Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Способы фиксации прочитанной информации





Один из видов чтения – углубленное – предполагает глубокое усвоение прочитанного и часто сохранение информации в целях последующего обращения к ней. Эффективность такого чтения повышается, если прочитанное зафиксировано не только в памяти, но и на бумаге. Психологи утверждают, что записанное лучше и полнее усваивается, прочнее откладывается в памяти. Установлено, что если прочитать 1000 слов и затем записать 50, подытоживающих прочитанное, то коэффициент усвоения будет выше, чем если прочитать 10000 слов, не записав ни одного. Кроме того, при записи прочитанного формируется навык свертывания информации, а чередование чтения и записывания уменьшает усталость, повышает работоспособность и производительность умственного труда.

Существует три основных способа фиксации и сохранения информации при углубленном чтении:

· конспектирование -краткая запись содержания прочитанного;

· составление аннотации - краткая характеристика статьи, книги, с точки зрения ее назначения, содержания, формы и других особенностей. Цель аннотации – ответить на вопрос, о чем говорится в статье, т.е. дать общее представление о статье.

· составление реферата – краткое изложение содержания статьи (книги), включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с ней и определения целесообразности обращения к ней. Цель реферата – ответ на вопрос о том, что именно говорится в статье (книге) нового, существенного.

 

Овладевая приемами техники рационального чтения, изложенными выше, необходимо научиться использовать их как в повседневной, так и профессиональной деятельности, т.е. овладеть культурой чтения как вида речевой деятельности. Под культурой чтения понимается умение использовать те факторы, навыки и умения, которые помогают сделать чтение продуктивным.

 

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛУШАНИЯ

Слушание представляет собой рецептивный вид речевой деятельности, связанный со слуховым восприятием звучащей речи. Этот процесс складывается из двух основных этапов:

1). первичный анализ речевого сигнала и его механическая обработка (осуществляется перекодирование звукового сигнала в «мыслительные образы»; здесь важную роль играет слуховая способность человека);

2). интерпретация (происходит лингвистический анализ поступившего сообщения и расшифровка его смысла, т.е. понимание).

Основные недостатки традиционного слушания:

· бездумное восприятие, когда звучащая речь является только фоном для какой-либо деятельности (особенно часто так слушают радио, занимаясь домашними делами);

· обрывочное восприятие, когда интерпретируются только отдельные части звучащей речи;

· аналитическая узость восприятия, т.е. неумение критически проанализировать содержание сообщения и установить связь между ним и фактами действительности.

 

Факторы, определяющие эффективность слухового восприятия

Объективные факторы: Субъективные факторы:
  • шумы и помехи;
  • акустические характеристики помещения;
  • микроклимат в помещении (температура, влажность и т.п.)
  • пол слушателя (считается, что мужчины являются более внимательными слушателями);
  • тип нервной системы человека, его темперамент (предполагается, что эмоционально устойчивые люди – сангвиники, флегматики – более внимательны, чем холерики и меланхолики);
  • интеллектуальные способности, которые можно разделить на три основные группы:
Основные (слуховая способность, способность к вероятностному прогнозированию) Дополнительные (способность к запоминанию, к концентрации и устойчивости внимания) Вспомогательные (словарный запас, уровень общей культуры)

Эффективное слушание предполагает наличие у человека четырех основных ментальных способностей:

· слуховая способность;

· внимательность;

· способность к интерпретации;

· способность к запоминанию.

 

Для того, чтобы улучшить навыки слушания, слухового восприятия необходимо:

1) умение концентрироваться – концентрируясь, человек подготавливает себя к слушанию. Концентрация требует определенных усилий, постоянного внимания.

2) умение анализировать содержание – научиться мысленно воссоздавать план речи, пытаться проследить, как оратор компонует материал и аргументирует свои идеи, как он адаптирует свою речь к аудитории.

3) умение слушать критически – его можно развить, если постараться соблюдать следующие принципы: связывать то, что говорит выступающий, со свои собственным опытом; резюмировать и систематизировать то, что услышали; анализировать и оценивать услышанное.

4) владение техническими средствами (например, умение конспектировать) – делать пометки, отмечать главное. Запись полезна при слушании, так как она помогает сконцентрироваться, дает материал для обзора и возможность возвращения к услышанному.

 

Стили слушания

Обычно манера слушать не контролируется. Она складывается у человека стихийно и зависит от его пола, психического склада, занимаемого служебного положения, профессии.

Различают:

Мужской стиль слушанияЖенский стиль слушания

Характеризуется вниманием к содержанию Характеризуется большим вниманием

разговора. Само слушание длится 10-15 с. к эмоциональной стороне сообщения,

Как только становится ясно, о чем идет самому процессу общения, а не к

речь, перебивает собеседника словами: содержанию разговора. Женщины

«Понятно. Дальше» или открыто выражает лучше понимают чувства говорящего

несогласие. Мужской стиль слушания может и видят его как личность, реже

вызвать у собеседника дискомфорт, а то и перебивают. Женский стиль в отдель-

помешать ему высказаться. ных ситуациях может быть малоэф-

фективным.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.