Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Дизартрия. Определение, причины. Классификация, структура речевого дефекта, пути коррекции.





Основные понятия:

Дизартрия — нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражений заднелобных и подкорковых отделов мозга.

Дизартрия бульбарная — обусловленная периферическим парезом или параличом мышц, принимающих участие в артикуляции, вследствие поражения языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов и их ядер.

Дизартрия корковая — обусловленная поражением отделов коры головного мозга, связанных с функцией мышц, принимающих участие в артикуляции; отличается расстройством произнесения слогов при сохранении правильной структуры слова.

Дизартрия мозжечковая — обусловленная поражением мозжечка или его проводящих путей; характеризуется растянутой, скандированной речью с нарушением модуляции и меняющейся громкостью.

Дизартрия экстрапирамидная (гиперкинетическая, подкорковая) — возникающая при поражении подкорковых узлов и их нервных связей.

Дизартрия псевдобульбарная — обусловленная центральным параличом мышц, иннервируемых языкоглоточным, блуждающим и подъязычным нервами, вследствие двустороннего поражения двигательных корково-ядерных путей.

Дизартрия стертая форма — нарушение произношения свистящих и шипящих звуков по типу бокового сигматизма.

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной системы.

Для дизартрии характерны: нарушения артикуляционной моторики в виде изменения тонуса артикуляционных мышц, ограничения объема их произвольных движений, координаторных расстройств, различного рода синкинезий, тремора, гиперкинезов языка, губ; нарушения дыхания; расстройства голосообразования.

Речь при дизартрии смазанная, нечёткая. Нередко нарушен темп речи, который может быть ускоренным (тахилалия) или (чаще) замедленным (брадилалия). Иногда отмечаются чередования ускоренного и замедленного темпа речи. Фраза формулируется нечётко, недоговаривается, беспорядочно расставляются смысловые ударения, нарушается расстановка пауз, характерны пропуски звуков, слов, бормотание к концу фразы. Наблюдаются и нарушения голоса: голос обычно тихий, часто неравномерный то тихий, то громкий, монотонный, иногда гнусавый, часто хриплый. Однако поражение двигательных механизмов речи в доречевом периоде в сочетании с сенсорными расстройствами может приводить к сложной дезинтеграции и патологии всех звеньев речевого развития ребёнка с церебральным параличом.

У детей с церебральным параличом дизартрия нередко сочетается со снижением слуха, часто отмечается недоразвитие фонематического слуха.

В основу классификации дизартрии положен принцип локализации, синдромологический подход. Кроме того, учитывается степень понятности речи для окружающих.

На основе принципа локализации различают следующие формы:

- псевдобульбарную,

-бульбарную,

-экстрапирамидную,

-мозжечковую,

-корковую.

 

На основе синдромологического подхода выделяют следующие формы:

- спастико-паретическую,

-спастико-ригидную,

-гиперкинетическую,

-атактическую.

 

Наблюдения показывают, что более целесообразной является классификация по принципу локализации ввиду большей диагностической чёткости различных форм дизартрии. Кроме того, системный подход к их анализу даёт возможность вести логопедическую работу более дифференцированно. Синдромологическая оценка характера нарушения артикуляционной моторики представляет значительную диагностическую сложность для невропатолога. Она не производится логопедом, так как в её основе лежит тонкая дифференциация неврологических синдромов. В ряде случаев полезно сочетать оба подхода.

 

Клинические формы дизартрии

 

Бульбарная дизартрия. Одностороннее (право- или левостороннее) или двустороннее поражение периферических двигательных нейронов (тройничного, лицевого, языкоглоточного, блуждающего и подъязычного).

Патогенез (особенности двигательных расстройств). Избирательные вялые, преимущественно право- или левосторонние параличи мышц речевого аппарата (языка, губ, мягкого нёба и глотки, гортани, поднимающих нижнюю челюсть, дыхательных). Атрофии этих мышц, их атония (язык вялый, дряблый). Снижены или отсутствуют глоточный и нижнечелюстной рефлексы. Расстройства любых непроизвольных и произвольных движений и соответствующих группах мышц.

Клинические симптомы. Голос слабый, глухой, истощающийся. Гласные и звонкие согласные звуки оглушены. Тембр речи изменён по типу открытой гнусавости. Артикуляция гласных приближена к нейтральному гласному звуку. Артикуляция согласных упрощена. Смычные согласные и вибрант «р» заменяются соответствующими щелевыми. Характер щели у щелевых звуков тоже упрощается. В результате в речи доминируют глухие плоскощелевые звуки. Нередки избирательные расстройства артикуляции в соответствии с избирательным распределением вялых парезов. Речь замедленна, резко утомляет больного.

Экстрапирамидная дизартрия (подкорковая). Различные поражения подкорковых ядер мозга и их нервных связей.

Патогенез (особенности двигательных расстройств). Экстрапирамидные расстройства мышечного тонуса в виде гипертонии, гипотонии и дистонии. Насильственные движения (гиперкинезы) в мышцах речевого аппарата в виде дрожания (например, интонационный тремор), медленных червеобразных сокращений мышц (например, при двойном атетозе), быстрых ритмических сокращений одних и тех же мышц (например, при миоклонии), быстрых внезапных сокращений разных мышечных групп (например, при хорее).

Клинические симптомы. Расстройства произношения чрезвычайно разнообразны, часто непостоянны. Голос бывает напряжённым, резким, хриплым, колеблющимся в тембре и громкости. Иногда голос в процессе речи затухает и переходит в шепот.

Иногда артикуляция гласных бывает нарушена больше, чем согласных. Отдельные слова и звуки могут произноситься правильно, но в момент гиперкинеза они оказываются резко искажёнными и невнятными. Как правило, расстраиваются темп, ритм и мелодика речи. Больной замечает свои особенности артикуляции.

Мозжечковая дизартрия. Мозжечковая дизартрия отмечается при поражении мозжечка и его связей. Для этой формы дизартрии, прежде всего, характерна выраженная асинхронность между дыханием, фонацией и артикуляцией. Речь становится замедленной по темпу, толчкообразной, с нарушенной модуляцией ударений, затуханием голоса к концу фразы–«скандированная речь».

Наблюдается мозжечковая дизартрия при атонически-астатической форме детского церебрального паралича, а также при некоторых других формах заболевания, осложнённых астатически-атоническим синдромом. Тонус в артикуляционной мускулатуре при этой форме дизартрии обычно понижен: губы и язык гипотоничны, подвижность их ограничена, мягкое нёбо пассивно провисает, жевание ослабленно, мимика вялая. Ввиду гипотонии и паретичности артикуляционных мышц ребёнок с трудом воспроизводит и удерживает определённые артикуляционные уклады.

В фонетическом отношении страдает, прежде всего, произношение тех звуков, для которых требуется достаточная чёткость и дифференцированность артикуляторных движений (переднеязычные звуки), а также достаточная мышечная сила сокращения губных и язычных мышц (губные и взрывные звуки). Ввиду паретичности мышц мягкого нёба при этой форме дизартрии обычно имеет место открытая гнусавость. При мозжечковой дизартрии, как и при некоторых других формах, нередко отмечаются проявления оральной диспраксии с нечёткостью кинестетического восприятия в речевой мускулатуре.

В процессе становления речи у этих детей исключительно важное значение имеют занятия по выработке синхронности голоса и дыхания. Большое место в речевой терапии, так же как и при экстрапирамидной дизартрии, занимают логоритмика, речевая игротерапия и пение. Большая работа ведётся над развитием координации между дыханием, фонацией, артикуляцией и движением в скелетной мускулатуре.

Кинестетическая постцентральная корковая дизартрия. Одностороннее поражение постцентральных полей коры (их нижних отделов) доминантного, обычно левого полушария мозга.

Патогенез (особенности двигательных расстройств). Апраксия кинестетического типа. Распад кинестетических обобщённых схем артикуляции шумовых признаков звуков в структуре слога с трудностями различения соответствующих артикуляционных укладов.

Клинические симптомы. Голос и тембр речи не расстроены. В процессе речи заменяются шумовые признаки звуков: признаки места образования (особенно язычных согласных), признаки способа образования (особенно аффрикат и шипящих), признаки твёрдости и мягкости. Эти нарушения артикуляции непостоянны, лабильны, вследствие чего замены звуков бывают неоднозначны (п-м, пб, пф, п-т и т.д.). Даже в тяжёлых случаях кинестетической дизартрии тот или иной шумовой артикуляционный признак может искажаться не в 100% случаев. Ребёнок-дизартрик слышит свои ошибки артикуляции и активно (под контролем слуха и кинестетических ощущений) пытается их исправить, что приводит к нарушениям плавности и замедлению речи.

Кинетическая премоторная корковая дизартрия. Одностороннее поражение премоторных полей коры (их нижних отделов) доминантного, обычно левого, полушария мозга.

Патогенез. Апраксия кинетического типа.

Распад временных обобщённых схем артикуляторного действия с напряжённостью, замедленностью отдельных движений, распадом артикуляторных действий на соответствующие их элементы; трудности переключений с одного элемента на другой, персеверации.

Клинические симптомы. Голос звучный, тембр речи не нарушен. Ритмические структуры слов имеют тенденцию к превращению в цепочки открытых передних ударных слогов. Артикуляция согласных напряжена, начальная и конечные согласные нередко удлинены или толчкообразны. Характерны замены щелевых звуков на смычные. Переходные фазы артикуляции часто превращаются в самостоятельные звуки-вставки. Наблюдаются пропуски звуков в стечениях согласных и упрощения аффрикат (ц-с, т, тс). Чрезмерная напряжённость артикуляции косвенно приводит к усилению громкости голоса, избирательному оглушению звонких смычных и реже щелевых согласных.

Псевдобульбарная дизартрия. Обязательно двусторонние поражения центральных двигательных кортикобульбарных нейронов.

Патогенез. Наряду с центральными спастическими параличами мышц речевого аппарата у ребёнка, как правило, наблюдаются экстрапирамидные нарушения мышечного тонуса, различные гиперкинезы, а иногда и другие двигательные расстройства. Сложность и неоднозначность патогенеза псевдобульбарной дизартрии определяет и особенности её клинических проявлений.

Эта форма дизартрии у детей обычно входит в синдром детского церебрального паралича, возникающего в раннем детском возрасте (преимущественно до 2 лет) в связи с травматическими или воспалительными заболеваниями головного мозга. Нередко детский церебральный паралич является последствием родовой травмы.

Нарушения моторики у этих детей носят широкий характер. Часто страдает и моторика в верхней части лица (движения глаз, бровей), вследствие чего лицо бывает неподвижным, маскообразным, амимичным, наблюдается общая моторная неловкость, неуклюжесть, причём у одних детей оказывается более пострадавшей правая сторона тела, у других–левая. Родители отмечают, что ребёнок не может себя обслужить – сам не одевается, не обувается, плохо бегает, прыгает. Естественно, что все функции неречевого характера, в которых необходимо участие языка, губ и других частей речевого аппарата, оказываются также неполноценными: ребёнок плохо пережёвывает пищу, плохо её глотает, не умеет вовремя проглотить и задержать усиленно выделяющуюся слюну, поэтому наблюдается обычно более или менее сильно слюнотечение (саливация).

Клинические симптомы. Голос слабый, сиплый и хриплый, гласные и согласные звуки произносятся глухо, но иногда наряду с оглушением звонких согласных, наблюдается и озвончение глухих согласных. Тембр речи гнусавый, особенно гласных заднего ряда и твёрдых согласных со сложным артикуляционным укладом (р, л, ш, ж, ч, ц). Артикуляция гласных сдвинута назад. Артикуляция согласных упрощена и тоже сдвинута назад. Смычные согласные и вибрант «р» заменяются на щелевые. Щелевые согласные со сложной формой щели превращаются в плоскощелевые. Артикуляция твёрдых согласных нарушается больше, чем мягких. Больной слышит свои дефекты произношения и активно старается их преодолеть. Однако его усилия приводят, как правило, к нарастанию гипертонии в парализованных группах мышц и, следовательно, к усилению патологических особенностей артикуляции.

 

Методика логопедической работы при разных формах дизартрии.

Методика логопедической работы при дизартрии складывается из массажа, специальной логопедической гимнастики, выработки и автоматизации навыков артикуляции.

1. В логопедической работе при дизартриях необходимо умело применять приемы массажа, как расслабляющие напряжённые спастические группы мышц, так и ведущие к раздражению и тонизации вялых ослабленных групп мышц речевого аппарата.

Для получения эффекта расслабления, необходимо создать определённую обстановку: помещение должно быть тёплым, без лишних раздражителей, ребёнок должен сесть удобно, не напрягаться и не сосредоточивать своё внимание на органах артикуляции – это достигается методом дружеской, непринуждённой беседы. Массаж проводится теплыми, сухими руками, употребляя лёгкие поглаживающие движения, необходимые для определённой мышечной группы.

При тонизирующем массаже, напротив, рекомендуется более интенсивные и резкие движения разминания, похлопывания, поколачивания. Приемами массажа удобно закончить всё занятие.

2. В процессе логопедической гимнастики преследуются различные цели:

- умение расслаблять все спастические мышцы,

- достижение полной амплитуды произвольных движений,

- удержание активного речевого органа в определённом положении,

- развитие силы мышечных сокращений,

- затормаживание сопутствующих содружественных движений (синкинезий),

- достижение скорости, точности движений,

- выполнение сложных комплексных движений и лёгкость переключения с одного артикуляционного уклада на другой.

Как правило, комплексы упражнений должны быть индивидуальны с учётом характера дизартрии, степени её выраженности, возраста ребёнка, его личности, интеллекта и других параметров. Во всех случаях в комплекс упражнений логопедической гимнастики включаются и дыхательные упражнения, так как при слабом речевом дыхании затрудняется образование голоса (короткий судорожный вдох) и также это может перейти в заикание. Поэтому при любой форме дизартрии следует упражнять глубину и продолжительность вдоха и выдоха, умение произвольно переходить от грудного к брюшному, или полному дыханию, произвольно регулировать дыхание через рот и через нос. Для развития дыхания полезны также занятия пением и те виды спорта, которые увеличивают ёмкость лёгких.

Работа над дыханием начинается с общих дыхательных упражнений, цель которых увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм.

Приёмы постановки:

а) Отработка различных видов дыхания: - вдох и выдох носом, - вдох носом, а выдох ртом и наоборот, - вдох и выдох ртом (методика Л.С. Волковой).

Ребёнка учат дышать при закрытом рте, попеременно зажимая то одну, то другую ноздрю, для усиления глубины вдоха перед ноздрями ребёнку создается «веер воздуха». Проводятся упражнения по тренировке носового выдоха.

б) Пропевание гласных звуков на выдохе, с каждым разом увеличивая длительность звучания. Используются упражнения с сопротивлением. Ребёнок вдыхает через рот, а рука логопеда на его грудной клетке как бы препятствует этому, но способствует более глубокому и быстрому вдоху и более удлинённому выдоху. Ребёнка просят задерживать вдох, добиваясь быстрого и глубокого вдоха и медленного продолжительного выдоха.

Во время этих упражнений в момент выдоха логопед произносит цепочки гласных звуков, стимулируя его к подражанию, варьируя при этом громкость и тональность голоса. Затем ребёнка стимулируют к произнесению щелевых согласных изолированно и в сочетании с гласными и других звуков.

Различают – динамическую и статическую дыхательную гимнастику.

При дыхательной гимнастике нужно стараться не переутомлять ребёнка и следить, чтобы не напрягал плечи, шею, не принимал порочных поз, все упражнения проводятся плавно, под музыку. В процессе отработки речевого дыхания большое значение имеют и специальные упражнения-игры: выдувание мыльных пузырей, задувание свечей, сдувание со стола мелких пушинок и бумажек и т.д. Игры подбираются дифференцированно в зависимости от возраста, характера нарушения дыхания и др… Работа над дыханием, фонацией и артикуляцией проводится в тесном единстве; большое значение в этой работе имеют также и специальные логоритмические упражнения, игры.

3. Выработка и автоматизация навыков артикуляции являются–центральным разделом логопедической работы и при формах дизартрии имеет свои особенности, обусловленные различным патогенезом этих дизартрий.

 

Бульбарная дизартрия. Цель логопедической работы при вялых параличах и парезах заключается в улучшении трофики тканей, улучшении проводимости нервов, повышении возбудимости мышц, преодолении контрактур. Эти цели достигаются приемами тонизирующего массажа и логопедической гимнастики с использованием интенсивных, с быстрым нарастанием амплитуды и скорости пассивных движений; пассивно-активных и активных движений. Логопед специальное внимание обращает на затормаживание содружественных движений при попытке выполнения дизартриком активных движений паретичными мышцами. Логопед также обращает своё внимание на тренировку тех групп мышц, которые участвуют в образовании отрабатываемой группы звуков. Например, при нарушении артикуляции губных звуков тренируются, прежде всего, мышцы губ и щёк; язычных звуков–мышцы языка; голоса–мышцы гортани и шеи; при преимущественно открытой гнусавости–мышцы глотки и мягкого нёба. При любом распределении пареза тренируется дыхательная мускулатура.

Экстрапирамидная дизартрия (подкорковая). Обычно используются приемы расслабляющего массажа, а иногда и тонизирующего. Логопеду необходимо тренировать ребёнка в активном расслаблении мышц и в волевом подавлении гиперкинезов.

Постоянно работа ведётся над развитием дыхания, над темпом, ритмом, мелодикой и оптимальной чёткостью речи.

В ряде случаев удается преодолеть невнятность и смазанность артикуляции расчленением автоматизированных артикуляторных навыков произношения целых слов и фраз.

Мозжечковая дизартрия. Основными разделами логопедической работы являются:

 

1) Выработка синхронности артикуляции, дыхания и фонации.

2) Развитие соразмерности и точности артикуляционных движений.

3) Усиление проприоцептивных ощущений.

4) Развитие речевого праксиса.

5) Речевая игротерапия, логоритмика, пение.

 

Кинестетическая постцентральная корковая дизартрия. Задача логопеда заключается в формировании артикуляционных укладов, главным образом согласных. Для этого логопед объясняет ребёнку, что нужно делать для получения определённого признака согласного (звонкость, смычка, щель и пр.) или целостный артикуляционный уклад данного согласного (напр., п, т, с и проч.). В качестве наглядности используются артикуляционные профили, муляжи и др. пособия. При произнесении отрабатываемых согласных логопед обращает внимание ребёнка на состояние своих губ, языка, даёт ему ощутить рукой наличие или отсутствие вибрации своей гортани и выход воздушной струи через нос или рот и её характер. Затем ребёнок самостоятельно воспроизводит те же самые согласные перед зеркалом, контролируя правильность своего произношения с помощью зрения, слуха, тактильных и вибрационных ощущений. В дальнейшем дизартрик дифференцирует произношение сходных артикуляционных укладов согласных и, наконец, отрабатывает их в структуре слов и фраз разной степени сложности.

Кинетическая премоторная корковая дизартрия. При чистых формах этого расстройства отработка произношения отдельных артикуляционных укладов не требуется и главная задача состоит в том, чтобы научить ребёнка сочетанию отдельных артикуляционных укладов в последовательные комплексы – артикуляционные действия соответствующие слову.

Обращать его внимание на качество произношения отдельных звуков не следует, так как это больше усугубляет напряжённость его артикуляции и послоговое произношение слов.

Предметом тренировки становятся целые слова и короткие фразы, при произношении которых внимание ребёнка акцентируется на:

- правильном, несколько подчёркнутом воспроизведении ритмической структуры слова с выделением ударного слога;

- интонационном контуре целой фразы с выделением слова, находящегося под логическим ударением.

Ребёнку даются упражнения на произвольное расслабление своих мышц, и рекомендуется говорить тихим голосом.

Словесный материал подбираются таким образом, чтобы в нём не было сложных по слоговой структуре слов, со стечением согласных (экскурсовод, аквалангист), так как они выявляют у ребёнка трудности переключения артикуляционных укладов и персеверации.

Псевдобульбарная дизартрия. При псевдобульбарной дизартрии очень большое внимание должно быть уделено работе над речевой моторикой. Эта работа складывается из следующих звеньев:

а) дифференцированный массаж (расслабляющий/укрепляющий с учётом состояния мышечного тонуса в отдельных мышцах артикуляционного аппарата);

Массаж служит для возбуждения иннервации речевой и лицевой мускулатуры. Перед массажем рекомендуется провести упражнения на расслабление массируемой мускулатуры. Массаж проводится теплой рукой; начинается он обычно с поглаживания, этим же приёмом его хорошо и закончить. Другими приёмами будет лёгкое похлопывание и пощипывание. Массируют мышцы щёк, губ, верхней поверхности языка, мягкого нёба (в зависимости от места поражения)

Длительность массажа не должна превышать 2–3 минуты. После массажа все движения делаются более свободными, что позволяет закреплять их и создавать новые, более сложные.

б) пассивная гимнастика с постепенным переходом в пассивно-активную;

Пассивной гимнастикой называется такая форма гимнастики, когда ребёнок производит движение только при помощи механического воздействия под нажатием руки логопеда или соответствующего зонда, шпателя. После нескольких повторений делается попытка произвести то же движение ещё один-два раза без механической помощи, т.е. пассивное движение переводится сначала в пассивно-активное, а затем в произвольное, производимое по речевой инструкции логопеда.

в) активная гимнастика.

Активной гимнастикой называется система упражнений для различных речевых органов, которые проводятся по инструкции логопеда, под его счёт. Они должны проводиться ритмично, плавно с достаточным напряжением и силой. Логопед считает, меняя темп, но всегда следя за тем, чтобы движение оставалось правильным, точным, ненапряжённым. После приобретения некоторого навыка в такой гимнастике логопед требует, чтобы ребёнок проводил упражнения и дома, сначала под наблюдением старших, а затем самостоятельно, но всегда контролируя себя при помощи зеркала. Упражнения для различных частей речевого аппарата языка, губ, жевательных мышц объединяются, что даёт возможность очень скоро переходить от беззвучных упражнений к упражнениям с включением речевых звуков.

Упражнения должны проводиться не менее двух раз в день сначала только с логопедом, а в дальнейшем и самостоятельно. Длительность их вначале 5 минут, а затем до 15–20 минут (в зависимости от утомляемости ребёнка). При первой возможности все движения соединяются с произношением соответствующих звуков, в дальнейшем слов и предложений, что является наилучшей формой тренировки.

Вся работа при дизартрии делится на три периода.

Первый период. Борьба со слюнотечением. Нужно объяснить ребёнку, что он должен глотать накапливающуюся у него во рту слюну, не дожидаясь, пока она потечёт. Это необходимо сделать перед тем, как начать говорить, или перед тем, когда нужно произвести какое-либо артикуляционное движение. С этих же указаний начинается работа перед зеркалом.

При наличии насильственных движений необходимо сразу начать работу над их затормаживанием. В этих случаях главное внимание уделить не динамике, а статике движения (удержанию полученного положения) и даже состоянию полного покоя. Также проводится работа и по снижению напряжения артикуляционного аппарата, являющегося, так же как и насильственные движения, препятствием, как к осуществлению, так и к удержанию полученного движения. Эти упражнения также проводятся перед зеркалом: логопед обращает внимание ребёнка на то, что язык его выдвигается комом, твёрдый, напряжённый и показывает на себе расслабленный язык тонкий, широкий, распластанный. Здесь используются приёмы: лёгкое похлопывание шпателем высунутый комом язык; также механическое надавливание на язык (его устойчивую точку) и при этом пассивно вибрирую его.

Для активизации голосовых связок, особенно при паралитических формах псевдобульбарного паралича, полезно дать пощупать ребёнку напряжение звучащей гортани, прикладывание одну руку к гортани логопеда, а другую – к начинающей вибрировать своей гортани, и фиксировать его слуховое внимание на звучании.

Важно, чтобы звук сразу получился свободный, без излишнего напряжения. С каждым разом нужно стремиться увеличить длительность звучания.

Первые голосовые упражнения проводятся на звучании согласного м, этот звук прост по артикуляции, но требует направления воздушной струи из гортани в полость носа.

Серией упражнений на гласных вырабатывается длительное и короткое звучание, понижение и повышение голоса. Большую роль играют и занятия по пению, которые способствуют выравниванию речевого дыхания; формированию длительности, силы, звучания и модуляции голоса.

Второй период. В это период ведущей становится работа над произношением. Наряду с этим продолжается работа над звуками и подготовительная работа по грамоте, способствующая развитию слухового восприятия.

Работа над словарём идёт попутно с общей (специально речевой и учебной). При подборе речевого материала словарь должен по возможности соответствовать возрасту, интересам ребёнка и может быть подобран из специальных пособий по исправлению произношения и также из различных букварей. Слова должны подбираться по двум принципам:

1) по постепенно нарастающей трудности произнесения – длине, звуковому составу;

2) по смысловому значению, начиная со слов конкретных и обиходных и постепенно переходя к более абстрактным.

Третий период. Большое место занимает работа над произношением. Упражнения по произношению: приёмы, постановка, отработка звуков.

Методика постановки звуков традиционная, классическая. Только сроки работы над каждым звуком значительно больше, чем те, которые обычно используются в работе с дислаликами:

- не рекомендуется сразу добиваться полной чистоты звука; шлифовка каждого звука должна проводиться длительно, на фоне всё развивающейся, усложняющейся работы над другими звуками;

- необходимо одновременно работать над несколькими звуками, принадлежащими к различным артикуляционным установкам;

- последовательность работы над звуками диктуется постепенным усложнением артикуляционных установок…

Все упражнения проводятся под счёт и автоматизация поставленных звуков в речи требует также длительных и сроков работы.

Таким образом, методика логопедической работы при каждой специфической форме дизартрии должна быть патогенетически обоснованной. Кроме того, должны учитываться и индивидуальные особенности той/иной формы дизартрии у данного больного.

Наконец, методика логопедической работы значительно видоизменяется в зависимости от возраста больного вообще и в зависимости от возраста, в котором дизартрия возникла у ребёнка.

 

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.