Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Международное законодательство об образовании





Общая характеристика международного образовательного права. Знание и умелое применение норм международного права в современных условиях становится решающим фактором плодотворной деятельности во всех сферах социального бытия, в том числе и в области образования. Особенно велика роль этих норм в двух случаях: при осуществлении международного сотрудничества и при защите прав и законных интересов граждан и иных лиц от посягательств со стороны государства, его органов и должностных лиц.

В соответствии со ст. 57 Закона РФ «Об образовании» любые образовательные учреждения правомочны устанавливать прямые связи с иностранными образовательными учреждениями. Но прежде чем реализовать свои права, нужно знать как сами права, так и порядок их реализации в конкретных отношениях и способы защиты своих прав в случае их нарушения.

Во-первых, знание норм международного права позволяет уяснить права и обязанности участников международных образовательных отношений, порядок их реализации и тем самым определить оптимальные варианты действий на период заключения договора и в процессе его выполнения, а также со знанием дела осуществлять поиск будущего партнера.

Во-вторых, имеется ряд источников права, предусматривающих применение ответственности непосредственно к образовательным учреждениям за ненадлежащее или несвоевременное исполнение международных правовых обязательств.

Поэтому информация об условиях применения юридической ответственности и размерах международно-правовых санкций является необходимым условием для определения верной позиции образовательного учреждения относительно своего участия в соответствующем правоотношении и конкретных обязательств в этом отношении.

В-третьих, нормы международного права выступают гарантом конституционных и иных законных прав и свобод граждан Российской Федерации. В соответствии со СТ. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее право вой системы. При этом явный приоритет отдается нормам международного права. Коллизия норм международного права и федерального закона или закона субъекта РФ разрешается в пользу первых.

Если международным договором Российской Федерации устанавливаются иные правила, чем предусмотрено законом, то в соответствии с частью 4 СТ. 15 Конституции РФ применяются правила международного договора. Конституция РФ также предоставляет право своим гражданам обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства право вой защиты.

Основываясь на этих конституционных нормах, каждый гражданин Российской Федерации, иное лицо могут требовать от правоприменительного органа, в том числе и суда, применения в рассматриваемом деле норм международного права в случаях, когда закон или нормативно-право вой акт органа исполнительной власти противоречат нормам международного права. Исчерпав все внутригосударственные средства защиты нарушенного права, закрепленного международными актами, потерпевший может обратиться в Комитет по правам человека, Европейскую комиссию по правам человека или иную международную правозащитную организацию.

В настоящее время насчитывается несколько сотен источников международного права, принятых непосредственно по вопросам образования либо содержащих по этим вопросам отдельные нормы. Это документы, принятые Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций (ООН) и ее специализированными учреждениями - Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и Международной организацией труда (МОТ), региональными международными организациями - Советом Европы и Содружеством Независимых Государств, а также двусторонние соглашения Российской Федерации с другими государствами.

Кратко охарактеризуем наиболее значимые международные документы об образовании.

Согласно СТ. 26 Всеобщей декларации прав человека образование призвано решать четыре взаимосвязанные задачи: 1) способствовать полному развитию человеческой личности; 2) воспитывать у обучающихся глубокое уважение к правам человека и основным свободам; 3) содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами; 4) содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

Пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый 16 декабря 1966 г., придает основополагающее значение праву личности на образование, впервые уравнивает это право и другие экономические, социальные и культурные права с политическими и гражданскими. «Идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, - говорится в преамбуле Пакта, - может быть осуществлен, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами так же, как и своими гражданскими и политическими правами».

Пакт называет пять конкретных направлений, по которым каждое государство обязуется развивать образование в соответствии с задачами, поставленными Декларацией. Среди них особенно актуальными для нашей страны являются такие обязанности государств, как обеспечение бесплатности высшего образования, установление удовлетворительной системы стипендий и постоянное улучшение материальных условий преподавательского персонала. Имевшиеся в недавнем прошлом в Российской Федерации факты прекращения выплаты стипендий студентам вузов и средних профессиональных образовательных учреждений, снижения реальных размеров заработной платы преподавателей и даже невыплат и без того низких зарплат означали не только регресс образовательных отношений, но и грубейшее нарушение Правительством РФ основополагающих норм международного права.

В этой связи вполне правомерно Федеральная программа развития образования, утвержденная Федеральным законом от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ, в качестве одной из важнейших задач выделяет задачу совершенствования государственной и социальной защиты работников системы образования и обучающихся.

Надежные критерии для оценки действующего законодательства Российской Федерации и практики его реализации содержатся также в Конвенции о правах ребенка, вступившей в силу 1 сентября 1990 r. Конкретизируя и развивая принцип Всеобщей декларации прав человека, согласно которому дети имеют право на особую помощь и заботу, Конвенция возлагает на государство обязанность путем принятия соответствующих законодательных и административных мер обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия.

Согласно Конвенции основными правами ребенка являются: неотъемлемое право на жизнь, право на имя и приобретение гражданства, на проживание с родителями, на свободное выражение своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, а также на особую защиту и помощь в случае лишения его семейного окружения. Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для здоровья.

Две статьи Конвенции посвящены вопросам реализации права ребенка на образование, призванное прежде всего обеспечить в полном объеме развитие его талантов, умственных и физических способностей.

Для изучения и обобщения практики реализации Конвенции о правах ребенка, а также затруднений, которые возникают в отдельных государствах, предусматривается создание Комитета по правам ребенка, состоящего из десяти экспертов, «обладающих высокими нравственными качествами и признанной компетентностью.

Применение положений Конвенции о правах ребенка к российской действительности, к правовому статусу социально незащищенных детей или детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, позволяет увидеть недоработки не только органов исполнительной власти, но и законодательной. В частности, в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерацию> отсутствует ряд гарантий, предусмотренных Конвенцией о правах ребенка, да и сама Конвенция в тексте закона не упоминается. Например, в СТ. 11 закона, предусматривающей меры защиты прав и законных интересов детей в сферах профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, предоставляется немало льгот и гарантий в пользу ребенка. И тем не менее, эти меры не полностью соответствуют Конвенции о правах ребенка, в частности, не оговорено право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья. А в современных условиях Российской Федерации данный запрет является весьма актуальным.

В основные документы ЮНЕСКО входят такие, как Рекомендация о борьбе с дискриминацией в области образования, Рекомендации о развитии образования взрослых, Всемирная конвенция об авторском праве, шесть региональных конвенций о признании учебных курсов, дипломов и других квалификационных документов в системе высшего образования, Всемирная декларация о высшем образовании для ХХI века и другие.

Все документы ЮНЕСКО основываются на принципах и нормах, закрепленных Уставом ООН, Всеобщей декларацией прав человека, иными документами ООН и содержат конкретные нормативные положения, регулирующие образовательные отношения в какой-либо отдельной, относительно самостоятельной сфере образования, а также закрепляют действенные механизмы, призванные обеспечить реализацию этих положений в конкретных отношениях.

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования, принятая ЮНЕСКО 14 декабря 1960 г., дает развернутое определение понятия «дискриминация» в области образования и предписывает ряд конкретных мер, которые должны реализовать государства - сторонники этой Конвенции для ликвидации любых проявлений дискриминации в образовании и для осуществления действительного равноправия участников образовательных отношений.

Конвенция выступает важнейшим правовым средством против любых действий государства и его органов, осуществляемых в таких целях, как: ограничение образования любой группы лиц с низшим уровнем образования либо закрытие для конкретного лица или определенной социальной группы доступа к образованию любой ступени или типа; создание порядков, при которых лицо или группа лиц ставится в положение, не совместимое с достоинством человека. Эти положения Конвенции, в частности, дают право вые основания признавать попытки ввести платное высшее образование в современных условиях Российской Федерации как дискриминационные. В условиях, когда значительная часть населения находится за чертой бедности, повсеместное введение платы за образование означает закрытие доступа к образованию для этой социальной группы. А именно такого рода действия прямо запрещаются Ч. 1 ст. 1 Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования.

Большой практический интерес представляет Всемирная декларация о высшем образовании для ХХI века: подходы и практические меры от 9 октября 1998 г. Данный документ позитивно оценивает процесс развития образования во второй половине ХХ в. и определяет основные меры, призванные сохранить и приумножить успехи образования на новое столетие. В Декларации говорится, что вторая половина прошлого столетия войдет в историю высшего образования как период его наиболее бурного развития. С 1960 по 1995 г. численность студентов во всех странах мира возросла с 13 млн. до 82 млн., то есть более чем в шесть раз. И в этих условиях подтверждается необходимость сохранять, укреплять и расширять главные задачи и ценности образования.

Декларация определяет новые подходы к развитию высшего образования и пути сближения его со сферой практической деятельности. Образование XXI века должно иначе видеть свои задачи и способы их решения. Надлежит, прежде всего, осуществить переход от обучения, ориентированного преимущество на когнитивное освоение дисциплин, к обучению, направленному на развитие навыков и способностей, связанных с коммуникацией, творческим и критическим анализом, независимым мышлением и коллективным трудом в многокультурном контексте. В то же время специалист с высшим образованием должен не только быть профессионалом своего дела, но и обладать чувством социальной ответственности, быть активным членом современного гражданского общества и содействовать утверждению в нем принципов равноправия и справедливости.

Для обеспечения позитивных изменений в содержании образования Декларация ставит задачу совершенствования образовательного процесса, внедрения в него новых новаторских подходов, творческого освоения современных возможностей, открывающихся при использовании информационных и коммуникационных технологий. В соответствии с поставленными задачами Декларация формулирует обстоятельный перечень мероприятий, которые необходимо осуществить на уровне государства, образовательных учреждений и международных организаций, в том числе и ЮНЕСКО.

Само содержание Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века указывает на то, что она должна стать «настольным» документом для каждого работника сферы образования, принимающего участие в управлении ею, прогнозировании и развитии. Ибо ни один нормативный и иной документ органов управления образованием или образовательных учреждений не должен приниматься без учета положений и требований этой Декларации, опосредствующей логику развития образовательных процессов в современном мире. И чтобы российское образование не осталось на обочине дороги, которой идут развитые страны, необходимо творчески использовать положения Декларации в нашем образовании с учетом его специфики и условий функционирования.

Декларация будет полезной для обучающихся и педагогических работников как документ, определяющий пути развития образования, с учетом которых участники образовательных отношений должны сообразовывать свое поведение в настоящий период, определять оптимальные варианты своих действий на ближайшую или отдаленную перспективу и находить конкретные формы своего непосредственного участия в мероприятиях по постоянному совершенствованию образования. В связи с вхождением в Совет Европы у Российской Федерации возникает обязанность выполнять нормы и принципы, закрепленные в документах этой документов Совета Европы входят Устав Совета Европы (в сборнике при водится в извлечении), Конвенция о защите прав человека и основных свобод и Протокол Мl к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в которых право на образование провозглашается неотъемлемым правом человека.

Особую значимость имеют нормы Конвенции, закрепляющие конкретный механизм защиты прав человека от посягательств любых лиц, а также и государства, путем обращения в специально созданные международные организации: Европейскую комиссию по правам человека и Европейский суд по правам человека.

Наличие этих органов позволяет Совету Европы не только вносить единство в нормативно-правовое регулирование общественных отношений, осуществляемое государствами - членами этой международной организации, но и обеспечивать реальное действие общепризнанных норм и принципов, закрепленных данной Конвенцией. Как показывает многолетняя практика, в адрес Европейской комиссии по правам человека и Европейского суда по правам человека поступает немало жалоб на нарушения образовательных прав обучающихся и иных участников образовательных отношений. Европейским судом по правам человека был рассмотрен ряд дел по вопросам образования, в том числе: о «законности» некоторых нормативных положений законов Бельгии об использовании языков в образовательном процессе; о наличии в государственных начальных школах Дании дисциплины, предусматривающей сексуальное образование обучающихся; о применении телесных наказаний в школах Шотландии; об исключении из школы учащегося, отказавшегося участвовать в торжествах по поводу национального праздника Греции по своим религиозных соображениям.

Поводом для подачи жалобы может быть любое нарушение государством, его органами, иными лицами прав, закрепленных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, и дополняющими ее Протоколами. Правом на подачу жалобы обладает гражданин, иностранец или лицо без гражданства, неправительственные организации или группа лиц, любое частное лицо, которые полагают, что в отношении них имели место действия, которые представляют собой нарушение государством взятых на себя обязательств по соблюдению и исполнению Конвенции. Жалоба подается на имя Генерального секретаря Совета Европы.

Решение Европейского суда по правам человека, которое он принимает по итогам рассмотрения жалобы, является окончательным и обязательным для государства, допустившего нарушение Конвенции. Надзор за выполнением решения Суда осуществляет Комитет министров Совета Европы.

Рост объемов международной академической мобильности, развитие ее форм и содержания составляют ядро процесса международной интеграции в области образования и науки.

Необходимым условием равноправного и полномасштабного включения Российской Федерации в этот процесс является присоединение к основным международно-правовым актам, в первую очередь предназначенным регулировать академическую мобильность. Определяющими здесь являются нормы и правила, в соответствии с которыми осуществляется признание документов об образовании, ученых степенях и званиях, полученных за рубежом. Конвенции о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней, разработанные ЮНЕСКО для различных регионов мира, формируют глобальную международно-правовую основу для многосторонних и двухсторонних взаимодействий. Всего принято 6 таких конвенций, в том числе: для Арабского, Африканского, Азиатско-Тихоокеанского, Европейского, Латиноамериканского и Средиземноморского регионов мира.

Европейское образовательно-правовое пространство. Среди источников международного права по вопросам образования, устанавливаемым региональными международными сообществами, наибольшее значение имеют акты, принятые Советом Европы, членом которого является Российская Федерация.

В 1994г. на Венском заседании Генеральной Ассамблее ООН была принята официальная прокламация Декады ООН по правам человека в образовании на 1995-2004гг. и разработан План действий на Десятилетие. В рамках указанного Плана был сделан акцент на гражданское воспитание в общеевропейском духе. Цель Десятилетия – возведение к его окончанию в ранг закона требования уважения прав человека на образование и фиксация соответствующей структуры направлений действий в национальном законодательстве. Данный документ предполагает и нацеливает страны Европы на выработку образовательной политики по введению всеобщеобязательного школьного образования во всем мире, на отстаивание основных прав человека и оправдывает необходимость систематического и мотивированного образования. В целях реализации Плана правительства государств должны играть активную роль во внедрении его программ, тем самым, развивая национальные планы действий по защите прав человека на образование.

Среди документов, принятых Советом Европы в последнее десятилетие по вопросам образования, немаловажное значение имеет программа «Ценности обучения в обществе. Элементарный закон в гражданском образовании. Среднее образование для Европы», акцентирующая на то, что личность европейца тесно связана с гражданственностью, на то, что образование для демократических граждан является условием усиления европейского национального единства. Именно в этом документе получила закрепление идея сплочения национальных общин европейского пространства. Государства, согласно данному документу, должны придерживаться курса демократизации образования как обязательного компонента образовательной политики, понимания свобод в образовании, баланса прав и ответственности на локальном, региональном, национальном и международном уровнях.

Таким образом, образовательная политика ведущих стран Западной Европы с конца 90-х гг. была сориентирована на предоставление социальных, экономических, по­литических гарантии, обеспечение равного дос­тупа к получению любого образования на протяжении всей жизни; максимально широкий охват населения образованием, повышение уровня и качества образова­ния населения; предоставление человеку максимальных возможностей в его выборе своего пути получения образования, улучшение условий образования и образовательной среды для всех субъектов образовательного процесса; стимулирование и развитие научных исследований, создание для этих целей специальных фондов и научных учреждений; выделение средств для развития образовательной среды, технологического и информационного обес­печения систем образования; расширение автономии образовательных уч­реждений; создание межгосударственного образова­тельного пространства в рамках Европейского Союза.

При этом в нормативных документах оговаривалось, что каждая страна вырабатывает свои пути достижения качественного изменения обра­зования и создания благоприятных условий для получения любого образования людьми с различными способностями, возможностями, интересами и склонностями.

Возрастающий процесс интеграции приводит к необходимости выработки соответствующих соглашений о взаим­ном признании документов об образо­вании и ученых степеней, что предполагает диверсификацию [1] высшего образования.

Лиссабонская Декларация. Предложение относительно разработки единой, совместной конвенции, которая бы пришла на смену европейским конвенциям о высшем образовании, а также Конвенции ЮНЕСКО о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах региона Европы, было представлено на 16-й сессии Постоянной конференции по университетским проблемам. Предложение отно­сительно осуществления совместного изучения возможности разработки новой конвенции было также одобрено двадцать седьмой сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО.

Принятая в 1997г. в Лиссабоне Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе, является постановочным документом правовой базы международного образовательного сотрудничества более чем 50-ти стран мира. Присоединение к данной Конвенции дает возможность войти в единое правовое поле в этой области с потенциальными участниками Конвенции, которыми являются все государства Европы, СНГ, а также Австралия, Израиль, Канада, США, где проблема признания российских документов об образовании стоит особенно остро. Конвенция объединяет самые разные документы об образова­нии, которые названы в ней "квалификациями", - школьные аттестаты и дипломы о начальном профессиональном образовании, все дипломы о среднем, высшем и послевузовском профессиональном образовании, включая дипломы доктора наук; академические справки о прохож­дении периодов обучения. Конвенция говорит, что признаются те зарубежные квалификации, которые не имеют существенной разницы с соответствующими квали­фикациями в принимающей стране.

В рамках действия Конвенции органы управления устанав­ливают перечень иностранных дипло­мов, университетских степеней и зва­ний зарубежных стран, которые при­знаются эквивалентными нацио­нальным документам об образовании, либо такое при­знание осуществляется непосред­ственно вузами, которые устанавлива­ют собственные критерии, причем, данная процедура происходит в условиях заключенного двухстороннего либо многостороннего соглашения на уровне правительств или отдельных вузов;

Двумя наиболее важными инстру­ментами в процедуре взаимного при­знания документов об образовании, упомянутыми в Конвенции, являются Европейская система перевода креди­тов (European Credit Transfer System-ECTS), позволяющая установить еди­ную международную систему кредитов, и Приложение к диплому, в котором дается детальное описание квалифика­ции, перечень учебных дисциплин, по­лученные оценки и кредиты.

Приложение к дипломам ЮНЕСКО/Совета Европы рассматривается, как правило, в качестве полезного средства, содействующего открытости квалификаций высшего образования; поэтому прини­маются меры к тому, чтобы содействовать исполь­зованию Приложения к дипломам в более широких масштабах.

Сорбоннская декларация. Первым шагом на пути по­строения единой Европы стала Совместная Декларации о гармонизации структуры системы ев­ропейского высшего образования (Сорбоннская декларация), подписанная мини­страми образования четы­рех стран (Франции, Германии, Италии и Великоб­ритании) в мае 1998г.

Декла­рация отражала стремле­ние создать в Европе единый массив знаний, опираю­щийся на надежную интел­лектуальную, культурную, социальную и техническую основу. Учреждениям выс­шего образования отводи­лась роль лидеров в этом процессе. Основной идеей декларации было создание в Европе открытой системы высшего образования, которая смогла бы, с одной стороны, сохранять и бе­речь культурное разнооб­разие отдельных стран, а с другой — способствовать созданию единого про­странства преподавания и обучения, в котором сту­денты и преподаватели располагали бы возможно­стью неограниченного пе­редвижения и сложились бы все условия для более тесного сотрудничества. Декларация предполагала постепенное создание во всех странах сдвоенной системы высшего образо­вания, которая среди прочего обеспечивала бы всем желающим возможность доступа к высшему обра­зованию в течение всей жизни. Способствовать претворению этой идеи в жизнь должна была единая система зачетных единиц, облегчающая передвиже­ние студентов, и Конвенция о признании дипломов и учебы, подготовленная Советом Европы совместно с ЮНЕСКО, к которой присоединилось большинство европейских стран.

Декларация - это план действий, в котором определена цель (создание европейс­кого пространства высшего образования), установлены сроки (до 2010г.) и намечена программа действий. В итоге реализации программы сложатся чет­кие и сопоставимые степени двух уровней (undergraduate и postgraduate). Сроки обучения для получения первой не будут короче 3 лет. Содержательно же образование этого уровня должно отвечать требованиям рынка труда. Бу­дет разработана совместимая система кредитов, общая методика оценки качества, созданы усло­вия для более свободного перемещения студен­тов и преподавателей. Все эти обязательства и приняли на себя 29 европейских стран, поставив­ших свои подписи под Декларацией.

«Болонский процесс». Становление и развитие европейского образовательно-правового пространства не ограничилось рассмотренными событиями и процессами. В современный период образовательное пространство Европы, прежде всего, высшее образование, переживает период, который получил название «Болонский процесс», начало которого связывается с принятием Болонской декларацией.

Болонская Декларация. В 1999г. в г. Болонье (Италия) органы, ответственные за высшее образование в 29 европейских странах, под­писали Декларацию об архитектуре высшего европейского образования, получившую название «Болонская декларация». Декларация определяла основные цели стран-участниц: меж­дународную конкурентоспособность, подвижность и востребованность на рынке труда. Участвовавшие в болонской встрече министры образования подтвердили свое согласие с общими положениями Сорбоннской декларации и договорились о совместной выработке краткосрочных политик в сфек5ре высшего образования.

Подтвердив поддержку общих принципов Сорбонской декларации, участники Болонской встре­чи приняли на себя обязательства обеспечить достиже­ние целей, связанных с формированием общеев­ропейского пространства высшего образования и поддержкой европейской системы последнего на мировой арене и обратили внимание на сле­дующий комплекс мероприятий в области высшего обра­зования:

-принять систему легко «читаемых» и узнаваемых сте­пеней;

-принять систему с двумя основными циклами (неза­конченное выс- шее/законченное высшее);

-внедрить систему образовательных кредитов (европей­ской системы перезачета единиц трудоемкости (ECTS);

-повысить мобильность студентов и преподавателей;

- повысить европейское сотрудничество в области каче­ства образования;

-повысить престиж высшего европейского образования в мире.

В тексте Болонской Декларации не содержится указания о конкретной форме Приложения к дип­лому: предполагается, что каждая страна решает этот вопрос самостоя­тельно. Однако интеграционная логи­ка Болонского процесса и принимаемых в ходе его решений, скорее всего, будет способствовать принятию евро­пейскими странами в обозримом буду­щем описанного выше единого Приложения к диплому.

Из всех стран Евросоюза перешедших на систему кредитов ECTS только Австрия, Фландрия (Бельгия), Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Греция, Румыния, Словакия, Швеция в законодательном порядке ввели накопительную систему кредитов образования.

Что касается положений данного документа, то можно сказать, что не все стран Европы адекватно восприняли ее положения в национальных нормативных актах. Так, Нидерланды, Норвегия, Чехия, Словакия, Латвия, Эстония включили или дословно воспроизвели ее положения в национальных правительственных документах, отражающих образовательную политику по реформированию высшего образования. Пять других стран – Австрия, Финляндия, Швеция, Швейцария и Бельгия восприняли ее положения в контексте планируемых мероприятий по совершенствованию образования. Другие страны, включая Великобританию, Германию и Италию определили, что уже спланированные действия в рамках образовательных программ будут по мере их реализации синхронизироваться с требованиями, заявленными Декларацией.

Среди основных документов и мероприятий, направленные на развитие процесса взаимного признания квалификаций и компетенций в области профессионального образования и обучения в Европейском Союзе:

1. Лиссабонская резолюция, принята на заседании Европейского Совета в марте 2000г. В резолюции содержится официальное признание центральной роли образования как фактора экономической и социальной политики, а также как средства повышения конкурентоспособности Европы в мировом масштабе, сближения ее народов и полноценного развития граждан. В резолюции также обозначена стратегическая цель превращения ЕС в наиболее динамически развивающуюся экономику, основанную на знаниях.

2. План мероприятий по развитию мобильности и уме­ний, принят на заседании ЕС в Ницце в декабре 2000 г. и предусматривает ряд мер по обеспечению: сравнимости систем образования и обучения; официального признания знаний, умений и квали­фикаций. Этот документ также содержит план действий европей­ских социальных партнеров (организаций-членов европейского социального партнерства), которым отводится центральная роль в реализации принятых решений.

3. Доклад «Конкретные задачи для систем профессиональ­ного образования и обучения будущего», принят на заседании Европейского Совета в марте 2001г. в Стокгольме. Доклад содержит план дальнейшего развития основных направле­ний совместной деятельности на европейском уровне в це­лях решения задач, поставленных в Лиссабоне.

4. Рекомендация Европейского парламента и Совета, при­нята 10 июня 2001г. Содержит положения относительно повышения мобильности в странах сообщества для студен­тов, учащихся, учителей и наставников в продолжение плана мероприятий по развитию мобильности, принятого в Ницце в декабре 2000 г.

5.Конференция в Брюгге (октябрь 2001г.) На этой конференции руководители стран ЕС инициировали про­цесс сотрудничества в области профессионального образования, в том числе и в об­ласти признания дипломов или свидетельств об образовании и квалификаций.

По общему мнению глав государств-членов ЕС, «...обучение в течение всей жизни является важней­шим политическим курсом, позволяющим обеспечить интере­сы граждан, социальное единство и занятость».

Правовые аспекты участия России в Болонском процессе. Реформы высшего образования в России, равно как и других странах, проводятся в соответствии с положениями «Всемирной декларацией о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры».. Декларация позитивно оценивает процесс развития образования второй половине XX в. и определяет основные меры, призванные приумножить успехи образования на последующее столетие.

Надлежит, прежде всего, осуществить переход от обучения, ориентированного на когнитивное освоение дисциплин, к обучению, направленному на развитие навыков и способностей, связанных с коммуникацией, творческим и критическим анализом, независимым мышлением и коллективным трудом в многокультурном контексте.

Чтобы обеспечить позитивные изменения в содержании образования, Декларацияставит задачу принципиального совершенствования образовательного процесса, внедрения в него как новых новаторских подходов, так и творческого освоения и всестороннего использования информационных и коммуникационных технологий в целях образования. Всоответствии с поставленными задачами Декларация формулирует обстоятельный перечень мероприятий, которые необходимо осуществить на уровне государства, образовательных учреждений и международных организаций, в том числе и ЮНЕСКО.

Положения, отраженные в Болонской декларации 1999г., не требуют сколько-нибудь существенных изменений в содержании об­разования и в методике преподавания. По вопросу ка­чества образования там также не ука­заны четкие ориентиры для его совер­шенствования. Непроработанность этих двух направлений развития систем образования является существенным недостатком предлагаемых реформ в рамках Болонского процесса. К числу наиболее важных правовых положений Болонской декларации, которые имеют отношение к хараке5теру участия России в Болонском процессе, можно выделить следующие.

Введение общеевропейского При­ложения к диплому о высшем образо­вании в соответствии с формой, раз­работанной под эгидой ЕС. Предпола­гается, что каждому студенту-выпуск­нику начиная с 2005г. должны автома­тически и бесплатно предоставлять та­кое приложение к диплому. Оно долж­но быть издано на одном из широко распространенных европейских язы­ков.

Перед введением Приложения к диплому о высшем образовании на всей территории России ныне проводится подготовительная работа – корректировка и унификация перечня направлений и специ­альностей подготовки для их совместимости с европейскими критериями. Необходимо также унифицировать названия учеб­ных дисциплин с целью повышения сте­пени их узнаваемости в европейских странах после перевода на английский или другие европейские языки, перевести на английский язык Перечень направлений и специальнос­тей подготовки и перечень учебных дисциплин с обязательным последую­щим утверждением данных переводов в Минобразовании России, официально утвердить форму Приложения и схему системы образо­вания в России, которая является не­обходимой частью Приложения.

Введение единого для всей Евро­пы механизма учета освоенного сту­дентом содержания образования в виде европейской системы зачетных перевода кре­дитов (ECTS). В России использование ECTS (так же, как и в любой другой стране) воз­можно на двух уровнях. Первый уро­вень — формальное введение системы зачетных единиц (кредитов). На этом уровне никаких изменений в системе организации обучения не проводится, а трудоемкость освоения различных дисциплин, оцениваемая сегодня госу­дарственными образовательными стандартами в часах аудиторной нагрузки, пересчитывается в зачетные единицы. В документах (приложениях к диплому, академичес







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.