Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ И ИХ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ





На микроуровне процессы модернизации образования могут воплощаться в педагогических инновациях – нововведениях в педагогической системе, улучшающих течение и результаты учебно-воспитательного процесса. Инновации не могут быть сведены к созданию средств. Инновации – это идеи, и процессы, и средства, и результаты, взятые в единстве качественного совершенствования педагогической системы.

В практике образования можно выделить несколько направлений инновационных изменений:

· педагогическая система в целом;

· образовательные учреждения;

· педагогическая теория;

· содержание образования;

· формы, методы и средства образования;

· управление процессом образования;

· цели и результаты образования.

Причины любых инноваций обусловлены постоянным изменением окружающей действительности и, в частности, социума. Задача педагогики при этом заключается в достижении соответствия развитию общества, культуры, науки. Поэтому систематически возникают новые подходы к воспитанию и образованию, корректирующие существующую систему для решения новых задач, стоящих перед педагогикой, обществом. Эта мысль отражается в ст. 14 Закона РФ «Об образовании», где закреплены общие требования к содержанию образования и его ориентация на:

· обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации;

· развитие общества;

· укрепление и совершенствование правового государства.

Содержание образования должно обеспечивать:

· адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

· формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

· интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

· формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

· воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Основания (условия) инновационных процессов в образовании также содержатся в российском законодательстве. Так, Закон РФ «Об образовании» закрепляет самостоятельность образовательного учреждения:

· в осуществлении образовательного процесса (ст.32, п.15);

· в организации и совершенствовании методического обеспечения образовательного процесса (ст.32, п.5);

· в разработке и утверждении компонента образовательного учреждения государственного образовательного стандарта общего образования, образовательных программ и учебных планов (ст.32, п.6);

· в разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов и дисциплин (ст. 32, п.7);

· в разработке и утверждении по согласованию с органами местного самоуправления годовых календарных учебных графиков (ст.32, п.8).

Согласно Закону, в ходе реализации образовательного процесса независимы в своих действиях не только образовательные учреждения, но и педагогические работники. При исполнении профессиональных обязанностей они имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утверждённой образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников (ст. 55).

Обобщим смысл всех приведённых норм. Содержание образования должно отвечать современному уровню знаний и быть ориентировано на развитие общества (ст.14). Образовательное учреждение наделяется самостоятельностью реализации образовательного процесса (ст.32). Педагогическим работникам гарантируется свобода творческой деятельности (ст.55).

Значение инноваций в системе образования:

1. Инновации обеспечивают реализацию проектно-конструкторской функции педагогики, то есть создание и апробацию новых педагогических идей и концепций с их последующим внедрением в повседневную учебную практику.

2. Правовой институт образовательных инноваций обеспечивает государственный контроль за внедрением новых педагогических технологий в образовательную систему.

3. Инновации способствуют совершенствованию образовательной системы за счёт наполнения её новым содержанием, отвечающим современным требованиям общества.

Таким образом, в контексте правового регулирования педагогическая инновация - это вновь созданная педагогическая концепция или образовательный продукт, характеризующийся новизной и имеющие педагогическую ценность, подлежащие официальному утверждению (признанию), с целью их внедрения в систему образования.

Педагогическая концепция – это целостный комплекс, представляющий собой проектирование особой образовательной среды, которая для обеспечения собственной полноты требует разработки новых учебных программ, пособий, учебников, концептуально связанных между собой, дополняющих друг друга. Данные элементы и формируют в совокупности законченную самодостаточную воспитательную и образовательную концепцию. Она может включать в себя, в том числе, новую структуру организации образовательного учреждения.

Образовательный продукт – материально выраженный результат педагогического творчества. Рассмотрим виды инновационной образовательной продукции.

Учебно-методическое пособие – учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания учебной дисциплины (её раздела, части) или по методике воспитания.

Учебная программа – учебное издание, определяющее содержание, объём, а также порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины (её раздела, части);

Учебник – учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (предмета), соответствующее учебной программе и официально утверждённое в качестве данного вида издания.

Учебное пособие – учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утверждённое в качестве данного вида издания.

Итак, инновационная деятельность – это деятельность, связанная с созданием новой педагогической идеи, приданием ей необходимой формы (педагогический эксперимент, вид учебной продукции и т.д.) и прохождением процедуры признания и последующего внедрения в систему образования.

Обязательным участником инновационной деятельности является государство, которое утверждает результаты этой деятельности, тем самым выступая гарантом качества и соответствия данного образовательного продукта требованиям ГОСТа и Закона РФ «Об Образовании».

Необходимо различать понятия «инновационная площадка» и «экспериментальная площадка».

Для инновационной площадки характерно возникновение и накопление разнообразных новшеств и инициатив, которые в совокупности приводят к более или менее глобальным изменениям в сфере образования и трансформации его содержания и качества. Эти новшества и инициативы могут быть направлены на:

· поиск новых дидактических средств обучения;

· поиск новых методов и приёмов воспитания;

· преобразование социокультурных связей;

· улучшение материальных условий функционирования учреждения.

Для инновационной площадки не обязательна организация строгой экспериментальной проверки – часто они «проверяются временем» - позитивными изменениями и инициативами, которые ими порождаются, теми положительными влияниями на развитие образования, которые заметны своей очевидностью.

Экспериментальная площадка – это такое образовательное учреждение, в котором проводится научный эксперимент с соблюдением всех присущих ему процедур и необходимых условий, в первую очередь, - чёткое определение целей и задач, наличие гипотезы эксперимента, контрольной группы, результаты которой сравниваются с результатами экспериментальной.

В системе образования существует институт экспериментальных площадок, им отводится определённая роль и присваивается специальный статус. Общий смысл этого института – контроль проводимого в образовательном учреждении научного педагогического эксперимента. Гарантия со стороны государства, что результаты эксперимента не повредят качеству образования. То есть любая инновация внедряется под строгим контролем государства на специально отведённых для этого площадках, отвечающих высоким требованиям по части подготовленности педагогов к проведению эксперимента, его научно- методического обеспечения и т.п.

Появление такого института как экспериментальная площадка позволило:

1. Осуществлять государственный контроль за качеством педагогического эксперимента.

2. Вести учёт и обобщение результатов научно-педагогических исследований.

3. Внедрять наиболее эффективные педагогические инновации в деятельность других образовательных учреждений.

4. Позволило образовательным учреждениям вести научно-исследовательскую деятельность на законной основе при финансовой поддержке государства.

В нашей стране существуют экспериментальные площадки Министерства образования РФ и Экспериментальные площадки субъектов РФ. Порядок присвоения статуса и особенности правового режима экспериментальных площадок Министерства образования РФ регулируются Положением «О федеральной экспериментальной площадке Министерства образования РФ», утверждённом приказом Минобразования РФ от 18 октября 1999 г. №579, а также законодательством субъектов РФ.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.