Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сase-study «Конфликт Администрации Краснодарского края и ОАО «Тольяттиазот»





Один из крупнейших инвесторов, работающих в Краснодарском крае, корпорация «Тольяттиазот», характеризуется, как один из самых слабых субъектов общественно-политических процессов региона. Компания практически не принимает участия в политической жизни края, инициируемой региональной властью.

Свою деятельность на Кубани химическая корпорация «Тольяттиазот» начала в 2002 году со строительства терминала по хранению сжиженного аммиака и метанола с целью дальнейшей отправки продукции за границу морским путем из порта на мысе «Железный Рог». Годом ранее президент корпорации В.Н. Махлай побывал на Таманском полуострове, и после поездки заключил договор с администрацией Краснодарского края «О намерениях осуществить инвестирование средств в развитие портового хозяйства региона». В 2002 году на Таманском полуострове начались работы по строительству химического терминала по перевалке аммиака.

Согласно договору, Краснодарский край будет получать по два доллара за каждую перекаченную тонну аммиака, причем половина средств останется в бюджете Темрюкского района. По расчетам специалистов, ежегодные отчисления в бюджет района составят 360 миллионов рублей. По сути, таманцы получат в подарок еще один районный бюджет, да полторы тысячи рабочих мест в подарок» (данные о возможной прибыли и количестве рабочих мест в различных источниках нередко отличались).

Единственной проблемой в реализации строительства аммиачного терминала были протесты экологических организаций. Европейский Банк Реконструкции и Развития, который финансировал данный проект, присвоил ему категорию «А» (которую присваивают экологическим опасным объектам) и предусмотрел процедуру его согласования через широкие консультации с общественностью.

При поддержке Администрации Краснодарского края химический гигант быстро нашел взаимопонимание с местными жителями, проживающими в населенных пунктах, расположенных в непосредственной близости от будущего терминала. В ход были пущены традиционные методы воздействия на общественное мнение через СМИ.

«Наш проект прошел все необходимые экспертизы на федеральном и краевом уровне, был одобрен институтом океанологии. При строительстве терминала будут применятся беспрецедентные технологии безопасности. В частности «трехстенные рубашки» и современнейшая автоматика, исключающие попадание аммиака в атмосферу», — рассказывал в одном из интервью президент корпорации В.Н. Махлай.

Прибывшая в Темрюкский район группа PR-специалистов из Тольятти активно занималась вычислением лидеров общественного мнения и проводила с ними адресную работу. В передачах районного телевидению неоднократно внушалась идея о том, что строительство нового порта в поселке Волна не только оживит провинциальную жизнь, но и поможет России в обретении новых торговых путей. В это же время среди пожилого населения станицы Тамань (самого крупного населенного пункта, оказавшегося вблизи будущего порта) проводилась разъяснительная работа о том, что аммиак не горит. Немало людей видели в этом веществе именно такую опасность.

Широкомасштабная акция не могла не принести результатов. Споры среди населения станицы Тамань о том, какую опасность представляет химический терминал, вскоре улеглись. Последующие годы как краевые, так и районные власти оказывали проекту заметную поддержку. На территории Темрюкского района был налажен выпуск еженедельной газеты «Тамань, вперед!» с небывалым для районной прессы тиражом в 40 тысяч экземпляров и бесплатной почтовой раздачей. Из номера в номер издание подробно рассказывало о перспективах строительства аммиачного терминала. Чиновники администрации Темрюкского района обеспечивали своевременную подготовку разрешительных документов. Краевые власти, несмотря на явные протесты со стороны некоторых российских ученых-экологов, практически не реагировали на требования о приостановлении деятельности корпорации, которая полноправно хозяйничала на мысе «Железный Рог».

Для обеспечения прикрытия не всегда законной деятельности корпорации региональная власть потратила немало сил, будучи крайне заинтересованной в реализации этого крупного проекта. Ставка делалась на то, что после завершения всех основных работ, к участию в развитии нового портового хозяйства потянутся новые инвесторы. Фактически так и произошло.

Вскоре строительство химического терминала стало составляющей частью в инвестиционном развитии портовой зоны территории Таманского полуострова Краснодарского края. В 2001 году был разработан проект строительства торгового порта «Тамань» у мыса Железный Рог, как раз в районе терминала «Тольяттиазот». Эта компания вошла в пул инвесторов. Кроме того, о готовности участвовать в строительстве будущего порта заявили сразу семь крупных инвесторов, среди которых было ЗАО «Таманьнефтегаз», ОАО «Туапсинский морской торговый порт» и т.д.

Однако все последующие действия корпорации Тольяттиазот, фактически начавшей препятствовать деятельности других инвесторов, настроили против нее и региональный бизнес, и органы власти.

Как крупный субъект общественно-политических процессов в регионе, за прошедшие пять лет корпорация Тольяттиазот практически не вела никакой деятельности по поддержанию взаимоотношений с региональными органами власти. Все текущие вопросы, относящиеся к производству, менеджеры компании решали в непосредственном диалоге с чиновниками администрации Краснодарского края. Согласно «Проекту стратегического планирования деятельности компании на 2002-2005 годы» руководство Тольяттиазота не предусмотрело в Таманском филиале компании создания специализированной службы по работе с органами власти. Будучи одним из крупнейших инвесторов в регионе, корпорация совершенно не позаботилась о том, чтобы настроить группы политического влияния Кубани на лояльное восприятие собственной деятельности. Фактически все взаимодействие с региональными органами власти ограничивалось деловыми переговорами по конкретным вопросам. Естественно, что отказ от участия в общественно-политической жизни региона, в немалой степени поспособствовало быстрому ухудшению взаимоотношений администрации Краснодарского края и руководства корпорации.

После посещения строительной площадки будущего терминала осенью 2004 года губернатором А.Н. Ткачевым и проведения экстренного совещания на месте строительства порта, деятельность корпорации была приостановлена. Разногласия между краевыми властями и тольяттинской корпорацией зашли так далеко, что губернатор Кубани объявил о передаче материалов о деятельности ОАО в прокуратуру. Официальной версией противостояния были многочисленные нарушения экологических нормативов со стороны «Тольяттиазот». «Все материалы, касающиеся перечисленных нарушений, мы передаем в прокуратуру Краснодарского края. Мы ожидаем судебных решений в отношении корпорации «Тольяттиазот», – подчеркнул А. Ткачев. «В истории России, я думаю, это беспрецедентное решение, когда власти региона останавливают реализацию огромного, очень значимого для экономики края проекта. Но безопасность людей важнее. Пора прекратить партизанщину «Тольяттиазота», – заявил губернатор.

По словам краевых властей, корпорация упорно игнорировала предписания различных надзирающих структур. «В ходе строительства перевалочного комплекса был установлен ряд серьезных нарушений законодательства», – сообщил заместитель главы края Александр Гаврилов. «Всего мы назвали 22 пункта нарушений, включая отсутствие экологической экспертизы, пользование недрами без лицензии, выброс вредных веществ в воздух без специального разрешения, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства. Строительство на этом участке порта было запрещено, но «Тольяттиазот» продолжает строительно-монтажные работы, в чем мы убедились, совершив облет строительной площадки», – сообщил вице-губернатор региональным и федеральным СМИ.
Сложившуюся ситуацию, многие эксперты расценили как конфликт интересов, а экологические нарушения краевая администрация использовала как предлог, подтверждает руководитель «Экологической вахты по Северному Кавказу» Андрей Рудомаха: «Таманьнефтегаз» строил одновременно с «Тольяттиазотом» и строит до сих пор (терминал по перевалке нефтепродуктов — «ЮР»), причем с не меньшими нарушениями, чем последний. Однако на эти нарушения власть никак не реагирует, их никто не собирается останавливать».

В результате юристы «Тольяттиазота» подали иск в Арбитражный суд Краснодарского края, оспаривая решение о запрете строительства. В результате суд признал письмо о приостановке незаконным.

По результатам судебных разбирательств и заключительным этапом в конфликте стало решение, устроившее обе стороны. Краснодарские власти признали право «Тольяттиазота» на завершение строительства терминала, а также на все подъездные железнодорожные пути, помещения железнодорожных станций, технологическую эстакаду и автомобильную дорогу. Корпорация получила все необходимые для строительства документы, в том числе и экологическую экспертизу.

На сегодняшний день ситуация с химической корпорацией является единственным примером неудачного сотрудничества крупного бизнеса с региональной властью Краснодарского края. Практически все остальные инвестиционные проекты на территории Кубани были осуществлены в полном объеме.

Задание.

1. Выявите формальные и неформальные практики во взаимодействии Администрации Краснодарского края и ОАО «Тольяттиазот».

2. Проанализируйте ошибки, допущенные руководством компании и предложите меры, которые могли нейтрализовать конфликт и привести к успешному завершению проекта.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.