Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







РАЗДЕЛ I. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО





ИЗУЧЕНИЮ СЕМЕЙНОГО ПРАВА

 

Радикальные социально-политические и экономические изменения в России, связанные с восстановлением ее государственности, вхождением в мировое сообщество демократических стран, приобщением к общечеловеческим ценностям, изменением менталитета российского общества, предопределили существенное преобразование правовой системы, всех отраслей российского, в том числе семейного, права.

В связи с этим принципиально меняется методологический подход к преподаванию юридических дисциплин в специализированных учреждениях высшего образования и на юридических факультетах. В частности, согласно Государственному образовательному стандарту по направлению и специальности 021100 – «Юриспруденция» курс семейного права выделяется из учебной дисциплины гражданского и семейного права и изучается в качестве самостоятельного предмета, являющегося егофедеральным компонентом цикла ОПД.

В соответствии с учебным планом Уральской академии государственной службы названная дисциплина изучается студентами факультета подготовки государственных и муниципальных служащих очного отделения на 3 курсе в 6 семестре, а заочного отделения на базе высшего профессионального образования и на базе среднего и неполного высшего профессионального образования соответственно на 5 курсе в 9 семестре и на 5 курсе в 10 семестре. Она включает в себя 12 тем, рассчитанных на 132 часа. Бюджет учебного времени на усвоение семейного права по отдельным формам занятий распределяется следующим образом.

Формы обучения   Количество часов
Лекции Практические занятия Самостоятельная работа Всего часов
  Очное отделение        
Заочное отделение на базе высшего профобразования        
Заочное отделение на базе среднего и н/высшего профобразования        

 

Распределение учебных часов по отдельным темам определяется тематическими планами семейного права для соответствующих форм обучения. Содержание, объем, а также порядок преподавания и изучения курса установлены Учебной программой в целом и Рабочими программы по семейному праву для отдельных форм обучения, разработанных кафедрой частного права УрАГС.

Изучение семейного права завершается сдачей студентами зачета.

Успешное освоение семейного права предполагает проведение со студентами различных видов учебных занятий: лекций, семинарских и практических занятий, коллоквиумов, а также самостоятельную работу студентов. Сочетание указанных видов обучения, их взаимосвязь и взаимопроникновение позволит учащимся более глубоко и всесторонне изучить учебную дисциплину "Семейное право". Вместе с тем каждый из них имеет собственные задачи и особенности, обусловленные спецификой форм и целей обучения.

Учебные лекции по семейному праву призваны дать студентам основные положения по вопросам отдельных тем, определить нормативные акты и специальную дополнительную литературу, относящиеся к изучаемой теме, заложить базу для углубленного ее освоения на семинарских и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы.

При очной форме обучения учебные лекции по программе курса читаются практически по всем темам (за редким исключением) в логической последовательности. На заочном отделении по своему характеру и назначению лекции подразделяются на установочные и обзорные. Установочные лекции проводятся перед тем, как студенты приступают к изучению семейного права. Они должны ознакомит их с содержанием предмета изучаемого курса, формами его освоения, промежуточной и итоговой аттестацией, а также облегчить им усвоение важнейших методологических и теоретических положений дисциплины и оказать методическую помощь в самостоятельной работе по изучению этой дисциплины. По общему правилу в установочных лекциях материал по указанному курсу освещаются по отдельным блокам, объединяющим отдельные темы семейного права. При этом раскрываются наиболее важные и сложные вопросы тех или иных тем. Наряду с раскрытием содержания того или иного блока тем (темы) даются материалы и рекомендации по самостоятельному углубленному их изучению, а также обзор проблем семейного права и относящейся к ним дополнительной литературы. Обзорные лекции по названной дисциплине читаются перед зачетом. В них излагаются, как правило, те изменения в теории семейного права, соответствующем законодательстве и практике его применения, которые произошли в период между сессиями. С учетом этого они носят обобщающий, итоговый характер, ориентируют студентов на целостное и завершенное восприятие семейного права.

Несмотря на то, что лекционному курсу по семейному праву на заочном отделении выделяется мало учебного времени, им не следует пренебрегать. Он имеет свою логику построения и развития. Эту логику постичь трудно или даже просто невозможно понять, если лекции будут посещаться студентами нерегулярно, с пропусками. При этом, само собой разумеется, что на лекции студенты должны работать, вести ее конспект. Это способствует лучшему усвоению, запоминанию проблематики семейного права, служит средством развития умственных способностей, вырабатывает умение в сжатой форме излагать мысли, развивает навыки литературного изложения, повышает культуру речи.

Конспект должен отражать основное содержание лекции, записанной своими словами, кратко, сжато и вместе с тем полно. Дословно следует записывать лишь определения, правила и выводы. Целесообразно при конспектировании употреблять сокращения и условные обозначения распространенных слов, терминологических оборотов.

Конспектируя лекцию, курсант (слушатель), вполне естественно, встречается с непонятными для него вопросами. Необходимо отметить их для себя на полях с тем, чтобы потом разобраться в них в процессе самостоятельной работы, читая первоисточники, консультируясь с преподавателем. В конце конспекта каждой лекции следует оставить одну страницу для того, чтобы можно было в свободное время дополнить, углубить и пояснить те места, которые записаны неполно или неразборчиво.

Семинарские и практические занятия по семейному праву имеют своей целью углубление и закрепление знаний, полученных студентами на лекциях и в ходе самостоятельного изучения рекомендуемой юридической литературы, нормативных актов и материалов практики. Они призваны помочь им овладеть навыками публичного выступления, правилами научной дискуссии, научить курсантов (слушателей) аргументировано, последовательно излагать и доказывать свое мнение по обсуждаемому вопросу. На семинарские и практические занятия выносятся узловые вопросы курса. Теоретическая или практическая направленность занятия определяется характером темы, ее непосредственной связью с деятельностью правоприменительных органов, органов государственного управления и местного самоуправления, состоянием действующего в рассматриваемой области законодательства и целями, которые преследуются конкретным занятием.

На семинарских занятиях студенты должны уделять особое внимание рассмотрению и изучению теоретических вопросов темы, с выделением их взаимосвязи и значения для деятельности различных служб органов внутренних дел, государственного управления и органов местного самоуправления. Теоретические семинары могут проводиться по системе докладов, выступлений, в виде "круглых столов", научных диспутов или в иной форме по усмотрению преподавателя.

При подготовке к занятиям на каждый теоретический вопрос темы целесообразно составить план-конспект ответа с фиксацией в нем важнейших положений изученных материалов, что будет способствовать более глубокому, полному, логически последовательному и выдержанному ответу курсанта (слушателя). Спорные в юридической литературе теоретические вопросы по той или иной теме, на которые необходимо обратить особое внимание студенты при подготовке к семинару, указываются преподавателем в процессе определения домашнего задания.

По отдельным проблемам (вопросам) темы, представляющим определенный теоретический или практический интерес, студенты, по согласованию с преподавателем, могут готовиться и обсуждаться на занятиях научные доклады (сообщения). Это поможет выработке у них навыков самостоятельной работы над литературными и законодательными источниками, опубликованной практикой судебных органов, способностей письменного изложения собственных выводов теоретического и практического характера, которые найдут применение в будущей их работе.

Вместе с тем, семинарские занятия не должны сводиться к абстрактным, схоластическим рассуждениям студентов. Необходимо помнить, что теория является основой правотворческой и правоприменительной деятельности. Поэтому, изучая теоретические вопросы, студенты должны обращаться к закону, находить подтверждение теоретическим выводам и положениям в нормах действующего законодательства. Надо также помнить о тесной взаимосвязи институтов семейного права с гражданским правом, другими отраслями российского права, что позволит глубже уяснить значение и роль каждого из них в общей системе правовых средств регламентации семейных отношений.

Основная задача практических занятий - научить курсантов (слушателей) понимать смысл закона, правильно его толковать и применять к конкретным жизненным ситуациям. Это достигается путем решения ими задач (казусов), большинство которых имеет в своей основе рассмотренные конкретные судебные дела, выполнения заданий, схем и графиков, проведения сравнительного анализа определенных норм права, деловых игр, обобщения судебной практики, осуществления кодификации судебной практики и действующего законодательства, посещения судебных заседаний по рассмотрению конкретных дел и т.п. Выполнение указанных видов работы должно способствовать развитию у курсантов (слушателей) практических навыков, умения применять свои познания в области семейных отношений, самостоятельно анализировать закон и на его основе разрешать соответствующие дела.

При рассмотрении некоторых тем курса целесообразно использовать элементы теоретических и практических занятий. При подготовке к занятиям студенты должны изучать материалы лекции, рекомендованную специальную литературу и относящиеся к данному занятию нормативные акты и материалы практики. Лишь после этого можно приступить к составлению докладов (сообщений), написанию рефератов, решению задач и выполнению заданий. При этом задания, задачи и другие виды работ должны выполняться письменно в отдельной тетради в соответствии со сформулированными в них указаниями.

Решение задач должно быть развернутым и мотивированным. При решении задачи необходимо проанализировать все факты и отношения, указанные в ее условии, четко сформулировать вопросы о правах и обязанностях, возникших между участниками данных отношений, обоснованности их требований и возражений, а если дело уже решено судом (иным органом) - то и об обоснованности изложенного в задаче решения. Ответы на эти вопросы следует аргументировать ссылкой на конкретные нормы права. Ссылка на нормативные акты должна содержать их полное наименование (или общепринятое сокращение), статью (часть, пункт, параграф), кем и когда акт принят (утвержден), где опубликован. Окончательные выводы по задаче должны быть конкретными и однозначными. При этом необходимо доказать, что именно на основе той или иной примененной нормы права подлежат разрешению рассматриваемые вопросы.

В тексте задач содержатся все данные для определенного решения, кроме случаев, когда в самой задаче предусмотрены варианты двух и более решений путем соответствующего изменения фактических обстоятельств. Поэтому в условия задач не следует вводить дополнительные ("собственные") данные, основанные на различных предположениях. Переписывать в тетрадь тексты задач не следует. Однако, на самом практическом занятии, необходимо условия задачи изложить своими словами, а не читать. Поэтому при подготовке к занятиям курсант (слушатель) должен хорошо их усвоить и запомнить.

Задания также необходимо выполнять письменно в соответствии с сформулированными в них указаниями. Выполнение заданий способствует развитию у них практических навыков, умения применять свои знания в практической деятельности, самостоятельно анализировать закон и правильно определять сферу его действия.

В конце семинарского или практического занятия преподаватель делает соответствующее заключение, в котором определяет общий уровень подготовки аудитории к занятию, обращает внимание группы на недостаточно проработанные вопросы, подводит итоги рассмотрения теоретических положений темы и решения задач, оценивает выступления отдельных студентов.

Самостоятельная работа студентов, связана с научно-исследовательской деятельностью, подготовкой докладов (сообщений), рефератов, изучением дополнительной юридической литературы и анализом практики применения норм семейного права. Она не только помогает освоению семейного права, но и существенно расширяет кругозор студентов, углубляет и укрепляет их знания. Особое внимание данной форме изучения семейного права должно уделяться при заочном обучении. Более того, при заочной форме обучения самостоятельная работа студентов является одним из основных методов приобретения и углубления знаний по семейному праву. Более того, все иные формы обучения в той или иной мере должны способствовать формированию организационных основ и активизации именно самостоятельной работы студентов, поскольку только в процессе ее интенсификации можно надеяться на освоение курса семейного права. В то же время нельзя пренебрегать и другими формами обучения, все они в равной мере должны использоваться при изучении этой учебной дисциплины.

В процессе изучения семейного права рекомендуется использовать следующие учебники и пособия:

Антокольская М.В. Лекции по семейному праву. Учебное пособие. М., 1995.

Антокольская М.В. Семейное право. Учебник. М., 1996.

Гражданское право. Учебник. Часть III / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: Проспект, 1998.

Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. И.М. Кузнецова. М., 1996.

Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. П. В. Крашенинникова и П.И. Седугина. М., 1997.

Мамай В.И. Семейный кодекс РФ (комментарий и постатейный материал). Научное издание. Ростов на Дону, 1996.

Муратова С. А. Семейное право: Схемы, комментарии / Учебное пособие. М., Новый Юрист, 1998.

Нечаева А.М. Семейное право. Курс лекций. М.: Юристъ, 1998.

Пчелинцева Л.М. Семейное право России. Учебник для вузов. М. Изд. группа Норма-Инфра. 1999.

Пчелинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. М., 1999.

Семейный кодекс Российской Федерации с постатейными материалами. М., 1996.

Тарусина Н.Н. Семейное право. Учебное пособие. М., 2001.

Студенты могут пользоваться и другими учебниками и пособиями по семейному праву. Необходимо систематически работать также с дополнительной литературой, перечень которой применительно к конкретным темам приводится в учебной и рабочих программах по семейному праву, и постоянно использовать материалы периодических юридических изданий, в частности, таких журналов, как: “Правоведение”, “Хозяйство и право”, “Вестник Московского университета”, серия “Право”, “Государство и право”, “Российская юстиция”, “Юридический мир”. Информацию по текущему семейному законодательству можно получить из таких официальных источников опубликования законодательных актов России, как: "Собрание законодательства Российской Федерации", газет "Российская газета", "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", "Российские вести". Обобщение судебной практики применения норм семейного права можно найти в таком издании, как: "Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации" (Основные постановления Пленума Верховного Суда РФ по вопросам семейного права приведены в приложении к данному практикуму). При изучении семейного права можно использовать и другие материалы неофициального характера, в частности, сборники, материалы, комментарии и т.п.

 

 

РАЗДЕЛ II. ПЛАНЫ И ЗАДАНИЯ







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.