эти цели разбиваются на четкие задачи. Эти задачи сопоставляются с имеющимися ресурсами. Исходя из наибольшей эффективности работы ресурсов, разрабатываются определенные мероприятия по реализации задач. Исходя из эффективности же мероприятий (предполагаемого коэффициента «работы» вложенных денег) вкупе, выстраивается иерархия целей. Руководитель Национального института развития, С. Ю. Глазьев, выстроил иерархию целей следующим образом:

1. Увеличение средней продолжительности жизни населения России до среднемирового уровня.

2. Обеспечение каждой российской семьи благоустроенным жильем.

3. Обеспечение конкурентоспособности агропромышленного комплекса.

4. Обеспечение доступного и качественного образования. Эта позиция попала на последнее место по операциональным причинам - она в наименьшей степени поддается количественному определению и разделению на задачи по количественно определяемым результатам.

«Здоровье»

Понятие «здоровье населения» операционализируется через такие характеристики, как уровень рождаемости, уровень смертности, уровень заболеваемости и инвалидности, продолжительность жизни. Состояние здоровья населения в настоящее время характеризуется низким уровнем рождаемости (10,5 случая на 1000 населения), высоким уровнем общей смертности (16 случаев на 1000 населения). Одной из характерных проблем России является смертность людей в трудоспособном возрасте. Ежегодно среди населения Российской Федерации регистрируется более 200 миллионов различных заболеваний. Показатели здоровья отрицательно сказываются на продолжительности жизни, которая в среднем составила 65,5 г., в том числе у мужчин - 59, у женщин - 72.

К основным направлениям приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения относятся:

«Развитие первичной медицинской помощи», которое предусматривает следующие мероприятия:

- подготовка и переподготовка врачей общей (семейной) практики, участковых врачей-терапевтов и педиатров;

- увеличение заработной платы медицинским работникам первичного звена, фельдшерско-акушерских пунктов и «скорой помощи»;

- укрепление материально-технической базы диагностической службы первичной медицинской помощи, скорой медицинской помощи;

- профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение больных ВИЧ;

- дополнительная иммунизация населения в рамках национального календаря прививок;

- введение новых программ обследования новорожденных детей;

- дополнительная диспансеризация работающего населения;

- оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью:

- увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи;

- строительство новых центров высоких медицинских технологий, подготовка для этих центров высококвалифицированных врачей и среднего медицинского персонала.

Развитие профилактики и первичной медицинской помощи стало приоритетным, так как в прошлом система здравоохранения ориентировалась на оказание стационарной медицинской помощи, что привело к недофинансированию первичной медицинской помощи. Направление средств на развитие диагностики позволяет создать такую систему, при которой снизятся затраты на лечение, так как болезнь всегда легче предупредить, чем лечить. Дорогостоящая медицинская помощь не имеет эффективных механизмов финансирования, не все граждане могут ее получить, поэтому при декларировании ориентированной на человека политики необходимо сделать ее как можно более доступной.

Реализация.

Советом по реализации национальных проектов были приняты следующие меры:

1. Назначены дополнительные выплаты участковым врачам-терапевтам, участковым врачам-педиатрам и врачам общей (семейной) практики (10 тыс. руб.), медицинским сестрам, работающими с данными специалистами (5 тыс. руб.), врачам «скорой помощи» (5 тыс. руб.), фельдшерам (3,5 тыс. руб.), среднему медперсоналу «скорой помощи» и фельдшерско-акушерских пунктов (2,5 тыс. руб.).

2. Увеличение заработной платы. В итоге планируется увеличить ее в 2 раза.

3. Повышение квалификации, профессиональная переподготовка медицинского персонала за счет федерального бюджета.

4. Был разработан и утвержден табель оснащения медицинской техникой муниципальных амбулаторно-поликлинических учреждений (АПУ). Совместно с органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации был определен список АПУ, остро нуждающихся в диагностическом оборудовании. Министерством здравоохранения и социального развития РФ Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию (Росздрав) проведен конкурс, определены его победители, номенклатура и количество медицинской техники, поставляемой в АПУ. Составлены планы-графики отгрузки диагностического оборудования. «Во втором 1 квартале по состоянию на 1 июня 2006 года уже отгружено 1100 комплектов диагностического оборудования в 62 субъекта Российской Федерации».

5. Особое внимание уделяется дородовой подготовке и родовспоможению. При этом муниципальные и государственные учреждения здравоохранения, имеющие лицензии по специальности «Акушерство и гинекология» и оказывающие медицинскую помощь женщинам в период беременности (женские консультации, акушерско-гинекологические кабинеты поликлиник), получают по 2000 руб. за каждую женщину, а учреждения здравоохранения, оказывающие медицинскую помощь в период родов (родильные дома, родильные отделения, перинатальные центры), - по 5000 руб. за каждую женщину. В женской консультации не менее 60% от предусмотренной суммы должно быть направлено на повышение заработной платы медицинским работникам, остальное — на укрепление материально-технической базы. В родильном доме не менее 40% - на заработную плату медицинским работникам, остальное - на укрепление материально-технической базы и приобретение лекарственных средств.

6. В рамках диагностики - введение обязательного неонатального скрининга -массового обследования новорожденных детей.

Денежные средства на реализацию данного проекта направляются в территориальные фонды обязательного медицинского страхования из бюджета Федерального фонда. Далее средства поступают на счета амбулаторно-поликлинических учреждений. По оценкам экспертов, объем средств, выделяемых на реализацию проекта сейчас, должен быть увеличен еще на триллион рублей.

Одним из аспектов проекта «Современное здоровье» является реализация демографической политики. Пока эта политика реализуется через систему различных выплат и небольшое количество социальной рекламы. По мнению А. И. Антонова, заведующего кафедрой социологии семьи в МГУ, таких действий недостаточно. Он отмечает, что ни одно государство еще не ставило перед собой задачу изменения ценностных ориентации своих граждан. Из реальных мер при этом он предлагает тоже исключительно материальные - только увеличение пособий на ребенка (1000 долларов в год за каждого последующего) и продление срока выплат до 16 лет.

Реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» в 2009 году будет продолжена, и основным его направлением станет масштабная программа по формированию здорового образа жизни у россиян.

В рамках новой программы будут разработаны модели и показатели индивидуального и общественного здоровья, начнется проектирование и запуск системы мониторинга основных показателей здорового образа жизни, в региональных лечебно-профилактических учреждениях будут организованы кабинеты медицинской профилактики и центры здоровья.

При этом нацпроект «Здоровье» сохранит свою нацеленность на совершенствование профилактики заболеваемости.

Будет продолжена выплата стимулирующих надбавок медицинским работникам, расширится объем подготовки и переподготовки врачей, продолжится иммунизация и вакцинопрофилактика. 22 млн человек будут обследованы на вирусы иммунодефицита и гепатитов В и С.

Новым направлением нацпроекта в этом году станет совершенствование онкологической помощи населению, в первую очередь, повышение выявляемое™ заболеваний на ранних стадиях. Кроме того, Минздравсоцразвития запланированы мероприятия по профилактике, обследованию населения и лечению больных туберкулезом.

В рамках дополнительной диспансеризации работающих граждан пройдут обследование 5,5 млн человек, углубленные медицинские осмотры - 3,2 млн работников предприятий с вредными и опасными условиями труда.

Продолжатся начатые в 2008 г. программы развития специализированной сосудистой помощи и совершенствования медпомощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях. В частности, запланировано закупить реанимобили для медицинской эвакуации пострадавших и расширить перечень субъектов Российской Федерации, участвующих в проектах.

Развернется работа по оснащению 119 учреждений службы крови, созданию единой информационной базы доноров и пропаганде массового донорства крови. Высокотехнологичную медицинскую помощь в 2009 году получат 227 тыс. человек, то есть на 30 тыс. больше, чем в прошлом году.

Начинается работа по обследованию репродуктивного здоровья подростков, и в 14 регионах России проводится эксперимент по рационализации школьного питания.

«Образование»

К основным направлениям в области образования относятся стимулирование работы педагогов, в высшей школе - объединение учебы и науки, развитие инновационного образования.

В 2007 года повышена зарплату учителей в среднем на 30%. Эти деньги будут учитываются при планировании помощи дотационным регионам, регионы-доноры будут компенсировать его из своего бюджета. Из федерального бюджета с января 2006 года финансируется дополнительное вознаграждение учителей за классное руководство (1000 рублей). Такую меру посчитали необходимой, так как классный руководитель — тот человек, который в большей мере стимулирует своих учеников к получению знаний. Ежегодно путем открытого конкурса и общественной экспертизы выбираются 10 тыс. наиболее достойных поощрения учителей. Число победителей распределяется по регионам пропорционально количеству городских и сельских школьников. «Поддержка будет оказана учителям, которые владеют современными образовательными технологиями, в том числе информационно-коммуникационными, успешно используют эти технологии в образовательной деятельности и работу которых высоко оценивают профессиональное сообщество, ученики и их родители. Размер поощрения составит 100 тыс. рублей. Ежегодно помощь от государства (1 миллион рублей) получают 3 тысячи общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные программы. Средства направляются в форме субсидий из федерального в региональные бюджеты. Финансовая поддержка предназначена для приобретения лабораторного оборудования, программного и методического обеспечения, модернизации материально-технической и учебной базы, повышения квалификации и переподготовки работников общеобразовательных учреждений.

Инновационное образование - это образование, не столько ориентирующееся на передачу знаний, сколько позволяющее овладеть базовыми компетенциями для самостоятельного получения знаний, так как информация все время устаревает. Инновационное образование тесно связано с практикой. Сегодня традиционное образование как система получения знаний отстает от реальных потребностей современной науки и производства. Инновационное образование предполагает обучение в процессе создания новых знаний '— за счет интеграции фундаментальной науки, непосредственно учебного процесса и производства. Каждый год выбираются ВУЗы, использующие обучение по инновационным программам. Система образования в инновационном вузе должна быть открыта современным научным исследованиям и современной экономике. В учебном плане такого вуза должны присутствовать такие формы, как проектные разработки, тренинги, стажировки на производстве, в научно-исследовательских организациях.

Технологическое оснащение учебного процесса должно соответствовать уровню, достигнутому в европейских и американских университетах, отбирались по двум критериям:

1. Качество и результативность представленной на конкурс инновационной программы.

2. Инновационный потенциал самого ВУЗа (в динамике за последние три года):

• эффективность научной и инновационной деятельности;

• состояние подготовки кадров;

• интеллектуальный потенциал вуза;

• обеспеченность инновационной деятельности материальной и информационной базой.

Полученные ВУЗами по этой программе средства должны направлять целевым образом на реализацию инновационных образовательных программ: переподготовку и повышение квалификации преподавателей, приобретение лабораторного оборудования, программного обеспечения и модернизацию учебных классов.

Реализация:

Несмотря на кризис, все образовательные проекты в России будут продолжены, заверил глава государства. В начале этого года Президентом были даны поручения, связанные с поддержкой системы высшего профессионального образования, российского студенчества и трудоустройства выпускников высшей школы.

Так, Министерству образования и науки РФ было предложено подготовить рекомендации вузам по переводу в этом году на вакантные бюджетные места около 25 тыс. студентов. Президент рекомендовал университетам и институтам не повышать плату за учебу, и более 300 вузов уже приняли решение зафиксировать плату в рублях на весь период обучения.

В ближайшее время Правительство должно выпустить документы, которые облегчат получение льготных образовательных кредитов на образовательную тематику. Проценты по этим кредитам будут минимальные, а возврат возможен после того, как студент закончит высшее учебное заведение и устроится на работу.

Для поддержки студентов, которые в этом году заканчивают учебу, подготовлены меры по переподготовке по более востребованным специальностям, по увеличению бюджетного приема в магистратуру и в аспирантуру. Число бюджетных мест в магистратуре может увеличиться до 34 тыс., а в аспирантуре - до 29 тыс.

в Государственную Думу внесён законопроект, который предусматривает возможность для образовательных и научных организаций создавать малые предприятия. Фактически появятся новые возможности для того, чтобы заниматься коммерциализацией интеллектуального потенциала высшей школы.

Определены правовые условия формирования федеральных и национальных исследовательских университетов. Работа в этом направлении была начата в рамках приоритетного национального проекта «Образование», и теперь она продолжится не на экспериментальном уровне, а в повседневном режиме.

В рамках нацпроекта значительные средства получили 57 вузов, которые победили в конкурсе инновационных образовательных программ.

Логика развития национального проекта «Образование» привела и к появлению ещё одной модели, которая в пилотном варианте получила наименование национальных исследовательских университетов.

«Доступное жилье»

Основные направления реализации национального проекта - развитие рынка ипотечного кредитования, предоставление льгот и субсидий на приобретение жилья молодым семьям, субсидирование местных властей для стимуляции строительства.

Сегодня основная проблема на рынке ипотечного кредитования - большие объемы и малые сроки возврата кредита. У банков не хватает собственных долгосрочных ресурсов, для того чтобы выдавать ипотечные кредиты на срок больше 15 лет. В мировой практике эта проблема решается через выпуск банками долгосрочных ипотечных облигаций, позволяющий им привлечь средства частных инвесторов. Чем больше денег окажется у банка, тем больше он сможет выдать кредитов под более низкие проценты. Другой вариант решения проблемы - рефинансирование ипотечных кредитов. Требования по ипотечным кредитам перенаправляются в другой финансовый институт, который сам выпускает ипотечные ценные бумаги и размещает их на фондовом рынке. Правительством РФ был создан собственный оператор вторичного рынка со 100-процентным государственным капиталом — ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (АИЖК). Эта организация обеспечивает рефинансирование ипотечных кредитов в большом объеме, благодаря чему появляется возможность развивать ипотеку.

Претендовать на субсидии при покупке жилья смогут молодые семьи. Молодой считается семья, «возраст супругов в которых не превышает 30 лет, либо семьи, состоящие из одного родителя в возрасте до 30 лет и одного и более детей, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий».

Субсидия предоставляется в размере не менее:

- 35 % средней стоимости стандартного жилья в регионе для молодых семей, не имеющих детей;

- 40 % средней стоимости стандартного жилья в регионе для молодых семей, имеющих 1 и более детей.

Темпы строительства в среднем по России остаются низкими из-за нехватки земельных участков. К строительству остается неподготовленной коммунальная инфраструктура. Обычно средства на ее создание привлекаются из кармана строительных компаний. В результате растут цены на жилье. Новый Градостроительный кодекс обязал городские власти предоставлять под застройку участки уже со всей необходимой инфраструктурой. Эта норма вступила в действие с 1 октября 2005 года и должна была помочь развернуть массовое строительство. Но на такое строительство очень часто не оказывается денег в местном бюджете. В рамках национального проекта местным властям частично субсидируются процентные ставки по кредитам на оснащение земельных участков коммунальной инфраструктурой.

За три года работы по жилищному проекту были достигнуты «очевидные результаты». В частности, благодаря государственной поддержке «квартирный вопрос» решило более 80 тыс. молодых семей, объем ежегодно выдаваемых ипотечных кредитов увеличился в 10 раз, а строительство жилья возросло на 40%.

На показателях сказывается и кризис. Тем не менее, приложены все усилия, чтобы достроить начатые объекты, в том числе жилые, постоянно отслеживая при этом динамику стоимости строительства. Цены на материалы уже падают, расходы на ведение строительного бизнеса тоже снижаются, стало быть, должны снижаться и цены на квартиры. И это, естественно, тоже является дополнительным основанием для того, чтобы, может быть, решить какие-то наболевшие проблемы.

Продолжается работа по подготовке участков для будущего строительства, по мере возможности занимаются инженерной инфраструктурой, коммуникациями и дорогами.

Принят ряд мер по облегчению приобретения жилья молодыми семьями. Так, молодым семьям, молодым специалистам выдаются субсидии на решение жилищного вопроса, в Налоговый кодекс РФ внесены поправки, которые увеличивают налоговый вычет при покупке квартиры с 1 млн до 2 млн руб., был снят мораторий на использование материнского капитала применительно к ипотеке, и семьи смогут вкладывать эти деньги в покупку жилья уже с 2009 года.

Продолжается и работа по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны. К маю 2010 года все участники Великой Отечественной войны (28 тыс. человек) будут обеспечены жильем. На реализацию этой программы выделено более 20 млрд руб.

Что касается реализации национального проекта в целом, то, за последние три года ввод жилья увеличился с 44 до 61 млн кв. м в год». За этот срок на реализацию национального проекта «Доступное и комфортное жилье» были направлены средства федерального бюджета в объеме 191,7 млрд руб. и предоставлены государственные гарантии в объеме 88 млрд руб.

В следующем году, темпы строительства несколько снизятся и составят 52 млн кв. м, но впоследствии планируется вновь увеличить объем строительства и в 2012 года сдать 65 млн кв. м жилья.

Отремонтировать в следующем году планируется 8 млн кв. м, в 2012-м - 15 млн кв. м жилья, передать под жилищное строительство на территории городов и пригородов около 1,5 тыс: га земельных участков в 2009-м и более 7,5 тыс. га - в 2012 году.

В соответствии с действующим законодательством гос-ные жилищные сертификаты за четыре года получит около 160 тыс.семей, в том числе около 42тыс. - в 2009г.

До конца 2010 года планируется обеспечить жильем семьи всех уволенных и увольняемых военнослужащих, а также семьи отселяемых с комплекса Байконур и всех участников ликвидации последствий радиационных аварий.

Будет практически сохранена положительная динамика увеличения объема ипотечного жилищного кредитования, уровень которого в 2009 году будет более 530 млрд руб., а в 2012 году превысит 1 трлн руб.

В целом на реализацию национального проекта «Доступное и комфортное жилье -гражданам России» в 2009 году из федерального бюджета планируется выделить 102,1 млрд руб. и предоставить государственные гарантии на 36 млрд руб.

«Развитие агропромышленного комплекса»

Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» включает в себя три направления:

- Ускоренное развитие животноводства;

- Стимулирование развития малых форм хозяйствования;

- Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе.

Ускоренное развитие животноводства планируется реализовать за счет:

- повышения доступности долгосрочных кредитов, привлекаемых на срок до 8 лет;

- роста поставок по системе федеральной аренды племенного скота, техники и оборудования для животноводства благодаря увеличению уставного капитала ОАО «Росагролизинг», снижению ставки за использование средств уставного капитала ОАО «Росагролизинг» и продлению срока аренды техники и оборудования для животноводческих комплексов до 10 лет;

- совершенствования мер таможенно-тарифного регулирования путем утверждения объемов квот и таможенных пошлин на мясо в 2006-2007 годах и вплоть до 2009 года и отмены ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование для животноводства, не имеющее отечественных аналогов.

Стимулирование развития малых форм хозяйствования - увеличение объемов реализации продукции, произведенной на личных подсобных хозяйствах и крестьянских хозяйствах. Планируется снизить для них ставки по кредитам (субсидировать часть затрат на уплату процентов), развивать инфраструктуры обслуживания этих хозяйств (кооперативов). Реализация нацпроекта «Развитие АПК»

Нацпроект «Развитие АПК» с 2008 года преобразован в Госпрограмму развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, имеющую статус приоритетного национального проекта.

Подводя итоги ее реализации в 2008 году, рост производства сельхозпродукции составил около 9%. Этому, способствовал и абсолютно рекордный за последние 15 лет урожай зерновых, который превысил 110 млн тонн». Увеличение доли отечественной продукции на рынке. Господдержка отрасли будет продолжена в полном объеме. Здесь речь идет о субсидиях, о закупочных и товарных интервенциях, о таможенно-тарифном регулировании и об оптимизации налогообложения.

Относительно кредитов сельхозпроизводителям, уже принято решение увеличить долю субсидирования процентной ставки с 2/3 до 80%.

Помимо господдержки необходимо развивать и малый бизнес на селе, и рыночные механизмы в целом.

Будет продолжаться газификация на селе, строительство дороги, развивать инфраструктуру, социальную отрасль, заниматься модернизацией всей жизни на селе.

За 2008 год рост производства сельхозпродукции составил 9,2%, в том числе в растениеводстве - 13,8%, в животноводстве - 3,9%.

Доля отечественного мяса и мясопродуктов на рынке по итогам года составила 61,1% (в 2007 году - 59,7%), молока и молочных продуктов - 78,4% (78,2%).

В 2008 году с учетом лизинга приобретено 23 тыс. тракторов, 9,1 тыс. зерноуборочных и 2,8 тыс. кормоуборочных комбайнов.

В наступающем году кроме увеличения размера возмещения затрат на уплату процентов по краткосрочным и инвестиционным кредитам с 2/3 до 80% ставки рефинансирования Банка России в рамках госпрограммы планируется целевое фондирование банков в объеме 72 млрд руб. для завершения начатых инвестиционных проектов по животноводству. Для закупки отечественной сельхозтехники уставный капитал Росагролизинга будет увеличен на 25 млрд руб.

Дополнительные 45 млрд руб. в уставном капитале Россельхозбанка позволят увеличить объем интервенционных закупок, провести замещение доли региональных банков, свернувших кредитование АПК, и поддержать устойчивость региональной сети.

Субсидирование процентной ставки по кредитам для объектов животноводства в 2009 году составит 100% ставки рефинансирования Банка России.

Национальные проекты, как способ управления социальной сферой, обладают своей спецификой. Во-первых, они требуют четкого определения задач, иерархии этих задач, разделения их на мероприятия и финансирование данных конкретных мероприятий, которые в совокупности являются выражением стратегической цели. Во-вторых, каждый национальный проект имеет своего координатора, что позволяет усилить эффективность проекта на всех уровнях исполнительной власти. В-третьих, в национальных проектах задействованы механизмы контроля, и есть поле для их совершенствования.

Основная проблема национальных проектов в том, что они пока затрагивают в основном только финансовую сторону развития приоритетных сфер. Мало работы ведется по изменению ценности детей в демографической политике, изменению качественной стороны системы образования. Для эффективной реализации кредитования в образовании, приобретении жилья и развитии АПК необходимо повышать сотрудничество между государством и банками.

Потенциал нац.проектов, заключается в том, что они могут полностью перевернуть существующую систему государственной социальной политики. Для реализации каждого проекта необходимо тесное сотрудничество нескольких министерств. Таким образом, в управлении развиваются не только вертикальные, но и горизонтальные связи, что является положительной характеристикой любой организации, что принесет большую эффективность к управлению социальной сферой.

 








Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.