Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







РАЗДЕЛ IV. ВОСТОЧНЫЕ ТИПЫ КУЛЬТУР





ТЕМА 10. КИТАЙ

Специфика и особенности китайской культуры. Принадлежность китайцев к реактивной, слушающей культуре общения (по классификации современного английского специалиста по кросс-культурным исследованиям Ричарда Льюиса). Молчание как важнейший элемент китайской (и японской системы общения). Специфика выражения логических форм в китайском языке, “не имеющем субъектно-предикатной структур. Теория ведения спора (“бянь”). Фэн Ю-лань (1895—1990, крупнейший представитель неокофуцианства в XX в. о видимой краткости и кажущейся бессвязности высказываний авторов китайских трактатов: их ориентация на намек, внушение, суггестию.

Основные школы в интеллектуальном наследии Китая: их вклад в культуру, становление искусства убеждения и методов ведения дискуссии. “Школа имен” (мин цзя) и “спорщики” (бянь-чжэ) как китайский “аналог” софистов, Дэн Си (вторая пол. VI в. до н.э.) и его софизм о теле утонувшего богача, “доказательства” Гунсунь Луна (серед. IV — серед. III вв. до н.э.) о том, что “белая лошадь не есть лошадь”. Учение школы моистов (мо цзя) о “семи методах рассуждения” как механизмах поиска истины в ходе дискуссии.

Культурно-антропологические проблемы. Человек как высшая ценность китайской культурной традиции. Этическая сущность человека. Политическая организация китайского общества, достойный правитель и нравственные принципы управления. Ритуал и его роль в обществе. Принцип гармонии.

Особенности культурной традиции в конфуцианстве. Беседы Конфуция (551—479 до н.э.) о следовании ли (ритуал), жэнь (человечность), о воспитании благородного мужа и их значение для современной деловой жизни. Высшие руководители японского бизнеса, предприниматели четырех “малых драконов” Азии о следовании заветам Конфуция как главной причине успехов в экономике.

Трактат Лю Шао “О человеческом существе” как компендиум практически ориентированной деловой культуры.

Обращение современных западных теоретиков предпринимательства к учению о Дао.

Контрольные вопросы и задания

1. Как с точки зрения требований современной эффективной коммуникации следует оценивать идеал китайского искусства общения, который выражен в трактате “Чжуан-цзы”, где сказано: “Вершей пользуются при ловле рыбы. Поймав рыбу, забывают о верше. Ловушкой пользуются при ловле зайца. Поймав зайца, забывают о ловушке. Словами пользуются для выражения смысла. Постигнув смысл, забывают о словах. Где бы найти мне забывшего про слова человека, чтобы с ним поговорить”?

2. Какими специфическими особенностями в сфере культуры отличались наставления учителя китайской нации Конфуция?

3. Конфуций считал, что цзюнь цзы (“благородный муж”) должен следовать таким правилам: а) слушать четко; б) лицо было приветливым; в) поступки были почтительными; г) речь была искренней; д) действия были осторожными; е) спрашивать других, когда появляются сомнения; ж) помнить о последствиях своего гнева; з) не отбрасывать хорошие слова, если они сказаны недостойным человеком; и) помнить о справедливости, когда есть возможность извлечь пользу. Какие из этих правил вы бы включили в кодекс современного бизнесмена?

4. Насколько актуальны в современных условиях следующие наставления Конфуция: “Больше слушай, будь сдержан, когда возникает сомнение, осторожно говори об остальном, — и тогда нареканий будет мало. Больше наблюдай, обходи опасное, а в остальном будь осмотрителен, — и тогда раскаяния будут редкими”?

5. Какой смысл Конфуций вкладывал в понятие жэнь (человечность) и каковы пути достижения жэнь?

6. Почему принцип взаимности (“поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе”) является основой конфуцианской морально-культурной традиции?

7. Прав ли китайский мыслитель Лю Шао (III в. н.э.), который утверждал: “Бороться и враждовать — все равно, что ругать себя чужим языком; спорить и пикироваться — все равно, что избивать себя чужими руками. Это ли не есть глубокое заблуждение?”?

8. Как следует оценивать наставление Лю Шао с точки зрения реалий сегодняшнего дня:

“Если сердцем-разумом человека завладела мысль, то уши его уже не слушают. Высказывая то, что пришло на ум, перебивают других и желают, чтобы выслушали. У собеседников же в это время есть свои мысли, поэтому не могут разобраться и кажется, что они не в состоянии понять. Людям неприятно, что их уличают в непонимании, последствие этого — гнев”?

9. Почему западные теоретики предпринимательства все чаще обращаются к китайским культурным традициям?

Литература

Сочинения

Древнекитайская философия: Собрание текстов. В 2-х тт. – М., 1972–1973.

Конфуций. Изречения / Пер. И.И.Семененко. — М., 1994.

Конфуций. Уроки мудрости: Соч. — М.; Харьков, 1998.

Дао: Гармония мира. — М.; Харьков, 1999.

Вэн-цзы. Познание тайн: Дальнейшее развитие учения Лао-цзы. — М., 1999.

Лю Шао. О человеческом существе (III в.) // Искусство властвовать: Ли Гоу. План обогащения государства. План усиления армии. План успокоения народа (XI в.); Лю Шао. О человеческом существе (III в.). — М., 2001.

Переломов Л.С. Конфуций: “Лунь юй” / Исследование, коммент., перев. с кит. — М., 1998.

Основная

Бер Т. Дао продаж: Легкий способ продавать товар в трудные времена. — М., 1998. — Разд.: Бездействие (блок: Методы и мудрость); Общая победа (блоки: Делать то, что нужно в данный момент; Освобождение от предрассудков и укоренившихся представлений; Манипулирование; Источник силы); Руководить, не командуя (блоки: Умеренность; Не вмешивайтесь в ход событий); Овладение (блоки: Ничего не знать; Ничему не учить; Не контролировать; Без борьбы; Без тревоги; Без спешки).

Китайская философия: Энциклопедический словарь. — М., 1994.

Кравцова М.Е. История культуры Китая. — СПб., 1999.

Лукьянов А.Е. Истоки “Дао”. Древнекитайский миф. – М., 1992.

Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе: От столкновения к взаимопониманию. — М., 2001. — Разд.: Классификация культур (блок: Реактивные (слушающие) культуры); Китай.

Малявин В.В. Китайская цивилизация. — М., 2000.

Панов М.И. “С Востока свет”: Этика конфуцианства, буддизма, ислама // Дидакт. — М., 1997. — № № 3—4. — Разд.: Конфуцианская этика.

Переломов Л.С. Конфуций: Жизнь, учение, судьба. — М., 1993.

Ткаченко Г.А. Культура Китая: Словарь-справочник. — М., 1999.

Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии. — СПб., 1998.

Дополнительная

Гусейнов А.А. Великие моралисты. — М., 1995. — Разд.: Конфуций: Этика ритуала.

Елисеефф В., Елисеефф Д. Цивилизация классического Китая. – Екатеринбург, 2007.

Лукьянов А.Е. Лао цзы и Конфуций. Философия Дао. — М., 2000.

Панов М.И. Конфуций // Краткий философский словарь / Под ред. А.П.Алексеева. — М., 2007.

Проблема человека в традиционных китайских учениях. – М., 1983.

Рождественский Ю.В. Теория риторики. — М., 1999. — Разд.: Становление риторики (блок: Речевая культура Древнего Китая).

Этика и ритуал в традиционном Китае. – М., 1988.

Общекультурная

Васильев Л.С. История Востока. В 2-х тт. — М., 1998. — Т. 1. — Разд.: Древний Китай. Конфуций // Биографическая библиотека Ф.Павленкова: Жизнь замечательных людей. В 3-х тт. — М., 2001. — Т. 1: VII в. до н.э. — XVII в.

Малявин В.В. Конфуций. — М., 1992.

Панов М.И. Конфуций // Словарь по обществознанию: Учебное пособие для абитуриентов вузов / Под ред. Ю.Ю.Петрунина. — М., 2002.

Сидихменов В.Я. Китай: Страницы прошлого. — М., 1987. — Разд.: Культ предков; Как чиновники управляли китайским народом; Китайская семья; Школа и образование.

Ткаченко Г.А. Китайская этика // Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г.Апресяна и А.А.Гусейнова. — М., 2001.

У Цзин-цзы. Неофициальная история конфуцианцев. — М., 1999.

Хаютина М. Друзья и гости в Древнем Китае // Частная жизнь. Человек в мире чувств: Очерки истории частной жизни в Европе и некоторых странах Азии до начала Нового времени. — М., 2000.

Щуцкий Ю.К. Китайская классическая “Книга перемен”. — М., 1993.

ТЕМА 11. КУЛЬТУРА ИНДИИ

Культура Индии, ее основные направления. Крупнейшие достижения индийской культуры и специфика их воздействия на мировые культурологические процессы. Основные памятники индийской культуры. Брахманизм и его влияние на духовную жизнь индийского народа. Принц Сиддхартха Гаутама и создание буддизма как стремление духовного раскрепощения индийского народа от сковывающего влияния брахманизма.

Социокультурные условия развития Индии. Веды как священное откровение. “Ригведа” – уникальный памятник культуры ариев, захвативших Индию. Брахманы и их роль в индийской культуре. Классические системы – даршан и неортодоксальные учения: чарвака (локоята), джайнизм и буддизм.

Учение буддизма: теория и практика красноречия, вызванная необходимостью отстаивать свои позиции в постоянных диспутах с последователями брахманизма и индуизма (проигравший в споре был обязан принять религию победителя или покончить с собой). Первая Бенаресская проповедь Будды, содержащая четыре “благородные истины” буддизма.

“Абхидхармакоша” — многотомный трактат Васубандху (V в.) как философская энциклопедия буддизма. Проблемы аргументации в трактате “Абхидхармакоша”.

Ньяя и навья ньяя — единственная в мире логическая система, не восходящая к логике Аристотеля. Гаутама и становление школы ньяя (“метод”, “логика”). Гангеша (XIII в.) и развитие идей навья-ньяя (“новый метод”, “новая логика”).

Принципиальная ориентированность средств буддийской логики не на доказательство, а на убеждение, на защиту точки зрения в ходе диспута. “Ньяя-сутра” о разграничении серьезной дискуссии (вада), “пререкания” (джалпа), “придирок” (витанда), ошибок в аргументах (хетвабхаса), уверток (чхала) и т.д.

Академик Ф.И.Щербатской о понятии “карма” как величайшем достижении индийского народа. Место и роль этого понятия в современной культуре.

Контрольные вопросы и задания

1. Каково влияние основных памятников индийской культуры на мировые культурологические процессы?

2. В чем заключается своеобразие индийской культурной традиции, восходящей к такому уникальному памятнику как “Ригведа”?

3. В чем значение духовного переворота, совершенного Буддой?

4. Как создавалась буддийская логика и риторика?

5. Известный исследователь культуры Индии профессор В.П.Васильев писал: “Если спорили только два лица, то иногда побежденный должен был лишать себя жизни — бросаться в реку или со скалы, или сделаться рабом победителя, перейти в его веру. <...> Но чаще всего мы видим (особливо впоследствии), что спор не ограничивался личностями; в нем принимали участие целые монастыри, которые вследствие неудачи могли исчезнуть вдруг после продолжительного существования. Как видно, право красноречия и логических доказательств было до такой степени неоспоримо в Индии, что никто не смел уклониться от вызова на спор”. Как, с вашей точки зрения, подобная практика способствовала совершенствованию делового общения?

6. Как развиваются буддийские культурные традиции в Китае, Тибете, Японии и Монголии?

7. Как сегодня можно интерпретировать учение о карме в контексте современных экологических концепций?

8. Какие известные философы, писатели и художники обращались в своих произведениях к культурному наследию Индии?

Литература

Сочинения

Мысли, афоризмы, суждения, изречения Будды (Сиддхартхи) // Юрчук В.В. (Авт.-сост.). Будда. — Минск, 1998.

Васубандху. Учение о карме. — СПб., 2000.

Основная

Андросов В.П. Буддизм Нагарджуны: Религиозно-философские трактаты. — М., 2000.

Базаров А.А. Институт философского диспута в тибетском буддизме. — СПб., 1998.

Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация: История. Религия. Философия. Эпос. Литература. Наука. Встреча культур. — М., 2000.

Будон Ринчедуб. История буддизма (Индия и Тибет). — СПб., 1999.

Гриненко Г.В. Сакральные тексты и сакральная коммуникация. – М., 2000.

Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе: От столкновения к взаимопониманию. — М., 2001. — Разд.: Классификация культур; Индия и Юго-Восточная Азия.

Панов М.И. “С Востока свет”: Этика конфуцианства, буддизма, ислама // Дидакт. — М., 1997. — №№ 3—4. — Разд.: Нравственное учение буддизма.

Розенберг О.О. Труды по буддизму. — М., 1991.

Рудой В.И., Островская Е.П. и др. Основы буддийского мировоззрения (Индия, Китай). – М., 1994.

Щербатской Ф.И. Избр. труды по буддизму. — М., 1988.

Щербатской Ф.И. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов.В 2-х частях. — СПб., 1995.

Дополнительная

Бэшем А. Цивилизация Древней Индии. – Екатеринбург, 2007.

Жоль К.К. Сравнительный анализ индийского логико-философского наследия. — Киев, 1981.

Ингольс Д.Г.Х. Введение в индийскую логику навья-ньяя. — М., 1974.

Панов М.И. Буддизм // Краткий философский словарь / Под ред. А.П.Алексеева. — М., 2007.

Рождественский Ю.В. Теория риторики. — М., 1999. — Разд.: Становление риторики (блок: Речевая культура Древней Индии).

Общекультурная

Панов М.И. Буддизм // Словарь по обществознанию: Учебное пособие для абитуриентов вузов / Под ред. Ю.Ю.Петрунина. — М., 2002.

Шакьямуни (Будда) // Биографическая библиотека Ф.Павленкова: Жизнь замечательных людей. В 3-х тт. — М., 2001. — Т. 1: VII в. до н.э. — XVII в.

Шохин В.К. Индийская этика // Этика: Энциклопедический словарь. — М., 2001.

ТЕМА 12. КУЛЬТУРА СТРАН ИСЛАМА

Особенности культурных традиций арабов в доисламский период. Роль бродячих поэтов в развитии арабской культуры. Ежегодные состязания поэтов на ярмарке Указ близ Мекки. Красноречие, умение пользоваться словом — качества, традиционно высоко ценимые арабами. Создание богатейшего литературного языка и огромные успехи в поэзии на фоне примитивного социального строя и при отсутствии достижений в сфере материального производства из-за суровых климатических условий (бесплодные пустыни и степи). Поэт как желанный гость и неприкосновенное лицо в любом племени бедуинов.

Социокультурная ситуация на Ближнем и Среднем Востоке после возникновения ислама. Арабский язык как средство культурного и научного общения. Основные особенности культурных и философских учений в странах ислама. Отношение мусульманской религиозной ортодоксии к науке и культуре. Влияние неоплатонизма и аристотелизма на мусульманскую философию. Стремление к синтезу эллинистической и мусульманской культур.

Ислам и его специфика его влияния на развитие культуры. Роль единой мусульманской религии и единого арабского языка в процессе распространения арабской культуры на огромные территории, завоеванные халифами. Проповеди Мухаммеда с изложением нового религиозного учения как специфика реализации религиозной риторики. Отстраненность проповедей Мухаммеда — пророк как излагающий слово Аллаха. Особенности использования тропов и фигур риторики в исламской традиции, основанной на образах и метафорах Корана.

Практически ориентированная религиозная риторика. Искусство красноречия и пятничные проповеди. Пятничные проповеди как прерогатива власти: пророк Мухаммед произносил их в Медине, впоследствии халифы — в столице, а правители в провинциях.

Изучение и разработка научной грамматики арабского языка на основе концепции Аристотеля, развитой в трактате “Об истолковании”. Куфа и Басра как основные центры развития арабской филологии. Их упадок и возвышение Багдада в качестве ведущего центра языкознания мусульманского Востока. Разработка системы словесных наук: поэтическая метрика, риторика, морфология, семасиология, каллиграфия, литература и т.д.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.