|
ЗНАЧЕНИЕ СТАТИСТИЧЕСКОГО УЧЕТА В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОСОБЕННОСТИ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ В РАМКАХ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Одним из самых востребованных направлений в правовой статистике является изучение криминогенной составляющей современной ситуации в обществе, проводимое в рамках криминологических исследований. При разработке мер социального контроля преступности возникает потребность в системе достоверных и полных данных о состоянии преступности, ее количественных и качественных показателях. Анализ этих данных позволяет определить сферы наибольшей криминогенной зараженности, критически оценить систему профилактического воздействия. Необходимым условием успешной деятельности субъектов криминологической профилактики является изучение феномена преступности в ходе организации и осуществления криминологических исследований. Криминологическое исследование дает возможность охватить весь спектр элементов, входящих в систему преступности: а) комплекс факторов, ее детерминирующих; б) ее количественные и качественные показатели; в) анализ особенностей личности лиц, совершивших преступления; г) анализ содержания деятельности субъектов предупреждения преступности. Цельное представление о состоянии и динамике преступности проявляется лишь тогда, когда на общенациональном или региональном уровнях анализируется вся преступность и ее структура во взаимосвязи. В этом случае путем статистического анализа выявляется полная картина преступности, формируется концепция противодействия со стороны государства и общества, управления деятельностью специальных субъектов профилактики. При осуществлении криминологических исследований применяются общие и специальные методы. В большинстве случаев используются комплексы методов, которые ориентированы на системный охват преступности как социального явления, в частности на изучение преступности как общественного явления, на изучение отдельных видов преступности и конкретных преступлений. Наибольшая конкретизация достигается путем придания методам криминологических исследований статистических признаков, что позволяет провести научно обоснованный анализ после предварительного обобщения полученных данных, осуществить точный прогноз тенденций развития преступности. Уголовно-статистиче-ский метод позволяет в цифровом выражении представить картину преступности как массового явления. Решение задач исследования обеспечивается последовательностью проведения определенных программных мероприятий. Основным обеспечивающим документом является программа, содержащая: • цели и задачи исследования; • его объекты; • объем исследования; • методы исследования; • порядок обработки информации; • порядок реализации итогов исследования. Подобная программа входит в процесс организации криминологического исследования, которое осуществляется поэтапно, в соответствии с основной частью исследования, содержащей этапы его осуществления. Помимо составления программы, к организации исследования также относится изыскание сил и средств для реализации программы в целом и отдельных ее частей. Этапы криминологического исследования реализуются в следующей последовательности: 1) подготовка к исследованию содержит уточнение целей и задач, их конкретизацию, рабочую гипотезу о предположении результатов исследования в нужном направлении; 2) определение эмпирических объектов исследования с соблюдением принципа репрезентативности (представительности) при выборке; 3) разработка методики каждой части исследования, т.е. с учетом специфики направления и объекта исследования, времени и условий его проведения; 4) проба (пилотаж) методик, их доработка и проверка надежности, когда проигрывается, репетируется весь процесс сбора и обработки информации, подвергается испытанию инструментарий и исполнители программы исследования; 5) конкретизация (детализация) исследовательской части программы исследования с указанием: а) процедур и логической последовательности операций по проверке гипотез; б) концепции исследования, основных понятий и единой гипотезы исследования в развернутом виде; в) методик сбора и анализа материала; г) возможных выводов и рекомендаций; 6) сбор первичной информации (эмпирического материала) осуществляется в соответствии с планом выполнения конкретного раздела программы, служащим и планом и инструкцией по выполнению этого раздела; 7) логическая и количественная обработка собранных данных необходима для распределения однородных показателей по соответствующим группам для облегчения последующего анализа; 8) анализ результатов исследования предполагает соединение эмпирического материала с теоретическими знаниями, оценку их соотношения; 9) интерпретация результатов исследования, т.е. обобщающее заключение по результатам анализа информации; 10) составление выходных документов, содержащих: а) выводы по результатам исследования; б) рекомендации по улучшению деятельности тех субъектов, деятельность которых подвергалась исследованию либо это касалось эффективности отдельных элементов такой деятельности. Результаты исследования могут послужить основанием для внесения предложений по совершенствованию нормативного регулирования правоохранительной деятельности, борьбы с преступностью в целом. В некоторых случаях, в зависимости от целей и задач исследования, количество этапов его осуществления может быть меньшим, несколько стадий исследовательской деятельности могут быть объединены в один этап, когда отдельным стадиям не придается большое значение и они носят лишь формальный характер. Их выделение необходимо для обозначения важности и значимости. Все эти обстоятельства учитываются при составлении программы руководителем и организатором конкретного криминологического исследования.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО УЧЕТА В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА И РЕГУЛИРОВАНИЯ Сегодня в сферу правоохранительной деятельности попадает большое число социальных проблем. Это обусловлено тем, что при переходе к демократическому обществу наиболее эффективный путь разрешения социальных конфликтов лежит в области права. Глобализация современного мира усиливает многие социальные противоречия, и их действия распространяются даже на те страны, которые ранее с ними не сталкивались. И в этой связи необходимо отметить, что сегодня для России достаточно актуальна проблема регулирования миграции населения, значение которой еще пятнадцать - двадцать лет назад было крайне незначительно. Миграционные процессы можно назвать индикатором развития ситуации в обществе, так как именно здесь четко просматривается реакция на изменения в экономическом, политическом и социальном плане жизни государства. Начиная с февраля 2002 г., деятельность в области регулирования миграционных процессов передана в сферу полномочий МВД согласно Указу Президента РФ № 232 «О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики»1. Проблемы миграции - одни из наиболее актуальных на сегодня во всем мире. Особую озабоченность вызывает ситуация в области нелегальной миграции, которая, по оценкам экспертов, выступает как один из глобальных феноменов современной международной жизни. Практически все регионы мира и многие государства вовлечены в этот процесс в качестве либо стран выезда, либо принимающих стран, либо стран со смешанными потоками. Роль отдельных участников может меняться. Сегодня помимо традиционных принимающих стран (США, Канады, Израиля, Австралии) этим статусом в полной мере обладают многие государства Западной Европы, в последние десятилетия к ним присоединились страны Южной Европы (Италия, Испания, Португалия), а также динамично развивающиеся регионы Азии. Все эти государства в той или иной мере испытывают давление нелегальных мигрантов2. Современная Россия может рассматриваться с трех позиций: • во-первых, это страна исхода (так, по некоторым оценкам, за границы только на заработки ежегодно выезжали около 1,5-2 млн человек, среди которых только 45 800 имели разрешение на трудоустройство в 2000 г.1); • во-вторых, территория Российской Федерации используется для транзита нелегальных мигрантов (по причине фактической открытости огромных участков своей границы Россия по-прежнему широко используется незаконными мигрантами как транзитная территория. В течение 1997-1999 гг. сотрудники российской по-гранслужбы задержали 1965 человек (из них 1538 афганцев) на границе с Казахстаном и 2618 на границе с Украиной. В течение 1998-2000 гг. при попытке въезда в Россию и другие страны Восточной Европы и Центральной Азии (ВЕЦА), находящиеся под охраной российских пограничников, задержано 8928 человек; еще 6750 человек задержано при попытке выезда по недействительным документам. В 2000 г. подверглись штрафу около 150 тыс. лиц с просроченными визами, более тысячи человек было задержано при попытке выезда из России по поддельным документам. Из числа последних примерно 184 человека были из Бангладеш, 154 из Турции, 151 из Шри-Ланки, 141 из Индии и по 49 из Пакистана и Китая. Начиная с 1999-2000 гг., задержано приблизительно 400 организованных групп торговцев людьми; в 1998 г. подверглись штрафу 16,2 тыс. туристических агентств (6300 в 1999 г. и 7100 в 2000 г.). В 1998-2000 гг. из России было депортировано в общей сложности 70 300 незаконных мигрантов2); • в-третьих, Россия является страной - местом назначения мигрантов. Помимо официально зарегистрированных потоков примерно 1,5 млн мигрантов - половина из них китайцы и значительное число афганцев - проживали в России нелегально. Эта категория включала китайских и вьетнамских трудовых мигрантов и мелких торговцев с просроченными визами; до 60 тыс. иностранных студентов из развивающихся стран (главным образом из Афганистана, Ирака, Кубы, Демократической Республики Конго, Гвинеи и Эфиопии), которые прибыли еще в советскую эпоху и не возвратились домой по завершении учебы; еще 9 тыс. студентов, главным образом из стран Африки, которые прибыли после 1991 г. и остались дольше положенного срока; 7 тыс. трудовых мигрантов с просроченными разрешениями на трудоустройство; 4-5 тыс. вьетнамских и северокорейских рабочих-контрактников, которые прибыли в советскую эпоху и не уехали после окончания срока контракта, а также лиц, ищущих убежища, транзитных мигрантов и прочие категории мигрантов. По оценкам, из стран ВЕЦА на работу в Россию ежегодно прибывало свыше 3 млн трудовых мигрантов, из которых только 100 тыс. имели законные разрешения на трудоустройство. Кроме того, для эффективности исследования любого социального процесса необходимо определить не только количественную составляющую, но и качественные характеристики, позволяющие рассматривать объект исследования с системных позиций. И в первую очередь для анализа важно выявить факторную составляющую, детерминирующую развитие изучаемого объекта. Как отмечает профессор Н.М. Римашевская, непосредственные факторы международной миграции населения, воздействующие на ее интенсивность, сводятся к четырем группам: • различия в режимах демографического воспроизводства, вызывающие постарение населения в одних странах и формирование относительно молодой структуры в других; • существенная и все усиливающаяся поляризация жизненного уровня, рост деприваций и эксклюзий в отдельных странах; • перенаселение преимущественно отсталых регионов мира; • различия в степени занятости трудоспособного населения и рост уровня безработицы, вызывающей прежде всего трудовую миграцию2. Учет этих факторов позволяет более эффективно прогнозировать развитие миграционных процессов в Российской Федерации. Кроме того, это позволяет выявить наиболее привлекательные для нелегальной миграции регионы, каковыми являются в большей степени приграничные области (Дальневосточный регион, Краснодарский край) и промышленно развитые центры (Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область). Оценить объемы нелегальной миграции крайне сложно. Результаты многочисленных исследований, проводимых в последние годы в рамках Миграционной информационной программы под эгидой Международной организации по миграции, основываются в основном на методах изучения косвенных характеристик и экспертных оценок. Основными источниками информации при проведении исследовании методом экспертных оценок являются собираемые официальной статистикой государства данные о мерах, направленных на пре-сеченне нелегальной миграции. Источниками всех необходимых сведении являются как раз те государственные структуры, которые и оцениваются по показателям эффективности контроля миграционных процессов. В связи с этим необходимо отметить следующее: структуры, ведущие статистический учет в этих областях, являются достаточно закрытыми, а статистика имеет ведомственный характер, что служит препятствием для исследования миграционных процессов. Ведомственный порядок регистрации информации в сфере миграционных процессов и ведения статистики не может обеспечить получение адекватного представления как об общей социальной обстановке в России, так и о криминогенной ситуации, связанной с миграцией. Можно говорить о том. что ведомственный учет, ведомственный характер миграционной статистики приводят к различным негативным явлениям (невозможность выделить приоритеты в проведении миграционной политики и уголовной политики, различных формах нарушений прав человека и др.). Эксперты подчеркивают необходимость создания исследовательской базы для формирования концепции миграционной политики, социального и криминологического мониторинга, законодательных актов. Монополизм ведомственной науки в сфере получения знания о таком социальном объекте, как миграция, в области разработки законопроектов и государственных программ чреват серьезными потерями для общества, поскольку в природе ведомственного подхода заложена определенная сосредоточенность на реализации корпоративных интересов, обслуживании политических интересов отдельных общественных групп, а не на постановке и решении реальных общественных проблем, не на получении фундаментального, объективного знания. При отсутствии элемента независимой науки сформировать социально значимые цели, определить механизмы и пределы деятельности для отдельных государственных структур, выработать эффективную миграционную политику невозможно. Для создания научно обоснованной концепции миграционной политики необходимо представить ее как сложную деятельность, состоящую из трех уровней: основания, субъекты и объекты (адресаты деятельности). При разработке миграционной политики в целом для Российской Федерации, а также в том или ином регионе необходимо провести анализ ситуации и на этой основе связать все указанные уровни. Та кнм ооразом. неооходимо не только знать оощесоцнальную и криминальную ситуацию в стране, регионе, определить возможных эффективных субъектов деятельности, но и выявить адресатов - потенциальных потребителей результатов деятельности. Кроме того, необходимо понимать возможности, направления, стратегию деятельности различных субъектов, а также возможности взаимодействия между ними. Для прогнозирования развития миграционной ситуации в России в процесс исследования в качестве субъектов следует включать как органы, непосредственно осуществляющие регулирование данной области, так и те структуры, которые на данном этапе находятся в наиболее удобном для исследования положении. Так. известный американский ученый Д.Т. Кэмпбелл. указывает, что «в случае исследования действия имеется ряд других релевантных групп непрофессиональных наблюдателей, лиц, находящихся в удобной для наблюдения позиции, что не характерно для иных социальных ролей. Сюда входит руководящий персонал программы и те группы граждан, которые находятся в постоянном контакте с лицами, испытывающими на себе действие программы»'. В нашем случае, наряду со специалистами МИД. ФСБ (в плане пограничного контроля), МВД. необходимо рассматривать в качестве возможных экспертов представителей этнических диаспор, общественных объединений национального, религиозного характера. В современной обстановке именно такие «непрофессиональные наблюдатели» находятся в наиболее удобной для наблюдения позиции. Программа исследования состояния нелегальной миграции и тенденций ее дальнейшего развития должна включать в себя два уровня, только при соотнесении которых результаты могут быть валидными. Так, с точки зрения изучения официальной статистики, в проведение мониторинга необходимо включить представителей МИД. ФСБ и МВД. В процесс исследования социальной ситуации, кроме специалистов государственных органов правоохранительной системы, должны быть включены эксперты в области социальной защиты, здравоохранения, занятости населения, образования, а также представители общественных объединений инонационального характера. Таким образом, алгоритм исследования должен включать в себя два подхода. Первый должен заключаться в проведении опроса экспертов правоохранительных органов и МИД, органов власти федерального и муниципального уровней, которым для оценки должны быть представлены статистические данные не менее чем за три года по следующим направлениям: • сведения об отказах в выдаче въездных виз и о количестве не допущенных в страну иностранцев (главным образом из-за ненадлежащего оформления въездных документов, их отсутствия или попытки въезда по недействительным, поддельным или чужим документам); • количество лиц, арестованных или задержанных на границе при попытке ее нелегального пересечения (в основном жертвы контрабандной переправки мигрантов); • сведения о депортациях, т.е. о количестве лиц, принудительно выдворенных из страны; • количество лиц, задержанных и привлеченных к ответственности за нарушение паспортно-визового режима. Результатом является суммированное мнение группы экспертов о характере официально зарегистрированной нелегальной миграции и на основе имеющихся данных - об эффективности работы структур, включенных в деятельность по регулированию данной области, о возможной неучтенной составляющей нелегальной миграции в России. Второе направление включает в себя проведение опросов и анкетирование представителей общественных организаций этнонацио-нального характера, а также представителей местного населения, субъектов Российской Федерации, имеющих наиболее привлекательный для нелегальных мигрантов характер, предпринимателей, работающих в строительной, торговой областях, в сфере обслуживания и развлечения. Основным результатом данного направления должен стать список проблем, связанных с нелегальной миграцией и имеющих негативный оттенок, повышающих тревожность в обществе, нарушающих эффективную работу социальных институтов. ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|