Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Экономические права человека





Особую группу основных прав составляютэкономические права,гарантированность которых государством создает предпосылки выбора гражданами не только сферы приложения трудовых усилий, повышения своего благосостояния, но и условий для реализации личностью иных прав и свобод: личных, политических, социальных и культурных.

Важными экономическими правами являются право частной собственности на различные виды имущества, в том числеправо собственности на землю, а также право на свободный труд.

Определяющим при этом является признание за гражданами конституционного права на частную собственность (ст. 35), в том числе на землю (ст. 36). Государство принимает на себя обязанность охраны частной собственности граждан, причем принудительное отчуждение имущества, в том числе для государственных нужд, возможно не иначе как по решению суда и только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Тесно связано с правом частной собственности и сопутствует ему право наследования, которое также гарантируется государством. Лишь при наличии права частной собственности возможна реализация права на свободное занятиепредпринимательской деятельностью (ст. 34).

Иначе, чем советские конституции, подходит к гарантиям, связанным с трудовой деятельностью, [[Конституция РФ 1993]] г. Ранее закреплялось право на труд, в содержание которого входило право на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его качеством и количеством, а также право на выбор профессии. Но государство перестало быть единственным собственником, появилась частная собственность, а личность обрела право собственности на имущество. Это не означает, что государство самоустранилось от гарантий права на труд, но изменился его подход к распоряжению гражданином своими способностями и возможностями свободно трудиться или иметь иной источник существования в рамках действующего законодательства. Роль государства сводится к следующим конституционно закрепленным направлениям деятельности в этой сфере:

§ принудительный труд запрещается;

§ закрепляется право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

§ утверждается право на защиту от безработицы;

§ признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (ст. 37).

Социальные права человека

С экономическими правами тесно связанысоциальные права.

Социальные права обеспечивают достойные человека уровень жизни и социальную защищенность. К ним относят права: на социальное обеспечение (социальное страхование, пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание), жилище,право на отдых; право на материнство и защиту детства; право нетрудоспособных родителей на заботу о них совершеннолетних трудоспособных детей.



Особую роль имеет право на социальное обеспечение, отражающее социальный характер государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При этом государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. К числу основных социальных прав относятся и такие права, без которых невозможны существование и развитие цивилизованного общества, ведение здорового образа жизни, дальнейшее развитие человеческой цивилизации. Это прежде всего право на жилище (ст. 40). Государство гарантирует, что никто не может быть произвольно лишен жилища, но не берет на себя обязанности обеспечить каждого жилищем, хотя создает для этого условия тем, что поощряет жилищное строительство.

Каждый имеет право на охрану здоровья, в том числе на медицинскую помощь (ст. 41). С этой целью не только финансируются федеральные программы, но и вводится обязательное медицинское страхование, наряду с государственной и муниципальной разрешено развитие частной системы здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Из этого вытекает конституционное право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).

Право на образование гарантируется общедоступностью и бесплатностью дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В России развивается также сеть частных образовательных учреждений. При этом государство устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, позволяющие предъявлять одинаковые требования ко всем видам учебных заведений.

Культурные права человека

Культурные права обеспечивают духовное развитие человека. Это права: на образование, доступ к культурным ценностям, свободное участие в культурной жизни общества (включая свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества), пользование результатами научного прогресса и т. д.

В числе основныхкультурных прав и свобод Конституция гарантируют свободу творчества во всех сферах деятельности человека: литературной, художественный, научной, технической и др., а также свободу преподавания. Интеллектуальная собственность как продукт творческой деятельности охраняется законом.

 

Ответ №12

Принцип разделения властей

 

В функционировании государства важное значение имеет проблема разделения властей. Зародилась эта теория еще во времена антично­сти. Мыслители античности (Сократ, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить связи и взаимодействия между правом и государст­венной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функциони­рования общества той или иной эпохи. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма жизни, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.

Аристотель (389—328 гг. до н. э.) в своей книге «Политика» писал: «Там, где отсутствует власть закона, нет места и форме государствен­ного строя» . А вот слова Аристотеля относительно демократического строя: «Демократия пользуется большей в сравнении с олигархиями безопасностью; существование их более долговечно...». Цицерон гово­рил о государстве как о правовом обшении и общем порядке. Государ­ственно-правовые институты древней Г рении и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие болсс поздних прогрессивных уче­ний о правовом государстве.

В период разложения феодализма идеи правового государства изло­жили мыслители того времени: Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своих работах они доказывали преимущество республики перед другими формами государства. Главной задачей государства они провозглаша­ют обеспечение прав и свобод граждан.

Идеи правового государства нашли широкое отражение и в русской политической мысли. Они излагались в трудах Писарева, Герцена, Чернышевского, Радищева (один из приверженцев теории Монтескье), Пестеля, Муравьева. Теоретическую завершенность русская концеп­ция правового государства получила в произведениях видных право­ведов и философов предоктябрьского периода: Котлярского, Иовго - родцева, Муромцева, Гессена, Щерминевича, Чичерина, Бердяева.

Все вышеперечисленные ученые внесли большой вклад в развитие учения о правовом государстве. Однако интересующее нас разделения властей затрагивали лишь некоторые из них.

Теория разделения властей, ставшая непреложным принципом кон­ституционного устройства всех демократических государств, в развитом виде была сформулирована во Франции и была связана с борьбой крепнувшей буржуазии против феодального абсолютизма, с системой, тормозившей развитие общества и государства. В то время широкое развитие в экономике рыночных отношений и свободного предпринимательства поставили вопрос о глубоких изменениях вструктуре власти. Теоретическим источником этой политико-правовой доктрины были получившие широкое распространение в XVII— XVIII вв. концепции естественного права и общественного договора.

Первой научным трудом, в котором говорилось о разделение властей можно считать работу Дж. Локка (1632—1704. «Два трактата о госу­дарственном правлении» (конец XVII в.). Выражая симпатии монар­хии, Дж. Локк считает, что она всс же должна быть ограничена народ­ным представительством и четко определена законом, обязательным для всех, в том числе и для монарха. Главная угроза свободы, считает Дж. Локк, состоит в неразделенности власти, в ее сосредоточении в руках абсолютного монарха, который сам устанавливает законы и принуждает к их исполнению. «Абсолютная деспотическая власть или управление без установленных постоянных законов не могут ни в коей мере соответствовать мерам правительства», — констатирует Дж. Локк. Он пишет также о том, что власть по принятию законов и власть по их исполнению должны быть разделены. На первое место Дж. Локк выдвигает законодательную власть. Именно она и образует «первую ветвь власти». Он считал, что власть должна быть разделена на законодательную, исполнительную (которая совмещается с судеб­ной) и федеративную, отвечающую за международные отношения. В данном случае государственная власть подразделялась по функцио­нальному признаку, а не по соображениям приоритета одной из них.

Появление новой концепции было связано с именем Ш. Л. Монтес­кье, человек, известного не только в качестве прогрессивного теорети­ка, но и как опытного практика государственно-правовой деятельно­сти, понимающего проблемы неэффективного функционирования го­сударственных органов. Еще в 1721 г. в своих «Персидских письмах» он в сатирической форме осуждал неограниченную монархию во Франции и писал о необходимости ее ограничения. В 1748 г. Ш. Л. Монтескье публикует свой знаменитый труд «О духе законов», (затратив на его издание около 20 лет). В нем мыслитель не только критикует абсолютизм, но и противопоставляет ему республиканское государственное устройство с разделением властей. Монтескье зани­мал видное положение президента Бордосского парламента — судеб­ного учреждения. В своей фундаментальной работе «О духе законов» он изложил результаты длительного исследования политико-правовых установлений нескольких государств, придя к выводу, что «свобода возможна при любой форме правления, если в государстве господ­ствует право, гарантированное от нарушений законности посредством разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые взаимно сдерживают друг друга». Как видно, цель теории — создание безопасности граждан от произвола и злоупотреблений вла­стей, обеспечение политических свобод. Выступая за синхронность, согласованность действий всех отсеков власти, Ш. Л. Монтескье наме­чает контуры системы взаимных сдержек и противовесов между раз­личными ветвями власти.

Позднее, уже в XVIII в. мыслитель, критикуя феодально - деспотическую форму правления, обосновывает теорию разделения властей в ее современном виде на законодательную, исполнительную и судебную. Он считал, что тремвидам власти должны соответство­вать три элемента государственного аппарата: законодательной — парламент, местные органы самоуправления, исполнительной — пра­вительство и его учреждения на местах (префектуры и т. д.), судеб­ной — конституционный и верховные суды, органы надзора и т. д. Все виды власти должны дополнять друг друга, создавать противовесы и осуществлять взаимный контроль так, чтобы избежать злоупотребле­ний ею.

III. Л. Монтескье считает недопустимым объединением хотя бы двух ветвей власти в одних руках. «Если власть законодательная и испол­нительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, поскольку можно опасаться, что монарх или сенат будет соз­давать тиранические законы для того, чтобы так же тиранически при­менять их. Не будет свободы..., если судебная не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законода­тельной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть со­единена с исполнительной, то судья получает возможность стать угне­тателем». Если же произойдет соединение трех ветвей власти, то, как считает Ш. Л. Монтескье, неизбежно установление жесточайшего дес­потизма и полная гибель свободы. Созданная им доктрина не ограни­чивается вычленением трех ветвей власти и показом опасности их со­единения в одних руках. Не менее важно и то, что он также пишет об опасности, связанной с чрезмерной независимостью этих властей и к чему это может привести.

Теоретические модели Дж. Локка и Ш. Л. Монтескье, выработанные на основе анализа британской политической системы конца XVII — первой половины XVIII в., легли в основу всех конституций конца XVIII—XIX вв. Среди этих актов особое место занимают два: Декла­рация прав независимости Североамериканских Соединенных Штатов от 4 июля 1776 г. и Французская декларация прав человек (1789 г.). С этого момента проблема структуры власти перемещается преимуще­ственно в сферу государственно-правовых исследований и разработок.

Число и формы взаимодействующих и конкурирующих властей не ограничивается классической триадой, структура эта открыта для но­вых видов, чему способствует дальнейшая демократизация общест­венной жизни. Так, в современных условиях все чаще говорят о «чет­вертой власти» — власти информационной, которая представлена средствами массовой информации.

Принцип разделения властей имеет огромное значение, которое кратко можно выразить в следующем:

• разделение властей призвано стать гарантом демократизма госу­дарственного строя, не допустить авторитаризма итоталитаризма;

• данный принцип нацелен на то, чтобы добиваться рациональности и эффективности в управлении государством, предотвращать одно­сторонние и ошибочные решения вопросов государственной жиз­ни, что достигается главным образом при помощи системы сдер­жек и противовесов, являющейся эффективным инструментом обеспечения баланса властей;

• разделение властей не исключает, а предполагает их кооперацию, синхронизацию их усилий в решении важнейших задач, стоящих перед государством и обществом.

У разделения властей есть свои границы. Это — принцип организа­ции и осуществления власти на общегосударственном уровне.

Разделение властей — не некий шаблон, одинаково применяемый во всех странах. Его конкретное воплощение каждый раз предопределя­ется конкретными условиями времени и места.

В функциональном плане государственная власть включает в себя три основные ветви власти — законодательную, исполнительную и судебную, а также реализующие их институты — парламент, прези­дент, правительство и судебные органы.

 

 

Ответ №13









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.