|
Понятие политики. Многообразие подходов к определению политики.Политика – одна из сфер общественной жизни. Впервые появилась в 4-5-ом в.в. до н.э. в Древней Греции с появлением государства. Политика по Платону – общественные и государственные дела. Политика - из греч. «полис» - город-государство в античности, «политике» - государственные и общественные дела, «политикес» - государственный деятель. Политика – искусство государственного управления (по Платону). Политика – деятельность по управлению людьми и обществом через государство, а также управление самим государством (Аристотель). Политика – искусство достижения государственных целей (борьба за власть, способы ее удержания и использования) (Николо Макиавелли). Критерии политики – используемые властью средства принуждения (Маркс Вебер). Политика – все то, что включает в себя отношения власти, управления и авторитета (Р. Даль). Политика – деятельность социальных слоев, групп и индивидов по осознанию и представлению своих противоречивых коллективных интересов, по выработке обязательных для всего общества решений, осуществляемых с помощью государства. Политика – сфера взаимоотношения между людьми по поводу власти. Политика – наука и искусство возможного (Бисмарк) и невозможного (добавлено современными политологами). Политика – концентрированное выражение экономики (Ленин). Методы и функции политологии. Необходимость ее изучения в ВУЗе. Методология – совокупность принципов, способов познания науки. Общенаучные методы: а) анализ и синтез б) индукция и дедукция в) аналогия г) моделирование д) диалектический - раскрывает взаимосвязи между политикой, обществом и культурой. е) исторический Частные методы: а) бихевиористкий (поведение, поступок) – анализ п/поведения отдельной личности или социальных групп б) системный – раскрывает взаимосвязь между политикой и обществом в) социологический – совокупность приемов и методов социологических исследований, направленных на сбор и анализ фактов реальной п/жизни г) коммуникационный – общения участников п/процессов Функции политологии как учебной дисциплины. 1. Гносиологическая (теоретико-познавательная) – формирует знания о политике и ее роли в обществе. 2. Мировоззренческая – помогает правильно оценить соотношение общечеловеческих, государственных, классовых, групповых, личных интересов и правильно определить свое место в п/жизни общества. 3. Регулятивная – воздействие людей и организаций на п/процесс, их участие в политических процессах и рационализации политической жизни. 4. Методологическая – раскрывая общие закономерности политики, создает базу для более частных п/теорий. 5. Аналитическая – анализ, оценка результатов деятельности государства, политических партий, других субъектов политической организации общества. 6. Прогностическая – позволяет прогнозировать последствия принимаемых п/решений, развитие п/процессов, своевременное корректирование политики. 7. Воспитательная – создает теоретическую базу, обобщает опыт, помогает политической социолизации общества. Структура политологии. 1. Политология как наука и учебная дисциплина. 2. Основные этапы развития политической мысли. 3. Политическая власть как социальный феномен. 4. Политическая система общества и институты власти. 5. Политические режимы и политическое лидерство. 6. Проблемы демократии – теория и реальность. Необходимость изучения политологии: 1) дает систематизированные знания о политике и закономерностях ее развития 2) поднимает политический уровень студентов 3) учит студентов разбираться в политических процессах, понимать их и уметь анализировать (ведь политически неграмотный человек – легкая добыча политиков) 4) политика участвует в решении ряда вопросов медицины 4. Политическая мысль античности. Платон, Аристотель о власти, политике, государственном устройстве. Становление п/мысли происходило во время возникновения государств. Высокое развитие государств привело к высокому развитию п/мысли. Наивысшего расцвета п/мысль достигла в Древней Греции. Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон, Конфуций, Лао Цзы занимались поиском наилучшего устройства государства. Платон – великий философ, мыслитель и политолог, идеолог афинской демократии. Создал систему философского идеализма, в которую органично вписалась теория идеального государства. 44 произведения, все дошли до наших дней (в том числе «Государство», «Законы»). Принципами основных политических идей о наилучшем устройстве человеческого общества и государства должны были быть справедливость и добро. Основные идеи: 1) государство должно управляться мудрецами 2) в основе науки управления – знания, профессионализм. Делил общество на три сословия: а) философы – высший слой, присуще разумное начало б) воины – присуще аффективное (эмоциональное, яростное) начало в) земледельцы, ремесленники, купцы – присуще вожделеющее (жаждущее богатство) начало Философы и воины управляют (философы создают законы, воины – стражи порядка, охраняют государство), они не имеют частной собственности и моногамной семьи, чтобы не злоупотреблять служебным положением, третье сословие производят материальные блага, имеет частную собственность и моногамную семью. Ограниченность учения: исключал рабов, т.к. не считал их людьми. Платон пытался создать такое государство в Сиракузах. 3) Выделил 3 формы государственного правления: а) монархия – власть одного б) олигархия – власть богатых и ее разновидность тимократия (честь, достоинство). При олигархии правит богатство, богатство находится на одном полюсе, на втором – нищета. Тимократия ведет к честолюбию и честолюбивому соперничеству. в) демократия – власть народа. Демократия при полной свободе, если ее понимать как вседозволенное, может превратиться в анархию, в охлократию (свой антипод). 4) определение политики: это общественные и государственные дела, искусство управлять общественными и государственными делами. 5) принципы демократического правления: а) идея народного собрания б) выборы по большинству голосов («античная» демократия) в) подчинение правителей закону или писаным нормам, праву. Аристотель – ученик и критик Платона, учитель Александра Македонского. Написал свыше 1000 произведений, до наших дней дошло мало произведений. 1) исследовал типы политического устройства многих известных ему государств и изложил их в трудах «Полития» и «Никомахова этика». 2) защищал частную собственность и моногамную семью. 3) человек по своей природе – существо общественное («зоополитикус»), его назначение – жить в обществе. Реализовать себя человек может в трех сферах: семья, община, государство. 4) главная форма общения для человека – государство. Вне государства человек становится либо животным, либо божеством. 5) выделял 6 форм государственного устройства в зависимости от цели, которые ставят в них политики (3 правильных и 3 неправильных, в которые переходят правильные):
Наиболее правильно устроена полития – правят законы, власть большинства на основе законов ради общей пользы. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|