Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основные парадигмы и приоритеты социальной политики.





Для обобщенной характеристики специфических подходов к анализу и объяснению

политики нередко используется понятие парадигмы.

Понятие парадигмы отражает связь политической мысли с типами миросозерцания, с общими философскими картинами мира, господствовавшими в те или иные исторические эпохи.

Парадигма - это специфическая логическая, мыслительная модель, определяющие способы восприятия и интерпретации действительности.

В истории политической мысли использовались различные общие парадигмы и прежде: всего теологическая (религиозная), натуралистическая, социальная, рационально-критическая.

Теологическая парадигма базируется на сверхъестественном объяснении государственной власти, видит ее истоки в Божественной воле и религиозных кодексах (святых писаниях, заветах пророков и т.п.).

Натуралистическая парадигма ориентирует на рассмотрение человека как части природы и объяснение политики природной средой: географическими факторами, биологической конструкцией, врожденными психическими свойствами и т.д.

Социальная парадигма по существу совпадает с социологическим подходом и

истолковывает политику через влияние на нее других сфер общества: экономики,

социальной структуры, права, культуры и т.д.

Рационально-критическая парадигма ориентирует на раскрытие внутренней природы политики, ее важнейших элементов и их взаимодействие, на выявление лежащих в основе динамики политической жизни конфликтов и т.п.

Приоритеты соц. политики:

1) наиболее важные, значимые, настоятельные проблемы, осознанные как первоочередные задачи соц. политики;

2) основополагающие направления целевых действий государства и общества, ориентированных на решение наиболее значимых соц. проблем в конкретном пространно-временном измерении.

Приоритеты определяются, исходя из состава, реальной взаимосвязи и остроты важнейших социально-экономических и социально-политических проблем.

Система приоритетов соц. политики — не что иное, как её содержательная структура (каркас). Приоритеты суть проблемное видение основных, самых значительных противоречий сложившейся исторической ситуации, разрешение которых обеспечивает переход общества в качественно новую, более благоприятную ситуацию.

Приоритеты соц. политики из Послания президента Д. Медведева:

Приоритеты:

- борьба с коррупцией,

- разумная миграционная политика,

- качество и доступность высшего образования через образовательные кредиты,

- реформа вооруженных сил, включающая в себя сокращение численности вооруженных сил,

- переход на службу по контракту, современное перевооружение;

- выработка актуальной военной доктрины.

 

Президент отметил, что одно из самых серьезных препятствия на пути развития страны – это коррупция.

Говоря о создании конкурентоспособной образовательной системе, Президент одобрил инициативу создания системы образовательных кредитов, отметив, что следует продумать вопрос о совершенствовании законодательства, создающего необходимые гарантии (не обязательно государственные) и что правительство может создать такие механизмы.

Также в послании была обозначена задача совершенствования миграционной политики: приоритетом здесь остается привлечение из-за рубежа российских соотечественников. При этом необходимо всё больше стимулировать приток в страну квалифицированной миграции, людей образованных и законопослушных. «Переезжающие в Россию люди должны с уважением относиться к российской культуре, к нашим национальным традициям», - заявил Президент.

Отдельно большой блок был посвящен созданию современной армии, которая могла бы гарантировать национальную безопасность в ситуации активного переустройства мира, гораздо более непредсказуемой и непостоянной международной обстановке. Для этого необходимо создание такой военной доктрины, которая дала бы ответ на вопрос: как уже в нынешних условиях и совместно с партнерами эффективно бороться не только с террором, но и с распространением ядерного, химического, бактериологического оружия, как гасить современные локальные конфликты.

Также президент отметил необходимость сокращение численности вооруженных сил до оптимального размер 1 млн. человек и преимущественной комплектации по контрактному принципу: к 2008 году армия более чем на две трети должна стать профессиональной.

Прозвучали важные и для многих неожиданные, если не сказать, сенсационные предложения — по расширению полномочий парламента, реформе выборной системы, увеличению сроков работы Президента и Думы.

Парламента касается и еще одно важное предложение — его конституционные права, считает Президент, необходимо расширить, и сделать это за счет передачи функций контроля за исполнительной властью. По мнению Медведева, в парламенте в скором времени должны быть представлены интересы абсолютно всех граждан страны. Ведь семи процентный проходной барьер в думу оставил за бортом многие малые партии, хотя в стране немало тех, кто разделяет их взгляды. Президент предлагает рассмотреть возможность предоставления кандидатам от этих партий одного — двух депутатских мандатов. Озвученные президентские тезисы касаются и власти на местах — если мэр работает плохо, то местный парламент должен иметь право отправить его в отставку. Все эти изменения — считает Медведев — сделают власть более ответственной перед людьми.

Послание озвучено спустя три месяца после войны на Кавказе и в разгар международного финансового кризиса. Чтобы минимизировать последствия глобального кризиса, в России все ветви власти и предприниматели вместе должны слаженно работать. Принят пакет антикризисных мер и он, по словам Медведева, должен быть исполнен в кратчайшие сроки.

Значительную часть своего выступления Медведев посвятил социальному развитию страны — модернизация образования, здравоохранения, повышение жизненного уровня людей — это по-прежнему основные приоритеты власти. Всё вместе — залог дальнейшего укрепления страны.

Президент подчеркнул необходимость привязки материального стимулирования работы врачей и педагогов к конкретному результату. В частности, говоря о здравоохранении, Медведев сообщил, что появится специальная госпрограмма, в которой будут прописаны механизмы, обеспечивающие ответственность врачей и медицинских организаций за качество и результаты работы. Они расширят их возможности и одновременно – будут мотивировать к достижению наиболее высоких показателей.

Российское государство будет в полном объеме выполнять свои обязательства перед гражданами, даже в условиях кризиса, затронувшего мировую финансовую систему.

Согласно президентскому посланию, приоритетными направлениями для расходования бюджетных средств стали здравоохранение, образование, научно-исследовательские и конструкторские разработки, а также транспортная инфраструктура.

Кроме того, Медведев поручил правительству разработать “устойчивые механизмы пенсионного обеспечения на длительную перспективу”. По словам российского президента, речь идет “о достойной пенсии для всех категорий граждан и о гарантии устойчивости финансовой системы, которая обеспечивает выплаты пенсий”.

В послании президент также поставил задачу удержать инфляцию в ранее запланированных пределах. Для этого, по мнению Медведева, необходимо “серьезно заниматься макроэкономическими показателями”. В 2009 году Минэкономразвития прогнозировало инфляцию на уровне 5,8-7 процентов, а в 2010 году - 5-6 процентов. При этом на 2008 год инфляция запланирована в 10,5 процента, а к середине июня она достигла уже 8,5 процента. В прошлом году индекс потребительских цен составил 11,9 процента.

Согласно трехлетнему бюджету России на 2008-2010 годы, принятому в 2007 году, в 2008 и 2009 годах федеральный бюджет будет исполнен с профицитом, а в 2010 году расходы и доходы сравняются.

Приоритетом предстоящего Послания будет создание российской национальной финансовой системы. Это особо актуально с учетом негативных последствий мирового кризиса. Считаю, что Россия в состоянии построить такую серьезную национальную финансовую систему, на которую будет равняться весь мир.

 


Модели социальной политики.

В современных обществах существуют четыре модели социальной политики: либеральная, социал-демократическая, консервативная и католическая.

Важное различие между ними лежит в отношении к борьбе с бедностью, занятости населения и налоговому перераспределению. Рассмотрим данные модели под призмой этих трех показателей.

• Либеральная модель: низкий уровень распределения занятости большей части населения, высокий уровень социального перераспределения.

• Социал-демократическая модель: акцент и на занятости, и на социальном перераспределении.

• Консервативная модель: акцент на занятости, низкий уровень социального перераспределения.

• Католическая модель: низкий уровень и распределения занятости, и социального перераспределения.

Либеральная модель рассматривает рынок, как наиболее важную сферу для организации человеческого взаимодействия. Но она отличается от консервативной, по крайней мере, в двух отношениях. В либеральной предусмотрено социальное обеспечение остаточного типа, то есть люди, как правило, должны быть способны существовать в обществе и без социального обеспечения. Во-вторых, в настоящее время правительство несет ограниченную, и, тем не менее, всеобщую ответственность за социальное обеспечение всех граждан. Из-за остаточного характера финансирования реализация модели зависит от наличия большого объема добровольной и неформальной помощи. Нужно отметить, что либеральная модель сильно модифицировалась с того момента, когда она стала формироваться.

Классическими странами либеральной модели считаются Великобритания и США. Система социального обеспечения в этих странах базируется на двух основных формах:

- социальном страховании, выплаты по которому производят как работодатели, так и работополучатели;

- государственной социальной помощи за счет бюджетов различных уровней.

Государства с социал-демократической и либеральной моделями имеют умеренную степень бедности, тогда как с консервативной и католической — более высокую (то есть, эти подходы к борьбе с бедностью является неадекватными). Таким образом, в борьбе с бедностью социальное перераспределение важнее, чем распределение занятости.

Для постсоветского пространства наиболее актуальны социал-демократическая и консервативная модели.

В социал-демократической модели главным принципом социальной политики является универсализм. Ее еще называют скандинавской или нордической модели. Социальное обеспечение трактуется как право всех граждан, обеспеченное, главным образом, государственным сектором. Часть ученых считает, что к социал-демократической модели (ее еще называют скандинавской или нордической, а в Европе — социалистической) все более склоняется Россия.

Финансовая основа этой модели держится на стабильном и высоком уровне производительности, сильных профсоюзах, как работодателей, так и работополучателей и договорных отношениях между ними, которые контролируются государством. Подразумевается, что государственный сектор финансирует социальную политику через систему налогообложения. Государственный сектор несет ответственность не только за расширение и финансирование социального обеспечения, но и за действительное функционирование различных социальных служб. Это возможно при наличии сильного, но децентрализованного управления.

Консервативная модель базируется на принципе достижений, где труд определяет последующее социальное обеспечение. Некоторые называют ее континентальной европейской в соответствии с ее геополитической доминантой, другие предпочитают определение институциональной. Центральный принцип этой модели — упор на рынок и социальное страхование, организуемое и финансируемое «социальными партнерами» под государственным наблюдением. Степень налогового перераспределения невелика. В консервативной модели имеем феномен работающего бедняка: множество людей работает, но заработная плата не позволяет им вылезти из бедности. Многие заняты непостоянно — сезонные работы, неполный рабочий день и т. д. Для хорошо организованных рабочих в процветающих отраслях результат может быть очень высок. Проблемы возникают у тех, кто, не имея страховки, вынужден рассчитывать на местные благотворительные органы и общественную помощь, обычно не очень большую. Соответственно, консервативная модель социальной политики ведет к появлению двойного общества, общества двойной морали или двойных стандартов, описанных социологами как первая и вторая реальность.

Максимально полно реализованы принципы консервативной модели в Германии, которая первой в мире ввела систему страхования. К ней при нынешнем руководстве склоняется, по мнению автора, и Украина. Проблемы «слабых групп» (дети, инвалиды, старики) в этой модели в основном решаются через местные благотворительные органы и общественную помощь, социальные программы, социальный брендинг, а поддержка государства является минимальной. То есть, решение проблем общества во многом зависит от социальной ответственности бизнеса. Поэтому, если украинцы не захотят потреблять социальные бренды, социальные проблемы общества никто не решит.

Католическая модель. Принципы католической модели социальной политики даны в ряде «папских писем», изданных Ватиканом в течение XX столетия. Главным принципом является идея вспомогательности, концепция, в которую вдохнуло новую жизнь ее введение в лексикон ЕС. В (Христианском социальном учении) принцип вспомогательности означает то, что ближайшая инстанция должна всегда пытаться решать возможные проблемы. Естественно, индивидуум является ближайшей инстанцией. Если он не может себе помочь, то обращаться к семье и родственникам. Следующей инстанцией будет местная община, включая церковь и гражданские организации, а также соседей и т.д. Если и это не поможет, то индивидууму следует воспользоваться услугами страхования. Последней инстанцией является государственный сектор. Таким образом, Христианское социальное учение оперирует иерархией инстанций. Ясно, что в католической модели семья и прочие институты гражданского общества в местной общине играют основную роль. Модель предполагает наличие структуры клиентизма и патронажа, слегка размытой развитием рыночных структур, а также политических и социальных прав личности.

 


55. Социальная политика и социальная безопасность.

Социальная безопасность — это состояние и характеристика меры достижения оптимального уровня безопасности функционирования, воспроизводства и развития социальной системы, которое обеспечивается совокупностью, осуществляемых государством и обществом, политических, правовых, экономических, идеологических, организационных и социально-психологических мер, позволяющих сохранять существующие в обществе конституционный строй, социальную стабильность, не допуская их ослабления и тем более подрыва.

Безопасность подразумевает:

• отсутствие опасностей и/или угроз для существования или функционирования социальной системы;

• устойчивость к опасностям с достаточным запасом прочности;

• силу, умение и средства для уклонения, устранения или преодоления опасности. Социальная безопасность должна быть ориентирована на обеспечение соответствующих целей и направленности развития общества, способов удовлетворения потребностей личности и зашиты её интересов на основе принципов гуманизма и гармонии во взаимоотношениях всех элементов социальной структуры, предотвращения деструктивных явлений и процессов.

Субъекты социальной безопасности — это граждане страны, государство в лице законодательной, исполнительной, судебной властей, органы местного само управления, партии и другие общественные организации и движения.

Объекты социальной безопасности — государство и общество, система их институтов, проводимая ими социальная политика, узаконенные в обществе фор мы собственности и сложившаяся на их основе социальная структура — слои, группы, социальные общности и отношения между ними, личность, включая гражданскую сферу жизнедеятельности отдельного человека, права и свободу личности, её здоровье и жизнь, социальные интересы.

В отсутствие стратегии социального развития социальная политика финансировалась по остаточному принципу. В ней слабо были представлены аспекты социальной безопасности. Следствием этого явились низкая продолжительность жизни, высокий уровень бедности, неоправданно высокие социальное неравенство и межрегиональные различия качества и уровня жизни населения. Снизились качество образования и здравоохранения, а также общий уровень духовности и культуры в нашем обществе.

Социальной безопасности могут угрожать явления и процессы, которые приводят к резким (возможно, и качественным) изменениям в жизни общества, опасным деформациям, влекущим за собой тяжёлые социальные последствия для личности, социальных групп и институтов.

Среди угроз социальной безопасности можно выделить следующие группы:

• угрозы, порождённые недостатками и ошибками в политике и действиях государственных и политических лидеров, властных институтов. Это решения, противоречащие Конституции, законам, административным нормам и ведущие к неблагоприятным социальным последствиям и вследствие этого — конфликтам,

массовым выступлениям населения (или отдельных социальных групп), интересы которых в наибольшей мере оказываются ущемлёнными;

• угрозы, связанные с национальными противоречиями, конфликтами интересов центра и регионов, нарушением прав, свобод и законных интересов граждан какой-либо национальности, межконфессиональными и межэтническими конфликтами, тем более произошедшие вследствие провоцирования этих конфликтов;

• угрозы, возникшие в результате деятельности государства, политических партий и движений, их лидеров и ведущие к подрыву стабильности общества и государственного строя, социальным конфликтам или иной форме социальной нестабильности;

• угрозы, обусловленные политическим экстремизмом и терроризмом, вследствие которых возникают материальный, моральный, социально-психологический ущерб населению, отдельным его группам, личностям;

• угрозы, вызванные нарушением законных прав, свобод и интересов личности и неспособностью государства их защитить (нарушение права на жизнь, труд, образование, жильё, здравоохранение, свободу передвижения, обеспеченную старость и т.д.);

• угрозы, связанные с обострением криминогенной ситуации в обществе, ростом преступности, нарушениями законности в деятельности правоохранительных органов и государственных структур;

• угрозы здоровью населения страны в результате ухудшения системы здраво охранения и Медицинского обслуживания, экологического неблагополучия и особенно вследствие экологических бедствий, массового распространения хронических и инфекционных заболеваний, наркомании и алкоголизма, других социальных болезней;

• угрозы, связанные с деградацией среды обитания и жизнедеятельности населения, подрывающие механизмы воспроизводства человека и социума;

• угрозы резкого количественного и качественного изменения демографической ситуации в стране, отдельном регионе, этносе.

Социальная трансформация один из важнейших индикаторов социальной безопасности. Неустойчивость социальной структуры общества, процессы ее деградации, отсутствие сбалансированности интересов отдельных социальных групп, узурпация власти и собственности отдельными группировками, пренебрежение к условиям воспроизводства каких-то социальных групп могут приводит к социальным потрясениям общества и государства.

Социальная политика — сфера практического осуществления важнейшей функции государства по созданию условий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его потребностей, с учётом, одобряемой обществом, системы ценностей.

До настоящего времени в России государственная социальная политика, ориентированная на социальную безопасность, не получила адекватной легализации в действующих нормативно-правовых документах. В концептуальных программных разработках предполагается, что она должна основываться на следующих принципах:

• гарантированное государством ее осуществления в интересах своих граждан и при их активном участии;

• правовой легализации социальной защищённости личности;

• целевого финансирования, прогнозирования ~и программно-информационного обеспечения целевых социальных программ,

• обеспечения профессионально-технического функционирования системы социальных институтов (систем здравоохранения, образования, социальной за щиты, культуры, охраны труда, занятости и т. п.);

• легализации, адекватности, дифференцированности и устойчивости социальных гарантий;

• правовой, информационной и финансовой адресности социальной поддержки населения;

• профилактики социальных рисков;

• ориентации на выявление и ликвидацию механизмов и процессов, дегуманизирующих действительность;

• интеграцию человека в общество, ориентированную на оптимальную реализацию потенциальных способностей личности к самообеспечению с учётом индивидуальных и общественных интересов;

• равенства стартовых возможностей и реализации потенциальных способностей индивидов;

• системности и стабильности мер, направленных на поддержание и позитивное развитие объектов социальной политики;

• социальной справедливости и социального прогрессивного развития. Социальная политика осуществляется через систему мер, воздействующих:

• на этику и мораль, включая формирование и определение их места в жизни от дельных членов общества (индивидов, семьи, социальных групп, слоев и

т.д.);

• на общественный и личный быт членов общества, в т.ч. государственное регулирование материальной и культурной среды, в которой происходит удовлетворение потребностей человека в пище, одежде, жилище, отдыхе, развлечениях, поддержании здоровья, и др. стороны быта;

• на психологию быта членов общества (семьи, сферы обслуживания, досуга др.);

• на социально-психологические особенности различных типов личностей, социальных групп, слоев и т. п.;

• на взаимодействия психологических и социальных факторов жизнедеятельности людей;

• на формирование взаимоотношений, форм общения и взаимовлияния членов общества, а также их личностных и общественных ориентации и установок;

• на становление обычаев, нравов, традиций, обществ, сознания различных групп, слоев населения и общества в целом;

• на закономерности развития и функционирования отдельных социальных групп, слоев, как самостоятельных систем и как части системы «общество в целом»;

• на институт семьи; на производственную сферу деятельности людей, включая государственное регулирование формирования оптимальной производствен ной среды, её психологии; условий и охраны труда;

• на приоритеты мотиваций личности, общества, семьи при формировании установок на трудовую деятельность; на социально-экономические аспекты, включая:

• условия обеспечения экономической самостоятельности членов общества;

• стимулирование трудовой деятельности;

• эффективную занятость,

• уровень образования;

• качество жизни населения, его доходы, прожиточный минимум, уровень и структуру потребления материальных и культурных благ; предотвращение массовой бедности:

• повышение благосостояния населения в целом и его отдельных слоев, групп;

• на пенсионные и другие формы социального обеспечения, социальное обслуживание, реабилитацию лиц с ограниченной трудоспособностью; на деятельность отраслей и институтов социальной сферы;

• на обеспечение целевой государственной и благотворительной помощи наиболее незащищённым, социально уязвимым и малоимущим слоям населения; на демографическую ситуацию, сохранение генофонда;

• на охрану здоровья нации;

• на культуру, просвещение, включая решение вопросов базового и профессионального образования, сохранения и приумножения культурного и духовного наследия народа;

• на развитие науки и техники, научно-технический прогресс; на правовое регулирование социальных гарантий;

• на обеспечение гражданам условий для самозащиты от социальных и экономических рисков с целью поддержания и повышения уровня благосостояния их сем!

Социальная политика должна предусматривать в интересах социальной безопасности реализацию первоочередных действий по следующим направлениям:

1) Принятие социальной хартии (декларации) России. В этом согласительном государственно-общественном документе должны быть отражены вопросы, связанные с жизнью и положением человека в обществе — труд, его условия и оплата, социальное обеспечение, отдых, духовное развитие личности, охрана жизни и здоровья людей, образование, семейные связи, воспитание детей, морально-этический прогресс.

2) Организация мониторинга и экспертизы социальных процессов и социальной трансформации населения России, включая:

- анализ социальной структуры общества;

- анализ социальной структуры экономики:

- оценку социально-экономических отношений, в том числе отношений собственности, условий, уровня и качества жизни социальных групп, трудового и экономического поведения населения;

- оценку поддержки различными группами проводимой экономической и социальной политики;

- оценку трансформации массового сознания населения.

3) Регулярное заслушивание Советом Безопасности России вопросов, касающихся социальной безопасности.

4) Введение в практику деятельности Правительства России регулярной подготовки Национального доклада по социальному развитию, социальной безопасности и социальной политике.

5) Регулярное проведение научных, общественных акций (конференций, семинаров, круглых столов и т.д.) для привлечения внимания к проблемам социальной безопасности, что всегда полезно для социальной разрядки, инициирования диалога, обмена знаниями и мнениями по актуальным социальным проблемам между научными, общественными кругами и органами власти.

Данные убедительно показывают, что в современных условиях полная безопасность каждого отдельно взятого социума может быть достигнута лишь в результате целенаправленных усилий всего мирового сообщества. Это, впрочем, не освобождает каждое государство от разработки и реализации собственных программ и концепций по обеспечению безопасности своих граждан и их социальных институтов.

В России вопросам безопасности уделяется пристальное внимание. В 1992 году был даже принят специальный Закон Российской Федерации «О безопасности». В нем данное понятие трактуется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы определяются как совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. Угроза безопасности, по закону, - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Реальная и потенциальная угроза безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, обуславливает содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

Общероссийский союз общественных объединений «Общественный комитет содействия безопасности России» зарегистрирован федеральной регистрационной службой министерства юстиции РФ от 30-го июня 2005 года. В пяти федеральных округах России, Северо-Западном, Центральном, Приволжском, Южном и Уральском, созданы главные управления комитета безопасности РФ. Комитет безопасности России (КОБРа), ориентированный на мобилизацию общественных сил для борьбы с коррупцией и терроризмом, на содействие политическим партиям, активно участвующим в строительстве социального государства России, был создан 24 августа 2006-го года – по опыту деятельности таких трансгосударственных структур, как «Интерпол» и «Армия спасения».








Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.