Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Функция поддержания физического здоровья





 

Общение необходимо для поддержания физического здоровья человека. Общение оказывает укрепляющее, оздоравливающее влияние на больных, ослабленных, перенесших горе людей. Правильно говорят: если после визита врача больной не почувствовал себя лучше, значит, это был плохой врач. Люди, оставшиеся одинокими, чаще болеют, у них ухудшается настроение, снижается мышечная активность, ослабляется психика. Выход на пенсию с утратой старых связей часто ведет к болезням людей. Одинокие люди становятся мнительными, концентрируются на своих недугах. Этого, как правило, в столь заметной степени не наблюдается у тех, кто имеет регулярную возможность общаться с другими людьми.

Замечена такая закономерность — общительные люди более подвижны физически, и наоборот — неуклюжие люди часто испытывают трудности в общении: налицо прямая связь между общительностью человека и некоторыми его физическими характеристиками.

Функция усиления психических процессов

 

Общение способно усилить переживаемые человеком психические состояния. Так, групповое эмоциональное общение приводит к запуску механизма «заражения», что приводит к усилению переживаемого ликования, радости или паники, страха, повышает восприимчивость психики к усвоению информации. Толпа может и, наоборот, отключить рациональное понимание у людей (паника, страх). Функции общения, таким образом, базируются на функциях языка как социального явления.

Кроме того, нельзя не указать и на биологические функции общения, связанные с реализацией потребности личности к выживанию, самосохранению (эта функция осталась у человеческого общения в качестве наследия от языка животных) — человек использует общение для подачи сигналов бедствия, привлечения внимания, сообщения об опасности призыва о помощи, просьбы о предоставлении пищи и пр.

Виды речевого общения

Типология видов общения возможна по разным основаниям.

По теме общения: политическое, научное, бытовое, религиозное, философское, учебно-педагогическое, воспитательное и т. д.

 

Тематическая классификация видов общения основана на выделении преобладающего в той или иной коммуникативной ситуации предмета общения — политика, наука, воспитание и т.д. Сколько существует в обществе типовых предметов общения, столько и тематических видов общения может быть выделено. Каждый из этих видов общения имеет свои особенности, свои правила, стратегии и тактики ведения.

По цели общения — деловое и развлекательное. Деловое общение предполагает конкретную предметную или информационную цель, развлекательное (в широком смысле) предполагает проведение времени в общении, оно не связано непосредственно с утилитарными, деловыми задачами.

По степени официальности — официальное и неофициальное общение. Официальное общение ведется в официальных, то есть в формальных коммуникативных ситуациях — начальник и подчиненный, коллега-коллега, продавец-покупатель, клиент-слушатель, учащийся-преподаватель, гражданин-представитель власти, проситель-чиновник и т.д. В официальном общении роли общающихся достаточно четко определены, необходимо вести общение в рамках этих ролей. Официальное общение предполагает четкое соблюдение всеми участниками официального социального статуса друг друга. Неофициальное общение не предполагает соблюдения статусных норм, в его рамках можно общаться запросто, проявляя инициативу, нарушая (вернее, не соблюдая) многие официальные нормы.

По форме общения: закрытое, открытое, смешанное

 

Закрытое общение — это общение, когда содержание разговора в значительной степени отходит на второй план, оно как бы оказывается малосущественным. При закрытом общении важно придерживаться темы и соблюдать форму и правила, принятые для данного типа общения в этой социальной среде или группе. Таково, например, так называемое светское общение или разговор на общие темы.

 

Светское общение преследует несколько целей:

1/ заполнение времени беседой;

2/ демонстрация принадлежности общающихся к одной группе;

3/ соблюдение принятого в обществе для данного типа ситуаций ритуала.

 

В светском общении есть принятые для конкретной культуры, социального слоя или социальной группы темы разговора, существуют многочисленные табу и ограничения, регламентирована общая тональность общения (она должна быть доброжелательной и оптимистической с обеих сторон), определены многие другие параметры общения.

Светское общение представляет собой ритуальную беседу, которую этикет предписывает вести людям, когда они выступают в официальных ролях — попутчиков, официальных гостей, официальных участников какого-либо приема или собрания, мероприятия, либо в роли только что представленных друг другу и еще мало знакомых друг для друга людей.

 

В коммуникативной лингвистике существует термин «фатическое общение».

 

Фатическое общение – это общение-времяпрепровождение, цель которого — установить или поддержать контакт с собеседником. Светское общение — разновидность фатического, но это фатическое общение, соответствующее требованиям, нормам, принятым в культурном, образованном обществе; это этикетное фатическое общение. Фатическое общение может быть и неэтикетным, неформальным, не связанным с какими-либо этикетными ограничениями (например, опосредованное выпивкой).

Светское общение не предполагает глубоких дискуссий, споров, столкновения мнений, а, наоборот, исключает их. Это взаимно приятный, ни к чему формально не обязывающий разговор на общие темы, основная цель которого — провести время с собеседником, оставаясь с ним в вербальном контакте. Часто светский разговор используется для первичного знакомства людей друг с другом, как средство узнать друг друга поближе, и впоследствии он может перейти в глубокое, инициативное общение, в общение по душам и т. д. В устойчивых группах общения, например, в высшем обществе XIX века, в элитарных клубах, на презентациях, формальных празднованиях каких-либо событий, светское общение преследует цель поддержания контакта, подтверждения отношений между членами той или иной социальной, профессиональной группы, группы общения.

 

Таким образом, с точки зрения дополнительных целей (кроме основной, объединяющей — коммуникативное времяпрепровождение), можно говорить о двух разновидностях светского общения: общение — установление отношений и общение — подтверждение (поддержание) отношений. Разумеется, между этими двумя видами общения не всегда можно провести четкую грань.

 

Закрытое общение — не только светское. К закрытому общению прибегают также в тех случаях, когда у собеседников очень различается уровень знаний или компетентности: скажем, взрослый с ребенком не будет говорить о серьезных вещах, а только на общие темы, потому что только такие темы понятны ребенку.

 

К закрытому общению прибегают при разговоре с неприятным собеседником или врагом — такое общение сводится к обсуждению ограниченного количества тем, причем к обсуждению весьма поверхностному. Переход на закрытое общение в конфликтных ситуациях позволяет прекратить конфликт либо просто уклониться от него.

При открытом общении предметная ситуация открыта, можно избирать любые темы, можно выражать свою точку зрения, оспаривать точку зрения собеседника. При открытом общении человек может выразить свою индивидуальность, что исключается при общении закрытого типа. При открытом общении есть взаимная готовность собеседников выслушать друг друга, готовность учесть точку зрения собеседника.

 

Виды открытого общения: деловой разговор, беседа с товарищем, разговор друзей, влюбленных. В русском коммуникативном поведении типичный вид открытого общения - традиционный русский разговор по душам. Русский человек, как правило, стремится к открытому общению и не любит закрытое.

Смешанное общение содержит элементы открытого и закрытого общения одновременно. Такое общение обычно асимметрично (его иногда и называют асимметричным) - один из собеседников ведет себя по правилам открытого общения, а другой в силу тех или иных причин вынужден придерживаться правил закрытого общения. Такая ситуация может быть объяснена асимметричными отношениями собеседников: собеседники могут быть неравноправны в выборе тем, высказывании своей точки зрения, выборе форм выражения мысли в силу разного служебного, профессионального, возрастного или социального положения, пола или других факторов.

 

Например, смешанный, асимметричный характер носит диалог учитель-ученик, начальник-подчиненный, преподаватель-студент, врач-пациент, служащий-клиент. Всегда асимметричный характер носит воспитательное общение. Асимметричное общение — один из наиболее трудных видов общения для зависимого собеседника.

 

По свободе выбора партнера разграничивают инициативное и принудительное общение.

Инициативное общение предполагает, что собеседник имеет возможность выбрать в качестве партнера того, кто ему симпатичен, и может не вступать при этом в разговор с теми, с кем ему не хочется. Инициативное общение — это общение с другом, общение в условиях, когда человек идет к кому-либо в гости.

Принудительное общение предполагает, что человек вынужден общаться с кем-либо, независимо от интереса к этому человеку, испытываемых к нему чувств, желания общаться и т.д.

 

Любопытно, что общение в семье является формой принудительного общения: хотя мужа или жену мы изначально выбираем сами, в дальнейшем они остаются нашими принудительными собеседниками всю жизнь, и мы вынуждены с ними общаться, даже если в какой-то момент нам, может быть, этого и не хотелось бы. А для детей родители - всегда принудительные собеседники. Это необходимо понимать взрослым, как и то, что супругам надо выходить за рамки своего принудительного общения друг с другом, которое часто становится раздражающим фактором в семейных отношениях. Надо «выходить в люди», ходить в гости, встречаться с новыми людьми, приглашать гостей к себе. Все это направлено на укрепление и стабилизацию семейных отношений.

По степени проявления личности в общении разграничивают обезличенное и личностное, глубокое общение.

При обезличенном общении человек не раскрывает себя как личность, не выступает как индивидуальность, функционируя лишь как некоторая социальная роль - покупатель, клиент, продавец, и др. Он не «читает» собеседника, собеседник не «читает» его — то есть не выделяет его индивидуальные черты, не фиксирует в своем сознании какие-либо отличительные, индивидуальные качества собеседника, просто не обращает на них внимания. Так, к примеру, обычно разговаривают с кассиром в кино, с информатором справочного бюро, с прохожим, у которого узнаем дорогу или номер дома.

Личностное общение предполагает выявление в общении личности человека, проявление интереса к нему как к индивидуальности, выделение его из окружающих. Естественно, степень глубины такого общения может быть весьма различна. Так общаются с другом, новым знакомым, который вам понравился, с любимым человеком.

По продолжительности различают кратковременное и длительное, периодическое и постоянное общение.

По соотношению формы и содержания разграничивают прямое и косвенное общение. Прямое общение — это такое, при котором содержание высказывания непосредственно вытекает из содержания употребленных в нем слов; содержание фразы полностью соответствует ее форме и невозможна другая интерпретация смысла, другое понимание, кроме данного, общепринятого.

При косвенном общении высказывание не понимается буквально, оно содержит некоторый второй план, подтекст, намек, который и составляет истинную цель высказывания, ее истинное коммуникативное содержание. Смысл косвенного высказывания выводится путем некоторой логической мыслительной операции, он всегда базируется на жизненном опыте воспринимающего, на анализе им конкретной коммуникативной ситуации. Например:

— Закройте окно! — прямое высказывание;

— Что-то холодно стало... — косвенное (если это в действительности просьба —
«закройте окно»), этот смысл выводится из высказывания при помощи некоторой
логической операции.

Косвенное общение (то есть широкое использование в общении косвенных высказываний) считается более вежливым (хотя и прямое можно смягчить специальными языковыми средствами — интонацией, словами «пожалуйста», «будьте любезны» и др.). Большинство взрослых предпочитает указания и просьбы получать в косвенной форме.

Понимание косвенных высказываний требует общей культуры, жизненного опыта, знания жизни, понимания причинно-следственных связей между событиями и явлениями, умения делать логические выводы из услышанного, умения распознать и различить интонационные тонкости высказывания. Наконец, необходимо просто иметь навык понимания косвенных высказываний, навык получения логическим путем выводного знания.

Суммируя условия правильной интерпретации косвенных высказываний, укажем на необходимость соблюдения следующих требований:

- оба собеседника должны понимать, что общение косвенное;

- оба собеседника должны иметь навык интерпретации косвенных высказываний;

- оба собеседника должны иметь сопоставимый жизненный опыт.

 

Если эти условия не удовлетворяются, эффективнее использовать прямое высказывание, то есть «говорить прямо».

 

В науке о коммуникации создано множество моделей, отражающих общие закономерности общения. Одна из наиболее распространенных – так называемая информационно-кодовая модель. В ее основе лежит представление о коммуникации как о передаче сообщения от передатчика к преемнику, а под сообщением понимается последовательность знаков – двусторонних единиц, имеющих форму и содержание. Знаки кодируются, чтобы их можно было передать по каналу связи как сигнал, и затем декодируются на стороне приемника.

 

 

Сообщение Сообщение

Вход Сигнал Выход

               
   
     
 


Передатчик Приемник

                           
   
     
 
 
         
 

 


Кодирование Канал связи Декодирование

 

       
   


Код 1 Код 2

Источники шума

 

Кодовая модель коммуникации

 

В соответствии с этой моделью коммуникация считается удачной, если на выходе появляется точно такое же сообщение, что и на входе, и неудачной, если отправленное сообщение не будет получено или подвергнется при декодировании искажениям, например, замене части знаков на другие.

С точки зрения механизмов кодирования/декодирования информации речевая деятельность включает четыре основных аспекта, которые принято называть видами речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение.

Говорение – это отправление речевых акустических сигналов, несущих информацию.

Слушание – восприятие речевых акустических сигналов и их понимание.

Письмо – зашифровка речевых сигналов с помощью графических символов.

Чтение – расшифровка графических знаков и понимание их значений.

Механизмы кодирования информации действуют при говорении и письме, механизмы декодирования при слушании и чтении.

 

Современный русский язык многофункционален, т.е. используется в различных сферах деятельности человека. Разнообразное применение литературного языка приводит к появлению в нем функционально-стилевой дифференциации. Выделяется пять функциональных стилей: официально-деловой, научный, публицистический, художественный, разговорный.

Официально-деловой стиль характеризуется предельной точностью, не допускающей инотолкований. Отсюда его громоздкость, запрет местоименных замен, длинные предложения с массой уточняющих оборотов, использование терминов и стандартизованного построения речи, вплоть до употребления специальных бланков.

Доминанта научного стиля – отвлеченность, строгая логика изложения, изобилие специальных терминов, определенные особенности синтаксиса.

Публицистический стиль характерен прежде всего для средств массовой информации. Он отличается использованием экспрессивно-оценочной лексики (наряду с нейтральной и общефункциональной), а также фразеологии.

Доминанта языка художественной литературы – образность и эстетическая значимость каждого элемента. Отсюда стремление к свежести образа, неизбитым выражениям, большое количество тропов.

Доминанта разговорного стиля - сведение до минимума заботы о форме выражения мыслей, отсюда фонетическая нечеткость, лексическая неточность, синтаксическая небрежность, широкое использование местоимений и т.д.

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ

ЧТЕНИЯ

Чтение – рецептивный вид речевой деятельности, связанный со зрительным восприятием речевого сообщения, закодированного с помощью графических символов, т.е. букв. Суть процесса чтения состоит в декодировании (расшифровке) символов и переводе их в смысловые образы. В соответствии с этим процесс чтения складывается из двух основных этапов: этапа зрительного восприятия и этапа осмысления (интерпретации) прочитанного.

На этапе зрительного восприятия важную роль играют «технические навыки» чтения, которые можно охарактеризовать с помощью следующих показателей:

· острота зрения;

· скорость и характер передвижения глаз по тексту;

· размер поля зрения, т.е. участка текста, четко воспринимаемого глазами при одной фиксации взгляда.

На этапе осмысления (интерпретации) прочитанного происходит понимание смысла отдельных слов, предложений, всего текста. Здесь важны «интеллектуальные навыки» чтения:

· умение видеть главную и основную информацию;

· способность к запоминанию;

· способность к концентрации внимания и др.

Для успешной учебной и профессиональной деятельности необходимо работать над собственными навыками чтения и добиться высокой скорости и хорошего усвоения прочитанного. Для этого необходимо знать основные недостатки традиционного чтения. К ним относятся:

· регрессии, т.е. неоправданные, механические возвраты к уже прочитанному;

· артикуляция, т.е. внутреннее проговаривание читаемого текста;

· малое поле зрения, когда за одну фиксацию взгляда
воспринимается одно-два слова, глазами приходится делать много остановок: чем шире поле зрения, тем больше информации воспринимается при каждой остановке глаз, тем меньше остановок, поэтому процесс чтения более эффективен;

· слабое развитие механизма смыслового прогнозирования – умение предугадывать написанное и делать смысловые догадки (еще это называют явлением антиципации); при отсутствии такого умения человек вынужден читать текст от и до каждого слова, слога, буквы, хотя иногда при прочтении лишь первых двух-трех букв смысл слова становится достаточно ясным;

· низкий уровень организации внимания;

· отсутствие гибкой стратегии чтения – обычно люди, начиная читать, не ставят перед собой никакой цели, не используют правил обработки текста.

Для того, чтобы устранить эти недостатки, необходимо применение различных программ чтения, т.е. алгоритмов чтения.

Алгоритм чтения – последовательность умственных действий при восприятии основных фрагментов текста. Использование алгоритмов при чтении организует этот процесс, повышает его эффективность.

Интегральный алгоритм чтения – последовательность правил, позволяющих упорядочить и организовать процесс чтения, делая его более эффективным. Этот алгоритм назван интегральным потому, что его действие распространяется на весь текст в целом. Цель интегрального алгоритма – защита мозга от избыточной информации.

Лингвисты установили, что все тексты обладают избыточностью, которая достигает иногда 75%. Эта избыточность возникает, с одной стороны. По объективным причинам – она заложена в самой структуре языка.

С другой стороны, избыточность часто возникает из-за склонности многих людей к многословию, из-за стремления придать своей речи наукообразный стиль и т.п.

Использование интегрального алгоритма чтения позволяет преодолеть «пустоту» текста и извлечь из него действительно полезную информацию. Полезной информацией, содержащейся в тексте, является: название текста (статьи, книги и т.п.), имя и фамилия автора, выходные данные текста, его тема и рассмотренные в нем проблемы, фактографические данные, собственная оценка прочитанного с точки зрения новизны содержания и возможности использования на практике. Перечисленные показатели и составляют основу интегрального алгоритма чтения.

Приведенный алгоритм отражает последовательность, в соответствии с которой следует запомнить полезную информацию текста. Перед началом чтения нужно зрительно представить себе блоки алгоритма. Прежде всего запоминаются название, автор, выходные данные источника. Затем по мере чтения складывается представление о теме, которой посвящена статья, ее главной идее и способах ее доказательства. Эти сведения войдут в четвертый блок. Уже в первых абзацах текста могут быть различные факты, фамилии, цифровые данные. Эти сведения фиксируются в пятом блоке алгоритма. Таким образом, в процессе чтения человек как бы фильтрует его содержание, отбирая и укладывая в блоки алгоритма только то, что соответствует их названиям.

Дифференцированный алгоритм чтения – последовательность правил, позволяющих облегчить понимание и усвоение содержания текста. Суть алгоритма – выделение основного смысла текста или его отрезка. необходимость использования такого алгоритма также обусловлена избыточностью информации. Как уже говорилось, многие слова не имеют смысловой нагрузки, являясь в предложениях как бы связующим звеном, скрепляющим материалом.

Например, сочетания значительный результат, весомый вклад, высокая активность, тщательная проверка, глубокий анализ, внимательное ознакомление и т.п. не являются тавтологическими, но основную смысловую нагрузку в них несут, конечно, существительные.

Умение отделять основную информацию от второстепенной является одним из условий эффективности чтения.

Блоки дифференцированного алгоритма:

· выделение ключевых слов в каждом смысловом абзаце текста.

Ключевые слова несут основную смысловую нагрузку. Они обозначают признак предмета, состояние или действие. К ключевым словам не относятся предлоги, союзы, междометья и местоимения.

· составление смысловых рядов. На этом этапе текст подвергается количественному преобразованию – как бы сжимается, прессуется.

Смысловые ряды – это словосочетания или предложения, которые состоят из ключевых слов и некоторых определяющих и дополняющих их вспомогательных слов.

· выявление доминанты. Это этап качественного преобразования текста.

Доминанта – это основное значение текста, которое возникает в результате перекодирования прочитанного содержания с опорой на ключевые слова и смысловые ряды.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.