Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







РЕЧЕВЫЕ ТАКТИКИ В РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ





 

В каждой ситуации общения используется своя стратегия. Под стратегией в данном случае понимается осознание ситуации в це­лом, определение направления развития и организация воздей­ствия в интересах достижения цели общения.

Стратегия общения реализуется в речевых тактиках, под кото­рыми понимаются речевые приемы, позволяющие достичь постав­ленных целей в конкретной ситуации. К проблемам речевых тактик в последние годы обращается все больше ученых.

В ситуациях бытового общения действуют одни речевые такти­ки, в деловой сфере — другие. Причем речевые тактики разных уровней общения могут, с определенной коррекцией, взаимопро­никать. При речевом воздействии на различные социальные группы населения следует также выбирать соответствующие речевые так­тики, имея в виду при этом, что ни одна из тех или иных тактик не является универсальной и эффективной во всех случаях жизни.

Как уже отмечалось, речевые тактики используются как в монологической, так и в диалогической речи. При этом стратегической целью их использования может быть не только убеждение, но
и получение максимума информации по теме общения либо о собеседнике, налаживание контакта с будущим клиентом, речевое
тестирование, позитивная самопрезентация и др.

Использование речевых тактик в диалогическом общении ус­ложнено тем, что ход диалога не может быть запланирован заранее во всех деталях, как это возможно при подготовке к монологичес­кой речи, потому что неизвестно речевое поведение собеседника на той или иной стадии развития беседы.

Для специалиста по сервису и туризму, социального работника особенно важно умение использовать речевые тактики именно в диалогическом общении. Вступая в контакт с незнакомым ему че­ловеком в процессе оказание услуги, он зачастую не знает ни его систему знаний, ни его социальный статус и т.д. Как сделать диалог плодотворным? Во-первых, умело использовать разнообразные и уместные речевые тактики, во-вторых, уметь распознавать речевые тактики собеседника и быстро реагировать на них.

Известный голландский ученый, один из основателей лингвис­тики текста Т.А. Ван Дейк, исследуя семантические стратегии в диалогах об этнических меньшинствах (проблема, ставшая за по­следние годы весьма актуальной в нашей стране) ана­лизировал речевые ходы (суть — речевые тактики), которые ис­пользовали люди, контактирующие с подобными группами насе­ления.

С помощью специально разработанного интервью по данному проекту опрашивались жители разных районов Амстердама. Это позволило Ван Дейку выделить около 30 ходов в построении речи, выражающей предубежденность. Например, «предположение», «смягчение», «утрирование», «сдвиг», «взваливание вины на дру­гого», «повтор», «приведение примера» и др. Эксперимент показал, что ходы могут выполнять несколько функций одновременно. Можно также предположить (и практика их использования это подтверждает), что они выходят за рамки изучения взаимоотноше­ний с этническими меньшинствами. В частности, их можно ис­пользовать и в деловой сфере.

«Обобщение», по мнению Ван Дейка, используется для того, чтобы показать, что неблагоприятная информация, только что приведенная или могущая быть приведенной, например, в случае из жизни, не просто «случайна» или «исключительна»; тем самым подкрепляется возможное общее мнение.

Типичные выражения этого хода: «И так всегда», «С этим сталкива­ешься на каждом шагу», «Это без конца повторяется».

«Приведение примера» — ход, показывающий, что общее мнение основано на конкретных фактах (опыте).

Типичные выражения: «Вот пример», «Например, на прошлой неде­ле», «Возьмите нашего соседа. Он...».

«Усиление» направлено на лучший или более эффективный кон­троль за вниманием слушающего («привлечение внимания»), на

улучшение структурной организации неблагоприятной информа­ции, на подчеркивание субъективной макроинформации. Типичные выражения: «Это ужасно, что...», «Это позор, что...».

«Уступка» дает возможность для условного обобщения даже в случае привлечения противоречивых примеров либо позволяет продемонстрировать реальную или воображаемую терпимость и сочувствие, т.е. составляющие части стратегии положительной са­мопрезентации.

Типичные выражения: «Среди них попадаются и хорошие люди», «Не стоит обобщать, но...».

«Сдвиг» — ход стратегии положительной самопрезентации.

Типичный пример: «Мне-то, в общем, все равно, но другие соседи с нашей улицы возмущаются».

«Контраст» — ход, имеющий несколько функций. Риторичес­кую: привлечение внимания к участникам отношения контраста (структурирование информации). Семантическую: подчеркивание положительных и отрицательных оценок людей, их действий или свойств (часто путем противопоставления МЫ-группы и ОНИ - группы) — ивсе ситуации, где прослеживается конфликт интере­сов.

Типичный пример: « Н ам приходилось долгие годы трудиться, а они получают пособие и ничего не делают», «Нам пришлось долгие годы ждать новой квартиры, а они получают квартиру сразу же, как только приедут».

Приведем содержание нескольких речевых ходов (тактик), вы­деленных Ван Дейком. Специалист социально-культурной сферы может использовать их не только при работе с этническими мень­шинствами, но и вообще при общении с клиентами. При этом сле­дует отличать просто речь от речевых тактик.

В качестве примера приведем следующую речевую ситуацию:

Руководитель туристской группы: Водитель автобуса Мухамет работал

с нами все дни пребывания в Египте. Он славный парень, отец двоих

детей, всегда был внимателен и отзывчив. Завтра он последний день с

нами. Может, мы скинемся по доллару и поблагодарим его.

Туристы: Нуда, конечно.

Через некоторое время один из туристов подходит к руководителю и

говорит: «Напрасно вы это затеяли. Мне-то все равно, но другие очень

Недовольны».

Возможны два варианта речевого поведения туриста:

1) это действительно так, и в этом случае разумно было бы обсудить с
ним, как с союзником, создавшееся положение;

2)турист использует тактику «сдвига»: он — хороший, а группа — не
очень. На самом деле ему просто жалко отдавать свои деньги, а мнение
группы может быть совершенно иным.

Что касается сферы делового общения, то специалисты выде­ляют в ней целый ряд специфических речевых тактик. Приведем некоторые из них.

«Неожиданность» — использование в речи неожиданной или неизвестной слушателям информации.

«Провокация» — на короткое время вызывается реакция несо­гласия с излагаемой информацией, чтобы использовать этот пери­од для подготовки слушателей к конструктивным выводам, для уточнения и более четкого определения собственной позиции.

«Апелляция к авторитету» — для подтверждения правильности излагаемой информации дается ссылка на авторитет слушателей, авторитет науки, авторитет известных ученых, социологов, поли­тологов, деятелей культуры.

«Прогнозирование» — основываясь на реальных фактах, давать прогнозы развития ожидаемых событий, чтобы подчеркнуть необ­ходимее ценностные ориентации, определяющие интересы, тре­бования, пожелания.

«Внесение элемента неформальности» учитывая предмет речи, рассказать аудитории, деловому партнеру о собственных заблуж­дениях, предрассудках, ошибках и их последствиях, чтобы пока­зать, каким образом удалось избежать одностороннего подхода к той или иной проблеме и найти ее новое решение. Это позволит

преодолеть сдержанность и предвзятость и изменить мнение в свою пользу.

«Прямое включение» — отказаться от растянутого вступления, особенно если партнеры знакомы с предметом речи и имеют необ­ходимый предварительный запас знаний. Это избавит вас от необ­ходимости разъяснять все с самого начала, повысит информатив­ность речи и позволит выиграть время для обсуждения пробле­мы.

«Юмор» — не «засушивать» свою речь. Приводить смешные, парадоксальные примеры, перемежать выступление, беседу весе­лыми шутками, забавными историями, в том числе и из своей жиз­ни. Следует подчеркнуть особую эффективность этой речевой так­тики. Хорошее чувство юмора, умение к месту привести шутку или каламбур в сочетании с невербальными элементами (улыбкой, на­пример) позволят добиться успеха в речевой коммуникации любо­го уровня.

«Да-да-да» — партнеру задается три-четыре вопроса, на которые он обязательно должен ответить «да». Тогда, вероятнее всего, и на основной вопрос он также ответит положительно. Это одна из са­мых древних тактик. Изобрел ее великий древнегреческий фило­соф Сократ и блестяще использовал для убеждения собеседни­ков.

«Черный оппонент» тактика, противоположная только что описанной. Суть ее в следующем. Партнеру по общению задаете несколько вопросов с таким расчетом, чтобы на один из них он не смог ответить. Тогда незамедлительно произносится речевая фор мула: «Вот видите, вопрос не подготовлен».

При использовании тактики «черный оппонент» следует иметь в виду:

• вопросов не должно быть более трех, в противном случае тактика разрушается и налицо просто предвзятое отношение к собеседнику;

• вопросы должны быть достаточно сложными, в ряде случаев
неразрешимыми, поскольку если партнер ответит на все вопросы, тактика не сработала;

• речевая формула произносится при первом же затруднении с
ответом, прекращая (пытаясь прекратить) речевое взаимодействие;

• не следует позволять партнеру развивать свой ответ или перехватить речевую инициативу.

«Подмазывание аргумента» — слабый довод, который может быть легко опротестован, сопровождается комплиментом партне­ру по общению. Например: «Вы, как человек умный, не станете отрицать»; «Всем хорошо известны ваша честность и принципиаль­ность, поэтому вы...»; «Человек, недостаточно образованный, не оце­нит, не поймет приведенный аргумент, но вы...». Иногда собеседни­ку тонко дают понять, что к нему лично относятся с особым ува­жением, высоко ценят его ум, признают его достоинства.

Следует подчеркнуть, что в системе речевой коммуникации мо­жет использоваться множество речевых тактик, причем и тех, ко­торые еще не выявлены специалистами и не описаны в литературе, поэтому важно не только эффективно и уместно использовать так­тики, описанные в литературных источниках, но и уметь самому выделять их.

 

 

Литература

 

1. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение.- М.: ООО «Новое знание», 2005.

 

2. Баркер А. Как улучшить навыки общения. – СПб, Издательский Дом «Нева», 2003.

 

3. Васильева А.Н. Основы культуры речи. – М.: ВШ, 1990.

 

4. Веселов П.В. Аксиомы делового письма: культура делового общения и официальной переписки. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1993.

 

5. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация/ Под ред. О.Я.Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2006.

 

6. Гольдин В.Е., Сиротинина О.Б. и др. Русский язык и культура речи. – М.: УРСС, 2002.

 

7. Демиденко Л.П. Речевые ошибки. Минск: Высшая школа, 1986.

 

8. Дульчевская А.П., Попова И.С. Методические указания по ведению деловых бесед «Практика делового общения». Минск, 1994.

 

9. Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. М.: Знание, 1988.

 

10. Как правильно слушать// Скотт Л.Г. Конфликты и их преодоление. Киев: Внешшторгиздат, 1991.

 

11. Клюева Е.В. Речевая коммуникация. – М.: ПРИОР, 1998.

 

12. Культура устной и письменной речи делового человека: Практикум. М.: Флинта; Наука, 1997.

 

13. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1969.

 

14. Мицич П. Как проводить деловые беседы. М.: Экономика, 1987.

 

15. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – СПб.: Знание, 2004.

 

16. Романова А.А. Грамматика деловых бесед // Деловое совещание: подготовка и проведение. – Тверь, 1995.

 

17. Смекалова З.С. Деловой человек: культура речевого общения/ Пособие и словарь-справочник. М.: КУбК-а, 1997.

 

18. Финч, Ллойд К Телефонный разговор с клиентом: Как добиться успеха. Учебное пособие. М.: КОНЭКО: АО «Х.Г.С», 1994.

 

19. Фишер Р., Эртель Д. Подготовка к переговорам. М.: НИД «Филин», 1996.

 

20. Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет. – М.: ИКАР, 2002.

 

21. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. Минск: Амалфея, 1997.

 

22. Штрекер Н.Ю. Русский язык культура речи. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2003.

 

 


 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.