ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ





Правовые гарантии качества образовательных услуг.Обязанность обеспечивать качественное образование лежит, прежде всего, на образовательном учреждении как низовом звене системы образования. Образовательное учреждение участвует в образовательном отношении, прежде всего, в качестве обязанной стороны, действующей в интересах обучающихся. За ненадлежащее исполнение обязанностей образовательное учреждение несет юридическую ответственность в виде лишения государственной аккредитации и возмещения ущерба выпускникам, причиненного некачественным образованием (ст. 25, 49 Закона РФ «Об образовании»).

Образовательное учреждение выступает, прежде всего, стороной образовательного правоотношения, обязанной обеспечивать реализацию конституционных прав граждан на образование, давать им качественное образование. Качество оказываемой образовательной услуги является одной из ее основных потребительских характеристик. Правовые гарантии обеспечения качества образовательных услуг играют роль в охране прав граждан на образование.

В юриспруденции под гарантией понимается система правовых средств для выполнения определенных задач и обеспечения соответствую­щей деятельности. Правовые гарантии применительно к обеспечению конкретных прав носят объективный характер и направлены на закрепление и соблюдение этих прав и законных интересов с учетом их содержания.

На законодательном уровне закрепляется право обучаю­щегося на надлежащее качество образования (результата и процесса).

Прежде всего, это отражено в Конституции РФ, ст. 43 п.1 – где констатируется, что каждый гражданин РФ имеет право на образование. Естественно, что это право должно обеспечиваться в соответствии с некими эталонами, какими являются государственные образовательные стандарты.



Так, Гражданский кодекс РФ не дает конкретного определения качества услуги, но исходит из того, что, во-первых, качество должно соответ­ствовать определенным требованиям (в данном случае договора, а при не­полноте его условий - обычным требованиям), во-вторых, называет неко­торые общие критерии определения качества услуги: обычно предъявляемые требования, пригодность, обычное использование. Граждан­ский кодекс обязывает предпринимателей выполнять услуги в соответствии с требованиями, предусмотренными законом, иными право­выми актами - такими, как стандарты, технические требования, нормы и правила (п. 2 ст. 721 ГК РФ).

Данное положение преломляется в нормах Закона «О защите прав потребителей», обязывающих исполнителя оказать услугу, ка­чество которой должно соответствовать договору, а при отсутствии ука­заний в договоре - обычно предъявляемым требованиям. Оказываемая ус­луга должна соответствовать стандарту, техническим условиям, образцам.

Закон РФ «Об образовании» устанавливает ответственность образовательной организации за качество образования своих выпускни­ков (ст. 3, 32 Закона). Он вводит институт государственных образовательных стандартов, чьим требованиям должно соответствовать содержание и качество подготовки выпускников аккредитованных образовательных учреждений (п. 17 ст. 33 Закона), а также государственный контроль над каче­ством образования в аккредитованных образовательных учреждениях (ст. 38).

Таким образом, качество образования должно обеспечиваться как самой образовательной организацией, так и государством в лице уполномоченных органов, в частности, государ­ственной аттестационной службой, государственными органами управ­ления образованием.

Правовые гарантии качества образовательной услуги образуют си­стему, сочетающую гражданско-правовые и государственно-правовые сред­ства. Система охватывает законодательные и иные нормативные правовые акты, устанавливающие основы правовой гарантии качества оказываемых услуг.

К государственно-правовым средствам относится деятельность соответствующих государственных органов и органов местного самоуправления, обеспечивающих правовые гарантии законных действий образова­тельных организаций, в частности лицензионно-контрольная, аттестационно-аккредитационная. Особую роль играет судебная защита в качестве гаранта прав потребителя образовательной услуги.

Основным гражданско-правовым средством обеспечения гарантии качества услуги является договор, оформляющий качество данной услуги в соответствии с нормами, закрепленными в специальных законодательных и иных правовых актах, определяющих условия качества. В этих условиях договор оказания образова­тельных услуг является основным правовым средством гарантии качества образовательной услуги и защиты прав обучающегося. Оформление отношений между образовательной организацией и обучающимся на основе договора позволяет применить к ним не только нормы ГК РФ, но и правила законодательства о защите прав потребителей с учетом особенностей предмета и существа образова­тельной услуги, подключить механизм гражданско-правовых средств, при­званных обеспечить приоритет интересов потребителей в их отношениях с исполнителями. Основная суть правовых гаран­тий, обеспечиваемых договором, сводится к следующему:

· договор закрепляет взаимные обязательства, подлежащие исполне­нию, и обусловливает определенные права и обязанности сторон;

· условия договора должны соответствовать императивным нормам законодательства, иных нормативных правовых актов.

Статьи 8, 9 и 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривают право потребителя на информацию об об­разовательной услуге и на информацию об ее исполнителе. Образова­тельная организация обязана довести до сведения потребителя своё на­именование, место нахождения (юридический адрес) и режим работы. Достаточно разместить указанную информацию на вы­веске учреждения. В связи с тем, что обра­зовательная деятельность подлежит лицен­зированию, в соответствии с п. 2 ст. 9 потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке ее действия, а также информации об органе, выдавшем лицензию. Во-вторых, согласно п. 1 ст. 10 назван­ного Закона, образовательная организа­ция обязана своевременно предостав­лять потребителю необходимую и досто­верную информацию об услугах, кото­рая обеспечивала бы возможность пра­вильного выбора последних. Информация об услугах в обязательном порядке должна содержать:

· обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответст­вовать услуги (только для аккредитован­ных образовательных организаций);

· сведения об основных потребитель­ских свойствах услуг;

· цену и условия приобретения услуг;

· место нахождения (юридический адрес), фирменное наименование организации;

· информацию о правилах оказания услуг;

· указание на конкретное лицо, которое будет оказывать услугу, и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера услуги.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по испол­нению образовательных услуг влечет за собой наложение санкций в судеб­ном порядке, а договорные отношения подлежат судебной защите. Исполнитель не вправе включать в договор условия, ущемляющие права граждан по сравнению с правилами, устанавливаемыми законода­тельством.

Нарушение прав потребителей образовательных услуг.С переходом к рыночным отношениям и легализацией платного образования возникла масса нарушений прав лиц, оплачивающих свое образование. Как уже было отмечено, права указанных лиц защищает, в основном, гражданское законодательство, в частности, законодательство о защите прав потребителей.

Практика показывает, что к основным нарушениям прав потребителей образовательных услуг относятся:

· оказание образовательных услуг без лицензии;

· оказание образовательных услуг образовательным учреждением, лишенным государственной аккредитации;

· нарушение прав потребителей на информацию об образовательной услуге и об ее исполнителе;

· наличие в договорах, заключаемых образовательными учреждениями, условий, ущемляющих права потребителей;

· наруше­ния при оформлении дого­воров па оказание платных образовательных услуг.

Рассмотрим условия договора на оказа­ние образовательных услуг, которые на­рушаются чаще всего.

1. Часто в договоре отсутствует право учащегося в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг, в то время как такое право предусмотрено ГК РФ и Законом РФ «О защите прав потребителей» от 17 декабря 1999 г. № 212-ФЗ.

2. По мнению специалистов из МАП России, повторные пересдачи контрольных, курсовых работ, экзаменов и т. д. является неотъемлемой частью основной образовательной услуги. Следовательно, установление отдельной оплаты за пересдачу экзаменов, контрольных работ, зачетов, итоговую аттестацию является неправомерным.

3. Установление в договорах, помимо платы за обучение, «безвозмездных единовременных сумм на содержание образовательного учреждения».

4. Неправомерным является установление исключительной подсудности по месту нахождения образовательного учреждения. В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей иски предъявляются в суд по месту жительства истца, или по месту нахождения ответчика, или по месту причинения вреда. Потребитель может подать исковое заявление в суд по месту своего жительства.

Возместить ущерб, нанесенный некачественным предоставлением образовательных услуг, можно че­рез суд (применению подлежат положения п. 6 ст. 29 Закона Российской Федерации «О защи­те прав потребителей»). Еще один способ защиты нарушенных прав – обращение в существующие организации по защите прав потребителей образовательных услуг. В свою очередь, государство должно содействовать появлению таких организаций.

Ответственность обучающихся за некачественное образование.Как уже отмечалось, процесс образования является двухсторонним процессом. Качественный уровень образования достигается не только за счёт качественных образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением, но и благодаря собственным активным действиям обучающегося. Помимо внесения платы за обучение (если речь идёт о платных образовательных услугах) от него требуется регулярное посещение занятий, своевременное выполнение учебного плана и успешное прохожде­ние итоговой аттестации. Так учащиеся средних школ в случае неосвоения ими учебных программ по двум и более предметам могут быть оставлены на повторное обучение. Получение документа о соответствующем уровне образования за плату, но без обучения и итоговой аттестации представляет собой правонарушение, разновидность мошенничества. Обучающийся обязан подчиняться указаниям орга­на управления образовательным учреждением, а также выполнять его устав и правила внутреннего распорядка. К обучающемуся, оплатившему стоимость своего обучения, но не выполняющему своевремен­но учебный план, нарушающему правила внутреннего распорядка, в соответ­ствии с действующим законодательством об образовании могут быть приме­нены меры дисциплинарного взыскания вплоть до исключения из образовательного учреждения (в соответствии с Законом РФ «Об образовании» при достижении 14 лет). Такова логика образовательных отношений. Поэтому в договоре на оказание образовательных услуг образовательные учреждения вполне правомерно считают невыполнение обучающимся учебного плана основанием для расторже­ния договора по инициативе образовательного учреждения.

В образовательных отношениях не применяется и ст. 425 ГК РФ, согласно которой договор становится обязательным с момента его заключения. Фактом, порождающим данные отношения, является не сам договор, а по­следующая в соответствии с ним оплата обучения за учебный год или се­местр. Лицо, заключившее договор с образовательным учреждением, но не оплатившее стоимости обучения, не приобретает прав участника образовательных отношений и не может требовать по суду возникновения или про­должения этих отношений. Равным образом и образовательное учреждение не считает возможным применять ст. 425 ГК РФ к лицам, которые заключили с ним договор, но не оплатили стоимости обучения. С учетом изложенных обстоятельств образовательные учреждения справедливо предусматривают в договорах право прекращения образовательных отношений в случаях неоп­латы или просрочки оплаты обучающимися образовательных услуг. Обучающийся, не оплативший стоимости обучения, тем самым прекраща­ет образовательное отношение, утрачивает право быть его участником.

Ответственность образовательных учреждений и педагогических работников за некачественное образование.Законодательство не предусматривает возможности применения санкций к государственным и муниципальным образовательным учреждениям за нарушение обязательств по договору с обучающимися или их родителями. Санкции в виде лишения образовательного учреждения государственной ак­кредитации и лицензии возможны только по решению компетентных органов управления образованием и с учетом результатов аттестации.

В Законе РФ «Об образовании», Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», типовых положениях об образовательных учреждениях, иных нормативно-правовых актах институт дисциплинарной ответственности в сфере образования не получил надлежащей нормативно-правовой регламентации. Нормы, образующие этот институт, характеризуются значительными пробелами, противоречиями, нечеткими и неточными нормативно-правовыми предписаниями, а также недостаточно полно согласуются с нормами международного права.

В Законе РФ «Об образовании» (ст. 19 и 56) называются лишь отдельные виды дисциплинарных проступков педагогических работников, служащие основанием для привлечения их к ответственности, вплоть до увольнения. Это, в частности: 1) противоправные действия; 2) грубые и неоднократные наруше­ния устава образовательного учреждения; 3) повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения; 4) при­менение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося; 5) появление на работе в состоянии алкогольного, нарко­тического или токсического опьянения.

Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» рассматривает также в качестве дисциплинарного проступка ненадлежащее управление, государственным или муниципальным высшим учебным заведе­нием, приведшее к его лишению государственной аккредитации по итогам аттестации (ч. 3 ст. 12);

Пункт 3 статьи 32 Закона РФ «Об образовании» устанавливает ответственность образовательного учреждения за:

1. Невыполнение функций, отнесенных к его компетенции.

2. Реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса.

3. Жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

4. Нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.

5. Иные действия, предусмотренные законодательством РФ.

Вопросы материальной ответственности участников образова­тельного процесса в законодательстве Российской Федерации пока не получили надлежащего отражения. Наиболее полно, хотя и весьма дискуссионно, регламентирован порядок возмещения материально­го ущерба, причиненного обучающимся некачественным обучени­ем. Ст. 49 Закона РФ «Об образовании» предоставляет право компе­тентным государственным органам управления образованием в слу­чае некачественной подготовки выпускников аккредитованным образовательным учреждением предъявлять иски по возмещению дополнительных затрат на переподготовку этих выпускников в дру­гих образовательных учреждениях.

____________

Вопросы для самопроверки и размышлений, практические задания

1. Какой смысл вкладывается в понятие «качество образования»? Каковы, на ваш взгляд, должны быть критерии качественного образования?

2. Каковы объекты, методы и содержание и законодательная основа мониторинга качества образования?

3. Оцените эффективность. достоинства и недостатки различных методов оценки качества обучения?

4. Оцените эффективность действующего в РФ института юридической ответственности за качество образования. Свою точку зрения подтвердите конкретными примерами.

5. Какова последовательность процедур аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений? Оцените их эффективность.

 

 

Глава 10









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.