Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ





Понятие правовой ответственности. В научной литературе существуют различные точки зрения на содержание понятия правовой ответственности. Одни ученые-правоведы делают вывод, что юридической ответственностью называется применение к лицу, совершившему правонарушение, мер государственного принуждения, предусмотренных нарушенной нормой, в установленном для этого процессуальном порядке. Другие признают, что юридическая ответственность есть особое предусмотренное нормами права, отношение между нарушителями требований права и государством в лице определенных его органов. Третьи полагают под юридической ответственностью собственно установленную государством меру принуждения за совершенное правонарушение.

Известный ученый С.С. Алексеев связывает сущность юридической ответственности с применением государственного принуждения. Практически те же мысль высказывает и другой ученый-правовед Е.А. Суханов, определяя юридическую ответственность как одну из форм государственно-принудительного воздействия на нарушителей норм права, заключающуюся в применении к ним предусмотренных законом санкций – мер ответственности, влекущих для них неблагоприятные последствия.

В то же время иная точка зрения связывает установление правовой ответственности с санкцией правовой нормы, где под санкцией понимают ту ее часть в которой указываются последствия невыполнения или выполнения самого правила поведения (диспозиция нормы). Санкции различаются в зависимости от характера правовой нормы.

Вопрос о любой ответственности возникает лишь тогда, когда соответствующие общеобязательные правила нарушаются. Юридическая ответственность рассматривается как реакция государства на совершенное правонарушение.

Основания ответственности. Правовая ответственность связывается с нарушением норм права, под которым понимают, в первую очередь, правила, закрепленные в нормативных правовых актах, в частности, в законах.

Правонарушение как противоправное, виновное, общественно вредное деяние представляет собой основание юридической ответственности.

Как правило, основным признаком правонарушения в теории права признается общественная вредность и опасность. Именно это отграничивает правомерное деяние от противоправного. Будучи объективным свойством правонарушения, противоправность отражает сущность правонарушения как посягательства на социальные блага, представляемые, защищаемые правом, другими словами, на субъективные права, свободы и охраняемые законом интересы личности. Таким образом, следует вывод, что правовая ответственность наступает за покушение на права, свободы, охраняемые законом интересы человека и гражданина.

Противоправное поведение нарушает нормы права или общеправовые принципы российского права, либо отдельных его институтов. Под нарушением норм или принципов права понимается несоблюдение лицом юридических обязанностей, независимо от того, вытекают ли эти обязанности из запретов или нет.

Существование ответственности в своем большинстве свидетельствует о наличии юридического запрета, выражаемого в санкции нормы. Действующее законодательство об образовании практически не содержит специальных норм, предусматривающих основания и меры юридической ответственности за правонарушения, возникающие в связи с осуществлением образовательной деятельности, образовательного процесса.

Вот несколько примеров:

1. Государственный вуз организовал объявленный публично набор студентов на платное обучение по одной из специальностей, установив определенную цену за проведение вступительных экзаменов и обучение. Однако значительный недобор вынудил вуз отказаться от организации обучения по этой специальности, а студентам (их уже приказом зачисли в число студентов) было предложено осуществить образование по родственной специальности, но с оплатой в два раза большей.

2. В ряде рекламных объявлений рекламодателем – государственным вузом – было обещано абитуриентам, что в итоге обучения им будет выдан диплом государственного образца Гознака. При этом упомянутый вуз не имел на тот момент свидетельства о государственной аккредитации. В других случаях абитуриентам предлагается обучение по весьма увлекательным направлениям, однако, не установленным ни одним нормативным правовым актом.

3. Одним из наиболее распространенных нарушений прав обучающегося в образовании является унижение педагогом его достоинства в форме обидного для школьника, студента, слушателя высказывания, клички и т.п. Определенные меры ответственности предусмотрены Уголовным кодексом, но только для тех случаев, когда признается особая тяжесть противоправного деяния.

4. Актуальной проблемой современного российского образования является обеспечение качества образования. Можно утверждать, что в соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право именно на качественное образование, т.е. на образование определенного качества, оформленного в форме нормативно установленных требований, в первую очередь, государственного образовательного стандарта. В связи с этим объективно встает вопрос об ответственности, в том числе правовой, лиц, не обеспечивающих надлежащее качество обучения, воспитания. В конечном итоге последствия некачественного образования сказываются не только на отдельной личности, но и на всем обществе, государстве в целом.

На сегодняшний день Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. называет в качестве специфических оснований наступления ответственности следующие правонарушения:

· совершение обучающимся противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения (п.7 ст. 19);

· несоблюдение образовательным учреждением предусмотренных лицензией условий (п.4 ст. 33);

· отрицательные результаты аттестации образовательного учреждения (п. 23 ст. 33);

· осуществление деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности запрещенной законом, либо деятельности не соответствующей его уставным целям (п. 4 ст. 34);

· нарушение образовательным учреждением законодательства РФ в области образования и (или) своего устава (п. 6 ст. 37);

· повторное предъявление государственной аттестационной службой образовательному учреждению рекламации на качество образования и (или) несоответствие образовательного стандарта (п.4 ст. 38);

· однократное предъявление государственной аттестационной службой названной рекламации (является основанием для подачи иска образовательного учреждения в других организациях (ст. 49);

· девиантное (общественно опасное) поведение подростков, достигших возраста 11-ти лет (п. 11 ст. 50);

· повторное, в течении года, грубое нарушение обучающимся устава образовательного учреждения (ч. 1 п.3 ст. 56);

· применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника (ч. 2 п. 3 ст. 56);

· появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения (ч. 3 п. 3 ст. 56);

Дополнительно ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» установлены следующие основания юридической ответственности:

1.Лишение государственной аккредитации государственного, муниципального вуза (абз. 3 п. Ст. 12). В этом случае ректор и отвечающие в пределах своей компетенции за качество подготовки выпускников проректоры освобождаются от своих должностей, прежний состав ученого совета распускается и утверждается новый.

2. Нарушение студентом обязанностей, предусмотренных уставом вуза и правилами внутреннего распорядка (п. 9 ст. 16). Эта норма фактически конкретизирует положение п.7 ст. 19 Закона об образовании.

Субъекты ответственности. Если говорить об ответственности образовательного учреждения, то образовательное учреждение в соответствии с положениями Закона РФ «Об образовании» несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников, работников образовательного учреждения, а также за иные действия, предусмотренные законодательством РФ.

В ряде своих норм Закон об образовании говорит об ответственности органов местного самоуправления, образовательных учреждений за совершение определенных действий. Так, в соответствии с положением п.1 ст. 31 закона названные органы отвечают за реализацию права граждан на получение обязательного основного общего образования; за ежегодную публикацию среднестатистических показателей о соответствии федеральным и местным требованиям условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях расположенных на подведомственных им территориях.

На основании п.5. ст. 52 родители (законные представители) обучающихся, воспитанников так же несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования.

Итак, состав субъектов может включать граждан - обучающихся, их родителей, иных законных представителей, педагогических работников, образовательной учреждение, его должностных лиц, а также государство, органы государственной власти, в частности, органы государственного управления образованием, их должностных лиц.

Меры ответственности. Вообще, многие меры правовой ответственности в педагогических правоотношениях установлены в отношении обучающегося, в то время как педагог и образовательная организация остаются как бы «в стороне». В действительности же обучающийся в образовательном процессе является, так сказать, «слабой стороной», подверженной проявлениям власти педагогических работников и образовательного учреждения, которое происходит из самой сути современного педагогического процесса, оформленной в нотариальной форме. Обучающийся и обращается за тем в образовательное учреждение, чтобы получить воспитание и обучение, и, если он нарушает определенные правила, установленные в этом учреждении, и к нему применяются меры воспитательного значения, то это, видимо, все-таки не правовая ответственность, а иная разновидность социальной.

Закон РФ «Об образовании» предусматривает для установленных им правонарушений такие санкции, как:

· исключение обучающегося из образовательной организации;

· приостановление действия лицензии на образовательную деятельность;

· аннулирование лицензии образовательной организации;

· ликвидация образовательного учреждения;

· лишение образовательного учреждения свидетельства о государственной аккредитации;

· возмещение дополнительных затрат на переподготовку выпускников образовательного учреждения в других организациях;

· направление подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, достигших 11-ти лет, в специальные учебно-воспитательные учреждения;

· расторжение трудового договора с педагогическим работником, т.е. его увольнение.

Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» дополнительно устанавливает такую меру, как увольнение руководителя вуза.

Названные санкции, за исключением приостановления и аннулирования действия лицензии увольнения педагога, являются достаточно специфическими мерами ответственности и присущи лишь области образования. Они носят характер воспитательного, общественного воздействия, практически не связанного непосредственно с государственным принуждением.

Виды ответственности. Дисциплинарная ответственность. В Законе РФ «об образовании», ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», типовых положениях об образовательных учреждениях, иных нормативно-правовых актах институт дисциплинарной ответственности в сфере образования не получил надлежащей нормативно-правовой регламентации. Нормы, образующие этот институт, характеризуется значительными пробелами, противоречащими, нечеткими и неточными нормативно-правовыми предписаниями, а также недостаточно полно согласуются с нормами международного права.

В Законе РФ «Об образовании» (ст. 19 и 56) называются лишь определенные виды дисциплинарных проступков, служащие основанием для прекращения образовательных отношений. Это, в частности: 1) противоправные действия; 2) грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения; 3) повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения; 4) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося; 5) появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предусматривает такие составы дисциплинарных проступков, как: 1) ненадлежащее управление государственным или муниципальным высшим учебным заведением, приведение его к лишению государственной аккредитации по итогам аттестации (ч.3. ст.12); 2) нарушение студентом обязанностей, предусмотренных уставом высшего учебного заведения; 3) нарушение студентом обязанностей, предусмотренных правилами внутреннего распорядка высшего образовательного учреждения (ч. 9 ст. 16).

Отдельные предписания по вопросам дисциплинарной ответственности содержатся в типовых положениях об образовательных учреждениях. Так п. 47 Типового положения об образовательных учреждениях среднего специального профессионального образования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 марта 2001г. № 160, устанавливает дисциплинарную ответственность студентов за невыполнение обязанностей, предусмотренных уставом среднего образовательного учреждения, нарушение правил внутреннего распорядка. Аналогичное предписание содержится в п. 71 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.04.2001 г. №264.

Таким образом, в законодательстве об образовании:

1) отсутствует легальное определение понятия «дисциплинарный проступок» в образовательной сфере, что означает значительные трудности в понимании того, какие противоправные деяния могут быть квалифицированы в качестве дисциплинарных проступков и по каким признакам следует отличать дисциплинарные проступки от административных и гражданско-правовых;

2) не имеется перечня санкций, которые могут применяться к нарушителям норм образовательного права;

3) неполно и бессистемно закреплены составы дисциплинарных проступков, что создает дополнительные условия для безнаказанности посягательств на действующий порядок в образовательной сфере.

В законодательстве отсутствует дисциплинарная ответственность за нарушение значительной части запретов, прямо предусмотренных Законом РФ «Об образовании» и ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Например, не предусматривается каких-либо санкций за нарушение таких запретов, как привлечении обучающихся в гражданских образовательных учреждениях к труду, не предусмотренному образовательной программой; принуждение обучающихся к вступлению в общественные, общественно-политические организации, движения и партии; превышение максимально допустимых учебных нагрузок на педагогических работников и др.

Законодательство не содержит норм по вопросам привлечения к дисциплинарной ответственности руководителей образовательных учреждений. Неясно кто, в каком порядке, за какие деяния может привлечь руководителя образовательного учреждения к дисциплинарной ответственности и какие меры взыскания могут быть применены к нему за совершение дисциплинарных проступков.

Перечень деяний обучающихся, квалифицируемых как дисциплинарные проступки, фактически передан на усмотрение образовательного учреждения, которое самостоятельно подготавливает свой устав и правила внутреннего распорядка и по своему усмотрению формулирует перечень требований, нарушение которых обращающимися могут быть квалифицированы как дисциплинарные проступки. В результате имеет место значительный разнобой в понимании дисциплинарных проступков и применения мер дисциплинарного воздействия. Например, опоздание или неявка на лекционные занятия в одних вуза рассматриваются как дисциплинарный проступок, а в других – признаются правомерным поведением и т.д.

В совокупности нормативных предписаний по вопросам дисциплинарной ответственности в сфере образования имеются и отдельные коллизии. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования РФ закрепляет состав дисциплинарного проступка – невыполнение учебного плана в установленные сроки по неуважительной причине, которого нет в ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Закон РФ «об образовании» запрещает назначать ректоров гражданских образовательных учреждений высшего профессионального образования, тогда как ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предусматривает такую процедуру для замещения вакантной должности, образовавшейся после отстранения от работы ректора государственного или муниципального высшего образовательного учреждения, лишенного государственной аккредитации.

В предписаниям по вопросам дисциплинарной ответственности участников образовательных отношений имеются неточные и неясные формулировки.

Неточной является ч. 9 ст. 16 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», согласно которой дисциплинарные проступки студентов высших учебных заведений трактуются лишь как нарушения устава соответствующего образовательного учреждения и его правил внутреннего распорядка. В действительности дисциплинарные проступки студентов вузов, равно как и иных обучающихся представляют собой посягательства на законодательство, нормы законов. Ибо устав и правила внутреннего распорядка вуза, будучи локальными актами, имеют юридическое значение в той мере, в какой они соответствуют положениям ФЗ-ов и иных вышестоящих нормативно-правовых актов. Обязанности, возлагаемые на студентов локальными нормативно-правовыми актами образовательного учреждения, но не предусмотренные действующим законодательством, не имеют юридического значения и неисполнение их не может служить основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности.

Как следует из смысла ст. 54 Конституции РФ, ответственность может устанавливаться только законом. Данная статья. Посвященная вопросам применения юридической ответственности, называет один источник установления юридической ответственности – закон. Соответственно подзаконные нормативно-правовые акты, в том числе и локальные акты образовательных учреждений, не могут устанавливать новых составов правонарушений и юридической ответственности за них. Поэтому в нормативных предписаниях по вопросам дисциплинарной ответственности участников образовательных отношений необходимо четко и последовательно проводить тезис о том, что такая ответственность и основания ее применения устанавливаются прежде всего законом.

Таким образом, законодательство по вопросам дисциплинарной ответственности в образовательной сфере не обеспечивает в достаточной мере реализацию тех целей, с которыми связывается действие данного юридического института в механизмах правового регулирования и реализации законодательства в сфере образования. Существенные пробелы, которые имеются в нормативно-правовом регулировании данного правового института, создают значительные затруднения в правоприменительной практике образовательных учреждений и приводят к ослаблению дисциплины в образовательном учреждении.

Материальная ответственность. Вопросы материальной ответственности участников образовательного процесса в законодательстве РФ не получили надлежащего отражения. наиболее полно, хотя и весьма дискуссионно, регламентирован порядок возмещения материального ущерба, причиненного обучающимся некачественным обучением ст. 49 Закона РФ «Об образовании» предоставляет право компетентным государственным органом управления образованием в случае некачественной подготовки выпускников аккредитованными образовательным учреждениям предъявлять иски по возмещению дополнительных затрат на переподготовку этих выпускников в других образовательных учреждениях.

В то же время законодательство об образовании не содержит специальных норм по вопросам материальной ответственности руководителей и работников образовательных учреждений поскольку этот институт обстоятельно регламентирован нормами трудового законодательства.

Однако законодательство не регулирует и отношений, связанных с материальной ответственностью обучающихся за вред, причиненный ими образовательному учреждению в процессе проведения практических и иных занятий или нахождения в образовательном учреждении в период занятий, это приводит к тому, что обучающиеся независимо от формы вины привлекаются, как правило, к полной материальной ответственности, что ставит их в неравное положение с работниками образовательных учреждений. Которые чаще всего несут организационную материальную ответственность за причиненный учреждению ущерб.

Вообще, материальная ответственность педагогических работников, руководителей и иных должностных лиц образовательного учреждения должна применяться по правилам трудового законодательства.

Материальная ответственность обучающихся за ущерб, причиненный образовательному учреждению, может быть ограничена размером их месячной стипендии или двумя-тремя минимальными размерами оплаты труда.

Разработка и закрепление в федеральном законе комплексного института «Дисциплинарная и материальная ответственность участников образовательных отношений» может дать позитивные результаты при наличии процессуальных норм, устанавливающих порядок применения такой ответственности и позволяющих надежно охранять законные права и свободы обучающихся, работников образовательных учреждений и иных лиц.

Иные виды ответственности. При определенных условиях, в случае покушения на права, свободы, охраняемые законом интересы обучающихся, может наступить уголовная, административная, гражданско-правовая ответственность, включающая применение соответствующих санкций.

Так, осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, в частности образовательной, без лицензии влечет наложение административного штрафа на должностное лицо в размере от 10-20 МРОТ, на юридическое лицо – от 100 до 200 МРОТ, а осуществление деятельности с нарушением лицензионных требований – наложение административного штрафа на должностное лицо в размере от 5-10 МРОТ. Если родители, иные законные представители обучающихся не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязанности по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, то к ним может быть применена такая мера административного наказания, как предупреждение или наложение штрафа в размере от 1-5 МРОТ.

Если в образовательном процессе педагог унижает достоинство личности обучающегося, то такой гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности. Однако меры ответственности, предусмотренные в этом случае законом: штраф в доход государства, либо арест на определенный срок – не направлены собственно на защиту нарушенных прав обучающегося, в частности права на жизнь, здоровье, достоинство, образование и т.п., другими словами на их восстановление и возмещение причиненного вреда здоровью, жизни, в том числе духовному. Лишь гражданско-правовые меры ответственности в полной мере исполняют функции защиты прав, охраняемых законом интересов граждан и организаций.

Именно в гражданско-правовом регулировании общественных отношений меры защиты и санкции соотносятся, как показано в одном из источников, как целое и его часть, так как гражданско-правовые санкции. Как и меры ответственности, являются мерами защиты, но меры защиты не всегда исполняют роль гражданско-правовых санкций.

В случае нарушения прав обучающегося в образовании он или его родители вправе потребовать в первую очередь применения предусмотренных законом мер защиты нарушенного права путем устранения препятствий для его реализации, восстановлении права, компенсации причиненного ущерба и т.п. В этом случае лицо, нарушившее право обучающегося, должно будет исполнить обусловленную тем же законом обязанность обеспечить в той или иной форме, виде те права и интересы, которые подверглись покушению. И только в том случае, если это установлено законом, пострадавшее лицо вправе потребовать применение мер ответственности к нарушителю.

 

___________

 

Вопросы для самопроверки и размышлений, практические задания

1. Какой смысл содержится в понятии «правовой статус обучающегося» и в чем его отличие от понятия «правовое положение обучающегося»?

2. Обоснуйте необходимость института правовой ответственности в сфере образования.

3. Каковы психолого-педагогические основы существующего правового статуса обучающихся а) дошкольных образовательных учреждений; б) общеобразовательных учреждений; в) обучающихся образовательных учреждений профессионального образования?

4. В чём, на ваш взгляд, причины правонарушений в сфере общего образования? Какие меры профилактики и борьбы с ними вы бы предложили?

5. Какие меры вы бы предложили по совершенствованию образовательного законодательства с целью повышения ответственности субъектов образовательного процесса?

Глава 9







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.