Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







И в правовом пространстве общества





 

О термине и понятии «образование» (краткий терминологический экскурс). Термин и понятие «образование» уже достаточно полно и глубоко были рассмотрены при изучении читателем самых различных дисциплин педагогического цикла. Напомним лишь, что термином «образование» обозначается целый ряд одноименных понятий, содержание которых отражает:

· образование как социальное явление, атрибут и неизменный спутник человечества на всем его историческом пути;

· образование как социальная ценность (как общественно значимая ценность, так и ценность для каждого индивида);

· образование как функция общества и государства по отношению к своим гражданам и одновременно функция граждан по отношению к своему собственному развитию;

· образование как процесс и результат социализации членов общества, т.е. включения (включенности) людей в сложные и осмысленные социальные связи;

· образование как сложная иерархическая система, включающая в себя различные уровни образования (дошкольное, школьное, начальное профессиональное, среднее и высшее профессиональное, послевузовское профессиональное, дополнительное профессиональное);

· образование как область жизнедеятельности общества, содержащая не только сферу образования, но и другие родственные отрасли – культуру, здравоохранение и др.;

· образование как деятельность, основное содержание которой составляет взаимодействие педагогов и тех, кто является субъектом образовательного воздействия;

· образование как процесс усвоения знаний в целом;

· образование как результаты образовательной деятельности.

В литературе каждое из этих понятий стало предметом внимания и осмысления множества исследователей и научно-педагогических школ. В данном случае интерес представляет не столько анализ многочисленных трактовок сущности и содержания образования, прежде всего, в педагогическом смысле (хотя к ним и придется обращаться в дальнейшем), сколько то, как и в чем именно образование выступает элементом социально-правовой среды. Под таким углом зрения понятие «образование» здесь рассматривается в двух своих смысловых аспектах, отражающих одновременно и уникальность того социально-природного феномена, который обозначается одноименным термином «образование», и предмет настоящего учебного спецкурса.

Образование, во-первых, рассматривается нами как специфический социальный институт, занимающий особое место и играющий столь же особую роль среди многих других социальных институтов. Одним из наиболее ярких выражений специфики образования в таком контексте является ее системный характер, причем эта системность обладает действительно уникальными чертами, не свойственными другим институтам общества.

Во-вторых, именно системный характер образования делает возможным рассматривать его и как особый предмет правового регулирования, а в более широком плане – специфическим сегментом правового пространства, что и делает его привлекающим внимание со стороны правовой науки. Образование в данном ракурсе может и должно рассматриваться своеобразным сгустком правовой материи (энергии), в котором гармония (или же, напротив, дисгармония) правового и образовательного начал социальной жизни весьма отчетливо характеризует как степень целостности социума, так и направленность его цивилизационного развития. Другими словами, образование занимает свое специфическое место в правовом пространстве, что и обусловливает внимание к нему как

Обратимся к названным аспектам предметно.

Образование как социальный институт. В философской и социологической науках понятие «социальный институт» относится к числу центральных. Чаще всего под социальными институтами понимают высокоорганизованные объединения людей как системные образования, для которых характерны устойчивость структуры, глубина интегрированности элементов этой системы, многообразие, гибкость и динамичность их функций и др., и главной целью которой является удовлетворение основных потребностей общества в тех или иных сферах его жизнедеятельности.

Все социальные институты могут быть классифицированы по самым разным основаниям, характеризующим те или иные их структурно-динамические свойства. Наиболее распространенным является выделение так называемых организационных социальных институтов и регулятивных социальных институтов. Такое выделение, однако, носит относительный характер, поскольку все социальные институты выполняют и организационную и регулятивную функции, органические присущие каждому из них. Тем не менее, степень выраженности каждой из функций для разных институтов не одинакова.

Для организационных институтов свойственно установление, поддержание и развитие определенного типа (рода, вида) общественных связей, содержание, характер и динамика которых обусловливают организационное единство и целостность социума того или иного размера, масштаба – от семьи, школы, общественного объединения до государства и общества в целом. В зависимости от сфер жизнедеятельности, в которых складываются и развиваются те или иные общественные отношения, выделяют экономические, политические, культурные, религиозные, социальные (в узком смысле) и иные институты, объединяющие и организующие людей для решения соответствующих общественных задач. Очень часто невозможно, и даже бессмысленно, проводить четкое разграничение между различными социальными институтами, поскольку практически все они, как и сферы жизнедеятельности, естественным образом связаны и пересекаются друг с другом. В этом смысле классификация социальных институтов по данному критерию носит относительный характер и отражает лишь ведущий вектор их социального предназначения. Смыслообразующим признаком организационных социальных институтов является власть (и, соответственно, властеноситель) – фундаментальная составляющая всякого управления и организации.

Предназначение регулятивных социальных институтов (социальных регуляторов) – установление, поддержание, сохранение и защита такого порядка общественных отношений в той или иной области жизнедеятельности, который в максимальной степени отвечал бы общественным потребностям и интересам в конкретной социально-исторической ситуации. Основой такого института всегда выступает социальная норма – от обычаев и религиозных норм до корпоративных и правовых норм. Соответственно, выделяют такие социальные регуляторы, как обычаи, мораль, религия, политика, право и др. Особенностью социальных регуляторов является то, что установление (поддержание и т.д.) нормативного порядка общественных отношений происходит как в рамках организационных институтов, так и отношений, складывающихся между ними. Однако, подчеркнем, такая роль регулятивных институтов ни в коем случае не характеризует их вторичность по отношению к организационным институтам, поскольку всякое социальное управление предполагает органичное единство власти и регуляции (нормы): социальная власть не может (не способна) достичь своих целей без опоры на социальные регуляторы, а социальные нормы (регуляторы), в свою очередь, будут бессильны без гарантии их исполнения и соблюдения со стороны механизмов социальной власти.

Но, во всяком случае, для любого социального института характерны такие сущностные черты, как:

а) наличие особой формы организации и жизнедеятельности людей;

б) наличие специальных учреждений для такой организации с соответствующей группой официальных лиц, уполномоченных выполнять необходимые социальные функции и роли по управлению и контролю за различными формами и видами деятельностью;

в) нормы и принципы, регулирующие отношения между этими официальными лицами и членами общества, включенными в орбиту действия данного социального института;

г) необходимые материальные средства (общественные здания, оборудование, финансовые средства и др.);

д) особые функции и направления деятельности.

Характеристика образования как социального института, органично сочетающего в себе организационные и регулятивные функции, обусловлена следующим его особенностями.

1. Образование есть специфическая область общественных отношений, в которой люди и их объединения целенаправленно реализуют свои жизненно важные интересы, обусловленные потребностью обеспечить единство и целостность своей этно-национальной, культурной, религиозной, экономической, в целом цивилизационной самости (самоидентичности) конкретного общества. Обеспечение этого единства и целостности в современных условиях не противоречит объективно усиливающимся процессам глобализации и интеграции в мировом и (или) региональных масштабах, поскольку о ликвидации этнических, национальных, культурных и иных особенностей стран и народов речи не идет, да и не может идти. Речь идет лишь об определенном и объективном в современных условиях сближении национальных, экономических, политических, в том числе образовательных интересов различных стран, сближении, которое позволит без ущерба своей образовательной самости развиваться в условиях мировой интеграции. Более подробно об этом будет сказано в главе 10 пособия, посвященной вопросам вхождения России в мировое образовательное пространство, в частности, участия нашей страны в Болонском процессе.

2. Сфера образования (образовательное пространство) объективно относится к числу организационных социальных институтов уже только по той причине, что общественные отношения в сфере образования (образовательные отношения), как и во всякой другой, не могут не быть институциализированными. В литературе представлены различные точки зрения на характеристику образования как социального института (Г.Е. Зборовский, Е.А. Недзвецкая, В.И. Добреньков, В.Я. Нечаев и др.). Если обобщить эти мнения, то образование как социальный институт может быть представлено как система определенного рода и специфическим образом организованных, управляемых и взаимосвязанных социальных структур (учреждений, организаций, объединений) и индивидов, обеспечивающих удовлетворение людьми и общественными институтами их образовательных потребностей и интересов.

3. Для всякого социального института одной из наиболее важных особенностей выступают его функции, в которых наиболее отчетливо выражается сущность той сферы жизнедеятельности, которую этот институт представляет. Для образования как социального института свойственны общие (институциональные) функции и функции специальные.

К институциональным функциям образования могут быть отнесены:

· обеспечение в целом в обществе и в отдельных его социальных сегментах устойчивости развития общественных отношений, социального порядка как в сфере образования, так и за ее пределами (семья, народное хозяйство, культура и т.д.);

· содействие усилению и укреплению социальных связей и внутригрупповой сплоченности среди участников образовательного процесса (прежде всего, среди учащихся и педагогических работников);

· стимулирование (поощрение) желательных с точки зрения общества поведения социальных групп и индивидов в сфере образования, их позитивного взаимодействия между собой в рамках современных демократических образовательных новаций, развивающейся педагогики сотрудничества, гуманизации образовательного процесса и др.;

· осуществление адекватными для образования средствами и способами контроля за отклоняющимся от установленных норм и принципов поведения участников образовательных отношений;

· упорядочение и сведение деятельности социальных общностей в рамках образования к общепризнанным и предсказуемым образцам социальных ролей, содействие

· поддержание в обществе в целом и его институтах благоприятного морального, в целом культурного климата в обществе.

К специальным функциям образования как социального института относятся функции, отражающие роль образования во всех сферах жизни общества. К ним относятся, например, экономическая, социальная, культурная, правовая функции.

К экономическим функциям могут быть отнесены, к примеру, формирование институтом образования социально-профессиональной структуры общества и работников, владеющих необходимыми знаниями, умениями и навыками, обеспечение социальной и профессиональной подготовки участников производственного процесса на базе изучения востребованности народным хозяйством кадров с различным уровнем квалификации и др.

Среди социальных функций образования следует назвать: воспроизводство и изменение социальной структуры общества в целом и ее конкретных элементов; содействие социальным перемещениям, переходам социальных групп, слоев и индивидов из одних в другие (т.е. тому, что называется социальной мобильностью); способствование активному осуществлению процесса социализации личности и, тем самым, облегчению и успешности освоения ею социальных ролей.

В числе культурных функций образования как социального института особе место принадлежит обеспечение достигнутыми самим образованием средствами и методами использования личностью или социальной общностью национального и мирового культурного наследия, формирования и развития творческой, т.е. в собственном культурном смысле, личности, общества в целом. В несколько более узком смысле культурная функция образования реализуется через воспроизводство и развитие материальной и духовной культуры различным слоев и групп населения, но, прежде всего и главным образом, молодого поколения.

Образование как элемент правового пространства. Термин “пространство”, обозначая собою обстоятельно разработанную в философии одноименную категорию, выполняет конкретно-научные, оценочные, познавательные и иные функции в самых различных областях знания: «физическое пространство», «географическое пространство», «государственное пространство» («государственная территория») и т.д. Применительно к предмету правовых исследований (особенно компаративистских, т.е. сравнительно-правовых, исследований) в литературе получило распространение понятие «правовое пространство», под которым в самом общем плане может пониматься совокупность материальных и нематериальных (духовных), статических и динамических составляющих социального бытия данного общества либо мирового (регионального) сообщества на конкретном историческом этапе их развития, опосредованных существованием и действием права как социального регулятора. В более узком плане понятие правового пространства выражает органическое единство трех его главных составляющих: права, правосознания и правоотношений,.

Под правом здесь (в данном случае речь идет о позитивном праве) понимается, прежде всего, и главным образом, система исходящих от государственной власти и обеспечиваемых уполномоченными на то органами, учреждениями, должностными лицами) юридических норм. Следует подчеркнуть, что в дальнейшем термин и понятие «право» и соответствующие терминологические сочетания и понятия, содержащие в себе слово «право» («правовое регулирование», «правовая политика», «правоприменения» и т.п. будут употребляться, главным образом, именно в позитивистском аспекте. В то же время уместно напомнить, что понимание права, его природы, сущности, других его качеств и свойств как феномена человеческой цивилизации далеко не ограничивается одним лишь позитивистским толкованием. Об этом достаточно подробно излагалось в курсе «Правоведение», к которому мы будем систематически адресовать нашего читателя.

Правосознание, выступающее одной из форм общественного сознания, включает в себя правовые знания, представления и убеждения, чувства, эмоции, социально-правовые ориентации, ценности и оценки, личностные и социальные установки, в которых находят свое отражение отношение индивидов, социальных групп и общностей, в целом общества к праву, его реальному или желаемому бытию, правовым ценностям, нормам, принципам, правопорядку, законности. В этом плане правосознание выступает, во-первых, основной составляющей личностной и общественной правовой культуры и, во-вторых, психологическим (социально-психологическим) основанием ценностной характеристики социально-правового поведения людей.

Наконец, правоотношения, будучи одной из форм социальных отношений, представляют собой специфическую юридическую связь разнообразных участников общественных отношений, которая выражается в представлении им субъективных юридических прав (дозволенного в определенных пределах поведения) и возложении на них юридических обязанностей (должного в определенных пределах поведения). Осуществление этих юридических прав и обязанностей участниками общественных отношений в реальной жизни выражается в их определенном правовом поведении – правомерном или неправомерном.

Под таким углом зрения, если не вдаваться в детальный теоретико-правовой анализ, понятие «правовое пространство» весьма близко к другому понятию – «правовая система общества», поскольку содержанием последнего охватываются все упомянутые три элемента. Заметим все же, что, во-первых, стержневым, Смыслообразующим компонентом правового пространства и правовой системы является, безусловно, само право, и, во-вторых, в правовую систему включаются и многие другие правовые явления (например, юридические технологии, юридическая практика и др.), содержание, форма, характер которых так или иначе опосредованы ведущими компонентами. Другими словами, понятие правовой системы общества является конкретизацией более широкого по содержанию понятия «правовое пространство», осуществляет «привязку» к конкретным сферам бытия и действия права в социуме, в его различных областях, в том числе и в сфере образования.

Образованию, как и всем другим социальным институтам, принадлежит свое место в правовом пространстве. Это характеризуется, в частности, такими моментами.

Первое. В сфере образования, главным образом, юридического образования, осуществляется подготовка специалистов для научной и профессиональной деятельности в области юриспруденции. Тем самым, и сама юридическая наука, и практическая юридическая деятельность, и система научно-исследовательских учреждений и организаций (например, Институт государства и права и права Российской Академии наук, Всероссийский институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Центр образовательного права Минобрнауки Российской Федерации и т.д.), образовательных учреждений, осуществляющих как базовую подготовку по юридическим специальностям, так и повышение квалификации и переподготовку, также выступают элементом правового пространства, в данном случае российского, общества. Важнейшим элементом правового пространства является, безусловно, и сама система действующего законодательства об образовании. С образовательным законодательством связаны два важных и близки понятия – юрисдикция и юрисдикция государства.

Общее понятие юрисдикции отражает собой совокупность полномочий соответствующих государственных органов по изданию нормативно-правовых актов, осуществлению контроля и надзора за их осуществлением, а также разрешению правовых споров и принятию решений по делам о правонарушениях. Применительно к сфере образования «образовательно-правовая» юрисдикция, особенно в условиях федеративного государства, каковым является Россия, это понятие отражает особенности нормотворческой, контрольно-надзорной деятельности и деятельности по разрешению образовательно-правовых споров различными уполномоченными органами исполнительной власти – федеральными органами, органами субъектов РФ, а также соответствующими органами местного самоуправления, органами управления самих образовательных учреждений.

Юрисдикция государства (это понятие – из познавательного инструментария науки международного права) – права судебных и административных органов конкретного государства по рассмотрению и разрешению юридических дел в строгом соответствии с их компетенцией. Данное понятие актуализируется в последнее время, что обусловлено активным участием России во многих международных организациях. Что касается непосредственно сферы образования, то проблема образовательно-правовой юрисдикции российского государства (в данном случае речь идет главным образом о юрисдикции в области высшего и послевузовского профессионального образования) приобретает особую остроту с учетом подписания Россией в 2003 году Болонской декларации.

Второе. У участников образовательных отношений (речь идет в данном случае об индивидах и их различных социальных группах – обучающиеся, педагогические работники, профессиональные и общественные объединения работников образования и т.п.), подпадающих под «образовательную» юрисдикцию своего государства, формируется специфическое «образовательно-правовое» сознание (индивидуальное или групповое), которое во многом обусловливает их правовое поведение в сфере образования. Особенно это сказывается в условиях предоставляемых образовательным законодательством преподавателям и научным работникам в сфере образования академической свободы (автономии), а также представлению автономии администрации образовательного учреждения в организации образовательного процесса. Особенности понимания своих юридических образовательных прав и обязанностей, толкования и применения соответствующих правовых норм, отношения к ним, в целом к стратегии и тактике образовательной политики и образовательного законодательства государства (субъекта РФ), может приводить к различным вариантам образовательно-правового поведения, вплоть до явных нарушений требований законодательства в области образования

Третье. Под действием образовательного законодательства у всех без исключения участников образовательных отношений возникают, изменяются, прекращаются правовые связи, обусловливающие особенности их правовых отношений. По своему виду (например, по субъектам) правоотношения самые разнообразные: а) между учеником (обучающимся) и учителем (обучающим), б) между педагогическим работником и образовательным учреждением, в) между учителем и родителями учеников, г) между образовательным учреждением и родителями, д) между образовательным учреждением и соответствующим органом управления образования и т.д. Особенности этих правоотношений в определяющей степени обусловливаются их юридическим содержанием (юридическими правами и обязанностями), хотя в не меньшей степени на это влияют психологические, организационные и иные неправовые факторы.

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.