Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Контракт с руководителем образовательного учреждения.





Согласно Закону «Об образовании» управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Руководство негосударственными учреждениями осуществляет непосредственно их учредитель. Конкретная для каждого вида образовательного учреждения процедура назначения руководителей реализуется в соответствии с его уставом. Исключение составляют гражданские образовательные учреждения высшего профессионального образования, назначение ректоров которых законом не допускается, а также военных учебных заведений. Данная категория руководителей назначается на должность на основании нормативно-правовых актов федеральных органов власти, в ведении которых находятся данные учебных заведения.

Договоры возмездного оказания услуг обычно заключаются с лицами, занимающими должности профессорско-преподавательского состава для оказания временных услуг, например, с лекторами. Намного реже с лекторами заключается авторский договор, хотя, и в том, и с другом случае лекторы готовят к выступлению на семинарах авторские произведения, да и само его выступление охраняется авторским правом. Даже тогда, когда лектор составляет свою программу из высказываний других авторов, ему принадлежит право на их подбор и расположение. Поэтому образовательная организация может совершенно обосновано заключить с лектором именно авторский договор. По такому договору лектор передает организации право определенным образом использовать результат своего творчества за выплату авторского вознаграждения. Способ использования произведения – произнесение его перед аудиторией. Срок использования такого произведения должен быть указан в договоре, иначе – равняется пяти годам. В такой договор обязательно нужно внести положение о порядке регулирования авторских прав: допускается ли перепечатка и распространение лекционного материала. Обязательным является условие о порядке и сроках выплаты авторского вознаграждения.

С 2007г. назначение директоров школ будет производиться на конкурсной основе по решению общественности.

Трудовой договор с педагогическим работником.Примерная форма трудового договора (контракта) с работником была утверждена постановлением Министерства труда РФ от 14.07.1993г. № 315. Трудовые договоры могут заключаться с преподавателями вузов, средних специальных, начальных профессиональных и средних учебных заведений и дошкольными учреждениями, учреждениями дополнительного образования.

Требования к поведению учителей могут быть заложены и в кодексе этики учителя или кодексе поведения, которые вносят значительный вклад в обеспечение престижа профессии учителя и выполнение профессионального долга в соответствии с согласованными принципами. Такие требования еще предлагались Рекомендациями о положении учителей – специальной межправительственной конференцией по вопросу статуса учителей.

Для реализации права граждан на педагогический труд помимо общих ус­ловий, предусмотренных ТК РФ, требуются и дополнительные. В частности, ст. 53 Закона РФ "Об образовании" устанавливает, что к педагогической дея­тельности в образовательных учреждениях допускаются лица, имеющие образо­вательный ценз, который определяется типовыми положениями об образователь­ных учреждениях соответствующих типов и видов. К педагогической деятельностине допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинс­ким показаниям, а также лица, которые имели судимость за определенные преступления. Ст. 53 Закона РФ "Об образовании" предусматривает, что перечни соответствующих составов преступлений устанавливаются законом, однако такой закон пока не принят. На­званные в законе ограничения вполне оправданны, т.к. тем самым установлены меры защиты обучающихся от насилия и других вредных воздействий, которые могут быть вызваны расстройством здоровья и (или) моральной деградацией пе­дагога.

В нормативном порядке не определен перечень забо­леваний, при которых педагогическая деятельность запрещена. На практике к ним обычно относят тяжелые инфекционные заболевания (туберкулез) и психические заболевания, сопровождающиеся тяжелыми расстройствами умственной деятельности либо повышенной агрессивностью. В частности, действующий в настоящее время Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуще­ствления отдельных видов профессиональной деятельности утвержден Поста­новлением Совета Министров - Правительством РФ. В Перечень включены работники учебно-воспитательных учреждений и работы, связанные с перенапряжением голосового аппарата (преподавательская работа). Общими медицинскими психиатрическими противопоказаниями для указанных работ и видов профессиональной деятельности являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, эпилепсия с пароксизмальными расстройствами.

При приеме на работу работник обязан уведомить администрацию о своем образовательном цензе с предъявлением соответствующих документов. В частности, в п. 67 Типового положения об общеобразовательном учреждении установлено, что работники общеобразовательных учреждений должны удовлетворять требованиям квалификационных характеристик, в которых и установлен образовательный ценз. В п. 46, 48 Типового положения об учреждении начального профессионального образования отмечено, что на должности педагогического и инженерно-педагогического персонала могут быть приняты, как правило, лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соот­ветствующую установленным требованиям данного профиля и подтверждаемую аттестатами, дипломами об образовании либо документами о повышении спе­циальной производственной, предметной или психолого-педагогической квалифика­ции.

Особый порядок приема на работу установлен для преподавателей вузов. Ст. 20 Закона РФ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" определяет, что при замещении должностей научно-педаго­гических работников заключению трудового договора (контракта) предшествует конкурсный отбор. Порядок и условия конкурсного отбора и заключения контрак­тов между образовательным учреждением и работником определены Положением о порядке замещения должностей профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования РФ, утверж­денным приказом Министерства образования от 06.08.99. № 167. В Положении не содержится указаний, какие документы должны быть приложены к заявлению об участии в конкурсе.

Согласно п. 20 Положения трудовой договор между образовательным учреждением высшего профессионального образования и преподавателем может заключаться и по результатам конкурса документов, определяющих квалификационные требования к занятию соответствующей преподавательской должности без проведения процедуры обычного конкурсного отбора. Это может иметь место во вновь открываемых вузах до начала работы ученого совета; по усмотрению ректора при согласии преподавателя сроком до одного года; при приеме на работу штатного совместителя; при замещении временно свободных преподавательских должностей (в связи с отпусками по уходу за ребенком, нахождением в творческом отпуске, при переводе на научную должность в связи с подготовкой диссертации, при длительной болезни и по другим причинам); при переходе на преподавательскую работу на срок 5 лет освобожденного от занимаемой должности проректора, имеющего стаж работы в данной должности не менее 5 лет.

Пункт 4 Положения предусматривает, что конкурсный отбор объявляется ректором (проректором) вуза в периодической печати или других средствах массовой информации не менее чем за 2 месяца до его проведения.

Срок подачи заявлений для участия в конкурсном отборе составляет один месяц со дня опубликования объявления о конкурсе. Отказ в приеме заявления должностным лицом вуза, ответственным за организацию и проведение конкурсного отбора, может иметь место в случае несоответствия претендента квалификационным требованиям по соответствующей должности, установленным действующими нормативными правовыми актами, либо в случае нарушения установленных сроков подачи заявления.

Претендентам должна быть обеспечена возможность ознакомления с на­званным Положением, квалификационными требованиями по соответствующей должности, условиями трудового и коллективного договоров и присутствия на за­седаниях кафедры и ученого совета, рассматривающих их кандидатуры.

До рассмотрения претендентов на преподавательские должности на заседа­нии ученого совета кафедра выносит рекомендации по каждой кандидатуре и доводит их до сведения ученого совета вуза (факультета) на его заседании до про­ведения тайного голосования. При этом Положение не устанавливает процедуру вынесения данной рекомендации. Поэтому на практике возникают вопросы: учиты­вается ли мнение декана; заключение о научно-педагогической деятельности пре­тендента принимается путем открытого или тайного голосования, простым или квалифицированным большинством голосов, только штатными преподавателями или с учетом совместителей. Ответы на подобные вопросы призваны дать локаль­ные нормативные акты высших учебных заведений.

Согласно п. 8 Положения успешно прошедшим конкурсный отбор считается претендент, получивший путем тайного голосования наибольшее число голосов членов ученого совета, но не менее половины плюс один голос от числа принявших участие в голосовании при кворуме 2/3 списочного состава ученого совета.

Избрание по конкурсу необходимо рассматривать лишь в качестве предва­рительного условия для возникновения трудового правоотношения. Вполне возмо­жен случай, когда лицо, избранное по конкурсу, в дальнейшем не выразит желания заключить трудовой договор и тем самым откажется реализовать свое право быть принятым на работу. Может возникнуть вопрос о том, как долго ректор вуза, из­бравшего преподавателя на соответствующую должность по конкурсу, должен сохранять за этим преподавателем право на заключение трудового договора. Оче­видно, в таких случаях необходимо, чтобы между ректором и преподавателем была достигнута договоренность о сроке, в течение которого преподаватель дол­жен приступить к работе. Если преподаватель в оговоренный срок не обратился с просьбой о приеме его на работу, вуз вправе будет отказать ему в заключение трудового договора. Отсутствие правовой формы, ограничивающей во времени заключение трудового договора (контракта) с лицом, избранным по контракту, не способствует действенности конкурсного отбора научно-педагогических кадров.

По таким же основаниям и в целях совершенствования подбора и расста­новки руководящих педагогических кадров на общеобразовательные и профессиональные (начального и среднего звена) учебные заведения могут быть распро­странены возрастные ограничения, установленные в вузах. Так, в соответствии с п.3 ст. 20 Закона РФ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" определено, что в государственных и муниципальных высших учебных заведениях должности ректоров, проректоров, деканов факультетов, заведующих кафедрами, руководителей филиалов и институтов замещаются лицами в возрасте не старше 65 лет независимо от времени заключения трудовых договоров. По представле­нию ученого совета вуза учредитель вправе продлить срок пребывания в должно­сти ректора до достижения им возраста 70 лет. Для других должностей продление указанного срока до достижения возраста 70 лет может осуществляться ректором по представлению ученого совета высшего учебного заведения.

Право на заключение трудового договора возникает у лица, прошедшего конкурсный отбор.

Ранее действовавшее Положение о порядке замещения должностей профессорско-преподавательского состава от 6 августа 1999г. предусматривало случаи, когда трудовой договор с преподавателем вуза мог заключаться без проведения процедуры конкурсного отбора. В новом Положении о порядке замещения должностей научно-педагогических работников от 26 ноября 2002г. эта норма отсутствует. Вместе с тем в сопроводительном к этому положению письме Минобразования РФ отмечается, что "...в исключительных случаях в целях непрерывности учебного процесса допускается заключение трудового договора между работодателем и преподавателем вуза до проведения конкурсной процедуры в установленном порядке". Этот документ не конкретизирует исключительные случаи, при которых прием на работу преподавателя осуществляется без прохождения конкурса. Таким образом, трудовой договор может заключаться э вновь открываемых вузах до начала работы ученого совета.

Заключению трудового договора с преподавателем о работе по внешнему совместительству также предшествует конкурсный отбор.

С большинством педагогов работодатель обязан заключать договор на неопределенный срок (за исключением педагогических работников высшего профессионального образования). Так, согласно ст. 20 Федерального закона "О высшем и послевузовском образовании" замещение всех должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении, за исключением должностей деканов факультета и заведующих кафедрой, производится по трудовому договору на срок до пяти лет. Заключению трудового договора с научно-педагогическими работниками предшествует конкурсный отбор. Профессорско-преподавательские должности замещаются по контракту также сроком до 5 лет. Конкретные сроки трудового договора устанавливаются по соглашению его сторон с учетом коллективного договора и мнения ученого совета университета, факультета, филиала.

О конкурсном отборе претендентов объявляется в периодической печати или в других средствах массовой информации. Объявление должно содержать условия конкурса, включающие квалификационные требования, предъявляемые к претенденту, согласно требованиям, установленным государством. Контракт заключается с лицом, набравшим более 50% голосов присутствующих на заседании членов ученого совета при наличии кворума.

В п. 14 ранее действовавшего Положения о порядке замещения должностной профессорско-преподавательского состава предусматривалась возможность продления срока действия договора до пяти лет без проведения процедуры конкурсного отбора, если договор был заключен на срок менее пяти лет. В ныне действующем Положении о порядке замещения должностей научно-педагогических работников, такой пункт отсутствует, что отвечает нормам Трудового кодекса РФ, регулирующим порядок и расторжения срочного трудового договора. При определении срока трудового договора, видимо, надо исходить из того, то его истечение должно совпадать с окончанием учебного года. Целесообразность такого подхода вытекает из необходимости укомплектования штата профессорско-преподавательского состава до начала нового учебного года.

Порядок заключения трудового договора с преподавателем вуза соответствует общим правилам, предусмотренным трудовым законодательством.

Примерная форма срочного трудового договора с преподавателем вуза приводится в приложении к Положению о порядке замещения должностей научно-педагогических работников. Эта форма носит характер примерного, а не типового правового документа, в связи с чем, допускает корректировку в зависимости от волеизъявления работника и работодателя, а также с учетом конкретных условий вуза. Обязательным является строгое соблюдение требования ст. 9 Трудового кодекса РФ о том, что включаемые условия не должны снижать уровень прав и гарантий работника, установленный трудовым законодательством, но его содержание в любом случае должно соответствовать требованиям, изложенным в ст. 57 Трудового кодекса РФ.

Как известно, содержание трудового договора составляет совокупность его условий, которые в зависимости от порядка их установления принято делить на два вида: условия, предопределенные законодательством (по ним стороны не договариваются: они обязательны для выполнения с момента заключения договора), и условия, вырабатываемые и включаемые в договор самими сторонами.

Как показывает практика, в заключаемых с преподавателями трудовых договорах зачастую содержится ряд пунктов, копирующих фрагменты из устава вуза, законов "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", других нормативных документов, которые носят лозунговый характер и лишены конкретного смысла, а значит, и возможности оценки выполнения обязательств сторонами. В этих договорах, как правило, отражаются размер труда, продолжительность отпуска и другие условия.

Таким образом, по существу из условий, вырабатываемых и включаемых в трудовой договор самими сторонами, присутствуют всего два: на какую должность и на какой срок принимается преподаватель.

Трудовой договор заключается в письменной форме, в двух экземплярах, которые подписываются ректором (проректором) и преподавателем.

По результатам конкурсного отбора и после заключения преподавателем трудового договора издается приказ ректора вуза о приеме его на преподавательскую должность по соответствующей кафедре.

Содержание приказа должно соответствовать условиям заключенного трудового договора, но не повторять его полностью. Обычно в приказе указываются фамилия, имя и отчество преподавателя, дата начала работы, должность, наименование кафедры, условие об оплате труда, срок трудового договора. Если работник принимается как совместитель, то указывается и это условие.

Приказ о приеме на работу объявляется преподавателю под расписку в трехдневный срок со дня подписания трудового договора.

В практике вузов нередки случаи, когда преподаватели допускаются к работе сразу же после проведения процедуры конкурсного отбора до официального оформления трудового договора. Согласно ст. 67 ТК РФ фактическое допущение работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя считается заключением трудового договора и порождает трудовые отношения со всеми вытекающими отсюда последствиями. Эта норма - гарантия, направленная на защиту интересов работника, т. е. на обеспечение его права на получение работы, на оплату труда, на пособие по временной нетрудоспособности и т. п. И тем не менее, в этом случае работодатель обязан оформить трудовой договор не позднее трех дней со дня фактического допущения работника к работе.

При заключении контракта и установлении его продолжительности могут учитываться условия тарифных соглашений и коллективных договоров. Срочный контракт должен предусматривать право преподавателя до увольнения использовать очередной ежегодный отпуск.

Повторное заключение контракта осуществляется по результатам конкурсного отбора, который проводится до окончания действующего контракта.

По окончании учебного года ректор объявляет фамилии и должности преподавателей (по кафедрам и специальностям, по которым истекает срок контракта в следующем учебном году. По указанным должностям ректор обязан объявить конкретный отбор или сообщить об изменении штатного расписания.

Вопрос о замещении должности заведующего объединении кафедр решает ученый совет вуза.

При заключении контракта стороны могут предусмотреть льготы, в том числе оказание материальной помощи, денежной компенсации при условии прекращения контракта по уважительным причинам (в связи с уходом на пенсию по возрасту) по согласованию с профсоюзным комитетом.

В целях приближения к ситуации регулирования системы оплаты труда педагогических работников только в соответствии с положениями индивидуального договора, с 2005г. вводится новая штатно-окладная система оплаты труда учителей общеобразовательных школ – отменится классно-урочная система оплаты труда.

Проект Кодекса Российской Федерации об образовании, как уже отмечалось ранее,призван наиболее полно и системно закрепить основы организации и функционирования отрасли образовательного права России.

В проекте кодекса, предусмотрены дополнительные юридические гарантии всем участникам образовательных отношений – обучающимся, педагогическим работникам и образовательным учреждениям. В нем детально закреплены основ­ные права и обязанности педагоги­ческих работников, которыми они на­деляются с учетом специфики деятельности в образовательных учреждени­ях: дошкольного, общего образования, на­чального профессионального и других видов.

Закрепление на законодательном уровне особенных прав педагогичес­ких работников значительно усилива­ет их роль в регулировании трудо­вых и иных отношений и, соответствен­но, повышает ответственность орга­нов управления образованием за их ненадлежащее исполнение. Сохраняются нормы Закона РФ "Об образовании", согласно которым минимальные ставки и должностные оклады педагогическим работникам надлежит устанавливать в размере, превышающем уровень средней за­работной платы в Российской Феде­рации.

В условиях, когда заработная пла­та работников государственных и му­ниципальных образовательных учреж­дений остается на крайне низком уровне, а соответствующие положе­ния законодательства Правительство РФ не выполняет и пока что выпол­нять не собирается, самый главный вопрос не в том, чтобы проектиро­вать нереальные размеры заработ­ной платы в сфере образования. Основной акцент должен быть сделан на разработке механизма, способного обеспечить приведение размера за­работной платы работников образо­вательной сферы в соответствие с действующими законодательными нормами.

Необходимо признать, что Проект ориентируется на силь­ную социальную политику государства, не­обходимость проведения которой закрепле­на ст. 7 Конституции РФ в целях создания ус­ловий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Учитывая значимость высококвалифици­рованных педагогических кадров в образо­вательном процессе и обеспечения надле­жащего качества образования, разработчи­ки проекта предусмотрели максимум воз­можных в современных условиях мер в пользу педагогических работников.

Проект сохраняет норму Закона РФ «Об образовании», согласно которой размер средней ставки заработной платы и должно­стного оклада педагогических работников образовательных учреждений устанавлива­ется на уровне не ниже средней заработной платы работников промышленности в Рос­сийской Федерации. Хотя норма в настоя­щее время органами исполнительной власти и не соблюдается, однако отказываться от нее нельзя. Педагогические работники могут и должны получать заслуженную ими зара­ботную плату и иметь надлежащие матери­ально-бытовые условия. В противном случае высокое качество образования может ока­заться несбыточной мечтой для большин­ства российских граждан.

За педагогическими работниками сохра­няются и ныне действующие доплаты и над­бавки к должностным окладам и ставкам за­работной платы, связанные с местными ус­ловиями, исполнением дополнительных обязанностей, стажем педагогической работы, иными обстоятельствами. Кроме того, образовательным учреждениям разрешается в пределах имеющихся у них средств на оплату труда самостоятельно определять форму систему оплаты труда, размеры ставок заработной платы должностных окладов, а также размеры доплат, надбавок и других мер материального стимулирования.

В отличие от Трудового кодекса РФ, разрешившего работодателю по своему усмот­рению решать вопросы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд, проект Кодекса РФ об образовании прямо обязывает учредителей и руководителей образовательных учреж­дений (организаций) создавать условия для повышения квалификации каждому педаго­гическому работнику. Не реже одного раза в пять лет и в объеме не менее 72 аудитор­ных часов работник должен повышать свою квалификацию в соответствующих образо­вательных учреждениях. На период обуче­ния работник освобождается от работы с со­хранением средней заработной платы по основному месту работы.

Проект существенно меняет порядок нор­мативного правового регулирования усло­вий предоставления педагогическим работ­никам длительного отпуска на срок до одно­го года. Действующее законодательство этот вопрос относит к компетенции учреди­телей образовательного учреждения, тем самым фактически лишает педагогических работников права на этот отпуск.

В настоящее время длительный отпуск продолжительностью до одного года на практике редко оплачивается. Согласно проекту размер оплачиваемой части длительного отпуска определяется органом государственной вла­сти субъектов Российской Федерации, но в любом случае он не может быть ниже 30% от средней заработной платы педагога за пос­ледний перед выходом в отпуск год. Порядок и иные условия предоставления такого от­пуска устанавливаются Правительством РФ. Полагаем, что этими мерами удастся столь значимое для педагогических работников право сделать реальным и действенным.

Проект вводит новый институт - дополни­тельные отпуска педагогическим работни­кам по личным основаниям. Отпуска будут предоставляться по заявлению работника с сохранением заработной платы в случаях напряженного графика работы, длительного периода выполнения работы по совмести­тельству, особых личных или семейных об­стоятельств и по иным основаниям, устанав­ливаемым Правительством РФ. До принятия указанного акта органам субъектов Россий­ской Федерации, а также органам местного самоуправления разрешается самостоя­тельно устанавливать порядок предоставле­ния педагогическим работникам такого от­пуска.

Проект приводит в соответствие с норма­ми международного права порядок приме­нения дисциплинарной и материальной от­ветственности. Не секрет, что ныне дей­ствующие нормы не содержат действенных гарантий защиты чести и достоинства педа­гогического работника от субъективных, предвзятых оценок его деятельности орга­нами управления образовательным учреж­дением.

В числе мер, призванных оградить педа­гогических работников от подобных оценок, предусматривается создание специальной комиссии по выявлению обстоятельств со­вершения дисциплинарного проступка. Ко­миссия должна создаваться по решению пе­дагогического или ученого совета из числа работников образовательного учреждения. Кроме того, проект содержит исчерпывающий перечень составов дисциплинарных проступков, за совершение которых к педа­гогическим работникам может быть применена дисциплинарная ответственность.

Заключение на проект общей части Кодекса об образовании РФ (с изменениями и дополнениями), было разработано Центром образовательного законодательства в начале 2004г. В частности, к числу положительных моментов представленного варианта проекта кодекса, указывается в Заключении, относится стремление разработчиков кодекса укрепить правовой статус педагогических работников образовательных учреждений, конкретно сформулировать их права и обязанности, установить максимально возможные для современных условий меры социальной поддержки.

Положительно оценивая проект кодекса с точки зрения соответствия его содержания социальным запросам, а также требованиям теории права и законотворческой техники, следует заключить, что он являет собой добротную основу для дальнейшего обсуждения».

Российская Федерация является участником ряда международных конвенций, регулирующих положение работников системы образования.

Так, например, Рекомендация МОТ/ЮНЕСКО о положении учителей, 1966 определяет область применения международного акта, его руководящие принципы; цели и политика государств в области образования; порядок осуществления подготовки к профессии учителя, усовершенствование их квалификации; условия работы и продвижения по службе, их права и обязанности по вопросам заработной платы учителей, социального страхования. Здесь выделяются условия, необходимые для обеспечения эффективного процесса обучения.

Признавая решающую роль учителей в развитии образования и значение того вклада, который они вносят в развитие человеческой личности и современного общества специальная межведомственная комиссия разработала настоящие Рекомендации, стремясь обеспечить учителям положение, соответствующее их роли, принимая во внимание большое разнообразие законодательных положений и обычаев, которые в различных странах определяют систему и организацию образования, а также, учитывая разнообразие правового положения учителей различных стран, в зависимости от того, распространяется на них или нет действие положений, относящихся к государственной службе, стремясь дополнить существующие нормы положениями, относящимися к проблемам, которые особенно касаются учителей, и, в частности, решить проблемы, связанные с нехваткой учителей.

Настоящая Рекомендация применима ко всем учителям государственных и частных средних школ или более низших учебно-воспитательных заведений: средних и неполных средних, общеобразовательных, технических, профессиональных и художественных учебных заведений, начальных школ и детских садов.

Рекомендация ЮНЕСКО/МОТ о статусе преподавательских кадров учреждений высшего образования упоминает, что в соответствии с духом Рекомендации ЮНЕСКО о признании учебных курсов и свидетельств о высшем образовании 1993г. следует проводить беспристрастную, справедливую и разумную национальную политику и практику в отношении признания степеней и дипломов других государств, дающих право заниматься профессиональной деятельностью в сфере высшего образования.

Данным документом подробно регламентируются индивидуальные права и свободы преподавательских кадров учреждений высшего образования. Такие как, гражданские права и академические свободы, права на публикацию и международный обмен информацией. С целью реализации данных прав преподавательские кадры учреждений высшего образования имеют доступ к библиотекам, которые имеют в наличии современную литературу, отражающую разные стороны той или иной проблемы и не являющуюся предметом цензуры или других форм вмешательства в интеллектуальную деятельность. Указывается, что они должны иметь не ограниченный цензурой доступ к международным компьютерным сетям, спутниковым программам и базам данных, необходимым для их преподавательской, научной или исследовательской деятельности.

Учебные заведения обязаны способствовать публикации и распространению результатов научных исследований, полученных преподавательскими кадрами для приобретения ими той репутации, которой они заслуживают, а также для содействия развитию науки, техники, образования и культуры в целом. С этой целью, говорится в Конвенции, следует предоставлять преподавательским кадрам учреждений высшего образования право беспрепятственной публикации результатов своих научных исследований и работ в книгах, журналах и базах данных по их собственному усмотрению и под своей фамилией при условии их авторства, соавторства вышеупомянутых работ. Следует также обеспечивать правовую защиту интеллектуальной собственности преподавательских кадров учреждений высшего образования, в частности защиту, предусмотренную национальным и международным законодательством в области авторского права.

Государствам-членам и учреждениям высшего образования следует учитывать массовую эмиграцию преподавательских кадров учреждений высшего образования из развивающихся стран, особенно из наименее развитых стран. В связи с этим им следует содействовать программам помощи развивающимся странам в целях обеспечения соответствующих возможностей для академической деятельности, включая создание удовлетворительных условий труда для преподавательских кадров учреждений высшего образования в этих странах.

Преподавательские кадры учреждений высшего образования должны пользоваться гражданскими, политическими, социальными и культурными правами, признанными на международном уровне отношении всех граждан. Поэтому все преподавательские кадры должны пользоваться правом на свободу мысли, совести, слова, собраний и объединения, а также правом на свободу и безопасность личности, свободу передвижения. В случае грубого нарушения прав преподавательских кадров учреждений высшего образования они должны иметь право на подачу апелляции соответствующие национальные, региональные или международные органы.

Преподавательские кадры учреждений высшего образования имеют право на академическую свободу, т.е. на неограничиваемое никакой установленной доктриной право на свободу преподавания и обсуждения, свободу проведения исследований, распространения и публикации их результатов, свободное выражение мнений в отношении учреждения или системы, в которых они работают, свои от институциональной цензуры и свободу участия в профессиональных или представительных академических органах. Все преподавательские кадры должны иметь право выполнять свои обязанности без какой бы то ни было дискриминации; не опасаясь никаких репрессивных действий со стороны государства или с любой другой стороны.

Недопустимо требовать от преподавательских кадров учреждений высшего образования проводить обучение вопреки их знаниям и совести или, принуждать их использовать учебные программы и методы, противоречащие национальным и международным нормам, касающимся прав человека. Преподава­тельские кадры учреждений высшего образования должны играть ведущую роль в разработке учебных программ и планов. Данная категория лиц имеет и иные права в соответствии с указанной Конвенцией.

К обязанностям преподавательских кадров можно отнести - обязанность уважать академическую свободу других членов академического сообщества и обеспечивать честное обсуждение противоположных мнений. Академической свободе сопутствует обязанность использовать ее в соответствии с долгом ученого, заключающимся в проведении исследовательской деятельности на основе добросовестного поиска истины, необходимо, чтобы преподавательская, исследовательская и научная деятель­ность проводилась в полном соответствии с этическими и профессиональными нормами.

Индивидуальные обязанности преподавательских кадров неразрывно связанные с их академической свободой, и заключаются, в частности, в следующем:

- эффективно обучать студентов в рамках средств, предоставленных учебным заведением, быть честным и справедливым, одинаково обращаться со студентами всех рас и религий, а так­же инвалидами, поощрять свободный обмен идеями между самими преподавате­лями и студентами и предоставлять себя в распоряжение последних, с тем чтобы направлять учебу студентов.

Государствам-членам и учреждениям высшего образования следует принимать всевозможные меры по расширению и дополнению своих действий, касающихся статуса преподавательских кадров учреждений высшего образования путем развития сотрудничества со всеми и между всеми национальными и международными правительственными и неправительственными организациями, чья деятельность относится к сфере применения и соответствует целям настоящей Рекомендации.

Среди международных документов, регламентирующих положение преподавательских кадров можно также назвать следующие: Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, 1965; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, и Международный пакт о гражданских и политических правах, 1966; Рекомендация о борьбе с дискриминацией в области образования, 1960; Рекомендация о воспитании в духе международного взаимопонимания, сотрудничества и мира и воспитании в духе уважения прав человека и основных свобод, 1974; Рекомендация о статусе научно-исследовательских работников, 1974; Пересмотренная рекомендация о техническом и профессиональном образовании, 1974; Конвенция о техническом и







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.