Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА (1948 г.)





 

……

Статья 26

 

1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.

2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.

 

……

 

 

ПРОТОКОЛ № 1 К КОНВЕНЦИИ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

И ОСНОВНЫХ СВОБОД (Рим, 1950)

……

 

Статья 2 Право на образование

 

Никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при осуществлении любых функций, которое оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать такое образование и такое обучение, которые соответствуют их религиозным и философским убеждениям.

 

……

 

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПАКТ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКИХ,

СОЦИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ПРАВАХ

(1966 г.)

……

Статья 13

1. Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на образование. Они соглашаются, что образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и сознания ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам. Они далее соглашаются в том, что образование должно дать возможность всем быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами и содействовать работе Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

2. Участвующие в настоящем Пакте государства признают, что для полного осуществления этого права:

a) начальное образование должно быть обязательным и бесплатным для всех;

b) среднее образование в его различных формах, включая профессионально-техническое среднее образование, должно быть открыто и сделано доступным для всех путем принятия всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования;

c) высшее образование должно быть сделано одинаково доступным для всех на основе способностей каждого путем принятия всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования;

d) элементарное образование должно поощряться или интенсифицироваться по возможности для тех, кто не проходил или не закончил полного курса своего начального образования;

e) должно активно проводиться развитие сети школ всех ступеней, должна быть установлена удовлетворительная система стипендий и должны постоянно улучшаться материальные условия преподавательского персонала.

3. Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов выбирать для своих детей не только учрежденные государственными властями школы, но и другие школы, отвечающие тому минимуму требований для образования, который может быть установлен или утвержден государством, и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями.

4. Никакая часть настоящей статьи не должна толковаться в смысле умаления свободы отдельных лиц и учреждений создавать учебные заведения и руководить ими при неизменном условии соблюдения принципов, изложенных в пункте 1 настоящей статьи, и требования, чтобы образование, даваемое в таких заведениях, отвечало тому минимуму требований, который может быть установлен государством.

 

……

 

ХАРТИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА ОБ ОСНОВНЫХ ПРАВАХ

(2000г.)

……

Статья 14. Право на образование

 

1. Каждый человек имеет право на образование, а также право на доступ к системе профессионального обучения и повышения квалификации.

2. Данное право включает в себя возможность бесплатно получить обязательное образование.

3. Свобода создания образовательных учреждений при соблюдении демократических принципов, а также право родителей определять характер образования и обучения своих детей в соответствии со своими религиозными, философскими и педагогическими взглядами обеспечиваются согласно национальным законам, которые регулируют осуществление этих прав.

 

……

 

Глава 3

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

§ 1. Основные понятия правового регулирования образовательной системы. Понятие, предмет и метод правового регулирования образовательных отношений. § 2. Механизм правового регулирования (МПР) образовательных отношений и его элементы. Понятие и состав МПР. Нормы образовательного права и образовательное правотворчество. Образовательные правоотношения. § 3. Юридическая ответственность в сфере образования.

_________

 

Основные понятия правового регулирования

Образовательной системы

Понятие, предмет и метод правового регулирования образовательных отношений. Из курса «Правоведение» читателю уже знакомо понятие правового регулирования общественных отношений. В данном понятии, напомним, отражается целенаправленная, организованная, осуществляемая уполномоченными на то государственными и негосударственными органами, должностными лицами деятельность по упорядочению общественных отношений с помощью правовых средств, способов и механизмов. Уместно напомнить также и то, что понятие «правовое регулирование» следует отличать от понятия «правовое воздействие», которое означает всю совокупность влияний права на сознание и волю участников общественных отношений (психологическое, идеологическое, нравственное, нормативное, управленческое, организационное и др.). Кроме того, понятие правового регулирования отражает государственно-властный характер регулирования общественных отношений посредством издания уполномоченными государственными и негосударственными органами и должностными лицами юридических нормативных или индивидуальных велений.

Правовое регулирование (ПР) как специфическая деятельность обладает рядом характеристик, к основным из которых относятся: а) предмет ПР, б) метод ПР, в) виды ПР, г) средства (способы) ПР, д) типы ПР, е) стадии процесса ПР, ж) механизм правового регулирования (МПР).

Под предметом ПР понимается определенный тип (род, вид) общественных отношений, подлежащих правовому урегулированию. При этом термин «общественные отношения» в данном случае употребляется как в узком, так и в широком его значениях. В узком смысле общественные отношения есть те волевые социальные действия (акты), которые люди совершают, могут совершать либо должны совершать с целью обеспечить относительно устойчивые связи между собой. В более широком смысле общественные отношения трактуются как любые формы и институты социальных связей, посредством которых индивиды и их объединения удовлетворяют свои индивидуальные и общественно значимые потребности, реализуют и защищают соответствующие интересы. В этом смысле всякие социальные системы и подсистемы, в том числе система образования, есть одна из форм проявления и бытия общественных отношений.

Метод ПР – это совокупность и различные сочетания своеобразных приемов юридического воздействия на общественные отношения определенного рода, которые характеризуют особенности использования применительно к этим отношениям специфического набора правовых средств. Иными словами, если предмет ПР отвечает на вопрос, что подлежит правовому регулированию, то метод ПР указывает на то, как должно осуществляться это регулирование. В юридической литературе выделяются два основных метода ПР: императивный (властно-побудительный, командный, централизованный метод, или метод субординации) и диспозитивный метод (децентрализованный метод, т.е. метод, основанный на автономии воли и юридического равноправия сторон регулируемых правом отношений).

Предмет и метод – основные характеристики правового регулирования, содержание и особенности которых обусловливается спецификой тех общественных отношений, которые подвергаются регулированию правовыми средствами. Выделим такие особенности применительно к сфере образования.

Прежде всего, основным предметом правового регулирования выступает сама система образования в целом и ее компоненты – все множество образовательных подсистем и их составляющие. Такая трактовка обусловлена тем, что, как уже говорилось выше, образовательные отношения в широком смысле внешне выражены в той или иной институциональной оболочке – подсистеме (участники образовательного процесса и их правовой статус, система органов управления образованием, система контроля за качеством обучения и т.д.). В узком смысле, т.е. непосредственным предметом правового регулирования, в сфере образования выступают образовательные отношения в собственном смысле слова, т.е. процесс и результат осуществления людьми социальных актов по установлению между собой определенных социальных связей. Но специфика образования в целом и общественных отношений в сфере образования, в частности, такова, что эти отношения не являются однородным, что и обусловливает их и возможность, и необходимость урегулирования нормами различных правовых отраслей. Это с одной стороны. С другой стороны, такие неоднородные отношения могут входить в разнообразных сочетаниях в различные подсистемы образовательной системы. Это приводит к тому, что одна и та же образовательная подсистема одновременно может регулироваться нормами различных отраслей права. Данное обстоятельство, как уже отмечалось в главе 2 пособия, является серьезным доводом в пользу выделения образовательного права как комплексной отрасли права.

Сказанное дает основание для выделения основных видов таких образовательных отношений как предмета правового регулирования. К ним в образовательно-правовой литературе относят:

- педагогические отношения, т.е. отношения по воспитанию и обучению, складывающиеся между образовательным учреждением в лице педагога (учителя) и обучающимся, а также отношения между лицом, занимающимся индивидуальной предпринимательской деятельностью и обучающимся и отношения между образовательным учреждением и педагогическим работником по поводу обучения;

- управленческие (административные) отношения, складывающиеся между образовательным учреждением и органом управления образованием, между органом местного самоуправления и органом государственной власти субъекта РФ по вопросам образования, между органами управлениями различного уровня образовательного учреждения (ректорат и факультет, ректорат и ученый совет, факультет и кафедра, администрация школы и педагогический совет школы и т.п.);

- трудовые отношения, складывающиеся между образовательным учреждением, выступающим работодателем по отношению к педагогическому работнику и самим этим работником;

- гражданско-правовые отношения, в том числе и, прежде всего, имущественные отношения, складывающиеся: между работниками образовательных учреждений; между работникам и самим образовательным учреждением; между образовательными учреждениями и другими организациями (органами управления образования различного уровня, общественными организациями и формированиями); между образовательными учреждениями и гражданами;

- финансовые отношения, которые складываются между образовательным учреждением и учредителем, между образовательным учреждением и бюджетом, между образовательным учреждением и работником;

- социальные отношения, складывающиеся по поводу установления и реализации социальных льгот, пособий, пенсий, стипендий участникам образовательных отношений;

- земельные отношения, складывающиеся между образовательным учреждением как землепользователем и собственником земельного участка;

- семейные отношения, складывающиеся в семье в связи и по поводу образования членов семьи и др.

В литературе по образовательному праву настойчиво проводится мысль, что центром всей этой системы образовательных от ношений выступают педагогические отношения, поскольку именно они призваны способствовать педагогическому прогрессу как совокупности последовательных и взаимосвязанных действий педагогов и обучающихся, направленных на создание и прочное усвоение системы знаний, навыков и умений, как формирование способности применять их на практике [ ]. Более того, высказывается убеждение, что есть все основания говорить не просто об образовательных отношениях и, тем самым, об образовательном праве, но и о педагогическом праве, предметом регулирования которого выступают именно и только педагогические отношения [ ]. Все же остальные отношения (управленческие, трудовые и др.) играют, согласно данного мнения, лишь вторичную, вспомогательную роль, поскольку их главная цель - обслуживание и/или обеспечение педагогических отношений. Наконец, предлагается говорить фактически о двух главных типах отношений в сфере образования: педагогических и… образовательных. Иначе, все отношения, которые, так или иначе, связаны с образованием, но которые не являются собственно педагогическими, есть образовательные отношения.

Представляется, что такой взгляд и его аргументация демонстрируют упрощенную картину всего образования и системы образования, в частности. В этой связи обратим внимание на следующее.

Нисколько не принижая роль и значимость собственно педагогических отношений как действительно смыслового ядра образования (обучение, воспитание, развитие индивидуума в целях его социализации), эти отношения сами по себе не возникают. Ведь педагогические отношения возникают, изменяются и прекращаются в процессе педагогической деятельности, которая, во-первых, имеет момент своего начала (педагог получает доступ к образовательной деятельности), во-вторых, протекает в определенных временных и пространственных границах, устанавливаемых уже не собственно педагогическими отношениями, но нормами и нормативами, устанавливаемыми другими отраслями права (гражданским, трудовым и др.), в-третьих, подлежит оценке по определенным критериям (качества, трудоемкости, интенсивности и др.), также устанавливаемыми специальными нормами и нормативами. Педагогические работники, далее, не будучи идеализированными и заидеологизированными альтруистами, не могут не рассчитывать на определенную и достойную их, действительно, важного труда заработную плату, что, опять-таки, определяется отнюдь не педагогическим правом, и т.д. Поэтому в организационно-правовом плане педагогические отношения и трудно, и нецелесообразно помещать в центр всего комплекса образовательных отношений.

Кроме того, такого рода фетишизация педагогических отношений в психологическом и социально-психологическом плане нередко приводит к противопоставлению педагогических работников и работников образования, не связанные непосредственно с осуществлением педагогической деятельности. Образовательная практика полна примерами такого рода конфликтов самого разного масштаба.

Представляется, что все отношения, которые складываются в сфере образования, как по поводу собственно обучения, воспитания и развития обучающихся различных категорий, так и по поводу нормативно-правового, материально-технического, учебно-методического, организационно-управленческого, финансово-экономического и т.п. обеспечения этого обучения и воспитания, должны рассматриваться как образовательные от ношения. Ведь все эти стороны образуют то самое. Что и называется образовательная система, а каждая из них может и должна рассматриваться как относительно самостоятельная образовательная подсистема, правовое регулирование которой обладает своеобразием.

Одним из подтверждений изложенной позиции является выделение видов образовательных отношений по их субъекту. По данному критерию выделяются отношения:

между образовательным учреждением и обучающимися;

между органами управления образованием и образовательными учреждениями;

между учредителем и образовательным учреждением;

между образовательным учреждением и семьей, воспитывающей ребенка дошкольного и школьного возраста;

между родителями и детьми по поводу обучения;

между органами управления образованием разного уровня, например, федеральным и органами субъектов РФ;

между органами власти и образовательными учреждениями;

между органами местного самоуправления и образовательными учреждениями;

между педагогами, которые осуществляют индивидуальную педагогическую деятельность в соответствии со статьей 48 Закона РФ "Об образовании", и обучающимися;

между обучающимися;

между педагогами;

между образовательными учреждениями и организациями и др.

Обобщая изложенное, можно выделить следующие основные подсистемы системы образования, которые выступают непосредственным предметом правового регулирования и обусловливают особенности содержания и характера последнего:

- правовой статус участников (субъектов) образовательных отношений, включающий в себя их юридические права и обязанности, законные интересы и систему юридических гарантий прав и законных интересов;

- правотворческая деятельность уполномоченных на органов и лиц, обладающих образовательно-правовой компетентностью различного уровня (федеральные органы, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, образовательные учреждения);

- различные правовые отношения (педагогические, административные, трудовые, финансово-экономические и др.), складывающиеся между различными субъектами образовательной системы в связи и по поводу организации и осуществления образовательного процесса, контроля за качеством и эффективностью обучения и воспитания, управления элементами системы образования и т.д.;

- выработка, принятие участниками образовательных отношений индивидуальных правовых (правоприменительных) решений (актов) в связи и по поводу реализации своих образовательных прав, свобод и законных интересов;

- определение вида, меры, объема (размера) и порядка возложения юридической ответственности на субъектов образовательных правоотношений, виновных в совершении образовательных деликтов (правонарушений).

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.