Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Электронные источники информации





При изучении дисциплины «Этика и культура управления» предусмотрено использование электронных источников информации.

  1. Габдурахманова, Н.Н. Культура управления: методические указания (Электронный ресурс) / Н.Н. Габдурахманова. – Казань: 2001. – 1 электрон. опт. диск (СD-ROM).
  2. Этика и культура управления. Страницы преподавателей УрАГС (Электронный ресурс). – Режим доступа: htth://www.uapa.ru, свободный.
  3. Список рекомендуемой литературы по дисциплине «Этика и культура управления» (Электронный ресурс). – Режим доступа: www.vzfei.ru, свободный.
  4. Московская Академия государственной службы, дисциплина «Этика и культура управления» (Электронный ресурс). – Режим доступа: www.magma.ru, свободный.
  5. Таганрогский государственный радиотехнический университет, дисциплина «Этика и культура управления» (Электронный ресурс). – Режим доступа: www.tsure.ru, свободный.

Приложение

Методический материал для подготовки к зачету по дисциплине «Этика и культура управления»

· Тема 1. Этика, мораль, нравственность

  • Что такое этика?
  • Что такое мораль?
  • Что такое нравственность?
  • Функции и задачи этики
  • Нравственные проблемы

Этика

- философская наука о морали и нравственности;

- система норм нравственного поведения и особенностей людей по отношению друг к другу и обществу в целом.

Мораль

- субъективные оценки индивидами своей деятельности, нормы обыденного поведения людей;

- форма общественного сознания, общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека.

Нравственность

- объективные оценки поступков людей, высокие принципы (например, библейские заповеди);

- организует поведение человека и его взаимоотношения с другими людьми.

Функции и задачи этики

- сбор информации о многообразных явлениях нравственного мира (эмпирическо-описательная функция);

- систематизация накопленного материала, построение адекватных моделей (теоретическая функция);

- выработка на их (моделей) основе различных требований (нормативная функция), инструментов и правил исследования (методологическая функция), прогнозов (прогностическая функция) и др.

 

Нравственные проблемы

- традиционные нравственные проблемы: социально-экономические, национальные и религиозные конфликты (в крайней форме – революции, войны), разногласия, возникающие между различными социальными и возрастными группами внутри общества, отношение к собственности и т.д.;

- современные нравственные проблемы (экологическая этика, биоэтика, оптимизация политического управления – демократические преобразования), проблемы трудовой мотивации, наркомании, терроризм и т.д.);

- потенциальные нравственные проблемы (создание искусственной реальности, искусственной жизни, искусственного интеллекта).

Вопросы и задания

  1. Раскройте понятие экологической этики.
  2. Этика. Мораль. Нравственность. Чем различаются эти понятия. Нравственное и этическое поведение – это одно и то же?
  3. «Ситуативная» этика: любые ли ситуации жизни подпадают под этические нормативы?

Список рекомендуемой литературы

1. Гусейнов, А.А. Этика / А.А. Гусейнов. – М., 1988.

2. Попов, Л.А. Этика. Курс лекций / Л.А. Попов. – М., 1988.

3. Шпеман, Р. Основные понятия этики / Р. Шпеман. – М., 1993.

4. Шрейдер, Ю.А. Лекции по этике / Ю.А. Шрейдер. – М., 1994.

5. Библер, В.С. Нравственность. Культура. Современность / В.С. Библер. – М., 1990.

Тема 2. Нравственное воспитание в жизни общества

  • Средства воспитания
  • Форма воспитания
  • Объективные факторы нравственного воспитания
  • Субъективные факторы нравственного воспитания

Средства воспитания

- вербальные (словом);

- деятельные (сотрудничество, сотворчество, сопереживание).

Форма воспитания

- индивидуальные – непосредственное взаимодействие воспитателя и воспитуемого;

- массовые – в коллективе (подражание, внушение, заражение).

Объективные факторы нравственного воспитания

- особенности среды проживания (социально-экономические, национальные отношения, уровень культуры, конкретная политическая ситуация).

Субъективные факторы нравственного воспитания

- специфика личных устремлений, убеждения, склонности и увлечения как воспитателя, так и воспитуемого.

Вопросы и задания

1.Какие требования предъявляются к воспитателю?

2. Откуда у человека комплекс неполноценности, стыд, жестокость, зависть? Врожденные ли это качества или они вырабатываются под влиянием обстоятельств?

Список рекомендуемой литературы

  1. Гусейнов, А.А. Этика / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. – М., 1988.
  2. Гусейнов, А.А. Социальная природа нравственности / А.А. Гусейнов. – М., 1974.
  3. Кузьменко, Г.Н. Этика. Учебное пособие / Г.Н. Кузьменко. – М.: ИНФРА-М, 2002.
  4. Попов, Л.А. Этика. Курс лекций / Л.А. Попов. – М.,1988.
  5. Широкова, И.Г. Этика: конспект лекций / И.Г. Широкова. – М.: ПРИОР, 2002.

Тема 3. Основные категории этики

  • Моральная свобода
  • Нравственная ответственность
  • Виды ответственности
  • Добро и зло
  • Страдание и сострадание
  • Долг и Совесть
  • Честь и достоинство
  • Смысл жизни

Моральная свобода (нравственная свобода) – превращение моральных требований во внутренние потребности, в убеждения человека.

Нравственная ответственность – чем шире свобода, тем больше ответственность. Быть свободным, самостоятельным, значит быть ответственным.

Виды ответственности:

- перед самим собой;

- перед другими людьми;

- перед миром, человечеством.

Добро и Зло

Добро – гуманизм¸ «абсолютная цель бытия» (мир, любовь, уважение, внимание), все то, что способствует проявлению подлинной человеческой сущности, самораскрытию, самореализации сущностных человеческих сил.

Зло – признак поведения, разрушающего благо.

Страдание и сострадание

Страдание – физическая или нравственная боль.

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемое несчастьем другого человека.

Долг и Совесть

Нравственный долг – превращение требований общественной морали в личный императив конкретного лица, добровольное их выполнение.

Совесть – способность к активному самосознанию, самооценке личного отношения к окружающему, к действующим в обществе нравственным нормам.

Угрызение совести – осмысление безнравственности допущенного нами действия.

Честь и Достоинство

Честь (внешнее) – общественное признание поступков, деятельности человека, его заслуг, проявляющихся в почитании, авторитете, славе; (внутреннее) – эмоциональное стремление личности добиться признания, высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности.

Профессиональная честь – отношения с руководителем, подчиненными.).

Достоинство – объективная моральная ценность, значимость человеческой личности, сознание и чувство своей ценности, как личности, самоуважение.

Смысл жизни – не конечная цель, а направление, которым определяются цели; объективное содержание самой жизни, стремление к высшей цели

Вопросы и задания

1. Объясните смысл следующей фразы: «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого».

2. Почему ответственность личности возрастает вместе с ростом социальной свободы? Существуют ли меры ответственности?

Список рекомендуемой литературы

  1. Кузьменко, Г.Н. Этика: учебное пособие / Г.Н. Кузьменко. – М.: ИНФРА-М, 2002.
  2. Попов, Л.А. Этика: курс лекций / Л.А. Попов. – М., 1988.

 

  1. Широкова, И.Г. Этика: конспект лекций / И.Г. Широкова. – М.: ПРИОР, 2002.

Тема 4. Система морали

  • моральные принципы
  • моральные нормы
  • структура морали

Моральные принципы:

- гуманизм – защита достоинства личности, ее свободы, всестороннего развития;

- альтруизм – забота о благе другого человека («Возлюби ближнего как самого себя»);

- коллективизм и индивидуализм;

коллективизм – подчинение своих личных интересов общественным («Один за всех и все за одного»),

индивидуализм – уникальность индивида, неповторимость каждого, пробуждение уверенности в себе, ориентир на собственные силы;

- толерантность– проявление терпимости к иному (высказывание Вольтера: «Я не разделяю ваших убеждений, но я готов отдать жизнь за то, чтобы Вы имели возможность их высказать»).

Моральные нормы – правила поведения, определяющие как человек должен вести себя по отношению к обществу, другим людям, самому себе.

Структура морали

- моральное сознание:

- знание принципов, нравственных норм;

- понимание сущности норм;

- принятие нравственных норм.

- нравственное отношение:

- проявляется в общении человека с природой, коллективом, друг с другом, базируется на определенном уровне морального сознания личности.

- нравственное поведение:

- мотивация поведения;

- моральная оценка.

Вопросы и задания

  1. Существует выражение: «Благими намерениями дорога в ад вымощена». Какое место оно отводит мотивации поведения?
  2. Дайте определение нравственному поведению.

Список рекомендуемой литературы

  1. Попов, Л.А. Этика: курс лекций / Л.А. Попов. – М., 1988.
  2. Зеленкова, И.Л. Основы этики: учебное пособие / И.Л. Зеленкова. – Мн.: «Тетра Системс», 2001. – 400с.






ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.