|
Выборы и изберательное правоВ современном цивилиз-ом общ-ве выборы явл-ся процедурой, с помощью которой обеспеч-ся участие граждан в формиров-ии представительных, законодательных, судебных и исполнительных органов гос-ва. Выборы – это способ существования демократии, способ смены правящих элит, передача власти от одних людей другим мирным путём, через волеизъявление народа. Успешное проведение выборов и признание общ-вом их результатов явл-ся важным признаком демократичности такого общ-ва, его способности решать назревшие проблемы мирными полит-ими средствами. Выборы рассматр-ся также как форма контроля масс за правящей элитой. Выборы представляют собой своеобразный полит-ий рынок. Как и на любом рынке здесь также сущ-ют обман, спекуляция на доверии избирателей. Поэтому выборы эффективны тогда, когда в гос-ве действует избирательное право как система законов, регулирующая процедуру выборов, а также сущ-ет гражданское общ-во как совокупность негос-ых образований, способствующих реализации интересов граждан (партии, профсоюзы и т п). Выборы – это система процедур, которая делится на этапы и специфика этого процесса закл-ся в строгой регламентации полит-ой борьбы. В 20 в выборы превратились в важнейший инструмент функционирования полит-ой системы и полит-ого процесса. Принципы выборов: (они признаны мировым сообществом) 1. Обязательность выборов, т е осн-ые органы власти избир-ся, но не назнач-ся. 2. Периодичность выборов, определённый срок, обеспечивает сменяемость должностных лиц. 3. Всеобщность избирательного права – означает все граждане, достигшие возраста социально-полит-ой дееспособности. Достигшие получают активное право избирать, лично участвовать в выборах представительных учреждений и должностных лиц; и пассивное право – быть избранным, это установленное законом право гражданина быть кандидатом в представительные органы или на выборную должность. Во многих странах сущ-ют ограничения принципа всеобщности некоторыми условиями, такая практика наз-ся ценз. Виды цензов: Ценз оседлости, т е срок проживания в данной местности или стране;Ценз гражданства (7 лет в РБ);Имущественный ценз;Ценз пола;Ценз грамотности;Моральный ценз – запрет на голосование для осуждённых по суду, либо же родители, лишённые прав;Дополнительные цензы: всеобщее избирательное право впервые было введено во Франции в 1848 г, но только для мужчин, женщины, допущенные к выборам впервые в новой Зеландии (1902), Финляндия (1906), Россия – 1917, США – 1920, Швейцария – 1971 4. Альтернативность 5. равные права избирателей: равное кол-во голосов для всех избирателей; формула (1 чел-к – 1 голос), хотя в нек-ых странах 1 избиратель может иметь несколько голосов;от одинакового кол-ва избирателей одинаковое кол-во депутатов. Для этого формируются равные по численности избирателей округа. 6. Равные права кандидатов: обеспеч-ся едиными возможностями выдвижения, агитации, доступа к СМИ. Для этого во многих странах введены ограничения расходов и пожертвований, а также для неимущих кандидатов частичное гос-ое финансирование. 7. соблюдение закона на всех этапах 8. свободное волеизъявление избирателей и гарантии тайны голосования. Это обеспечивается одинаковостью и анонимностью бюллетеней, изолированными кабинками. Этот принцип включает также свободное волеизъявление – право избирателей не участвовать в выборах (абсентеизм), с одной стороны – это выражение демократии, когда их политика устраивает стабильностью; с другой стороны он отрицательно влияет на полит-ий процесс: к власти может прийти не популярная, но дисциплинированная партия. Выборы могут вообще не состояться и назначаться перевыборы (Бельгия, Италия - санкции, Турция – тюрьма). 9. Прозрачность выборов – предоставление общественности и СМИ наблюдать за выборами, иметь инф-ию о финансировании кандидатов, проводить экзетпулы. Процедура выборов регламентируется избирательным правом каждой страны. Избирательное право – совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах представительных органов власти, организацию и проведение выборов, взаимоотношения между избирателями и представительными учреждениями, порядок отзыва депутатов. В основу современного избирательного права заложены принципы всеобщих, прямых, тайных и равных выборов. Это предполагает, что все совершеннолетние граждане гос-ва вне зависимости от пола, расы, национальности, возраста, религии, места жительства напрямую выбирают все вертикали власти. Голосование осущ-ся тайно, т е никто без ведома самого гражданина не вправе знать, за кого он проголосовал. Принцип всеобщности, равенства, тайного, прямого и свободного голосования заложены в конституции РБ. Принцип всеобщности предполагает, что право избирать имеют все граждане, достигшие 18 лет, что не должно быть никаких имущественных и иных ограничений. Технология выборов и избирательных кампаний. Стадии избирательного процесса Выборы - это целая система процедур, которые делятся на этапы. И специфика этого процесса заключается в строгой регламентации политической борьбы. Сам процесс имеет две стороны: 1) Избирательная процедура (мероприятия государства по организации выборов). 2) Избирательная компания – проводится субъектами избирательного процесса, то есть, участниками. Стадии: I. Назначение даты выборов. Назначается государственным органом (или законодательной, или исполнительной властью). Чаще всего дата определено законом. II. Регистрация избирателей. Выступает в обязательной форме, когда государство само составляет списки участников голосования по территориальному принципу. Есть добровольная: сам избиратель приходит для регистрации. Такая система в США III. Определение и закрепление избирательных округов и участков. IV. Создание избирательных органов (как правило в трех ступенях). 1) Центральный. 2) Окружные. 3) Участковые комиссии. V. Выдвижение кандидатов. 1) самовыдвижение путем подписей. 2) выдвижение группами избирателей (трудовые коллективы, жители территории (село, микрорайон). Механизм – собрание, с составлением протокола о выдвижении и подписями в поддержку кандидата. 3) по партийным спискам. VI. Регистрация кандидатов и партийных списков. VII. Предвыборная кампания – основана на технологиях политического маркетинга, которые позволяют скорректировать программы кандидата, привлечь электорат, выработать имидж стратегии. Методы:1) Реклама в СМИ. 2) Агитация «от двери к двери» (обход избирательного участка по домам). 3) Встречи с избирателями. 4) Листовочная и плакатная агитация (различные шоу, акции в поддержку кандидата). 5)Директ-мейл – прямая рассылка программ, писем и т.д. Подготовка выборов Подготовительный этап избирательного процесса оказывает важное влияние на все его стадии. Выборы всегда осуществляются в конкретной общественно-политической среде, которая во многом определяется их подлинно демократический или манипулятивный характер. Эта среда (исторический контекст) включает ряд параметров, отражающих ее влияние на избирательный процесс, К ним относятся: - наличие в обществе ценностного консенсуса, атмосферы доверия, готовности политических партий подавляющего большинства граждан уважать результаты выборов. - электоральная (гражданская) просвещенность избирателей. - демократический характер регистрации избирателей. Это означает прежде всего отсутствие любого рода дискриминации: по национальному, расовому, имущественному или какому-либо другому признаку; - демократический порядок регистрации и взаимоотношений партий.; - формирование независимых, беспристрастных и компетентных органов управления избирательным процессом. К ним относится прежде всего избирательная комиссия. Ее функции разнообразны, хотя и не одинаковы в различных странах. Обычно это: толкование избирательного закона, определение правил и процедур проведения выборов, организация избирательных участков, проверка подлинности собранных в поддержку кандидатов подписей, регистрация избирателей и кандидатов, подготовка предвыборных материалов и подбор аппарата, необходимого для проведения выборов, урегулирование возникающих споров, проведение мероприятий по электоральному просвещению граждан, подсчет и сведение результатов выборов и их объявление, общий контроль за процессом выборов; - наличие доступных для всех механизмов подачи и рассмотрения жалоб и разрешения споров, а также эффективных и независимых органов контроля за соблюдением избирательного закона всеми участниками электорального процесса, в том числе членами избирательных комиссий. Выдвижение кандидатов После проведения подготовительных мероприятий и официального назначения сроков выборов начинается избирательная кампания. Сам этот термин применяется по отношению как ко всему государству, так и отдельным кандидатам или партиям. В первом случае избирательная кампания представляет собой комплекс организационных, политических, информационно-пропагандистских и агитационных мероприятий по непосредственному обеспечению избирательного процесса в государстве, во втором - систему мероприятий, направленных на успех конкретного кандидата или партии. Первый шаг избирательной кампании - выдвижение кандидатов и (или) партий (движений). Существуют различные способы их выдвижения и регистрации: 1) сбор подписей в поддержку кандидата или партии; 2) предоставление регистрационного взноса или денежного залога, а также документов, свидетельствующих о наличии у кандидата определенной поддержки, например списка партийных активистов или членов группы поддержки; 3) автоматическая регистрация кандидатов в случае занятия ими оспариваемых на предстоящих выборах постов. Наибольшее распространение имеет выдвижение кандидатов партиями, общественными движениями и организациями, группами граждан, собравшими определенное количество подписей в их поддержку. Число подписей, необходимых для регистрации кандидата, зависит от уровня выборов (президентские, парламентские, региональные и т.п.), а также от особенностей избирательного закона страны. Агитационная кампания Выдвижение кандидатов завершается их регистрацией, после чего начинается агитационная (предвыборная) кампания. На этой стадии наблюдается максимальная активность конкурирующих партий и кандидатов, они получают широкие возможности убеждать избирателей в своих преимуществах с помощью СМИ, рекламы, наглядной агитации, непосредственного личного общения кандидатов и их доверенных лиц с гражданами в ходе многочисленных поездок по стране или электоральному округу. Агитационная кампания оказывает большое влияние на решения избирателей, во многом предопределяет успех или неудачу претендентов. Поэтому ее организации и проведению уделяется особое внимание. Современные агитационные кампании обычно ведутся в соответствии с научными рекомендациями по четко разработанному плану, состоящему из таких основных элементов, как анализ и оценка политической ситуации и уязвимых для кандидата мест, стратегия, тактика и график кампании, структура управления ею и ее бюджет. Любые выборы требуют наличия немалых материальных, временных и человеческих. Без таких ресурсов выборы либо вообще не состоятся, либо дадут явные преимущества обладателям электоральных ресурсов: представителям правящей группировки, крупного капитала, владельцам СМИ и т.п. Главное условие демократического характера агитационной кампании - примерное равенство или хотя бы справедливое распределение ее ресурсов среди всех основных конкурентов. Это предполагает: - выравнивание избирательных фондов с помощью государственного финансирования, ограничения частных взносов, запрета поступлений со стороны корпораций и иностранных граждан, а также с помощью других средств; - обеспечение приблизительно равного доступа к СМИ, особенно электронным - без этого выборы превращаются в инструмент манипулирования; - строгий запрет использовать государственные средства для получения преимуществ на выборах (предполагает недопущение использования для ведения собственной кампании руководителями государства и высшими чиновниками своего служебного положения, государственных служащих, а также помещений, транспорта, техники, телефонов и т.п.); - запрет принятия в период избирательной кампании незапланированных социальных мер и программ, призванных повысить популярность правительства на выборах и др. Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|