|
Тема 1. Общение как социокультурная проблема (2 часа)Вопросы 1. Основные характеристики делового общения (предмет, функции, содержание, стили). 2. Общение как коммуникация. 3. Восприятие и понимание в процессе общения. 4. Общение как взаимодействие. 5. Социально – психологический практикум (тесты, упражнения, игры). 1.2 Контрольные вопросы для выявления коммуникативной Компетентности 1. В чем заключается предмет «делового общения»? Каковы его значение и роль в профессиональной деятельности личности? 2. Назовите основные стороны общения и объясните их взаимосвязь. 3. Какова сущность делового общения как процесса? 4. Что собой представляет общение как коммуникация? 5. Эффект коммуникации, как вы его понимаете? 6. Что представляет собой интерактивная функция общения? 7. Какие теории взаимодействия вы знаете? 8. Каковы функции восприятия в процессе общения? 9. Каковы основные характеристики делового общения?
Задание для СРС (2часа) 1. Выполните тесты: 1. Выберите верное определение понятия «деловое общение»: а) это обмен мыслями, чувствами, переживаниями; б) это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом; в) общение, обеспечивающее успех какого-либо дела и создающее необходимые условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели. 2. К видам общения относятся: а) «контакт масок»; б) вербальное общение; в) ролевое общение; г) деловое общение; д) невербальное общение; е) светское общение; ж) все ответы верны; з) все ответы неверны. 3. Процесс обмена информацией отражает: а) интерактивную сторону общения; б) когнитивную; в) коммуникативную; г) перцептивную. 4. Процесс восприятия партнером друг друга называется: а) идентификацией; б) перцепцией; в) интеракцией. 5. К перцептивным барьерам общения относятся: а) стереотипизация; б) привлекательность; в) интроекция; г) превосходство. 6. Осмысление каждым деловым партнером того, как он воспринимается другим, связано с проявлением социально-психологического механизма: а) аттракции; б) идентификации; в) рефлексии; г) каузальной атрибуции. 7. Объектная атрибуция связана с приписыванием причин действия: а) тому, кто совершает эти действия; б) обстоятельствам, в которых совершаются эти действия; в) тому, кому адресованы эти действия. 8. Эмпатия - это: а) осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению; б) понимание на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека; в) это когда человек как бы ставит себя на место другого и определяет как бы он действовал в подобных ситуациях. 9. Автором «Теории управления впечатлениями» в межличностном взаимодействии является: а) Дж. Мид; б) З.Фрейд; в) Э.Гофман; г) Дж.Хоманс. 10. К основным функциям делового общения относятся: а) мировоззренческая; б) интегративная; в) социализации; г) траслирующая; д) перцептивная; е) дистанционная; ж) инструментальная; з) интерактивная; е) социального контроля; и) коммуникативная; к) экспрессивная; л) эмоциональная; м) самовыражения. 11. Приписывание приятному человеку своих достоинств, а неприятному – своих недостатков называется: а) «эффектом ореола»; б) «эффектом проекции»; в) «эффектом упреждения». 12.Успех студента на экзамене оценивается членами группы как везение – удалось воспользоваться шпаргалкой. В данном примере действует: а) внешняя атрибуция; б) внутренняя атрибуция; в) стимульная атрибуция. 13. Приписывание причины поведения другому человеку в условиях дефицита информации – это: а) стереотипизация; б) каузальная атрибуция; в) все ответы верны; г) все ответы неверны. 2. Задание. Заведите глоссарий (тетрадь). Впишите в глоссарий основные понятия и термины темы: «коммуникация», «интеракция», «перцепция», «эмпатия», «аттракция», «идентификация», «рефлексия», «каузальная атрибуция», «заражение», «внушение», «убеждение», «подражание», «ритуальный», «манипулятивный», «гуманистический» стили общения. Выучите их наизусть. 3. Задание. Какой из предложенных в таблице 1 социально-психологических механизмов межличностного познания Вы используете для создания позитивного эмоционального фона общения?
Таблица 1. Социально-психологические механизмы межличностного познания деловых партнеров
4. Задание. Внимательно изучите таблицу 2 перцептивных барьеров, возникающих в процессе делового общения. Проанализируйте причины их возникновения и проявления в межличностном восприятии партнеров. Выделите барьеры, доминирующие в практике Вашего делового общения.
Таблица 2. Типология перцептивных барьеров
5. Что называют стилем общения? Перечислите стили общения и проведите их сравнительный анализ. Какой (ие) стиль(и) общения, по- Вашему мнению, наиболее приемлемы и типичны в Вашей сфере государственного управления и почему? 6. Раскройте понятие «коммуникативная культура». Из каких компонентов складывается коммуникативная культура в целом, и в сфере государственного управления, в частности? Тема 2. Психическая структура личности и практика Делового общения (2 часа) Вопросы 1. Структура психики по З.Фрейду. 2. Модель психической структуры личности в аналитической психологии К.Юнга. 3. Гуманистический и когнитивный подходы к пониманию психики личности. 4. Социально – психологический практикум (тесты, упражнения, игры). 2.2 Контрольные вопросы для выявления коммуникативной Компетентности 1. Каковы особенности психической структуры личности в психоанализе З.Фрейда? 2. Какое значение имеет бессознательное в практике делового общения? 3.Что такое «коллективное бессознательное» и какова его роль в аналитической психологии К.Юнга? 4. Как трактует Юнг проявление совести в деловом общении? 5. Объясните взаимосвязь систем психики в концепции психической структуры К.Юнга. 6. Как проявляют себя в деловом общении мыслительный, ощущающий, эмоциональный и интуитивный типы партнеров? 7. Каково содержание закона конгруэнтности и какова его роль в деловом общении? 8. Что означает понятие «личностный конструкт» в теории Келли? 9. Какие психологические типы личности выделяют Кречмер, Хорни?
Задание для СРС (2часа) 1. Выполните тесты: 1. К ошибочным действиям делового партнера относятся: а) оговорки; б) архетипы; в) очитки; г) забывания; д) влечения. 2. Предсознательное как система психики деловых партнеров включает психические процессы: а) памяти; б) мышления; в) чувствования; г) предвосхищения. 3. К механизмам психологической защиты деловых партнеров относятся: а) сублимация; б) индивидуализация; в) проекция; г) психическая инфляция; д) рационализация. 4. Экстравертивная установка личности направлена: а) на внешние объекты; б) на свои собственные суждения и ощущения; в) на других субъектов общения. 5. К рациональным психическим функциям делового партнера относятся: а) мыслительная; б) ощущающая; в) интуитивная; г) чувствующая. 6. Установите соответствие между системами психической структуры личности и психологами, разработавшими эти системы:
7. Архетипы в деловом общении реализуются как: а) бессознательные образцы инстинктивного поведения; б) архетипические образы; в) спонтанная предрасположенность деловых партнеров к определенному восприятию; г) эмоциональные реакции. 8. Анима – это архитипический образ женского начала в мужчине – партнере? а) да; б) нет. 9. Выделите потрясения, которые могут возникнуть в деловом общении: а) личностная инфляция; б) синдром ригидности; в) индивидуализация; г) частичная диссоциация. 10. Каким образом может проявиться высшая сфера бессознательного «Сверх-Я» в деловом общении: а) осуществлении нравственного контроля за поведением партнера; б) предпочтении более «выгодного» партнера; в) отказе от деловой операции, связанной с финансовыми нарушениями; г) нарушении деловой этике. 11. Бессознательное в деловом общении проявляется в: а) оговорках; б) обмолвках; в) затянувшихся паузах; г) осознанных мотивациях; д) продуманных репликах. 12. Коллективное бессознательное в деловом общении может проявляться в: а) непроизвольных спонтанных психических образах; б) бессознательных моральных психических образах; в) осознанных психических переживаниях; г) в символизме передаваемой информации. 13. Приведите в соответствие типы модальных деловых партнеров со способами восприятия ими и нформации:
2. Задание. Внесите в глоссарий и выучите наизусть основные понятия и термины темы: «анима», «анимус», «архетипические образы», «архетипы», «бессознательное», «влечения», «комплексы», «оговорки», «предсознательное», «самость», «персона», «интроверсия», «экстраверсия», «индивидуализация», «конгруэнтность», «конструкт». 3. Используя типологию личностей, предложенную К. Юнгом, попробуйте проанализировать поведение деловых партнеров – государственных служащих в различных ситуациях. Приведите примеры. 4. Поразмышляйте над высказыванием К.Юнга «нет такого безумия, жертвой которого не становились люди под влиянием архетипа». На Ваш взгляд, какую роль, в настоящее время, играет «архетип Совести» в деловом общении в сфере государственного и муниципального управления? Аргументируйте свой ответ. 5. Подумайте, какие негативные проявления могут возникнуть при нарушении границ между бессознательным, предсознательным и сознательным в психике личности делового партнера, представляя при этом в качестве делового партнера – чиновника.
Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|