Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Фискальная политика: сущность, виды, эффективность





Сущность фискальной (бюджетно-налоговой) политикигосударствасводится к возможности взимания налогов и расходованию средств из государственного бюджета с целью решения ряда социальных задач, а также для регулирования уровня деловой активности.

В зависимости от состояния национальной экономики фискальная политика подразделяется:

ü на стимулирующую – проводится в период спада экономической активности;

ü сдерживающую – проводится в период подъема экономической активности.

В зависимости от того, как государство будет регулировать национальную экономику, фискальная политика бывает:

¾ дискреционная;

¾ автоматическая.

Дискреционнаяфискальная политика – это сознательное, целенаправленное изменение величины государственных расходов и налоговых поступлений в бюджет для решения проблем макроэкономической нестабильности.

Государственные расходы оказывают влияние на совокупный спрос и обладают мультипликационным эффектом. Мультипликатор госрасходов показывает, насколько возрастет ВВП в результате роста госрасходов.

У дискреционной политики существует существенный недостаток – это временной лаг, т.е. задержка во времени между принятием экономической программы, реализацией ее на практике и самим событием, спровоцировавшим экономическую политику. Государство никогда не стремится сразу разработать новую программу. Сначала ситуация прослеживается, затем анализируется, потом разрабатываются программы со стороны правительства по изменению этой ситуации. Программа начинает действовать лишь тогда, когда получит силу закона.

Автоматические (встроенные стабилизаторы) составляют автоматическую фискальную политику.Действуют экономические механизмы, встроенные в национальную экономику (автоматические стабилизаторы), которые автоматически реагирует на изменение экономического положения без принятия решений со стороны правительства. К встроенным стабилизаторам относятся:

· прогрессивная шкала налогообложения – во время экономического подъема располагаемый доход домашних хозяйств и нераспределенная прибыль предпринимательского сектора растут медленнее, чем национальный доход. Это сдерживает рост спроса и тормозит чрезмерный экономический рост;

· социальная программа государства – выдача пособий по безработице, малоимущим или субсидий предприятиям. В период экономического спада расходы государства на социальные программы возрастают. При экономическом подъеме расходы государства сокращаются без специальных решений законодательной и исполнительной власти;

· функция потребления, основанная на концепции перманентного дохода – во время экономического подъема домашние хозяйства увеличивают свое потребление медленнее нарастания дохода, а во время экономического спада – медленнее уменьшают потребление по сравнению с уменьшением дохода.



В современных условиях правительство использует и автоматическую и дискреционную фискальную политику.

 

 

ЗАДАНИЯ

1. В 1999 г. дефицит государственного бюджета РФ составил 1,2 % ВВП, в 2000 г. профицит составил 2,9% ВВП. В каком году стимулирующая роль государства была больше? Обоснуйте свой ответ.

 

2. Проанализируйте консолидированный бюджет России за 2004 г. (табл. 6.1). Какое место в нем занимают косвенные и прямые налоги, как это сказывается на издержках производства, ценах, совокупном спросе и предложении?

3. Проанализируйте государственные расходы России в 2004 г. (табл. 6.1)[4]. Какова структура бюджета? Как профицит бюджета влияет на объем государственных заказов и трансфертные платежи? Как трансфертные платежи влияют на совокупный спрос? Как расходы по обслуживанию государственного долга влияют на совокупные доходы, государственные заказы и совокупный спрос?

 

Таблица 6.1

Доходы консолидированного бюджета Росси за 2004 г.

  Млрд руб. В процентах к ВВП
Доходы* 5427,3 32,3
из них:    
налоговые доходы** 4936,2 29,4
из них:    
налог на прибыль организаций 867,6 5,2
налог на доходы физических лиц 574,5 3,4
налог на добавленную стоимость 1069,7 6,4
акцизы 244,3 1,5
платежи за пользование природными ресурсами 579,5 3,5
налоги на имущество 146,8 0,9
налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции 859,7 5,1
неналоговые доходы 421,4 2,5
из них:    
от внешнеэкономической деятельности 38,5 0,2
от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций 330,0 2,0
безвозмездные перечисления -132,0 -
доходы целевых бюджетных фондов 172,0 1,0
единый социальный налог 444,7 2,7

 


Окончание табл. 6.1

  Млрд руб. В процентах к ВВП
Расходы 4665,4 27,8
в том числе:    
на государственное управление и местное самоуправление 223,0 1,3
на международную деятельность 54,0 0,3
на национальную оборону 430,0 2,6
на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства 381,2 2,3
на промышленность, энергетику и строительство 394,1 2,4
на сельское хозяйство и рыболовство 78,2 0,5
на транспорт, связь и информатику 48,7 0,3
на дорожное хозяйство 86,0 0,5
на жилищно-коммунальное хозяйство 291,3 1,7
на социально-культурные мероприятия 1465,1 8,7
на обслуживание государственного долга 230,4 1,4
расходы целевых бюджетных фондов 183,2 1,1
прочие расходы 800,2 4,7
Профицит 761,9 4,5
* По оперативным данным Минфина России. ** Включая единый социальный налог.

4. Сравните структуру расходов бюджета в различных странах (табл. 6.2)[5].


Таблица 6.2

Доля расходов бюджета центральных правительственных органов (в 1998 г., %)

Страна Сфера деятельности
  Оборона Образование Здраво-охранение Социальное обеспечение
Россия 13,8 3,1 1,6 7,8
Великобритания 7,1 4,1 15,0 29,9
Германия 6,4 0,8 16,8 45,3
Франция 5,3 7,0 21,7 39,3
США 15,4 1,8 20,5 28,7
Япония 4,1 6,0 1,6 36,8

5. Проанализируйте структуру доходов и расходов консолидированного бюджета по уровням бюджетной системы в 2005 году (табл. 6.3)[6].

Таблица 6.3

 

Структура доходов и расходов консолидированного бюджета по уровням бюджетной системы в 2005 году*

  Федеральный бюджет Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации
  Млрд руб. в % к консолидиро-ванному бюджету млрд руб. в % к консолиди-рованному бюджету
Доходы** 5038,5 66,2 2573,1 33,8
из них:        
налог на прибыль организаций 377,6 28,3 955,3 71,7
налог на доходы физических лиц 0,0 0,0 707,0
единый социальный налог 267,5 99,8 0,4 0,2

Продолжение табл. 6.3

  Федеральный бюджет Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации
налог на добавленную стоимость:        
на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ 1025,7 0,1 0,0
на товары, ввозимые на территорию РФ 446,5 - -
акцизы по подакцизным товарам (продукции):        
производимым на территории РФ 89,5 37,9 146,6 62,1
ввозимым на территорию РФ 17,6 - -
налоги на совокупный доход - - 71,7
налоги на имущество 0,0 0,0 253,3
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 872,3 93,9 56,3 6,1
задолженность и пересчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам 9,8 22,8 33,2 77,2
доходы от внешнеэкономи-ческой деятельности 1680,8 - -

 

Продолжение табл. 6.3

 

  Федеральный бюджет Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации
доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 80,5 34,2 154,8 65,8
платежи при пользовании природными ресурсами 57,9 79,3 15,1 20,7
доходы от предпри-нимательской и иной приносящей доход деятельности - - 55,4
Расходы*** 3025,5 50,9 2915,8 49,1
из них:        
на общегосудар-ственные вопросы 499,3 66,4 252,1 33,6
из них на обслуживание государственного и муниципального долга 208,4 87,1 30,9 12,9
национальную оборону 581,1 99,9 0,6 0,1
национальную безопасность и правоохранительную деятельность 450,1 77,0 134,4 23,0
национальную экономику 248,5 32,6 513,5 67,4

Окончание табл. 6.3

 

  Федеральный бюджет Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации
из нее:        
на топливо и энергетику 4,8 46,3 5,6 53,7
сельское хозяйство и рыболовство 19,5 25,0 58,4 75,0
транспорт 42,2 17,3 201,5 82,7
связь и информатику 4,3 30,9 9,6 69,1
прикладные научные исследования в области национальной экономики 38,0 96,1 1,5 3,9
другие вопросы в области национальной экономики 94,8 29,2 229,6 70,8
жилищно-коммунальное хозяйство 6,9 1,5 464,7 98,5
социально-культурные мероприятия 476,0 23,7 1533,3 76,3
трансферты внебюджетным фондам 758,9 - -
* Предварительные данные. ** Без учета безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы. *** Без учета финансовой помощи бюджетам других уровней, фондов компенсаций, межбюджетных трансфертов.

6. Проанализируйте внутренние и внешние источники финансирования федерального бюджета в 2005 году (табл. 6.4)[7].

Таблица 6.4

Источники финансирования федерального бюджета в 2005 г., млрд руб.

  2005 г.*
Общее финансирование ** -1612,9
в том числе:  
внутреннее финансирование*** -707,3
из него: долговые обязательства РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, выраженные в ценных бумагах, указанных в валюте РФ 98,1
акции и иные формы участия в капитале, находящиеся в государственной и муниципальной собственности 35,0
государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней 9,6
остатки средств бюджетов3) -814,9
внешнее финансирование -905,6
в том числе:  
долговые обязательства РФ, субъектов РФ, выраженные в ценных бумагах указанных в иностранной валюте -108,0
кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ, субъектов РФ, указанные в иностранной валюте -639,4
прочие источники внешнего финансирования -158,2
* Предварительные данные. ** С учетом погашения основной суммы задолженности (долга). Величина превышения доходов над расходами (профицит) имеет положительный знак, а величина дефицита - отрицательный знак. Профицит или дефицит покрываются за счет финансирования такой же величины, но с противоположным знаком. *** Включая остатки денежных средств бюджетов.

 

ТЕСТЫ

1. Государственный бюджет представляет собой:

a)все источники доходов государства;

b) счет доходов и расходов государства;

c)все статьи государственных расходов;

d)все верно.


2. К источникам доходов госбюджета относятся:

a)налоги; b)сборы;
c)заемные средства; d)все верно.

3. К расходам государственного бюджета не относятся:

a)расходы на государственное управление;

b)обслуживание государственного долга;

c)платежи за пользование природными ресурсами;

d)расходы на транспорт, связь, информатику.

4. Дефицит государственного бюджета может финансироваться за счет:

a) эмиссии Центральным банком денег;

b)размещения в экономической системе государственных облигаций;

c) получения кредитов у международных финансовых организаций;

d) инфляции, теневой экономики.

5. Правительство может снизить налоги с целью:

a)замедлить темпы инфляции спроса;

b) замедлить быстрый рост процентных ставок;

c)увеличить выплаты по социальным программам;

d)увеличить потребительские расходы и стимулировать экономику.

6. Косвенными налогами являются:

a)налоги на личные доходы граждан; b)налоги на прибыль предприятий;
c) таможенные пошлины; d)акцизы.

7. Дискреционная фискальная политика включает:

a)автоматическое изменение в налоговых поступлениях в результате изменения национального дохода;

b)выплаты пособий по безработице;

c)сознательное изменение правительством уровня госрасходов и налоговых поступлений;

d)осуществление благотворительных платежей.

8. Встроенные стабилизаторы - это:

a)автоматические изменения в налоговых поступлениях при росте безработицы;

b)дискреционные изменения в налогах;

c)автономное увеличение госрасходов на общественные работы;

d)дискреционные фискальные действия со стороны руководства страны.

9. Стимулирующая фискальная политика в период экономического спада предполагает:

a)уменьшение денежной базы;

b)уменьшение налогов;

c)рост госрасходов и уменьшение налогов;

d)дефицит госбюджета;

e)рост учетной ставки.

10. Кривая Лаффера выражает связь между:

a)процентной ставкой и уровнем дохода;

b)налоговыми поступлениями и ставкой налога;

c)ставкой налога и уровнем дохода;

d)уровнем безработицы и уровнем инфляции.

11. Ярко выраженная антиинфляционная фискальная политика предполагает:

a)повышение уровня налогообложения и сокращение государственных расходов;

b)сокращение налоговых поступлений и государственных расходов;

c)снижение налогов и более высокий уровень государственных расходов;

d)постоянство уровня и государственных расходов, и налоговых поступлений.

12. При осуществлении фискальной политики изменение уровня цен:

a)усиливает действенность осуществляемых мероприятий;

b)уменьшает их действенность;

c)не отражается на их действенности;

d)верно а) и b).

13. Если правительство ежегодно будет стремиться к сбалансированному бюджету, то такой бюджет:

a)будет сглаживать колебания в рамках экономического цикла;

b)будет способствовать ослаблению инфляции;

c)будет усиливать колебания в рамках экономического цикла;

d)будет стимулировать совокупный спрос.

14. К каким последствиям может привести государственный долг:

a)сокращение производственных возможностей национальной экономики;

b)снижение уровня жизни;

c)увеличение совокупных национальных расходов;

d)перераспределение национального богатства между членами общества?

15. Что не относится к принципам налогообложения:

a)обязательность уплаты налогов;

b)двойное налогообложение;

c)дифференциация налоговых ставок;

d)гибкость в меняющихся условиях хозяйствования?

 

Контрольные вопросы

1. Сущность финансовой системы и ее принципы.

2. Государственный бюджет. Проблемы бюджетного дефицита.

3. Можно ли однозначно утверждать, что бездефицитность означает «здоровье» экономики?

4. Что входит в понятие «государственный долг»? Опасен ли он для национальной экономики в целом? Что такое внутренний и внешний долг?

5. В чем состоит отличие рефинансирования государственного долга от его погашения?

6. Сущность и принципы налогообложения. Система налогов в РФ.

7. Виды налогов. Кривая Лаффера.

8. Определите соотношение величин налогов, взимаемых на федеральном, региональном и местном уровнях.

9. Прогрессивный или регрессивный характер носит в целом налогообложение в России. Обоснуйте свой ответ.

10. Фискальная политика и ее роль в государственном регулировании экономики.

11. Верны ли следующие утверждения:

а) дефицит государственного бюджета не связан с размерами чистого экспорта;

б) бюджетно-налоговая политика проводится только в целях снижения уровня безработицы и инфляции;

в) встроенные стабилизаторы экономики увеличивают размеры государственных расходов;

г) в результате реализации фискальной политики государственные расходы снижаются.

 

Творческая лаборатория

Напишите реферат на выбранную тему.

1. Внешние и внутренние источники финансирования экономики: мировой опыт и российская действительность.

2. Доходы и расходы государственного бюджета, их структура и роль в экономическом росте производства.

3. Проблемы обеспечения экономической безопасности государства с позиции достижения финансовой стабильности.

4. Проблемы внутренней и внешней задолженности государства.

5. Современное состояние налогообложения физических и юридических лиц в РФ.

Составьте экономический кроссворд, используя терминологию финансовой и налоговой системы.

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.