Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ





Организация контроля за деятельностью образовательного учреждения. Термин «мониторинг качества образования» является новым для отечественной педагогики. Его появление связанно с реформированием системы образования России, проникновением рыночных отношений в сферу образования и теми противоречиями, которые возникают на рынке образовательных услуг. Важность социальной защиты потребителя образовательных услуг диктует необходимость государственного контроля за качеством образования. Мониторинг качества образования - понятие ёмкое и многогранное. В масштабах государства мониторинг качества образования представляет собой систему, главными элементами которой выступают государственные образовательные стандарты и другие нормативы (например, санитарно-гигиенические нормы), государственные органы по контролю за качеством образования, экспертные процедуры (лицензирование, аттестация ОУ и педагогических работников, государственная аккредитация ОУ, итоговая аттестация обучающихся и др.). Как видим, мониторинг базируется на стандарте, эталоне, норме. Нормирование - одно из самых необходимых условий и оснований мониторинга, поскольку именно с эталоном сравниваются фактические результаты.

Мониторинг будет эффективен, если нормы и стандарты корректно заданы. По мнению академика РАО, доктора педагогических наук, профессора М.М. Поташника, слабость педагогики в том, что она не может точно назвать параметры, критерии, показатели и т.п., по которым можно было бы определить результаты педагогической деятельности - результаты образования. Это обусловливает одну из сложнейших проблем мониторинга - проблему измеримости его показателей.

Качество образования не всегда поддаётся точному количественному измерению, ведь многие результаты образования связаны с оценкой личностного развития, воспитанности личности, что можно определить только квалиметрически - качественно. Следует подчеркнуть также, что мониторинг - это не только основа отслеживания курса движения к заявленным целям, но и механизм их корректировки и путей достижения. Для повышения качества образования, как правило, нужны нововведения, инновационный процесс.

Объекты, методы и содержание контроля. Измерение качества в современной науке рассматривается с позиции системного подхода. С этой точки зрения качество образования есть качество не только конечных результатов (знаний, умений, навыков), но и всех процессов, влияющих на конечный результат. Поэтому управление качеством образования включает в себя организацию эффективного функционирования всех элементов системы образования, то есть:

· органов управления образованием;

· образовательного процесса;

· управления образовательными учреждениями;

Управление качеством образования в образовательном учреждении выражается в организации внешнего и внутреннего контроля. Внешний контроль может включать в себя маркетинговое исследование микрорайона (расположение социально-культурных объектов; социальный статус семей обучающихся, потребности и запросы родителей в видах и качестве образовательных услуг и др.). Осуществление внешнего контроля над социальными процессами позволяет корректировать деятельность коллектива и, в соответствии с ситуацией, прогнозировать развитие образовательного учреждения, обеспечивая ему устойчивое положение на рынке образовательных услуг.

Внутренний контроль включает в себя:

· Контроль содержания социально-психологической, медико-социаль-ной, финансово-хозяйственной, санитарно-эпидемиологической и других видов деятельности;

· Контроль образовательного процесса.

К осуществлению контроля в образовании предъявляются следующие требования:

* создание единой системы контроля всех направлений воспитательно-образовательной работы образовательного учреждения;

* выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер, предусматривающих их устранение;

* своевременность и регулярность;

* оценка деятельности отдельных педагогических работников и всего коллектива;

* подведение итогов в соответствии с законодательством РФ.

Контроль выявляет достоинство и педагогическую эффективность труда педагогов, работы коллектива образовательного учреждения. Главным объектом контроля в образовательном учреждении выступает учебно-воспитательный процесс. В целом, можно выделить следующие объекты, методы и содержание контроля:

Объекты контроля:

· образовательный процесс;

· документация ОУ;

· методическая работа;

· санитарно - гигиенический режим;

· техника безопасности;

Методы контроля:

· наблюдение за педагогической деятельностью работников ОУ;

· анализ работы кружков, секций, студий;

· изучение и анализ документации ОУ (журналов, планов, образовательных программ, тетрадей и дневников обучающихся);

· анкетирование обучающихся, родителей, педагогических работников;

· анализ информации, полученной в беседах с родителями, учащимися и педагогическими работниками;

· анализ смотров, выставок, мероприятий и т.д.;

· изучение внеклассной работы по конкретным направлениям.

 

Содержание контроля:

1. Контроль за состоянием методической работы в ОУ и повышением квалификации работников ОУ (работа творческих групп, самообразование, организация методических выставок, работа методического кабинета, аттестация педагогических работников).

2. Контроль за состоянием преподавания в ОУ (соблюдение требований возрастной и педагогической психологии, личностно-ориентированный подход к обучающимся).

3. Контроль за организацией, содержанием и результативностью внеурочной работы (нравственное, эстетическое, экологическое воспитание, физическое развитие, укрепление здоровья обучающихся, организация внеурочных мероприятий и др.).

4. Контроль условий совместной работы ОУ, семьи и общественности (изучение условий жизни и состояния воспитания в семье; совместная деятельность ОУ, семьи и других учреждений по воспитанию детей; качество проведения родительских собраний; участие родителей и воспитателей в деятельности совета ОУ и др.).

5. Контроль над качеством знаний, умений и навыков обучающихся.

6. Контроль за соблюдением прав и обязанностей субъектов образова-тельного процесса.

7. Контроль за организацией условий образования (профилактика заболе-ваний и охрана здоровья, санитарно - гигиенический режим, предупреждение травматизма и пожаров в ОУ и др.).

8. Контроль над выполнением решений вышестоящих органов народного образования.

9. Контроль над состоянием документации образовательного учреждения.

 

АТТЕСТАЦИЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Контроль над качеством образовательного процесса позволяет осуществлять аттестация и государственная аккредита­ция образовательного учреждения. Под аттестацией образовательного учреждения понимается экспертная процедура, направленная на выявление качества образовательного процесса в образовательном учреждении. Аттестация является основной формой государственного и общественного контроля за деятельностью образовательного учреждения. Цель и содержание аттестации – установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов. Условием аттестации образовательного учреждения являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трёх последовательных лет, предшествующих аттестации. Основными принципами аттестации образовательного учреждения являются объективность, гласность, компетентность, соблюдение норм педагогической этики. Правовое регулирование аттестации образовательных учреждений обеспечивается, главным образом, Законом РФ «Об образовании» (ст. 33) и Положением о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений (приказ Министерства образования РФ от 22.05.98 № 1327). Основные положения этих документов, касающиеся процедуры аттестации образовательных учреждений, заключаются в следующем:

1). Аттестация образовательного учреждения проводится по его заявлению государственной аттестационной службой либо по её поручению или по её доверенности органами государственной власти, органами управлением образованием и органами местного самоуправления с привлечением ведущих образовательных учреждений, общественности.

2). Аттестация проводится один раз в пять лет, если иное не предусмотрено законом.

3). Затраты на проведение аттестации оплачиваются образовательным учреждением.

4) Для проведения аттестации образовательное учреждение предоставляет в аттестационную комиссию заявление, копию своего устава, копию лицензии на образовательную деятельность, учебный план и другие документы.

5). Форма и процедуры проведения аттестации. аттестационные технологии, критерии аттестации определяются органом (службой), осуществляющим аттестацию.

6). По итогам работы аттестационная комиссия составляет заключение, которое подписывается всеми её членами и доводится до сведения коллектива образовательного учреждения.

7). В двухнедельный срок после заключения аттестационной комиссии аттестующий орган издаёт приказ о признании образовательного учреждения аттестованным или неаттестованным.

8). Отрицательное заключение аттестационной комиссии может быть обжаловано в судебном порядке только в части процедуры аттестации.

9). Положительное заключение аттестационной комиссии является условием для получения образовательным учреждением государственной аккредитации.

10). Повторная аттестация может проводиться по требованию образовательного учреждения не ранее чем через двенадцать месяцев с момента отказа ему в государственной аккредитации.

Таким образом, в содержание аттестации ОУ входят два вида экспертиз. Во-первых, экспертиза учебных планов, образовательных программ, расписания учебных занятий, классных журналов. В ходе этой экспертизы определяют, содержание образования. Второй вид экспертиз, входящих в содержание аттестации ОУ, — проверка качества подготовки выпускников.

На практике в содер­жание аттестации ОУ иногда включают экспертизу других показа­телей, например: вопросы управления образовательным учрежде­нием, методической работы, повышения квалификации кадров, осу­ществления внеклассной (воспитательной) работы, состояния материально-технического, обеспечения образовательного процесса; анализируется проведение уроков и др. Нередко от ОУ требуют про­ведения и предоставления материалов самообследования. Для учреждения, впервые выходящего на аттестацию, это, как правило, бывает очень полезно, т.к. является толчком к приведению в порядок документов, планов, осмыслению своей работы.

Государственная аккредитация образовательного учреждения проводится по итогам его аттестации. Под государственной аккредитацией образовательного учреждения понимается процедура признания государством в лице его государственных органов управлением образованием государственного статуса образовательного учреждения (типа, вида, категории, определяемых в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых образовательных программ).

Образовательное учреждение с момента государственной аккредитации. подтверждённой свидетельством о государственной аккредитации. имеет право на: 1) выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации; 2) на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации; 3) на включение в схему централизованного государственного финансирования.

Правовое регулирование государственной аккредитации осуществляется, в целом, теми же нормативно-правовыми актами, что и аттестация, а именно – законом РФ «Об образовании» (ст. 33) и Положением о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений (приказ Министерства образования РФ от 22.05.98 № 1327). Основные положения этих документов, касающиеся процедуры государственной аккредитации образовательных учреждений, заключаются в следующем:

1). Государственная аккредитация проводится Министерством образования и науки РФ, ведомственными государственными органами управления образованием, государственными органами управления образованием субъектов РФ;

2). Для получения государственной аккредитации образовательное учреждение представляет в государственный орган управления образованием следующие документы: заявление, копию заключения аттестационной комиссии, копию приказа о признании образовательного учреждения аттестованным, копию лицензии на право ведения образовательной деятельности, сведения об образовательном учреждении по установленной форме;

3). Для проведения государственной аккредитации образовательного учреждения государственный (ведомственный государственный) орган управления образованием создаёт постоянно действующую аккредитационную комиссию (коллегию), в состав которой включаются представители органа управления образованием субъекта РФ, органов местного самоуправления и (или) местных (муниципальных) органов управления образованием, профессиональных общественных организаций и объединений. а также, при необходимости, представители органа (службы), проводившего аттестацию данного образовательного учреждения;

4). Порядок работы аккредитационной комиссии (коллегии) регламентируется положением, утверждённым государственным (ведомственным государственным) органом управления образованием;

5). При установлении государственного статуса образовательного учреждения аккредитационная комиссия (коллегия) рассматривает следующие показатели:

· уровень реализуемых образовательных программ – на основании заключения аттестационной комиссии;

· направленность реализуемых образовательных программ – на основании анализа структуры учебного плана и содержательной части программ учебных дисциплин;

· структура классов (гимназические, с углублённым изучением ряда предметов и т. п.);

· качество подготовки выпускников – на основе заключения аттестационной комиссии;

· кадровое обеспечение: укомплектованность штатов, уровень квалификации педагогических, инженерно-педагогических. руководящих работников;

· информационно-техническое оснащение образовательного процесса;

· медико-социальные условия пребывания обучающихся. воспитанников, соответствующие целям и содержанию образовательного процесса.

6). Государственный статус образовательного учреждения устанавли-вается с учётом средних показателей для образовательных учреждений соответствующего типа. вида, категории на территории данного субъекта Российской Федерации;

7). Свидетельство о государственной аккредитации или уведомление об отказе в государственной аккредитации с указанием причин отказа выдаётся (высылается) образовательному учреждению в двухнедельный срок после принятия соответствующего решения.

Для того, чтобы процедура аттестации и аккредитации образовательных учреждений имела значимость для педагогических работников было предложено ввести категории образовательных учреждений. Аттестация и аккре­дитация образовательных учреждений на категорию влечетза собой их дифференцированное финансирование в зависимости от ка­чества образования. Так у работающих в них специалистов появля­ются стимулы к повышению качества своей деятельности. Для введения в действие механизма аттестации и аккредита­ции образовательных учреждений на категорию необходимо его нормативно-правовое обеспечение. Именно поэтому, совместно с депутатами Государственной Думы, были подготовлены соответствующие поправки к Закону "Об образовании", которые введены в действие Федеральным законом от 13 января 1996 года № 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об образова­нии". Так, в пункте 6 ст. 12 новой редакции Закона РФ "Об об­разовании" записано: "Государственный статус образователь­ного учреждения (тип, вид и категория образовательного уч­реждения), определяемые в соответствии с уровнем и направ­ленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации". В пункт 2 ст. 41 внесено дополнение: "Финансирование образовательных учреждений осуществляется на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждым типу, виду и категории образовательного учреждения". Указанные поправки к Закону нашли свое отражение также в рассмотренном выше Положении о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений.

Таким образом, введение категорий делает механизм атте­стации и аккредитации образовательных учрежде­ний важным управленческим рычагом для развития каждого образовательного учреждения, поскольку задает практическим работникам соревновательную мотивацию по­вышения качества своей деятельности. Аттестация и аккредитация в буквальном смысле высту­пают как средство профессионального роста, роста профессио­нального сознания. Форма, в которой они проходят, часто в какой-то мере является психотерапевти­ческой, не ущемляющей достоинства личности педагога. Аттестации и государственная аккредитация обеспечивают механизм государственного контроля за эффективностью образовательного процесса, стимулируют деятельность ОУ в направлении вариативности, разнообразия и повышения качества образования.

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.