Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







РАЗДЕЛ VI. ВОЗРОЖДЕНИЕ: КУЛЬТУРА И ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ





ТЕМА 15. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРЫ РЕНЕССАНСА

Культура эпохи Возрождения: основные направления, достижения и результаты. Роль античной культуры в становлении культуры Возрождения. Великие “титаны” Ренессанса и их культурное наследие.

Риторика как основание гуманистического переворота, совершенного Возрождением. Трактовка риторики как искусства украшения (ars ornandi). Усиление эстетических характеристик речи. Риторика Возрождения как совокупность философских, художественных и жизненных устремлений художников и ученых. С.С.Аверинцев о риторике как орудии, “при посредстве которого Ренессанс определял и утверждал себя перед лицом прошлого”.

Франческо Петрарка (1304—1374) как первый гуманист. Увлечение Петрарки древнелатинской литературой, и особенно Цицероном, ориентация на очищение латинского языка и древнего красноречия. Петрарка о Цицероне, в первую очередь, как об ораторе, политике, адвокате. Письма Петрарки из здешнего мира прославленным теням прошлого, включая Цицерона. Петрарка (а за ним и гуманисты) о Цицероне как о своем “вожде”, патроне, кумире (С.С.Аверинцев).

Итальянский гуманист Поджо Браччолини (1380—1459): 1) обнаружение 8 речей Цицерона в 1416 г. (библиотека монастыря Санкт-Галлен) и еще 9 речей в 1417 г. (библиотека Кельнского собора); 2) открытие в 1416 г. первого полного текста трактата Квинтилиана “Двенадцать книг риторических наставлений”. Значение труда Квинтилиана как одного из источников становления и развития гуманистической риторики и педагогики эпохи Возрождения.

Якоб Буркхардт о роли итальянских гуманистов в развитии теории культуры.

Диалог в эпоху Возрождения: Николай Кузанский (настоящее имя Николай Кребс, 1401—1464): “Простец о мудрости”; Эразм Роттердамский (1469—1536): “Разговоры запросто” и “Цицеронианец”; Мартин Лютер (1483—1546): “Застольные беседы”; Никколо Макиавелли (1469—1527): “О военном искусстве”; Бальтасаре Кастильоне: “Книга о придворном”; Джованни Баттиста Джелли: “Причуды бочара”; Антонио Бручоли: “Диалоги”.

Культурологические аспекты полемики Эразма Роттердамского и Мартина Лютера о свободе и рабстве воли.

Контрольные вопросы

1. Согласны ли вы с позицией С.С.Аверинцева о том, что риторика является основой гуманистического переворота, совершенного Возрождением?

2. Каково влияние Петрарки на становление культуры Возрождения?

3. Почему именно Цицерон становится “вождем”, патроном, кумиром гуманистов?

4. Каково значение открытия труда Квинтилиана “Двенадцать книг риторических наставлений” для развития теории культуры и практики красноречия в эпоху Ренессанса?

5. Какие основные направления развития культуры эпохи Возрождения, по Якобу Буркхардту?

6. Каковы культурологические особенности диалога эпохи Возрождения?

7. Каково значение риторических приемов Мартина Лютера в его полемике с Эразмом Роттердамским?

8. Какое влияние идеи и образы культуры Возрождения оказали на развитие культуры последующих эпох?

9. Кто из великих мыслителей и деятелей культуры обращался к осмыслению культурного наследия эпохи Возрождения?

Литература

Сочинения

Кастильоне Б. О придворном // Эстетика Ренессанса: Антология. В 2-х тт. — М., 1981. — Т. 1.

Николай Кузанский. Простец о мудрости // Николай Кузанский. Соч. В 2-х тт. — М., 1979. — Т. 1.

Петрарка. Письмо Марку Туллию Цицерону // Петрарка. Эстетические фрагменты. — М., 1982.

Эразм Роттердамский. Похвала глупости. — М., 2000.

Эразм Роттердамский. Философские произведения. — М., 1986.

Эразм Роттердамский. Цицеронианец // Труды кафедры древних языков (К 50-летию кафедры). (Труды исторического ф-та МГУ: Вып. 15; Сер.III: Instrumenta studiorum: 6). СПб., 2000.

Основная

Аверинцев С.С. Античный риторический идеал и культура Возрождения // Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. — М., 1996.

Аверинцев С.С. Риторический принцип как фактор непрерывности на переходе от античности к Средневековью и от Средневековья к Возрождению // Западно-европейская средневековая словесность. — М., 1985.

Андрушко В.А. Античный диалог и диалог Возрождения (Платон. “Софист” 243 е и Николай Кузанский. “Простец о мудрости” II) // Античное наследие в культуре Возрождения. — М., 1984.

Античное наследие в культуре Возрождения. — М., 1984.

Безменова Н.А. Очерки по теории и практике риторики. — М., 1991. — Разд.: Основные периоды развития французской риторики (блоки: Периодизация французской риторики; Гуманистическая риторика).

Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. — М., 2001.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. — М., 1978.

Марченко О.И. Риторика как норма гуманитарной культуры. — М., 1994.

Панов М.И. Проблемы периодизации французской риторики // Эффективная коммуникация: История, теория, практика: Словарь-справочник / Отв. ред. М.И.Панов; сост. М.И.Панов и Л.Е.Тумина. — М., 2005.

Человек в культуре Возрождения. — М., 2001.

Дополнительная

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. — М., 1990.

Делюмо Ж. Цивилизация Возрождения. – Екатеринбург, 2006.

Из истории культуры средних веков и Возрождения. — М., 1976.

Михайлов А.В. Поэтика барокко: Завершение риторической эпохи // Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания. — М., 1994.

Ревякина Н.В. Проблема человека в итальянском гуманизме второй половины XIV — первой половины XV в. — М., 1977.

Общекультурная

Алпатов М.В. Художественные проблемы Итальянского Возрождения. — М., 1976.

Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: Стиль жизни и стиль мышления. — М., 1978.

Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. — М., 1977.

Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс XIII—XVI веков. — М., 1977.

Горфункель А.Х. Полемика вокруг античного наследия в эпоху Возрождения // Античное наследие в культуре Возрождения. — М., 1984.

Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. В 2-х тт. — Л., 1947.

Ревякина Н.В. Античные источники итальянской гуманистической педагогики XV в. // Античное наследие в культуре Возрождения. — М., 1984.

ТЕМА 16. ЛОРЕНЦО ВАЛЛА И КУЛЬТУРА ВЫСОКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

Крупнейший итальянский гуманист Лоренцо Валла (1405/7—1457) и его вклад в развитие филологии, философии, риторики и теории культуры. Преподавание Лоренцо Валлой риторики в университете г. Павии (1431—1433). Неаполитанский период (1435—1447) как наиболее важный в творческой биографии великого гуманиста. Римский период в творчестве Лоренцо Валлы. Возвращение в Рим после вступления на папский престол Николая V, знатока античной культуры и покровителя гуманистов. Лоренцо Валла — секретарь папы Калликста III. Известный философ кардинал Николай Кузанский — покровитель Лоренцо Валлы. “Похвальное слово святому Фоме Аквинскому” Лоренцо Валлы, противопоставляющее наследие великого теолога и философа отцам Церкви и апостолу Павлу. Открытие частной школы ораторского искусства, преподавание риторики в Римском университете (после отъезда Георгия Трапезундского). Основные произведения Лоренцо Валлы: диалоги “О свободе воли”, “О монашеском обете”, “О наслаждении”, “Об истинном и ложном благе”; трактаты “О красотах латинского языка”, “Диалектика” (“Перекапывание диалектики и философии”); а также “Сопоставление Нового Завета” и “Рассуждение о подложности так называемой Дарственной грамоты Константина”.

Филологический метод Лоренцо Валлы — почитание слова как мощного орудия, помогающего наукам обрести их подлинную ценность. Роль латинского языка во всем его могуществе как средство восстановления наук. Программа Лоренцо Валлы — восстановление красоты и величия латинского языка, очищение его от варваризмов. Полемика с Поджо Браччолини по отношению к языку Цицерона. Метод Лоренцо Валлы (сопоставительный анализ языка эпохи Константина и языка грамоты о “дарении”), позволивший ему доказать в работе “Рассуждение о подложности так называемой Дарственной грамоты Константина” подложность ссылок на “дар” императора Константина I Великого папе Сильвестру половины империи — основы притязания пап римских на право светской власти. Работа Лоренцо Валлы “Сопоставление Нового Завета”, основанная на анализе библейских текстов как текстов, доступных обычному филологическому исследованию.

Влияние труда Квинтилиана “Двенадцать книг риторических наставлений” на культурологические установки Лоренцо Валлы. Работа Лоренцо Валлы “О сравнении Цицерона с Квинтилианом” как попытка противопоставить культурное наследие Квинтилиана самому великому философу, писателю и оратору Рима Цицерону. Знание Лоренцо Валлой произведения Квинтилиана практически назусть и обильное цитирование римского ритора.

Диалог Лоренцо Валлы “Об истинном и ложном благе” как “практическая” реализация идей Квинтилиана. Составление Лоренцо Валлой комментариев к трактату Квинтилиана и борьба с Георгием Трапезундским за отстаивание значения культурного наследия автора “Двенадцати книг риторических наставлений”.

Современный итальянский исследователь Сальваторе Кампореале о Лоренцо Валле как о гуманисте, стремившемся привлечь “риторическую науку” для обновления богословия и возрождения христианской мысли в противовес “диалектике и аристотелевско-схоластической метафизике. С.Кампореале: риторика у Лоренцо Валлы как основа гуманистического образования и прообраз нового научного статуса теологии.

А.Ф.Лосев об особенностях теории культуры Лоренцо Валлы: 1) Квинтилиан как главный учитель и авторитет для Лоренцо Валлы, но, в первую очередь, как инструмент критики; 2) Лоренцо Валла — критик “формального логицизма схоластического языка, отступающего от законов грамматического и риторического искусства”; 3) отождествление Лоренцо Валлой предмета риторики с предметом философского исследования.

Контрольные вопросы и задания

1. Как следует оценивать слова Лоренцо Валлы о роли языка для развития гуманитарного знания: “Кому не известно, что все науки и занятия процветают, если процветает язык, и приходят в упадок вместе с ним”?

2. Лоренцо Валла уподоблял латинский язык божественному злаку, который дает пищу душе. Он писал о роли латинского языка так: “Ведь именно он научил все племена и народы тем искусствам, которые зовутся свободными, он научил наилучшим законам, он открыл людям путь ко всякой мудрости...”. Как вы оцениваете роль латыни в становлении и развитии гуманистической культуры?

3. Лоренцо Валла в своем диалоге “Об истинном и ложном благе” неоднократно обращается к проблеме взаимоотношения риторики и философии. Вот его точка зрения по этому вопросу:

“Ведь философия словно воин или трибун при красноречии — повелительнице и, как называет ее один большой трагик, царице. Также Марк Туллий позволил себе говорить свободно обо всем, что ни пожелал исследовать в философии, не связанный ни с какой школой, и это замечательно. Но я, однако, предпочел бы, чтобы он заявил, что исследует это не как философ, а как оратор, и в этом проявил ту же, даже в большей степени, вольность или скорее свободу и чтобы решительно потребовал назад то, что нашел у них [у философов] из ораторского украшения (а все, что философия присваивает себе — наше); а если бы кто-то сопротивлялся, то он обнажил бы против философствующих разбойников тот меч, который он принял от царицы вещей — красноречия, и недостойных жестоко бы покарал. Насколько же яснее, серьезнее, благороднее эти вещи обсуждаются ораторами, чем исследуются философами — непонятными, грубыми, безжизненными”.

К кому из теоретиков и практиков искусства наиболее близка позиция Лоренцо Валлы?

4. Развивая эту позицию, Лоренцо Валла утверждал: “Действительно, если тщательно выспросить [прошлые] времена: о наиболее значительных и великих делах говорили ораторы на площади города, прежде чем начинали болтать в закоулках философы; также и в наши времена, хотя философы называют себя руководителями других, однако, как показывает само дело, ораторы являются руководителями других, и именно они должны называться властителями”. Как следует оценивать эту точку зрения, основываясь на реалиях сегодняшнего дня?

5. Почему Лоренцо Валла не только пытается развивать идеи Квинтилиана о роли ораторского искусства на практике, но и противопоставляет его риторическое наследие Цицерону?

6. А.Ф.Лосев, анализируя риторическое наследие Лоренцо Валлы, обращал внимание на специфику понимания самого термина “риторика” великим гуманистом:

“Пользуясь материалами С.И.Кампореале, мы хотели бы выдвинуть на первый план одно обстоятельство, которое всегда игнорируется в изложении философии Валлы. Дело в том, что обычно весьма мало подчеркивается оригинальность употребления у Валлы самого термина “риторика”. Под этой “риторикой” обычно, и притом весьма поверхностно, понимается просто сводка правил ораторского искусства. Ничего подобного нет у Валлы. На наш взгляд, свой термин “риторика” Валла понимает не столько по Квинтилиану, сколько по Аристотелю. По Аристотелю же риторический силлогизм, или, как он выражается, энтимема, отличается от аподиктического силлогизма тем, что он не является просто дедукцией или индукцией, но учитывает и все случайные и местные обстоятельства, делающие такой силлогизм вместо абсолютной истинности только еще вероятностным, только еще правдоподобным. Возможно, в этом и заключается разгадка постоянной опоры Валлы именно на res. И тогда получается, что Валла возражает, собственно говоря, не против Аристотеля вообще, но против аподиктически-силлогистического Аристотеля, против формально-логического Аристотеля”.

С какой традицией в понимании взаимоотношения риторики и философии можно соотнести эту точку зрения?

7. Можно ли полностью принять следующую оценку А.Ф.Лосева: “Главным учителем и авторитетом в риторике для Валлы стал Квинтилиан. Но Квинтилиан служил для него источником критических инструментов богословского исследования. Реальные мотивы творчества Валлы надо искать в возрождении гуманистической культуры и в религиозном кризисе современного ему общества”. Подтверждает ли приведенная выше характеристика отношения Лоренцо Валлы к культурному наследию Квинтилиана?

Литература

Сочинения

Лоренцо Валла. Об истинном и ложном благе; О свободе воли. — М., 1989.

Лоренцо Валла. О красотах латинского языка // Соч. итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV в.). — М., 1985.

Лоренцо Валла. О наслаждении // Антология мировой философии. В 4-х тт. — М., 1969—1972. — Т. 2 (1970): Европейская философия от эпохи Возрождения по эпоху Просвещения.

Основная

Аверинцев С.С. Античный риторический идеал и культура Возрождения // Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. — М., 1996.

Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. — М., 2001.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. — М., 1978. — Разд.: Философско-эстетическая основа Высокого Возрождения. — Глава: Лоренцо Валла.

Ревякина Н.В. Творческий путь Лоренцо Валлы // Лоренцо Валла. Об истинном и ложном благе; О свободе воли. — М., 1989.

Ревякина Н.В. Человек в гуманизме итальянского Возрождения. — Иваново, 2001.

Хоментовская А.И. Лоренцо Валла — великий итальянский гуманист. — М.; Л., 1964.

Дополнительная

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: Проблемы и люди. — М., 1995.

Брагина Л.М. Социально-этические взгляды итальянских гуманистов (Вторая половина XV в. — М., 1983.

Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс XIII—XVI веков. — М., 1977.

Корелин М.С. Этический трактат Лоренцо Валлы “Об удовольствии и об истинном благе” // Вопросы философии и психологии. — 1895. — № 4 (29).

Общекультурная

Алпатов М.В. Художественные проблемы Итальянского Возрождения. — М., 1976.

Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: Стиль жизни и стиль мышления. — М., 1978.

Брагина Л.М. Итальянский гуманизм: Этические учения XIV—XV веков. — М., 1977.

Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. — М., 1986.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.