Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







М.И.ПАНОВ, доктор философских наук, профессор





М.И.ПАНОВ, доктор философских наук, профессор

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РФ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

КОНЦЕПЦИЯ КУРСА

Курс «Культурология», в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта, должен: раскрыть структуру и состав современного культурологического знания; рассмотреть соотношение культурологии и философии культуры; проанализировать систему основных понятий культурологии; соотнести изменения, происходящие в современной культуре, с глобальными процессами; охарактеризовать основные типы культур, показав при этом место и роль России в мировой культуре.

ЦЕЛИ КУРСА

— рассмотреть роль культурологии как науки;

— раскрыть основные направления ее развития;

— проследить влияние культуры на реалии современной жизни и бизнеса.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения курса студент должен уметь:

— показать роль культуры в условиях современной глобализации, проследив при этом изменения в самом статусе культуры;

— проследить историю развития различных направлений культуры по ее узловым, определяющим моментам;

— постараться связать историю культуры различных эпох и стран с реалиями современного мира;

— рассмотреть культурные аспекты в деятельности современного юриста.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

— чтение лекций;

— дискуссии и обсуждения на семинарах;

— презентации рефератов по проблемам, предложенным для самостоятельной работы;

— тесты для контроля глубины усвоения пройденного материала.

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

(У) Гуревич П.С. 2010. Культурология. Учебник для вузов. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 342 стр.

Доп.: Льюис Р.Д. 2001. Деловые культуры в международном бизнесе: От столкновения к взаимопониманию. 2-е изд., пер. с англ. М.: Дело, 440 стр.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Участие в дискуссиях и групповой работе 10 баллов

Тесты 15 баллов

Домашние задания (реферат) 20 баллов

Промежуточная аттестация 15 баллов

Зачет 40 баллов

Устный доклад в аудитории (7–10 мин.) должен показать знакомство с литературой из списков к заданиям для дополнительной работы, умение сопоставлять теоретические знания с реалиями современной жизни и проблемами экономики.

Домашнее задание (реферат) по одной из рекомендованных тем готовится в письменном виде: 16–18 стр. формата А-4 в отпечатанном виде (шрифт 14, интервал 1,5)

Тесты – 15 мин. в форме письменных ответов на вопросы по теме занятия.

Промежуточная аттестация – в форме выбора правильных ответов из нескольких вариантов письменного теста.

 

ТЕМЫ И ПЛАН АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

РАЗДЕЛ I. СТРУКТУРА И СОСТАВ СОВРЕМЕННОГО КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

ТЕМА 1. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА

Культурология как наука. Специфика культурологического знания. Место культурологии в системе наук о культуре и искусстве. Соотношение культурологии, философии культуры, социологии культуры и культурной антропологии.

Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, культурные ценности и нормы, межкультурная коммуникация.

Культура как предмет научного исследования. Становление идеи культуры. Эволюция представлений о культуре. Дефиниции культуры в истории науки. Многоаспектность изучения культуры. Культура как символ (Э.Кассирер). Культура как механизм преемственности. Культура как универсальная форма коммуникации. Г.Маркузе о репрессивности культуры современного общества.

Роль межкультурных коммуникаций в современном мире. Кросс-культурные исследования о различных типах культур. Ричард Льюис о моноактивной, полиактивной и реактивной культурах.

Многозначность понятия “культура”.

Контрольные вопросы и задания

1. Когда возникает понятие “культура”?

2. Почему понятие “культура” столь многозначно?

3. В чем проявляется специфика культурологического знания?

4. В чем специфика культурологического знания по сравнению с другими видами гуманитарного знания?

5. Как соотносятся между собой культурология, философия культуры, социология культуры и культурная антропология?

6. Каковы основные направления исследования культуры?

7. Какова роль современных кросс-культурных исследований в понимании сложностей межкультурной коммуникации и межкультурного взаимодействия?

Литература

Сочинения

Вебер М. Кризис европейской культуры. – М., 1999.

Зиммель Г. Избр. В 2-х тт. – М., 1996. – Т. 1: Философия культуры.

Левинас Э. Философское определение культуры. – М., 1988. – Ч. 1.

Маркузе Г. Одномерный человек. – М., 1994.

Тиллих П. Теология культуры. – М., 1996.

Швейцер А. Культура и этика. – М., 1973.

Основная

Гуревич П.С. Человек и культура. Основы культуроведения. – М., 2001.

Кармин А.С. Основы культурологии. Морфология культуры. – СПб., 1997.

Лотман Ю.М. Семиосфера. – СПб., 2000.

Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе: От столкновения к взаимопониманию. — М., 2001.

Культурология: XX век: Словарь. – М., 1997.

Культурология: XX век: Антология. – М., 1997.

Орлова Э.А. Наука о культуре, ее прошлое и настоящее // Личность. Культура. Общество. – М., 2000. – Т. II. – Вып. 3.

Дополнительная

Гуревич П.С. Неповторимые грани культуры // Человек и социокультурная среда. – М., 1992. – Вып. 2.

Иконникова С.Н. История культурологии: Идеи и судьбы. – СПб., 1996.

Иконникова С.Н. Очерки по истории культурологии. – СПб., 1998.

Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991.

Ионин Л.Г. Основания социокультурного анализа. – М., 1996.

Межуев В.М. Как возможна наука о культуре (Культурология) // Постижение культуры. – М., 1998.

Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. – М., 1994.

Руднев В.П. Словарь культуры XX в. – М., 1999.

Самосознание европейской культуры XX века. – М., 1991.

Сильверстов В.В. Культура. Деятельность. Общение. – М., 1998.

Сильверстов В.В. Философское обоснование теории и истории культуры. – М., 1990.

Философия культуры. – СПб., 1992.

Общекультурная

Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука: Логико-методологический анализ. – М., 1983.

Межуев В.М. Культура и история. – М., 1977.

Стиль и традиция в развитии культуры. – Л., 1989.

Традиция в истории культуры. – М., 1978.

ТЕМА 2. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Модели самосознания культуры. Классическая модель: критицизм и пафос новизны. Неклассическая (модернистская) модель: отказ от универсализма. Постмодернистская модель: разрушение оппозиции культуры и жизни.

Постмодернизм, деконструктивизм и постструктурализм. Кризис европейской культуры. Постмодернистский дискурс как «новый жанр» (Р.Рорти). Попытки переопределения культуры. Переход от идеи прогресса к мифологии «вечного возвращения». Культура как текст, интерконтекстуальность внутрикультурного диалога (Р.Барт, Ю.Кристева). Культура как соблазн (Ж.Бодрийяр). Децентрация, детерриторизация и деконструкция (Ж.Делёз, Ж.Деррида).

Проблема соотношения цивилизации и культуры: от Н.Я.Данилевского до О.Шпенглера и А.Тойнби.

П.А.Сорокин о роли культуры в жизни общества.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем сущность основных моделей самосознания культуры?

2. Каковы основные направления в современном постмодернизме?

3. Каких наиболее ярких представителей постструктурализма и деконструктивизма вы знаете?

4. В чем различия в понимании взаимоотношений цивилизации и культуры в концепциях Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера и А.Тойнби?

Литература

Сочинения

Вебер М. Кризис европейской культуры. – М., 1999.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – СПб., 1995.

Зиммель Г. Избр. В 2-х тт. – М., 1996. – Т.: Философия культуры.

Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. – СПб., 2000.

Сорокин П.А. Социологические теории современности. – М., 1992.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

Тойнби А. Постижение истории. – М., 1996.

Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. – М., 1996.

Шпенглер О. Закат Европы. В 2-х тт. – М., 2001.

Основная

Гуревич П.С. Человек и культура. Основы культуроведения. – М., 2001.

Иконникова С.Н. История культурологии: Идеи и судьбы. – СПб., 1996.

Ильин И.П. Постсруктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. – М., 1996.

Ильин И.П. Постмодернизм: Словарь терминов. – М., 2001.

Кириленко Г.Г. Философия культуры // Человеческая реальность: Проблемы теории. – М., 1999.

Косиков Г.К. От структурализма к постструктурализму (Проблемы методологии). – М., 1998.

Лотман Ю.М. Семиосфера. – СПб., 2000.

Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе: От столкновения к взаимопониманию. — М., 2001.

Человек. Философско-энциклопедический словарь. – М., 2000.

Дополнительная

Межуев В.М. Культура и история. – М., 1977.

Руднев В.П. Словарь культуры XX в. – М., 1999.

Самосознание европейской культуры XX века. – М., 1991.

Общекультурная

Стиль и традиция в развитии культуры. – Л., 1989.

Традиция в истории культуры. – М., 1978.

ТЕМА 3. КУЛЬТУРА И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ СОВРЕМЕННОСТИ

Особенности культуры техногенного мира. Человек перед лицом глобальных опасностей. Локальные военные конфликты, экологические катастрофы. Проблемы безопасного мира и устойчивого развития через «призму» культуры. Роль культуры в осмыслении глобальных проблем. Необходимость переоценки ценностей для формирования нового образа жизни, нового отношения к природе, обществу, человеку. Необходимость создания новой культурной парадигмы. Концепции Олвина Тоффлера и Ильи Пригожина.

Гуманитаризация современного научного знания: основные тенденции, особенности и проблемы. Ценность знания и образования. Роль культуры в развитии гуманитарного знания и гуманитаризации естественных и технических наук.

Межкультурное общение и межнациональные конфликты. Р.Льюис о роли межкультурного общения: особенности моноактивных, полиактивных и реактивных культур и специфика их взаимодействия в современном мире. Прогноз специалистов по межнациональным и межкультурным отношениям (С.Коэн): возникновение к 2020–2025 гг. до ста новых государств за счет распада ныне существующих из-за этнических, конфессиональных или экономических противоречий. Роль культуры в формировании парадигмы ненасилия как программы выживания человечества.

Литература

Сочинения

Пригожин И.Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. – М., 1986.

Пуанкаре А. О науке. – М., 1990.

Тоффлер О. Третья волна. – М., 2003.

Сноу Ч. Две культуры. – М., 1973.

Основная

Иноземцев В.Л. Расколотая цивилизация: Системные кризисы индустриальной эпохи // Вопр. философии. – М., 1999. – № 5.

Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе: От столкновения к взаимопониманию. — М., 2001.

Маркарян Э.С. Науки о культуре и императивы эпохи: К обоснованию ключевой роли знаний о способе социокультурного типа самоорганизации в условиях современного планетарного кризиса. – М., 2000.

Моисеев Н.Н. Естественнонаучное знание и гуманитарное мышление // Общественные науки и современность. – М., 1993. – № 2.

Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. – М., 1998.

Панов М.И. Основные направления гуманитаризации современной математики // Проблемы гуманитаризации математического и естественнонаучного знания. – М., 1991.

Состояние мира – 1999. Доклад института Worldwatch о развитии на пути к устойчивому обществу. – М., 2000.

Титаренко М.Л. Взаимодействие восточных и западных цивилизаций – условие прогресса человечества // Проблемы Дальнего Востока. – М., 1991. – № 1.

Туроу Л. Будущее капитализма: Как экономика сегодняшнего дня формирует мир завтрашний // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. – М., 1999.

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Полис. – М., 1994. – № 1.

Дополнительная

Культура, человек и картина мира. – М., 1987.

Самосознание европейской культуры XX века. – М., 1991.

Общекультурная

Мамедов Н.М. Культура, экология, образование. – М., 1996.

Человек в контексте глобальных проблем. – М., 1989.

Литература

Сочинения

Андокид. Речи, или История святотатцев (С приложением параллельных свидетельств о процессе разрушителей герм в Афинах в 415 г. до н.э.). — СПб., 1996.

Аристотель. Риторика // Античные риторики / Под ред. А.А.Тахо-Годи. — М., 1978. — С. 47, 103, 115, 116, 138, 144, 152, 160, 161.

Гермоген. Об идеях, или О видах слога (Кн. 2) // Живое наследие античности: Вопросы классической филологии. — М., 1987. — Вып. 9.

Горгий. Похвала Елене // Ораторы Греции. — М., 1985.

Дионисий Галикарнасский. О соединении слов // Античные риторики / Под ред. А.А.Тахо-Годи. — М., 1978. — С. 200, 209, 211, 216.

Платон. Горгий // Платон. Соч. В 3-х тт. — М., 1968—1972. — Т. 2.

Основная

Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VII—V вв. до н.э. — Л., 1985.

Зелинский Ф.Ф. Из жизни идей. В 4-х тт. — М., 1995. — Т. 2: Древний мир и мы. — Разд.: Художественная проза и ее судьба.

Кассен Б. Эффект софистики. — М.; СПб., 2000.

Козаржевский А.Ч. Античное ораторское искусство. — М., 1980.

Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. — М., 1990.

Миллер Т.А. От поэзии к прозе (Риторическая проза Горгия и Исократа) // Античная поэтика: Риторическая теория и литературная практика / Отв. ред. М.Л.Гаспаров. — М., 1991.

Панов М.И. Риторика от античности до наших дней (Вступительная статья) // Антология русской риторики / Отв. ред. и сост. М.И.Панов. — М., 1997. — Разд.: Как возникла риторика и какую роль в ее становлении сыграла софистика?

Панов М.И. Софистика // Эффективная коммуникация: История, теория, практика: Словарь-справочник / Отв. ред. М.И.Панов; сост. М.И.Панов и Л.Е.Тумина. — М., 2005.

Панов М.И. Горгий из Леонтин // Там же.

Панов М.И. Протагор из Абдер // Там же.

Псевдо-Плутарх. Жизнеописания десяти ораторов // Вестник древней истории. — М., 1962. — № 4.

Радциг С.И. История древнегреческой литературы. — М., 1982.

Соболевский С.И. Возникновение ораторского искусства в Греции // История греческой литературы. В 3-х тт. / Под ред. С.И.Соболевского, М.Е.Грабарь-Пассек, Ф.А.Петровского. — М., 1946—1960. — Т. 2 (1955): История, философия, ораторское искусство классического периода.

Дополнительная

Беккер К.Ф. История Древнего мира: Восток. Греция. — М., 2002. — Разд.: Греки (блок: Умственная жизнь греков).

Латышев В.В. Очерк греческих древностей. В 2-х частях. — СПб., 1997. — Ч.1: Государственные и военные древности. — Разд.: Систематический обзор демократического устройства Афин.

Панов М.И. Афинская демократия, судопроизводство, ораторское искусство: Как все это влияло на переговорный процесс? // Ведение переговоров: Междисциплинарный подход / Отв. ред. М.И.Панов, В.В.Петров, А.В.Сурин. — М., 1998.

Панов М.И. Зачем сегодня нужно искусство красноречия? // Бузук Г.Л., Ивин А.А., Панов М.И. Наука убеждать: Логика и риторика в вопросах и ответах. — М., 1992. — Разд.: Как возникло и развивалось ораторское искусство?

Соболевский С.И. Аристофан и его время. — М., 2001. — Разд.: Внутренняя история Афинского государства.

Общекультурная

Виппер Р.Ю. История древнего мира. — М., 1997. — Разд.: Афины в пятом веке до Р.Х.

Виппер Р.Ю. Лекции по истории Греции; Очерки истории Римской империи // Виппер Р.Ю. Избр. соч. В 2-х тт. — Ростов н/Д., 1995. — Т.1.

Ярхо В.Н. Трагедия. — М., 2000. — Разд.: Эсхил у начал греческой риторики.

ТЕМА 5. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ РАСЦВЕТА

Культура Древней Греции эпохи расцвета, ее основные достижения.

Борьба между философией и риторикой за право быть общекультурным мировоззрением. Исократ и создание риторического образования. Риторика как основа воспитания настоящего гражданина (Исократ), а не философия (как считал Платон). Риторика и ее роль в политической жизни Древней Греции. Платон как принципиальный противник риторики.

Речи, изменявшие судьбу цивилизации. Речь Перикла в ответ на требования спартанских послов — одна из причин Пелопоннеской войны. Демосфен — величайший оратор Древней Греции. “Филиппики” Демосфена, его речи против политики Филиппа II Македонского как наивысшие образцы практики ораторского искусства, а также причины разгрома Афин и Фив в битве при Херонее и утраты независимости афинского государства. Эсхин — политический противник Демосфена, значение его речей.

Расцвет ораторского искусства в Афинах (360—322 гг.) — “время деятельности Исократа, Исея и Демосфена” (С.И.Соболевский). С.И.Соболевский: потеря Грецией политической независимости — причина утраты красноречием своей истинной арены (народные собрания) и потери связей с подлинной жизнью.

Диалоги Платона как вершина развития искусства диалога. Систематика диалогов Платона (по Диогену Лаэртскому): 1) наставительный диалог; 2) исследовательский диалог. Наставительный диалог: 1) теоретический, в свою очередь, делящийся на: а) физический (диалог “Тимей”); б) логический (диалоги “Политик”, “Кратил”, “Парменид”, “Софист”); 2) практический, в свою очередь, делящийся на: а) этический (диалоги “Апология Сократа”, “Критон”, “Федон”, “Федр”, “Пир”); б) политический (“Государство”, “Законы”, “Критий”). Исследовательский диалог: 1) упражнительный, в свою очередь, делящийся на: а) повивальный (диалоги “Первый Алкивиад”, “Лисий”, “Лахет”; б) испытательный (диалоги “Евтифрон”, “Менон”, “Ион”, “Хармид”, “Теэтет”); 2) состязательный, в свою очередь, делящийся на: а) доказующий (диалог “Протагор”); б) опровергающий (диалоги “Евфидем”. “Горгий”, “Гиппий больший” и “Гиппий меньший”). А.Ф.Лосев о диалогах Платона как о культурно-художественных произведениях.

Аристотель как теоретик античной культуры. Роль трактатов Аристотеля “Поэтика” и “Риторика” в разработке оснований культурологии.

Аристотель и искусство диалога. Диалоги Аристотеля как характеристика раннего периода его творчества. Несохранившиеся диалоги “О риторике, или Грилл” и “О поэтах”. Структурные и композиционные отличия диалогов Аристотеля от платоновских диалогов: 1) деление диалогов на части, снабженные особым введением; 2) выведение самого себя в качестве действующего лица и высказывание своего собственного мнения. Методологические основания учения об искусстве диалога в трактатах Аристотеля “Топика”, “О софистических опровержениях” и “Риторика”.

Аристотель о трех родах красноречия: совещательном, судебном и эпидейктическом. 1) Совещательное, или политическое красноречие: речи убеждающие или разубеждающие, опирающиеся на понятия полезного, выгодного или вредного, бесполезного. По Аристотелю, “дело речей совещательных — склонять или отклонять”. 2) Судебное красноречие: речи обвиняющие или защищающие, использующие категории справедливого, законного или несправедливого, незаконного. По Аристотелю, “дело их — обвинять или оправдывать”. 3) Торжественное, или эпидейктическое красноречие: речи хвалебные и порицающие, делающие упор на понятия хорошего, достойного или дурного, недостойного. По Аристотелю, “дело эпидейктической речи — хвалить или порицать”.

Разработка теории красноречия. Значение сократовского метода и диалогов Платона. “Риторика” Аристотеля как изложение научных основ красноречия. Аристотель о достижении правдоподобия как задаче риторики. Риторика, по Аристотелю, как необходимое умение защитить себя и помочь справедливости. “Поэтика”, “Топика”, “О софистических опровержениях” Аристотеля — о взаимоотношениях лингвистики, логики, риторики, софистики. Значение трактата Деметрия “О стиле”.

Создание филологии как науки и становление аттикизма и азианизма. Разработка в конце II в. до н.э. филологии как нового научного направления учеными Александрийского мусейона. Использование при ее создании идей Горгия из Леонтин, Платона и Аристотеля. Создание на основе концепции Аристотеля учения о трех типах ораторской и поэтической речи. Отбор текстов греческих риторов и писателей, выработка литературных норм и канонов для каждого жанра. Аттикисты как последователи данного направления. Возникновение в Малой Азии (I в. до н.э.) азианизма как увлечения стилистическими новшествами и формальными эффектами ораторской речи. Аттикизм и азианизм как два основных направления риторики эпохи эллинизма. Причины их возникновения, основные характеристики.

Борьба аттикистов против азианизма. Приглашение императором Августом известного аттикиста Аполлодора Пергамского. Греческий ритор Цецилий из Каталакты как воинствующий аттикист и последователь Аполлодора. Вклад Цецилия в изучение и классификацию тропов и фигур риторики; рассмотрение им любого произведения как замкнутого в себе целого. Определение Цецилием на основе работ александрийских филологов строгого канона (трактат “О десяти ораторах”) аттических риторов, ставшего эталоном для аттикистов. Создание “Канона десяти аттических ораторов”.

Трактат Псевдо-Лонгина “О возвышенном” и его значение в истории античной и мировой культуры.

Контрольные вопросы

1. Каковы основные итоги культурного развития Афин эпохи расцвета?

2. В какой степени речи Перикла, Исократа, Демосфена и Эсхина повлияли на историю афинского государства и судьбы Эллады в целом?

3. Почему Платон боролся против софистики и риторики, как против недостойных занятий, и выводил их представителей в качестве отрицательных персонажей своих диалогов, не всегда сумев опровергнуть их оружием критики?

4. Почему А.Ф.Лосев считал диалоги Платона выдающимися культурно-художественными произведениями?

5. Действительно ли Аристотель создал свое логическое учение для того, чтобы дать честным гражданам оружие против софистов?

6. Почему риторика являлась основой образования и важнейшим компонентом культуры античного мира?

7. Каково значение трактатов Аристотеля “Поэтика” и “Риторика” для разработки основ культурологии как науки?

8. Какое влияние греческая культура эпохи расцвета оказала на известных вам мыслителей последующих периодов?

9. Какие идеи и образы античной культуры нашли воплощение в произведениях современных писателей, художников, скульпторов и кинематографистов?

Литература

Сочинения

Аристотель. Риторика // Античные риторики / Под ред. А.А.Тахо-Годи. — М., 1978.

Аристотель. О софистических опровержениях // Аристотель. Соч. В 4-х тт. — М., 1976—1984. — Т. 2 (1978). — С. 592—593.

Аристотель. Поэтика // Аристотель. Соч. В 4-х тт. — М., 1976—1984. — Т. 4. — С. 653, 666.

Гермоген. Об идеях, или О видах слога (Кн. 2) // Живое наследие античности: Вопросы классической филологии. — М., 1987. — Вып. 9.

Деметрий. О стиле // Античные риторики / Под ред. А.А.Тахо-Годи. — М., 1978.

Демосфен. Речи. В 3-х тт. — М., 1994—1996.

Дионисий Галикарнасский. О соединении слов // Античные риторики / Под ред. А.А.Тахо-Годи. — М., 1978.

Исократ. Панегирик // Ораторы Греции. — М., 1985.

Исократ. К Демонику; К Никоклу; Никокл, или К жителям Кипра // Вестник древней истории. — М., 1965. — № 3.

Исократ. Панафинейская речь // Там же. — 1967. — № № 3—4.

Исократ. Об обмене имуществом // Там же. — 1968. — № № 2—3.

Лисий. Речи. — М., 1994.

О возвышенном. – М., 1994.

Платон. Горгий // Платон. Соч. В 3-х тт. — М., 1968—1972. — Т. 2.

Платон. Федр // Там же.

Основная

Аверинцев С.С. Античная риторика и судьбы античного рационализма // Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. — М., 1996.

Гаспаров М.Л. Античная риторика как система // Античная поэтика: Риторическая теория и литературная практика / Отв. ред. М.Л.Гаспаров. — М., 1991.

Зелинский Ф.Ф. Из жизни идей. В 4-х тт. — М.,1995. — Т. 2: Древний мир и мы. — Разд.: Художественная проза и ее судьба.

Исаева В.И. Античная Греция в зеркале риторики: Исократ. — М., 1994.

Лосев А.Ф. История античной эстетики: Аристотель. – М., 1973.

Лосев А.Ф. История античной эстетики: Софисты. Сократ. Платон. — М., 1994.

Козаржевский А.Ч. Античное ораторское искусство. — М., 1980.

Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. — М., 1990.

Панов М.И. Исократ // Эффективная коммуникация: История, теория, практика: Словарь-справочник / Отв. ред. М.И.Панов; сост. М.И.Панов и Л.Е.Тумина. — М., 2005.

Панов М.И. Демосфен // Там же.

Панов М.И. Эсхин // Там же.

Плутарх. Демосфен и Цицерон // Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 2-х тт. / Отв. ред. С.С.Аверинцев. — М., 1994. — Т. 2.

Псевдо-Плутарх. Жизнеописания десяти ораторов // Вестник древней истории. — М., 1962. — № 4.

Радциг С.И. История древнегреческой литературы. — М., 1982.

Соболевский С.И. Демосфен и его современники // История греческой литературы. В 3-х тт. / Под ред. С.И.Соболевского, М.Е.Грабарь-Пассек, Ф.А.Петровского. — М., 1946—1960. — Т. 2 (1955): История, философия, ораторское искусство классического периода.

Дополнительная

Брынская О.П. Систематизация основных понятий риторики, данных в трактате Аристотеля “Риторика”. — М., 1987.

Демосфен // Биографическая библиотека Ф.Павленкова: Жизнь замечательных людей. В 3-х тт. — М., 2001. — Т. 1: VII в. до н.э. — XVII в.

Джохадзе Д.Л. Философия античного диалога. — М., 1997.

Дройзен И. История эллинизма. В 3-х тт. — Ростов н/Д., 1995. — Т.1. — Кн. 1. — Гл. 2.

Круазе А., Круазе М. История греческой литературы.— СПб., 2008. – Разд.: Аттическое красноречие.

Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки // Антология русской риторики / Отв. ред. и сост. М.И.Панов. — М., 1997. — С. 88, 100, 107, 114, 116, 122, 128, 163—165, 168, 169.

Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. В 2-х тт. – М., 1992. – Т. 1: Чары Платона.

Трубецкой С.Н. Лекции по истории древнегреческой философии. – М., 1997.

Шаму Фр. Цивилизация Древней Греции. – Екатеринбург; М., 2009.

Шаму Фр. Эллинистическая цивилизация. – Екатеринбург; М., 2008.

Общекультурная

Беккер К.Ф. История Древнего мира: Восток. Греция. — М., 2001. — Разд.: Греки (блок: Филипп Македонский. Демосфен).

Виппер Р.Ю. История древнего мира. — М., 1997. — Разд.: Афины в пятом веке до Р.Х.

Виппер Р.Ю. Лекции по истории Греции; Очерки истории Римской империи // Виппер Р.Ю. Избр. соч. В 2-х тт. — Ростов н/Д., 1995. — Т.1.

Панов М.И. Могут ли речи ораторов повлиять на механизм принятия решений // Системная аналитика и проблемы принятия решений / Отв. ред. М.И.Панов, В.В.Петров, А.В.Сурин. — М., 1999. — С. 198—200.

Соловьев В.С. Жизненная драма Платона // Соловьев В.С. Соч. В 2-х тт. – М., 1990. – Т. 2.

ТЕМА 6. КУЛЬТУРА РИМА

Литература

Сочинения

Антология кинизма: Фрагменты соч. кинических мыслителей. — М., 1996.

Квинтилиан. Двенадцать книг риторических наставлений. В 2-х частях. — СПб., 1834.

Либаний. Речи. В 2-х тт. — Казань, 1912—1916.

Ораторы Греции. — М., 1985.

Памятники позднего античного ораторского и эпистолярного искусства. — М., 1964.

Тацит. Диалог об ораторах // Тацит. Соч. В 2-х тт. — М., 1993. — Т. 1: Анналы; Малые произведения.

Цицерон. О пределах добра и зла; Парадоксы стоиков. — М., 2000.

Цицерон. Речи. В 2-х тт. / Отв. ред. М.Е.Грабарь-Пассек. — М., 1994.

Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве / Под ред.М.Л.Гаспарова. — М., 1994.

Цицерон. Философские трактаты / Отв. ред. и сост. Г.Г.Майоров. — М., 1997.

Цицерон. Эстетика: Трактаты. Речи. Письма / Отв. ред. Г.С.Кнабе. — М., 1994.

Элий Аристид. Священные речи. Похвала Риму / Отв. ред. Н.А.Чистякова. – М., 2006.

Император Юлиан. Соч. – СПб., 2007.

Юлиан. К совету и народу афинскому // Памятники поздней античной поэзии и прозы II—V века. — М., 1964.

Основная

Грабарь-Пассек М.Е. Ораторская проза IV—V вв. н.э. // История греческой литературы. В 3-х тт. / Под ред. С.И.Соболевского, М.Е.Грабарь-Пассек, Ф.А.Петровского. — М., 1946—1960. — Т. 3: Литература эллинистического и римского периодов.

Грабарь-Пассек М.Е. Цицерон // История римской литературы. В 2-х тт. / Под ред. С.И.Соболевского, М.Е.Грабарь-Пассек, Ф.А.Петровского. — М., 1959—1962. — Т. 2.

Грабарь-Пассек М.Е. Квинтилиан // Там же.

Зелинский Ф.Ф. Из жизни идей. В 4-х тт. — М.,1995. — Т. 2: Древний мир и мы. — Разд.: Цицерон в истории европейской культуры.

Козаржевский А.Ч. Античное ораторское искусство. — М., 1980.

Кузнецова Т.И., Стрельникова И.П. Ораторское искусство в Древнем Риме. — М., 1976.

Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. — М., 1990.

Лосев А.Ф. История античной эстетики: Поздний эллинизм. – М., 1980.

Лосев А.Ф. История античной эстетики: Последние века (III–VI века). В 2-х кн. – М., 1988.

Лосев А.Ф. Эллинистически-римская эстетика. – М., 1979.

Панов М.И. Цицерон Марк Туллий // Эффективная коммуникация: История, теория, практика: Словарь-справочник / Отв. ред. М.И.Панов; сост. М.И.Панов и Л.Е.Тумина. — М., 2005.

Панов М.И. Квинтилиан Марк Фабий // Там же.

Панов М.И. Либаний (Ливаний) // Там же.

Панов М.И. Юлиан Флавий Клавдий (Отступник) // Там же.

Плутарх. Демосфен и Цицерон // Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 2-х тт. / Отв. ред. С.С.Аверинцев. — М., 1994. — Т. 2.

Рождественский Ю.В. Теория риторики. — М., 1999. — Разд.: Становление риторики (блок: Цицерон о риторическом знании); Основные сведения из истории риторики (блок: Речевая педагогика Квинтилиана); Теория монолога (блок: Метод Квинтилиана); Теория речевых коммуникаций. Пафос (блок: Пафос у Аристотеля и Квинтилиана).

Дополнительная

Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография: К вопросу о месте классика жанра в истории жанра. — М., 1973.

Аммиан Марцелин. Римская история. — СПб., 1994.

Античная эпистолография: Очерки. — М., 1967.

Грималь П. Цицерон. — М., 1991.

Грималь П. Цивилизация Древнего Рима. – Екатеринбург; М., 2008.

Зелинский Ф.Ф. Из жизни идей. В 4-х тт. — М.,1995. — Т. 2: Древний мир и мы. — Разд.: Уголовный процесс XX веков назад.

Курбатов Г.Л. Ранневизантийские портреты: К истории общественно-политической мысли. — Л., 1991. — Разд.: Либаний (314—393).

Ораторская проза I—III вв. н.э. // История греческой литературы. В 3-х тт. / Под ред. С.И.Соболевского, М.Е.Грабарь-Пассек, Ф.А.Петровского. — М., 1946—1960. — Т. 3: Литература эллинистического и римского периодов.

Радциг С.И. История древнегреческой литературы. — М., 1982.

Утченко С.Л. Юлий Цезарь; Цицерон и его время. — М., 1998.

Общекультурная

Августин Блаженный. Против академиков. — М., 1999.

Бенуа-Мешен Ж. Император Юлиан, или Опаленная мечта. — М., 2001.

Видал Г. Юлиан. — СПб., 1994.

Виппер Р.Ю. История древнего мира. — М., 1997. — Разд.: Конец республики и начало монархии в Риме; Римская империя и христианство.

Виппер Р.Ю. Лекции по истории Греции; Очерки истории Римской империи // Виппер Р.Ю. Избр. соч. В 2-х тт. — Ростов н/Д., 1995. — Т. 2: Рим и раннее христианство.

Гай Юлий Цезарь // Биографическая библиотека Ф.Павленкова: Жизнь замечательных людей. В 3-х тт. — М., 2001. — Т. 1: VII в. до н.э. — XVII в.

Гиббон Э. История упадка и разрушения Великой Римской империи: Закат и падение Римской империи. В 7-ми тт. — М., 1997. — Т. 1.

Дюрант В. Цезарь и Христос. — М., 1995.

Марк Туллий Цицерон // Биографическая библиотека Ф.Павленкова: Жизнь замечательных людей. В 3-х тт. — М., 2001. — Т. 1: VII в. до н.э. — XVII в.

Моммзен Т. История Рима. — СПб., 1995. — Т. 5: Провинции от Цезаря до Диоклетиана.

Литература

Основная

Аверинцев С.С. Притча // Краткая литературная энциклопедия. — М., 1964. — Т. 6.

Долгопольский С.Б. Риторики Талмуда: Анализ в постструктуралистской перспективе. Аффект и фигура. — СПб., 1998.

Княжицкий А.И. Притчи. — М., 1994. — Разд.: Притчи царя Соломона.

Лопухин А.П. Пророки // Христианство: Энциклопедический словарь. В 3-х тт. / Глав. ред. С.С.Аверинцев. — М., 1993—1995. — Т. 2.

Нюстрем Э. Библейский словарь. — СПб., 1999. — Статьи: Поэзия, Поэты; Притча; Пророки.

Толковая Библия, или Комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. В 3-х тт. — СПб., 1904—1913. — Репринтное изд. — Стокгольм, 1987. — Т. 2: Екклезиаст — 3 Ездры.

Тумина Л.Е. Мудрые изречения Ветхого Завета // Дидакт. — М., 1999. — № 4.

Дополнительная

Алявдин Ан. Библейская история // Христианство: Энциклопедический словарь. В 3-х тт. / Глав. ред. С.С.Аверинцев. — М., 1993—1995. — Т. 1.

Арапов А.М., Барботько Л.М. Библейская цитата: Словарь-справочник. — М., 1999.

Библейское слово в нашей речи: Словарь-справочник. — СПб., 1998.

Библия // Христианство: Энциклопедический словарь. В 3-х тт. / Глав. ред. С.С.Аверинцев. — М., 1993—1995. — Т. 1.

Лопухин А.П. Библейская история Ветхого Завета. В 2-х тт. — СПб., 1889—1890. — Репринтное изд. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998. — Т. 2: От пророка Самуила до Рождества Христова.

Лопухин А.П. Ветхий Завет // Христианство: Энциклопедический словарь. В 3-х тт. / Глав. ред. С.С.Аверинцев. — М., 1993—1995. — Т. 1.

Панов М.И. Какой нравственности учит Библия? // Дидакт. — М., 1997. — № 6. — Разд.: Мораль Ветхого Завета.

Тумина Л.Е. Притчи Соломона // Эффективная коммуникация: История, теория, практика: Словарь-справочник / Отв. ред. М.И.Панов; сост. М.И.Панов и Л.Е.Тумина. — М., 2005.

Тумина Л.Е. Притчевые изречения царя Соломона // Дидакт. — М., 1999. — № 6.

Общекультурная

Библейский богословский словарь / Под ред. свящ. В.Михайловского. — М., 1872. — Переизд. — М., 1995.

Большой путеводитель по Библии. — М., 1993.

Гальбиати Э., Пьяцца А. Трудные страницы Библии (Вехий Завет). — Милан; М., 1992.

Никифор (Бажанов), архимандрит. Библейская энциклопедия. В 4-х вып. — М., 1891—1892. — Репринтное изд. — М., 1990.

Урбах Э.Э. Мудрецы Талмуда. — Иерусалим, 1989.

Шифман И.Ш. Ветхий Завет и его мир. — М., 1987.

ТЕМА 8. ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ

Общие правила ведения речи: 1) мысль — слово — дело: “Не будь скор языком твоим и ленив и нерадив в делах твоих” (Эккл. 4, 33); 2) осуждение пустословия, многословия: “При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен” (Притч. 10, 19), “От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб” (Притч. 14, 23), “Уста многоречивых рассказывают чужое, а слова благоразумных взвешиваются на весах” (Сир. 21, 28).

Речевые отношения: 1) оценка человека по знанию им форм речевого этикета: “Глиняные сосуды испытываются в печи, а испытание человека — в разговоре его” (Сир. 27, 5), “Мудрый в слове дел







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.