Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Характеристика логопедии как науки





Характеристика логопедии как науки

Логопедия как отрасль специальной педагогики. Место логопедии в системе педагогических наук. Цель и задачи логопедии. Нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройствами речевой деятельности как предмет логопедии. Понимание речевых нарушений, их отграничение от возрастных особенностей речи, от временных состояний у детей и взрослых, территориально-диалектных и социокультурных особенностей речи.

Понятийно-категориальный аппарат логопедии: понятие недоразвития и нарушения речи; понятие симптома речевого нарушения как признака какого-либо нарушения речевой деятельности, понятие структуры речевого дефекта как совокупности речевых и неречевых симптомов нарушения речи; понятие механизма и патогенеза нарушений речи.

Характеристика связей логопедии с другими науками: внутрисистемных (с педагогикой общей и специальной, психологией общей и специальной и т.д.) и межсистемных (с биологическими и медицинскими науками).

Специальная психология как наука

Специальная психология как отрасль психологической науки. Предмет и задачи специальной психологии.

Основные разделы специальной психологии: тифлопсихология, сурдопсихология, психология лиц с нарушениями умственного развития, логопсихология, психология лиц с нарушениями поведения и эмоционально-волевой сферы. Связь с другими науками: внутрисистемные (с общей, возрастной, клинической психологией и другими разделами психологии) и межсистемные (с биологическими и медицинскими науками). Основные принципы психологического изучения лиц с нарушениями речи: принципы комплексного подхода к изучению человека, единства диагностики и коррекции, целостного изучения всех психических характеристик отдельного индивидуума, личностного подхода, деятельностного подхода, динамического изучения ребенка, этиопатогенетический принцип и принцип количественно-качественого подхода при анализе данных. Принципы специальной психологии. Методы специальной психологии. Специфика применения традиционных методов научно-психологического изучения развития детей в специальной психологии.

Специальная педагогика как наука

Определение специальной педагогики. Основные понятия специальной педагогики (реабилитация, абилитация, лица с особыми образовательными потребностями). Объект, предмет, цель и задачи специальной педагогики. Медико-клинический, психологический, педагогический и социологический аспекты специальной педагогики.

Предметные области специальной педагогики: тифлопедагогика, сурдопедагогика, логопедия, обучение и воспитание детей с нарушениями умственного развития и комплексными нарушениями в развитии и др. Стратегические задачи развития специальной педагогики на современном этапе (ранее выявление нарушений в развитии ребёнка, использование компьютерных технологий в специальном образовании, поддержка функционирующей системы специального образования, интегрированное (инклюзивное) обучение, оказание помощи семье, воспитывающей ребёнка с нарушением в развитии и др.).

Современная система специального образования людей с различными отклонениями в развитии (ограниченными возможностями здоровья)

Система специальных учреждений для лиц с нарушениями речи. Общедидактические принципы. Принципы коррекционной педагогики: принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач, принцип единства диагностики и коррекции, учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, деятельностный принцип коррекции, принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности, принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения.

Логопсихология как раздел специальной психологии

Цель, задачи логопсихологии как науки. Этические принципы и правила психологической диагностики: принцип конфиденциальности, ненанесения ущерба, компетентности, беспристрастности и соблюдения интересов обследуемого. Структура дефекта лиц с нарушениями речи: речевая и неречевая симптоматика. Особенности изучения детей, подростков и взрослых с нарушениями речи. Учет ведущего вида деятельности, состояния речевого развития в процессе изучения психического развития лиц с нарушениями речи.

Понятие аномального развития (дизонтогенез)

Аномальное развитие как развитие ребенка, у которого нарушен нормальный ход психического развития в связи с дефектом. Понятие дефекта как физического или психического недостатка, вызывающего нарушение нормального развития ребенка. Виды дефектов (частичный, тотальный, врожденный, приобретенный). Учение Л.С.Выготского о структуре дефекта.

Современное представление о психическом дизонтогенезе как нарушении развития ребенка на каком-либо этапе онтогенеза. Характеристика типов психического дизонтогенеза (недоразвитие, задержанное, поврежденное, дефицитарное, искаженное, дисгармоничное развитие).

Компенсация как механизм приспособления ребенка к дефекту. Декомпенсация. Сверхкомпенсация.

Этапы речевого онтогенеза. Закономерности речевого развития в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Общая характеристика этапов нормального речевого онтогенеза. Вклад А.Н.Гвоздева в развитие представлений о развитии речи ребенка. Лингвистический подход к оценке речевого развития (А.Н.Гвоздев, С.Н.Цейтлин).

Психологическая периодизация речевого развития. Роль Д.Б.Эльконина и А.К.Марковой в разработке психологического подхода к оценке речевого развития. Взаимосвязь психического и речевого развития ребенка, влияние ведущей деятельности возраста и ведущих форм общения на дифференциацию функций речи и становление форм речи на разных этапах речевого развития.

Особенности довербального периода развития. Стадии развития ребенка от рождения до 18 месяцев: стадия рефлекторных криков и звуков, появление гуления и смеха, появление и расцвет лепета, появление лепетных слов и ситуативной речи.

Особенности речевого развития ребенка раннего возраста. Овладение ребенком фразовой речью, лингвистические особенности фразы. Освоение звукопроизношением, лексической и грамматической системой родного языка. Переход от вопросно-ответной речи к диалогической. Роль предметно-манипулятивной деятельности как ведущей деятельности возраста в становлении диалога как ведущей формы речи.

Развитие речи в дошкольном возрасте. Дифференциация форм и функций речи. Завершение формирования звукопроизношения и лексико-грамматической системы языка. Переход от диалогической речи к монологической. Роль игровой деятельности в становлении и развитии монолога.

Переход к овладению письменной речью в младшем школьном возрасте. Влияние учебной деятельности на совершенствование функций речи. Учебный диалог как основная форма речи.

Этиология речевых нарушений

Критические периоды в развитии речевой функции. Причины и патогенез речевых нарушений. Классификация причин: органические и функциональные, врожденные и приобретенные, эндогенные (внутренние) и экзогенные (внешние), биологические и социально-психологические. Взаимодействие причин на разных этапах речевого развития.

Характеристика и систематизация причин речевого нарушения. Оценка факторов риска речевого нарушения, оценка анамнестических данных (неосложенный анамнез, незначительно осложненный, осложненный)

Понятие структуры речевого нарушения. Учение Л.С.Выготского о первичном и вторичном в структуре дефекта и его роль для развития представлений о речевом нарушении в отечественной логопедии.

Формирование ориентировки ребенка в смысловой цельности связного сообщения и в языковых средствах. Формирование правил смысловой и языковой организации текста при обучении детей первоначальному навыку связного говорения.

Формирование навыка построения повествовательного и описательного высказывания. Использование различных видов детской деятельности в логопедической работе над самостоятельным связным высказыванием у детей с общим недоразвитием речи.

15. Направления и содержание логопедической работы при фонетико-фонематическом недоразвитии речи

Система коррекционно-образовательных учреждений специального назначения для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Принципы отбора детей и комплектование групп. Организация работы медико-психолого-педагогической комиссии (МППК).

Рекомендации к зачислению детей дошкольного и младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в специальные дошкольные учреждения и школы. Организация коррекционной логопедической помощи в условиях специального обучения. Особенности организации коррекционной логопедической работы с дошкольниками и младшими школьниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в условиях общеобразовательного учреждений.

Основные направления и содержание коррекционного обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в условиях общеобразовательных и коррекционных учреждений.

Студент, не защитивший дипломную работу, допускается к повторной защите только один раз в течение трех лет после окончания учебного заведения за установленную плату.

Для студентов, не защитивших дипломную работу в установленные сроки по уважительной причине, подтвержденной документально, председателем ГЭК может быть назначена специальная защита, но только в дни графика заседания комиссии.

Защищенные выпускные квалификационные работы сдаются на выпускающую кафедру для регистрации и хранятся в архиве в течение пяти лет.

 

Характеристика логопедии как науки

Логопедия как отрасль специальной педагогики. Место логопедии в системе педагогических наук. Цель и задачи логопедии. Нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройствами речевой деятельности как предмет логопедии. Понимание речевых нарушений, их отграничение от возрастных особенностей речи, от временных состояний у детей и взрослых, территориально-диалектных и социокультурных особенностей речи.

Понятийно-категориальный аппарат логопедии: понятие недоразвития и нарушения речи; понятие симптома речевого нарушения как признака какого-либо нарушения речевой деятельности, понятие структуры речевого дефекта как совокупности речевых и неречевых симптомов нарушения речи; понятие механизма и патогенеза нарушений речи.

Характеристика связей логопедии с другими науками: внутрисистемных (с педагогикой общей и специальной, психологией общей и специальной и т.д.) и межсистемных (с биологическими и медицинскими науками).







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.