Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема №1 Определение, предмет, задачи и роль экологии в решении глобальных экологических проблем.





Тема №1 Определение, предмет, задачи и роль экологии в решении глобальных экологических проблем.

Цель лекции: Раскрыть предмет, задачи и место экологии среди наук, осветить её содержание и положения. Познакомить студентов с объёмом знаний об экологии – науке о тактике и стратегии сохранения и стабильного развития жизни на Земле. Отметить уязвимость природы под натиском человеческой деятельности. Показать пути и способы снижения антропогенной нагрузки. Попытаться воспитать у будущих специалистов, чувство бережного отношения к природе, какую бы работу они не выполняли, на каких бы должностях ни находились. Подготовить к решению практических задач по экологии.

Рекомендованная литература:

 

1. Бiлявський Г. О., Падун М. М., Фудуй Р. С. Основи загальної екології. - Київ: «Либiдь». – 1995. –370 с.

2. Джигирей В.С., Сторожук В.М., Яцюк Р.А. Основи екології та охорона навколишнього природного середовища. – Львів: Афіша, 2000. – 272 с.

3. Экология: Уч. Пособие / Под ред. С.А. Боголюбова. – М.: Знание, 1997–286с.

4. Валова (Копылова) В.Д. Основы экологии. Уч. пособ. – М.: 2002.– 321с.

5. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. // - Ростов н/Д: «Феникс».-

2003.- 576с.

6. Бондар ОІ., Корінько І.В, Ткач В.М, Федоренко О.І. Основі єкології.

Навчально-методичний посібник.-К.-Х., ДЕІ-ГТІ, 2005.-235с.

Ключевые слова и понятия:

 

- Экология.

- Экосистема.

- Экологические проблемы.

- Кривая Мальтуса.

- Ресурсы.

- Уровень устойчивого потребления.

- Теория Геи.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Экологический кризис, в состоянии которого находится наша планета, является следствием, прежде всего, кризиса «сознания» человечества. Так, если до начала 19 века в сознании человечества преобладало понятие долга: нравственного, государственного, семейного, религиозного и т.д., то с конца 19 – начала 20 веков стали преобладать идеалы потребления, комфортной, приятной жизни. Человечество на этом пути не достигло счастья, однако потеряло возможность существовать в ладу с Природой и с самим собой.

В результате к концу 20 века термин «Экология» перешагнул границы университетских аудиторий и превратился в политический лозунг и в обозначение определенного типа мировоззрения.

Значение экологии в современных условиях неизмеримо возросло. Экология стала для всего человечества не только наукой, а и способом мышления, поведения, реальностью действий, основой гуманизма, духовности и понимания единства человека с природой.

Произошло переосмысление экологических ценностей в совокупной системе общественных ценностей. Экологические ценности, включаю­щие природные ресурсы (чистый воздух, незагрязненную, богатую жи­выми обитателями водную среду, плодородную почву, обширные лес­ные пространства, многообразный животный мир) тесно переплетаются с хозяйственной жизнью, экономическими, биологическими, эстетиче­скими и другими потребностями человечества.При этом сохранение природных богатств является первоочередной задачей.

Изучение экологии в высших учебных заведениях должно включать все эти аспекты, сочетая вопросы общей и прикладной экологии. При этом предмет «Основы экологии» является базой для изучения прикладных дисциплин. Экология это симбиоз естественных наук химии, физики, биологии.

Характерной чертой экологии является то, что она не принадлежит к числу научных дисциплин с простой линейной структурой. Она является междисциплинарной общей базой для сотрудничества специалистов всех направлений: натуралистов и инженеров, экспериментаторов и ученых-теоретиков, биологов, математиков, медиков, метеорологов, металлургов, демографов, географов и многих других, для которых экологические знания являются жизненно необходимыми. Приобретение каждым человеком экологических знаний будет содействовать бережному отношению к природе и меньшему количеству ударов с её стороны в ответ на бездумное отношение к ней.

К сожалению, сейчас в Украине существуют проблемы в экологическом образовании, что обусловлено следующими причинами:

1. слабая материально-техническая база экологического образования;

2. в обществе не возник необходимый уровень экологического мировоззрения, что требует выделения значительной части национального продукта на решение экологических проблем, в частности проблем экологического образования;

3. через экономические трудности приоритеты государственной политики пока не направлены в сторону экологии, как этого требует угрожающее состояние окружающей среды в большинстве регионов Украины.

 

История развития экологии.

К экологии применимы слова Альберта Эйнштейна: «Знание (экология) является функцией времени».

Историю формирования экологических знаний можно условно разбить на три этапа.

Начало первого этапа развития экологии (V в. до н.э. – Эпоха Возрождения, т.е. начало XVIII в.) следует отсчитывать с появленияпервых ботанико-географические сообщений экологического характера, которые связаны с такими центрами древней культуры, как Китай, Египет, Индия, Греция. Уже в работах древнегреческих философов Гераклита (530 - 470 гг. до н.э.), Гиппократа (460 - 356 гг. до н.э.), Аристотеля (384 - 322 гг. до н.э.), Теофраста Эрезийского (372 - 287 гг. до н.э.), Плиния Старшего (23 - 79 гг.) и других содержатся сведения экологического характера. Например, Аристотель описал свыше 500 известных ему видов животных, особенности их поведения и приспособления к условиям окружающей среды. Ученик Аристотеля Теофраст Эрезийский - "отец ботаники", как его часто называют, описывал особенности роста растений в разных условиях среды, зависимость их форм и особенностей их роста от грунта и климата.

В эпоху Возрождения продолжалось накопление данных о растительном и животном мире. Первые систематики Д. Цезалпин (1519 - 1603), Д. Рей (1627 - 1705), Ж. Турнефор (1556 - 1708) в своих трудах приводят сведения экологического характера, в частности, зависимость распространения растений от условий их произрастания. В целом, на первом этапе развития экологии происходило накопление экологических знаний.

Второй этап развития экологической науки (XVIII в. – начало XX в.) связан с крупномасштабными ботанико-географическими исследованиями в природе, разделением и систематизацией экологических знаний. Начальный вклад в развитие этого направления исследований внесли систематик растений и животных видный шведский ученый Карл Линней (1707 - 1778), российские ученые М. Лепехин, К.Ф. Рулье, М.А. Северцов, А.М. Бекетов.

В 1798 г. Т. Мальтус описал уравнение экспоненциального роста популяций, а идеи, изложенные в этой работе, стали прототипами целого комплекса экологических понятий и теорий: биотический потенциал и жизненная ёмкость среды, борьба за существование и естественный отбор, и в итоге натолкнули Ч. Дарвина на мысль об эволюции путем естественного отбора.

Жан-Батист Ламарк (1744-1829) был первым, кто предсказал наступление того, что мы называем «экологический кризис», и заговорил об охране природы. Природа для него была не только мастерской, но и храмом. Именно Ламарк в 1802 году придумал слово «биология», и значит первым из биологов отмечал разрушение природы человеком. В работе "Гидрогеология" он фактически предвосхитил представление о биосфере.

Французский врач В. Эдуардэ (1824) опубликовал книгу "Влияние физических факторов на жизнь", которая положила начало экологической и сравнительной физиологии, а Ю. Либих (1840) сформулировал знаменитый "Закон минимума", не потерявший своего значения и в современной экологии.

В России профессор Московского университета Карл Францевич Рулье на протяжении 1841 -1858 гг. дал практически полный перечень принципиальных проблем экологии, не найдя, однако, выразительного термина для обозначения этой науки. Он первый четко определил принцип взаимоотношений организма и среды: " Ни одно органическое существо не живет само по себе; каждое вызывается к жизни и живет только постольку, поскольку находится во взаимодействии с относительно внешним для него миром ".

Развивая этот принцип, К.Ф. Рулье делит взаимоотношения со средой на две категории: "явления жизни особной" и "явления жизни общей", что соответствует современным представлениям об экологических процессах на уровне организма и на уровне популяций и биоценозов. При этом механизмы взаимоотношений организмов со средой К.Ф. Рулье обсуждал с позиций, настолько близких к классическим принципам Ч. Дарвина, что его по праву можно считать предшественником Дарвина. К сожалению, К.Ф. Рулье умер в 1858 г., за год до выхода в свет книги Ч. Дарвина "Происхождения видов". Труды его практически неизвестны за рубежом, но в России они имели огромное значение, послужив основой формирования мощной когорты экологов-эволюционистов, некоторые из которых были его прямыми учениками (Н.А. Северцов, А.П. Богданов, С.А. Усов).

Третий этап (начало XX в – по наши дни) - системных исследований и концептуальных прогнозов.

Начало развития экологии как самостоятельной науки следует отсчитывать от трудов Э. Геккеля, давшего четкое определение её содержания. Надо лишь отметить, что, говоря об "организмах", Э. Геккель, как это было тогда принято, не имел в виду отдельных особей, а рассматривал организмы как представителей конкретных видов. По существу, основное направление, сформулированное Э. Геккелем, соответствует современному пониманию аутэкологии - экологии отдельных видов.

Одновременно с этим в первой половине XX в. начались широкие работы по изучению над организменных биологических систем. Их основой послужило формирование концепции биоценозов как многовидовых сообществ живых организмов, функционально связанных друг с другом. В 1926 г. появилась книга В. И. Вернадского "Биосфера", в которой впервые была показана планетарная роль совокупности всех видов живых организмов - "живого вещества".

В 1935 г. А. Тенсли ввёл понятие "экосистема". Стало практиковаться возникшее в самом начале XX в. деление экологии на аутэкологию (экологию отдельных видов) и синэкологию (экологические процессы на уровне многовидовых сообществ - биоценозов).

В середине ХХ века в составе экологии сформировалось популяционное направление, которое иногда называют демэкологией. Стало ясно, что популяция – это не просто "население", т. е. сумма особей на какой-то территории, а самостоятельная биологическая (экологическая) система над организменного уровня. Эта система обладает определенными функциями и механизмами авто регуляции, которые поддерживают ее самостоятельность и функциональную устойчивость.

В последнее время признано, что экология включает в себя все три уровня организации биологических систем: организменный, популяционный и экосистемный. Таким образом, экологию можно рассматриватькак науку о закономерностях формирования, развития и устойчивого функционирования биологических систем разного ранга в их взаимоотношениях с условиями среды.

 

Тема №1 Определение, предмет, задачи и роль экологии в решении глобальных экологических проблем.

Цель лекции: Раскрыть предмет, задачи и место экологии среди наук, осветить её содержание и положения. Познакомить студентов с объёмом знаний об экологии – науке о тактике и стратегии сохранения и стабильного развития жизни на Земле. Отметить уязвимость природы под натиском человеческой деятельности. Показать пути и способы снижения антропогенной нагрузки. Попытаться воспитать у будущих специалистов, чувство бережного отношения к природе, какую бы работу они не выполняли, на каких бы должностях ни находились. Подготовить к решению практических задач по экологии.

Рекомендованная литература:

 

1. Бiлявський Г. О., Падун М. М., Фудуй Р. С. Основи загальної екології. - Київ: «Либiдь». – 1995. –370 с.

2. Джигирей В.С., Сторожук В.М., Яцюк Р.А. Основи екології та охорона навколишнього природного середовища. – Львів: Афіша, 2000. – 272 с.

3. Экология: Уч. Пособие / Под ред. С.А. Боголюбова. – М.: Знание, 1997–286с.

4. Валова (Копылова) В.Д. Основы экологии. Уч. пособ. – М.: 2002.– 321с.

5. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. // - Ростов н/Д: «Феникс».-

2003.- 576с.

6. Бондар ОІ., Корінько І.В, Ткач В.М, Федоренко О.І. Основі єкології.

Навчально-методичний посібник.-К.-Х., ДЕІ-ГТІ, 2005.-235с.

Ключевые слова и понятия:

 

- Экология.

- Экосистема.

- Экологические проблемы.

- Кривая Мальтуса.

- Ресурсы.

- Уровень устойчивого потребления.

- Теория Геи.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Экологический кризис, в состоянии которого находится наша планета, является следствием, прежде всего, кризиса «сознания» человечества. Так, если до начала 19 века в сознании человечества преобладало понятие долга: нравственного, государственного, семейного, религиозного и т.д., то с конца 19 – начала 20 веков стали преобладать идеалы потребления, комфортной, приятной жизни. Человечество на этом пути не достигло счастья, однако потеряло возможность существовать в ладу с Природой и с самим собой.

В результате к концу 20 века термин «Экология» перешагнул границы университетских аудиторий и превратился в политический лозунг и в обозначение определенного типа мировоззрения.

Значение экологии в современных условиях неизмеримо возросло. Экология стала для всего человечества не только наукой, а и способом мышления, поведения, реальностью действий, основой гуманизма, духовности и понимания единства человека с природой.

Произошло переосмысление экологических ценностей в совокупной системе общественных ценностей. Экологические ценности, включаю­щие природные ресурсы (чистый воздух, незагрязненную, богатую жи­выми обитателями водную среду, плодородную почву, обширные лес­ные пространства, многообразный животный мир) тесно переплетаются с хозяйственной жизнью, экономическими, биологическими, эстетиче­скими и другими потребностями человечества.При этом сохранение природных богатств является первоочередной задачей.

Изучение экологии в высших учебных заведениях должно включать все эти аспекты, сочетая вопросы общей и прикладной экологии. При этом предмет «Основы экологии» является базой для изучения прикладных дисциплин. Экология это симбиоз естественных наук химии, физики, биологии.

Характерной чертой экологии является то, что она не принадлежит к числу научных дисциплин с простой линейной структурой. Она является междисциплинарной общей базой для сотрудничества специалистов всех направлений: натуралистов и инженеров, экспериментаторов и ученых-теоретиков, биологов, математиков, медиков, метеорологов, металлургов, демографов, географов и многих других, для которых экологические знания являются жизненно необходимыми. Приобретение каждым человеком экологических знаний будет содействовать бережному отношению к природе и меньшему количеству ударов с её стороны в ответ на бездумное отношение к ней.

К сожалению, сейчас в Украине существуют проблемы в экологическом образовании, что обусловлено следующими причинами:

1. слабая материально-техническая база экологического образования;

2. в обществе не возник необходимый уровень экологического мировоззрения, что требует выделения значительной части национального продукта на решение экологических проблем, в частности проблем экологического образования;

3. через экономические трудности приоритеты государственной политики пока не направлены в сторону экологии, как этого требует угрожающее состояние окружающей среды в большинстве регионов Украины.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.