Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ





 

Понятие и правовая природа ГОС. Наряду с принципами и критериями отбора содержания образования в настоящее время надежным ориентиром в его определении выступает государственный образовательный стандарт. Образовательные стандарты в Российской Федерации сегодня становятся реальностью теории и практики образования, а также образовательного права. Но так было не всегда. Впервые за всю историю нормирования в образовании в текст Конституции внесено положение о том, что Российская Федерация устанавливает государственные образовательные стандарты (ст. 43). Тем самым издавна существовавшая проблема нормирования в образовании была переведена на качественно новый уровень. Это связано с тем, что школа, автор учебника, преподаватель, получили исключительную прерогативу разработки и использования основных нормативных документов в образовании (учебных планов, образовательных программ, учебников).

Раскрытие понятия государственного образовательного стандарта предполагает обращение к исходному понятию образовательного стандарта, разновидностью которого и выступает государственный стандарт. Известный исследователь проблематики ГОС В.И. Байденко приводит обширный перечень смысловых значений термина «образовательный стандарт» [ ]:

• средство переосмысления на современном этапе целей и содержания образования, пути их обновления;

• форма возрастающей ответственности государства за уровень образованности нации и достижения консенсуса относительно общественно значимого общенационального содержания образования;

• метод рефлексии общества относительно обновленных назначения и роли образования как современного социокультурного проекта и социальной технологии;

• путь поддержания образовательного разнообразия, упорядочения вариативной и диверсифицированной образовательной практики (а не способ, заметим кстати, удушения свобод, многообразия инноваций и творчества в образовании, чего так опасаются противники стандартов);

• ключ к решению проблемы объективизации контроля за результативностью образовательных систем и качеством образования;

• фактор динамичного (в оптимальных для каждой страны темпах и формах) роста образованности граждан на каждом из принятых в этих странах этапах, ступенях и уровнях образования;

• способ прогностического проектирования национального образовательного продукта, в наибольшей степени гармонизирующего запросы личности, общества и государства;

• механизм парадигмального переоснащения образования в пределах национальной образовательной культуры;

• направление демократизации образовательной политики и борьбы против дискриминации в области образования;

• средство поддержания общецивилизационного уровня образованности в мире;

• основа типологизации образовательных учреждений по их типам, видам и категориям, при которой сами образовательные стандарты не ведут к стандартизации образовательных учреждений;

• один из путей упорядочения академического и профессионального признания документов об образовании.

Согласно определению ЮНЕСКО в узком смысле образовательный стандарт определяется как стандартный результат обучения, достичь которого учащимся должна помочь образовательная программа. В более широком и описательном плане он может быть определен как уровень обучения, на который нацелен этот стандарт с учетом всего комплекса характеристик образовательной программы, например, соотношения ученик/учитель, квалификации учителей, необходимых учебников, материально-технических условий и Т.П., связанных с этим стандартом. В широком смысле термин "образовательный стандарт" фактически является синонимом "качества образования".

Перед разработчиками образовательных стандартов всегда встают множество вопросов, ответы на которые выражают собой как собственно образовательную, так и политико-правовую природу этого феномена. К числу наиболее существенных таких вопросов относятся, в частности:

· Какие необходимо создать правовые и административные механизмы, содействующие обеспечению справедливости в получении образования?

· Какую защиту необходимо внедрить для учащихся из групп национальных меньшинств и из семей с низкими доходами?

· Как решить вопросы культурных и языковых различий?

· Как обеспечить достаточное и справедливое распределение ресурсов?

· Как обеспечить академическую и финансовую подотчетность школ и органов управления образованием всех уровней обществу?

· Как достичь баланса между общей культурой и общими потребностями общества в целом и разнообразными перспективами, потребностями и возможностями подгрупп и отдельных индивидов внутри него?

· Какие принципы и методы необходимо использовать для отбора содержания стандартов?

· Удовлетворяет ли современным требованиям оценочная модель, сложившаяся в школе, или по примеру развитых стран, она должна быть заменена национальной системой тестирования?

· Современное состояние российского среднего образования обеспечивает доступ к высшему образованию в Европе?

Наконец, следует обратить внимание на те идеи, которые также, с одной стороны, выражают правовую природу образовательного стандарта и, с другой стороны, моделируют действия его разработчиков. К этим идеям специалисты относят следующие.

1. Стандарты должны быть краткими и целенаправленными. Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о сложностях, возникающих в процессе разработки и внедрения стандартов и, как правило, все усилия заканчиваются минимальными стандартами с длинным перечнем легко измеряемых, но зачастую совершенно не нужных показателей. Краткость, т.е. наличие нескольких стандартов, основанных на четкой и оправданной концептуальной модели того, что мы хотим оценить, должны помочь решить эту проблему. Одновременно решается, используя общепринятую международную терминологию, проблема европейского измерения среднего образования, международной сопоставимости российских стандартов и выполнение российских обязательств по международным конвенциям и соглашениям ЮНЕСКО и Совета Европы, включая Международную стандартную классификацию образования (МСКО) ЮНЕСКО.

2. Цель стандартов, ориентированных на содержание обучения, должна заключаться в выработке операционных подробных определений для оценки того, представляет ли школа своим учащимся возможность изучения содержания и овладения умениями и навыками, определенным и базисным учебным планом. Ориентация на содержание базисного учебного плана и обучения обеспечивает краткость и четкость стандарта.

3. Стандарты обладают потенциалом выравнивания ключевых компонентов образовательной инфраструктуры (подготовка учителей, аттестация, непрерывное повышение квалификации, материалы учебного плана и оценка), которые формируют базу для определения необходимого ядра соответствующих ресурсов, обеспечивающих равенство в получении образования и всем учащимся возможность овладеть содержанием базисного учебного плана, несмотря на географическое расположение школы и доходов семьи.

3. Стандарты состоят из 3-х частей, которые четко и исчерпывающим образом описывают критерии, определяющие:

а) стандарты на ресурсы;

b) стандарты на практическое осуществление;

с) стандарты деятельности и результатов.

4. Стандарт - явление динамичное, способствующее с течением времени повышению качества обучения во всей школьной системе.

5. Стандарт включает следующие компоненты: институциональный, местный, региональный, федеральный, международный.

6. Стандарты обеспечивают академическую подотчетность органов управления системой образования, школ, учителей и учащихся обществу, так как в их разработке принимают участие родители, представители всех общественных групп, течений и партий, а также академического сообщества.

7. Стандарты обеспечивают финансовую подотчетность школы.

8. Являясь отражением национальных традиций, опыта, культуры, социально-экономических отношений, норм и ценностей, российские стандарты должны быть обращены к мировому сообществу с тем, чтобы быть признанными и обеспечивать формирование навыков межкультурной коммуникации, т.к. образование должно формировать более тесные связи между народами, воспитывая международное взаимопонимание и гармоничное сотрудничество в поликультурном обществе.

9. Стандарты отражают самые передовые знания относительно усвоения и относительно того, каким образом наиболее эффективно преподавать ту или иную область.

10. Стандарты международно конкурентоспособны и сопоставимы с самыми лучшими в мире.

 

Одним из основных «нравственно-педагогических» принципов, в котором как бы аккумулируются все названные идеи разработки государственных образовательных стандартов был и остается принцип «не навреди», то есть в стандарт не могут и не должны включаться теоретически не обоснованные и не проверенные практикой нормативы и компоненты содержания образования.

В образовательной системе России образовательные стандарты, занимая «заслуженно» важнейшее место, являются стандартами государственными, поскольку они утверждаются государственными нормативно-правовыми актами. И это и справедливо, и обоснованно, так как государство, будучи основным социально-политическим институтом способно наиболее полно и адекватно отразить, обеспечить и гарантировать наиболее насущные общественные потребности и интересы, в том числе образовательного характера. Поэтому, когда заходит речь о том, какое у нас в России должно быть образование - государственное, общественное или общественно-государственное, здесь происходит смешение (нередко искусственное, политизированное) различных смыслов и понятий. При любом «раскладе», любом подходе государство не может и не должно оставаться в стороне от решения вопросов образования, и прежде всего, связанных с их правовым урегулированием. Именно в этом смысле и само образование всегда было, есть и останется делом государственной важности, и стандарты образования также будут всегда иметь государственный характер.

Исходя из сказанного, под государственным образовательным стандартом понимается обязательный уровень предъявляемых государством (в лице законов и подзаконных актов) требований к подготовке обучающихся различных категорий и соответствующие этим требованиям содержания, методы, формы, средства обучения и контроля. Другими словами, ГОС – это государственно определенные и установленные образовательные «нормы», «образцы», «мерила» знаний, умений и навыков. Еще один исследователь – специалист в области научного обоснования стандартизации образования В.С. Леднев полагает, что стандарт образования есть система основных параметров, применяемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

На законодательном уровне государственным образовательным стандартам посвящена ст.7 Закона РФ «Об образовании». Основные положения этой статьи заключаются в следующем.

1) В Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты.

2) Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов определяется Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законом.

3) Государственные образовательные стандарты разрабатываются на конкурсной основе и уточняются на той же основе не реже одного раза в десять лет. Конкурс объявляется Правительством Российской Федерации.

4) Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

Как видно из текста закона, содержание образовательных стандартов неоднородно и включает в себя компоненты: федеральный и национально-региональный. Однако в практической деятельности образовательных учреждений существует третий компонент стандарта – компонент образовательного учреждения (иногда его называют местным (применительно к высшим учебным заведениям – вузовским)компонентом).

Рассмотрим вкратце содержание и цели каждого компонента.

Федеральный компонент стандарта включает нормативы, обеспечивающие единство педагогического пространства России и интеграцию личности в систему мировой культуры. Он связан с учебными дисциплинами общекультурного и общегосударственного значения. Например, для средней школы – это русский язык, математика, физика, химия, истории России, для высших учебных заведений – философия, иностранный язык, концепции современного естествознания.

Национально-региональный компонент составляют нормы, соответствующие той части содержания образования, в которой отражено национальное и региональное значение культуры (родной язык и родная литература, история, география, искусство региона).

Компонент образовательного учреждения отражает специфику конкретного образовательного учреждения и тем самым позволяет ему самостоятельно разрабатывать и реализовывать образовательные программы и учебные планы, что в соответствии со статьёй 32 п.2 Закона РФ «Об образовании» является исключительно прерогативой образовательного учреждения.

В рамках федерального и национально-регионального уровней стандарт образования включает:

· описание содержания образования на каждой из его ступеней, которое государство обязано предоставить обучающемуся;

· требования к минимально необходимой подготовке учащихся в рамках указанного объема содержания;

· максимально допустимый объемучебной нагрузки по годам обучения.

В содержательном аспекте стандарт предусматривает:

1) владение базовыми понятиями и умениями;

а) узнавать и воспроизводить основные понятия изучаемой отрасли знания; б) давать им определения; в) раскрывать содержания понятия, его объем; г) устанавливать межпонятийные связи с выше-, ниже-, рядом стоящими понятиями; д) давать практическую интерпретацию понятия;

2) знание теорий, концепций, законов и закономерностей основ науки, ее истории, методологии, проблем и прогнозов;

3) умение применять научные знания на практике при решении познавательных (теоретических) и практических задач как в стабильной (стандартной), так и в изменяющейся (нестандартной) ситуации;

4) иметь собственные суждения в области теории и практики данной образовательной области;

5) знание основных проблем общества (России) и понимание своей роли в их решении: социальных, политических, экономических, экологических, нравственных, производственных, управленческих, национальных, международных, культурных, семейных и др.

6) владение технологией непрерывного самообразования по отраслям знаний, наукам и видам деятельности.

Государственные образовательные стандарты приобретают реальное воплощение в формировании содержания образования в следующих нормативных документах: учебном плане, учебной программе и учебной литературе (учебниках, учебных пособиях, задачниках и т.п.). Каждый их этих нормативных документов соответствует определенному уровню проектирования содержания школьного образования. Учебный план – уровню теоретических представлений; учебная программа – уровню учебного предмета; учебная литература – уровню учебного материала.

Характеристика государственных образовательных стандартов была бы неполной, без определения их роли, значимости в обществе и системе образования, что непосредственно выражается в функциях стандартов. К основным таким функциям относятся:

· Критериально-оценочная – стандарт является эталоном, на который ориентируется учебный процесс.

· Сохранение единства образовательного пространства страны – стандарты фиксируют объём и уровень полноценного базового образования в условиях многообразия типов и видов образовательных учреждений.

· Повышение качества образования – стандарт задаёт уровень качества образования, который необходимо достичь.

· Обеспечение конституционного права граждан на полноценное образование, которое гарантируется государственными образовательными стандартами.

· Гуманизация образования – стандарты открывают путь к многоуровневому образованию, в котором содержание учебных программ может превышать нормы стандарта. Это способствует личностно-ориентированному обучению согласно интересам, способностям, возможностям обучающихся.

· Управление процессом и качеством образования – стандарты используются органами управления образованием с целью создания эффективной системы контроля за качеством образования.

Изложенное представляет собой общие основы стандартизации образования по ступеням, уровням образования и конкретизируется оно по образовательным областям, конкретным учебным дисциплинам, и уже на основе требований к уровню представления учебного материала и обязательной подготовке ученика разрабатывается система заданий (тестов), служащих инструментарием для контроля и оценки уровня подготовки обучающихся.

Разумеется, изложенные подходы к стандартизации образования со временем будут претерпевать изменения, уточнения, корректироваться в ходе перестройки системы образования по ходу накопления опыта использования стандарта как нормативного документа. Но сам факт введения образовательных стандартов ставит вопрос о гарантированном достижении каждым обучающемся определенного, заранее заданного уровня базовой подготовки, позволяет каждому учащемуся обучаться на максимально посильном уровне, формирует положительные мотивы учения.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

 

Понятие, правовая природа и структура образовательной программы. Понятие «образовательная программа» общеизвестно, но при этом его содержательное наполнение отличается бесконечным разнообразием. Ниже мы попробуем дать наиболее распространенные определения данного понятия:

Образовательная программа – это:

· Документ, в котором фиксируется и логически, аргументировано представляется цель учебного процесса, тематический план и учебный планы, способы и методы их реализации, критерии оценки результатов в условиях конкретного образовательного учреждения;

· Нормативный текст, определяющий цели, ценности образования, учебный план, учебные программы, педагогические технологии и методики их практической реализации и определения результата;

· Индивидуальный образовательный маршрут учащегося при прохождении которого он может выйти на тот или иной уровень образованности, в соответствии со стандартом, гарантированным этой программой;

· Совокупность учебных, досуговых и других программ, отвечающих образовательным потребностям ребенка, направленных на его самореализацию, достижение им определенного уровня образованности, гармонического развития и адаптации в социальной среде;

· Организационно-управленческое знание, позволяющее реализовать принцип личностной ориентации образовательного процесса через определение условий, способствующих достижению учащимися с различными образовательными потребностями и возможностями установленного стандарта образования.

· Определение «образа будущего» и организация собственной деятельности в движении к нему.

В переводе с греческого слово «программа» означает «распоряжение, объявление». В Законе «Об образовании» нет прямого определения образовательной программы, но им устанавливается место и значение ее в системе образования. Образовательная программа определяет уровень документа об образовании или уровень образованности личности. Компетенция и ответственность образовательного учреждения, управление и регламентация его деятельности устанавливается в зависимости от показателей образовательной программы.

Итак, образовательное учреждение называется таковым, если оно осуществляет образовательный процесс – реализует одну или несколько образовательных программ. Содержание образовательного процесса в учреждении разделяется на учебные курсы, дисциплины и года обучения по ним, обеспеченные в обязательном порядке учебными планами и программами курсов.

Таким образом, образовательная программа – это тот нормативно-управленческий документ, который вместе с уставом служит основанием для лицензирования, сертификации, изменением параметров бюджетного финансирования и введения платных образовательных услуг в соответствии с потребностями и интересами детей и родителей.

Виды образовательных программ. Существует несколько категорий образовательных программ:

· Примерные образовательные программы разрабатываются на основе государственных образовательных стандартов.

· Основные и дополнительные программы в структуре общего и профессионального образования бывают определенного уровня направленности содержания образования.

· Дополнительные образовательные программы, как программы различной направленности, реализуются:

а) в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

б) в образовательных учреждениях дополнительного образования;

в) посредством индивидуальной образовательной деятельности.

Обратим внимание, что разделение на основные образовательные и дополнительные образовательные программы приводится в рамках двух образовательных структур, где есть обязательный минимум содержания основной программы (общеобразовательной или профессиональной), установленной в соответствии с государственными образовательными стандартами. Основная образовательная программа имеет четко установленные сроки освоения в образовательных учреждениях, что утверждается Законом «Об образовании» и Типовым положением об образовательном учреждении, или образовательным стандартом.

Исходя из этого, следует, что дополнительные образовательные программы общего и профессионального образования развивают, углубляют, меняют, исправляют образовательный стандарт и корректируют сроки его освоения.

Содержание деятельности образовательного учреждения в основном определяется педагогами с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, а также авторских программ, утвержденных педагогическим или методическим советом учреждения.

Появление инновационных и альтернативных школ, признание государством право на эксперимент в образовании стали серьезными факторами поддержки педагогического творчества.

Право на авторскую программу имеют все педагогические работники. содержание, характер и особенности организации превращают это право сначала в потребность, а затем в осознанную необходимость. Педагоги имеют право самостоятельного выбора, могут использовать для своей деятельности примерные образовательные программы разных уровней и направленности общего образования или могут разработать новую программу, в соответствии со своими профессиональными интересами и творческими способностями. Это может быть предметная учебная- программа одной тематической направленности или комплексная интегрированная программа, сочетающая разные тематические направления, образовательные области или области деятельности.

Большое распространение сегодня получили модифицированные образовательные программы, в которых сохраняются основные параметры содержания предметных программ, но изменяются средства, методики, способы, формы реализации цели и задач, что не требует от педагога большого творческого напряжения.

В настоящее время в российских школах используется два вида учебных программ: типовые и рабочие учебные программы. В отдельных случаях практикуются личностно-индивидуальные авторские программы, которые составляются и применяются учителями-новаторами, мастерами педагогического труда.

Типовые программы очерчивают лишь наиболее обобщенный, базовый круг общеобразовательных знаний, навыков, умений и систему ведущих научных мировоззренческих идей, а также наиболее общие рекомендации методического характера с перечислением необходимых и достаточных средств и приемов обучения специфических для конкретного учебного предмета. типовые программы служат основанием для составления рабочих школьных и индивидуальных учебных программ. Они утверждаются Министерством общего и профессионального образования РФ и носят рекомендательный характер.

На основе типовых составляются рабочие программы, в которых, как правило, отражается национально-региональный компонент, локальный или школьный, учитываются возможности методического потенциала учительства, а также информационного, технического обеспечения и, естественно, уровень подготовленности учащихся. Что же касается авторских программ, то они отличаются и логикой построения курса, и глубиной поднимаемых в них вопросов, теорий, и характером их освещения автором программы. Они чаще всего используются при преподавании специальных курсов по выбору, обязательных факультативов и других учебных предметов. Такие программы при наличии рецензий утверждаются советом школы.

Учебная программа в структурном отношении состоит из трех основных компонентов:

· пояснительная записка или введение, в которой определяются целевые направления изучения данного конкретного учебного предмета в системе учебных дисциплин общеобразовательной школы;

· содержание образования – учебный материал, который включает основную информацию, понятия, законы, теории, перечень обязательных предметных навыков и умений, а также перечень обще-учебных навыков и умений, формирование которых осуществляется на межпредметной основе;

· методический комментарий о путях реализации программы, касающиеся методов, организационных форм, средств обучения, а также оценки знаний, навыков и умений, приобретаемых учащимися в процессе изучения данного учебного предмета. Особое внимание в программах последнего десятилетия уделяется межпредметным связям, которые в обобщенном виде представляются в конце содержания основных разделов. Это позволяет учителю проявить творческий подход к разработке рабочей программы, к поурочному планированию и реализации межпредметных связей в реальной педагогической действительности.

Проблемой, известным недостатком школьного образования было то, что учащиеся обязаны осваивать, запоминать разнообразную информацию, которая не имеет для них никакого личного или жизненного смысла. Культурные способы мышления и деятельности, выработанные прошлыми поколениями людей и закрепленные в этих знаниях для решения исключительно практических вопросов, остались неизвестными выпускникам средних школ, техникумов. Усвоение учащимися навыков и умений сводилось к отработке и доведения известного автоматизма простого набора специализированных операций в стандартной ситуации. Способность импровизировать, гибко реагировать на нестандартные ситуационные изменения, грамотно строить свои действия и доводить решения до конца, практически не прививались на личном уровне. Эта тенденция, к сожалению, прослеживается, иногда, и сегодня.

Для правильного определения содержания образования важно перевести внимание с результатов деятельности на саму деятельность и пойти дальше – к признанию содержания образования как способа развития личности.

Образовательная программа, составленная правильно, творчески – это средство развития познавательной мотивации, способностей ребенка в процессе совместной добровольной деятельности со сверстниками и взрослыми. Средство активного общения. Это не программный документ, который составляется единожды и обязателен для всех, кто будет делать то, что в нем зафиксировано.

Не менее значимо и такое назначение программы, как развитие индивидуальности через создание среды «рождения и развертывания» личности, через освоение ребенком культуры, ее ценностей и определения себя в этой культуре, конкретном историческом процессе. Это означает, что в обучении, и учении каждый овладевает способностью строить различные типы деятельности, способы мышления и стили поведения при учете соответствующих норм и на основе рефлексии. Иными словами, чтобы чему-то научиться, важно не только усвоить, накопить в своей памяти, какой то объем информации, умений, навыков, но также необходимо овладеть средствами, способами мышления и действия, умением использовать, воспроизводить их в своей жизни, т.е. быть компетентным.

Опираясь на практику и современное состояние программной деятельности учреждения можно проследить тенденцию понимания общественным сознанием образовательной программы как альтернативной, возвращающей образованию развивающую функцию.

Образовательные программы также разнообразны и составляют в каждом конкретном учреждении уникальную иерархическую структуру и определенный тип связи (модульный, комплексного объединения, интеграции, автономности) между отдельными ее ступенями.

Помимо основных образовательных программ в образовательном учреждении могут функционировать и дополнительные образовательные программы. В Типовом положении термин дополнительные образовательные программы используется и как выражение помощи педагогическим коллективам других образовательных учреждений в организации досуговой, внеурочной деятельности, а также детским и юношеским общественным объединениям и организациями по договору с ними (п. 24). В данном случае дополнительные образовательные программы – это вид временной или постоянной услуги, которую может оказывать учреждение. В разделе, характеризующем основы деятельности учреждения, вводится понятие программа деятельности. Это самостоятельно разрабатываемая учреждением программа, учитывающая запросы детей, семьи, образовательных учреждений, разнообразных общественных организаций, особенности социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций. Очевидно, совершенно иное смысловое наполнение этого понятия в сравнении с понятием «образовательная программа», и оно нуждается в специальном пояснении. Для образовательной программы первостепенное значение имеет определение цели и задач образовательной деятельности. Программа деятельности – это продуманная, планомерно организованная инструментальная, техническая часть обеспечения реализации концептуально обоснованных целей и задач. Взаимосвязь образовательной программы и программы деятельности учреждения очевидна.

Каждая школа разрабатывает свою образовательную программу, под которой Закон РФ «Об образовании» понимает нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации образовательного процесса. Образовательная программа показывает, как с учетом конкретных условий создается в образовательном учреждении собственная модель обучения, воспитания и развития учащихся. Образовательная программа школы является сугубо индивидуальной, так как призвана учитывать потребности конкретных обучаемых их родителей. Именно поэтому образовательная программа должна иметь творческое начало.

Порядок разработки и утверждения авторских и составительских учебных программ. Под технологией разработки образовательной программы общеобразовательного учреждения надо понимать следующее:

· Специально организованные способы и процедуры оптимизации деятельности образовательного учреждения в условиях нарастающей взаимосвязи, динамики и обновления общественных процессов.

· Способ разработки образовательной программы на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией выбора оптимальных средств и методов их выполнения.

Образовательная программа должна четко и ясно представлять своеобразные особенности педагогической системы и те образовательные возможности, которые интересны или могут стать в будущем привлекательными для детей и родителей. Содержание образовательной программы учреждения не может оставаться в неизменном виде и быть тем «отстраненным документом», который создается формально раз и навсегда. Изменение в обществе, в системе образования в связи со становлением его вариативности, появления инновационных педагогических систем и новых видов учреждений образования. Однако в содержании этого документа всегда должны сохраняться те основы, которые отвечают его главному предназначению – миссии.

Направленность образовательной программы – это обобщенное, идеальное определение результата – итога (цели) реализации образовательной программы, от которого зависит ее содержание, методы, технологии, формы организации образовательного процесса. Обязательный минимум содержания каждой основной образовательной программы устанавливается соответствующим образовательным стандартом.

Согласно Закону РФ «Об образовании», общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации (ст. 9).

Результаты освоения обучающимися содержания образовательных программ зависят от ступени обучения (уровня программы), но в любом случае это определенный, унифицированный объем предметных знаний, навыков, гарантирующий личности социальную адаптацию и профилизацию.

В Законе РФ «Об образовании» сформулированы общие требования к содержанию образования. Они обязывают все учреждения образования в своей программной деятельности (направленности образовательных программ) ориентироваться не только на цели сохранения и воспроизводства гражданско-профессионального потенциала общества, но и на следующие цели:

· Обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

· Развитие общества;

· Укрепление и совершенствование правового государства.

При этом содержание образования должно обеспечивать:

· Адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

· Формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний картины мира;

· Формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленное на совершенствование этого общества;

· Интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

· Развитие кадрового потенциала общества.

Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений (ст. 14 Закона).

Это и есть основная миссия системы образования в Российской Федерации, которая задает общую направленность образовательных программ, реализуемых всеми образовательными учреждениями на территории РФ.

 

_________________

Вопросы для самопроверки и размышлений, практические задания

1. Оцените целесообразность введения в РФ государственных стандартов. Насколько связано качество современного образования с введением института государственных стандартов?

2. С







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.