Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сопротивление крестьянства английским колонизаторам





Восстание в Траванкуре (1809 г.)

«Мы думали, — писал в своем знаменитом памфлете «Кун-ара» (1809 г.) вождь антибританского восстания в Траван министр (Далава) Велу Тхампи, — что [английская Ост-Индская] компания состоит из людей честных и верных

1 раяты — крестьяне.

союзникам, которые нас не обманут. Поэтому мы им позво лили построить форт в Андженго и поселиться там. Веря в их лояльность и дружбу, мы боролись против Типу Султана и заключили с ними союз. Однако дальнейшие события пока­зали, что дружба с ними таила в себе опасности для нас». '

Говоря о том, как все время росли требования, предъяв­ляемые Компанией к государству Траванкура, и о том, что Компания отправила войска для поддержания этих требова­ний, Велу Тхампи пишет в заключение:

«Если не оказать сопротивления теперь, наш народ будет обречен на невыносимые страдания. Если позволить им при­менить свои традиционные мошеннические методы, чтобы прибрать к своим рукам нашу страну, они повсюду наставят своих часовых и возьмут под свой контроль все, даже дворец' они прекратят оказание традиционных почестей нашему повелителю, а также исполнение традиционных обрядов в хра­мах и домах брахманов; они сделают своей монополией все товары, в том числе и соль; они измерят каждый клочок зем­ли, каждый домашний участок и обложат их чрезмерным зе­мельным налогом, налогом на кокосовые орехи и т. д., введут варварские наказания за малейшие правонарушения; они во­друзят на храмах христианский крест и их (британский) флаг; оскорбят чистоту брахманских женщин; введут всякие иные обычаи, противоречащие нашей религии.

Чтобы эти беды не обрушились на нашу страну, чтобы сохранить королевскую дхарму1, чтобы уберечь от гибели традиционный образ нашей страны, мы должны сделать все, что в человеческих силах, а в остальном положиться на божью волю. Так должно начаться наше сопротивление Ком­пании».

Автор «Траванкур стэйт манюал» сказал следующее об этом памфлете: «Велу Тхампи изложил положение дел столь убедительно, что вся страна прониклась духом непримиримой враждебно­сти к тем, кого он назвал врагами страны... Вся страна, как один человек, поднялась на борьбу, используя все свои воз­можности. Вооруженные люди приходили тысячами, чтобы стать под знамена Велу Тхампи. Армия Траванкура насчиты­вала более 30 000 человек, вооруженных 18 ружьями.

Велу Тхампи был не одинок. Под знамя восстания, кото­рое он поднял, стал весь народ Траванкура, в том числе и господствующий класс; тех, кто колебался стать под его зна­мена, удерживал лишь страх перед британцами, которых он11 считали слишком сильными, не надеясь на успех восстания-5

IV. ТОРГОВЛЯ И РЕМЕСЛО

Правила, касающиеся контрактируемых Компанией ремесленников (1786 г.)

Настоящим предписывается, чтобы каждый ткач был бы снабжен удостоверением, указывающим [его] имя, место по­селения и место, где он работает, содержащим число и срок взятых авансов, стоимость тканей или предметов, которые время от времени он должен поставлять.



Пункт XI. Всех ткачей, которые не поставляют ткани в указанное время, агент Компании вправе, прибегнув к страж­никам, подвергнуть заключению.

Пункт XII. В случае если какой-либо ткач, работающий На Компанию, будет уличен в продаже ткани — лично он, кто-либо из его семьи, [его] работник или какой-либо [другой его] посредник — каким-либо другим купцам или торговцам, пока он не закончил свои поставки согласно установленным его договором с Компанией сроком, такой нарушитель должен быть наказан в соответствии с решением суда.

Пункт XIV. Так как [некоторые] утверждают, что ткачей Компании нельзя различить от других ткачей, настоящим предписывается, чтобы в каждой паргана торговый агент со­ставил бы список или регистр ткачей, служащих Компании.

Пункт XVII. Ткачи, которых вынуждают входить в согла­шения [с Компанией] или которым не платят за их ткани со­гласно соглашениям, добровольно заключенным между ними и служащими Компании, могут жаловаться торговому рези­денту или контрактору; если же он не удовлетворен — жа­лоба может быть подана коллектору...

Ткачество в Майсуре

Княжество Майсур, расположенное в глубине Деканского полуострова, было меньше, чем прибрежные районы, связано с внешними рынками. Однако приводимый ниже обзор экономики Майсура, составленный Ф. Бькжененом по поручению губернатора Мадраса в 1800—1801 гг., сразу после подчинения княжества англи­чанами показывает, что хотя накануне английского завоевания ткачество было основным занятием мелких кустарей, часть ткачей уже была подчинена торговым капиталом и наемный труд также получил некоторое распространение.

Для окраски своего шелка в желтый цвет путтуегары1 употребляют куркуму... Свой желтый шелк они отдают нилигару2, которые окрашивают его краской индиго. Затем он

1 Путтуегары — каста шелкоткачей.

2 Нилигару— каста красильщиков.

промывается путтуегарами в настое тамаринда и приобретав чудесный зеленый цвет, который хорошо закрепляется, если шелк высушить на солнце.

Нилигару красят и во все другие цвета, например голу бой, темно-синий, небесно-голубой и пурпурный. Шелк ни когда не окрашивается в куске.

Большим спросом пользуются красный и оранжевый шелка...

Судя по словам производителей, весь спрос на эти товары ограничивается территорией, принадлежавшей прежде Типу-Серингапатэм, Губи, Нагара, Чатракал и Чиннарайяпаттана являются основными рынками сбыта. Если товары пользуются большим спросом, то купец обычно авансирует половину или даже всю стоимость товара, который он хочет приобрести. Но если спрос небольшой, производители занимают деньги у бан­киров под 2% месячных и продают товары местным купцам. Они никогда не выносят их на открытый рынок. Весь шелк в сыром виде привозится сюда местными купцами.

Ткач-хозяин держит от двух до пяти слуг, которые опла­чиваются сдельно. Рабочие, вырабатывающие хлопчатобу­мажную ткань с шелковой каймой, получают в день 1 фанам (около 8 пенсов). Те же, которые делают ткань целиком из шелка, получают меньше, от 10/2 (6% пенни) до 6 фанама (6 пенсов), в зависимости от качества работы. В этой стране ткачи всех групп, за исключением ткачей из касты валлиару, обычно не тратят часть своего времени на земледелие, хотя многие, принадлежащие к ткацкой касте, в действительности являются земледельцами...

Эти ткачи2 говорят, что они получают авансы от купцов и занимают деньги у банкиров совершенно на тех же условиях, что и путтуегары. Они продают свои товары торговцам или частным заказчикам и никогда не выносят их на обычный рынок. Никто из них не имеет никакого другого занятия, кроме ткачества, и многие живут довольно хорошо. Самые богатые — шайянагару. Слуги оплачиваются сдельно и зара­батывают около 20 фанамов (13 шилл. 5 пенни) в месяц...

Эти люди3 говорят, что они получают авансы от торгов­цев и занимают деньги у банкиров на тех же условиях, что и путтуегары. Если ткань делается за счет самого ткача, она продается либо торговцам, либо на недельных базарах-Если же ткач получает авансы, он не может продать никакой

1 Типу Султан — правитель Майсура в 1784—1799 гг.

2 Речь идет о ткачах из каст шайянагару и деванга.

3 Речь идет о ткацкой общине билигмагга, в которую входили, в частности, группы падма-шали и самай-шали.

ткани, пока он не выполнит контракта. У падма-шали рабо­тает мало слуг. Все мужчины семьи живут вместе и работают в одном доме, очень редко нанимаются работать на сторону. Самай-шали имеют больше слуг. Члены этих двух групп жи­вут лучше, чем те, которые занимаются земледелием. Чело­век, вырабатывающий тонкую ткань, может получить 1 фа­нам (немного более 8 пенсов) в день. Делая грубую ткань, он не может заработать больше 3 пенсов в день. Слуги живут в своих собственных домах, но, хотя их работа оплачивается сдельно, они, как правило, находятся в долгу у хозяев и по­тому так же закабалены, как и слуги земледельцев. Это отно­сится и к разного рода бродячим ткачам.

Тотогару — это такая группа ткачей, которая делает гру­бую, толстую хлопчатобумажную ткань, которая среди бедного населения употребляется как одежда людей всех воз­растов обоих полов...

Ткачи этой группы бедны, и они говорят, что не могут вырабатывать ткань за свой собственный счет. Они обычно получают пряжу от живущих поблизости женщин и делают из нее ткань за плату. За выделку куска стоимостью 8 фана­мов (5 шилл. 47г пенни) они получают 2'/г фанама (1 шилл. 8 пенсов). Эта работа занимает 4—5 дней, так что дневной заработок ткача составляет 4—5 пенсов. Они никогда не обра­батывают землю.

Валлиару делают грубую белую прочную ткань, называе­мую паркалла. Она служит мужчинам-беднякам для при­крытия верхней части тела... Ткачи этой группы живут разбросанно по деревням и часто нанимаются в поденщики к земледельцам или другим лицам, которые могут дать им работу.

Небольшие количества хлопка приобретаются на ежене­дельных базарах бедными женщинами из всех каст, за исклю­чением брахманок, которые никогда не прядут, как их мужья никогда не пашут землю. Женщины из всех других каст прядут и на недельных базарах продают ткачам пряжу, ненуж­ную для домашнего употребления...

Эти сведения сообщили мне разного рода ткачи, но агенты по скупке тканей, которые принадлежат все к касте нагарит, говорят, что не в обычае делать авансы под товары обычного типа если только нет большого спроса со стороны. Когда же такой спрос есть или когда требуются необычно дорогие товары, тогда авансируется половина стоимости, чтобы производитель мог закупить сырье. Кредит дается на три месяца, и за этот период проценты не взимаются. Но если товары не представлены в срок, то начисляется 3% в месяц, пока контракт не будет выполнен. Комиссионные при покупке товаров составляют здесь только 2%, и агенты ответственны за все

суммы, авансированные ткачам. Когда я свел некоторых богатых шайянагару с нагаритами, они признали, что эти сведения правильны.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.